Рабочая программа по геометрии 9 класс (уч. Л.С.Атанасян)
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме

Овсюкова Вера Анатольевна

Рабочая программа по геометрии, для тех кто преподавание ведет по учебнику Л.С.Атанасяна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_geom_9.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

Усть-Кутского муниципального образования.

Рассмотрено:                                                                       Согласовано:                                                                  Утверждено:

на заседании ШМО учителей                                           зам. директора по УВР                                                   директор МОУ СОШ № 5 УКМО

протокол № 1 от 31. 08.2013 г.                                       ________ Л.А.Горемыкина                                               ___________С.В.Фетцова

руководитель ШМО_______    Е.А.Кабыкина              «____»________2013 г.                                                  «_____»_________2013 г.

Рабочая программа

 по геометрии

9 класс.

Разработчик:

Вера Анатольевна Овсюкова

учитель математики.

2013-2014 учебный год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса геометрия для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48) №273-ФЗ от 29.12.2012 года.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования по математике, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
  3. Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  4. Примерная программа (основного общего образования) по геометрии (Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы / авт.-сост. Т.А.Бурмистрова.-М.: Просвещение, 2009).
  5. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года № 920 –мр).
  6. Распоряжение министерства образования Иркутской области от 13.06.2013 № 071-мр. «О продлении срока действия регионального учебного плана для общеобразовательных учреждений Иркутской области»
  7. Учебный план ОУ МОУ СОШ № 5 УКМО на 2013-2014 учебный год.
  8. Положение МОУ СОШ № 5 УКМО «О рабочей программе педагога», утверждено приказом директора МОУ СОШ № 5 УКМО 01.09.2011 года № 110-од

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии  в 9 классе отводится не менее 68 часов из расчета 2 ч в неделю.

В год – 68 часов (2 часа в неделю, всего 68 часов)

В том числе:

Контрольных работ - 5

Проведено будет 66 часов, т.к. 02.05, 09.05 государственный праздник.

Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067
"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"):

  1. Геометрия, 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.Г.Баханский. Задачи по геометрии. 7-11 классы. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Л.С.Атанасян, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 9 класса. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Геометрия. Тематические тесты. 9 класс./ Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. – М.: - просвещение,  2008.

Курс геометрии входит в число дисциплин, включенных в учебный план.

Целью прохождения настоящего курса является:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструктивных новых алгоритмов;

- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, требующих поиска пути и способов решения;

- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения геометрии в 9 классе ученик должен знать и уметь:

- Уметь выполнять основные действия с векторами, понимать геометрический смысл вектора; использовать векторы при решении задач;

-Уметь выполнять действия над векторами, заданными координатами, находить координаты, абсолютную величину вектора, вычислять координаты середины отрезка, уметь использовать уравнение окружности и прямой при решении задач

-Уметь применять скалярное произведение векторов при решении задач; находить площадь треугольников по формулам; решать задачи, используя основные алгоритмы решения произвольных треугольников.

- Уметь решать задачи на вычисление площадей и сторон правильных многоугольников, радиусов вписанных и описанных окружностей, длины дуги окружности и площади круга, кругового сектора.

-Знать основные виды движения и уметь применять при решении задач.

-Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц к другим в соответствии с условиями задачи.

Векторы (8 часов).

Знать/ понимать:

 - определение вектора, определение коллинеарных векторов, законы сложения и умножения векторов.

Уметь:

- изображать вектора и выполнять действия над ними.

Метод координат (10 часов).

Знать/ понимать:

- формулы нахождения длины и середины отрезка, уравнения прямой и окружности.

Уметь:

- применять формулы для решения задач.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (11 часов)

Знать/ понимать:

- теорему о площади треугольника;

- теорему синусов и теорему косинусов.

Уметь:

- уметь применять данные теоремы для решения треугольников, находить недостающие элементы треугольника.

Длина окружности и площадь круга (12 часов).

Знать/ понимать:

- определение правильного многоугольника;

- формулы для вычисления стороны и периметра многоугольника;

- формулы длины окружности и площади круга.

Уметь:

- строить правильный многоугольник;

- применять формулы для решения задач..

Движения (8 часов).

Знать/ понимать:

- примеры движений фигур;

- симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос;

- поворот и центральная симметрия;

- понятие о гомотетии. Подобие фигур.

Уметь:

- строить образы движения.

Начальные сведения из стереометрии (8 часов).

Знать/ понимать:

- предмет стереометрии;

- геометрические тела и поверхности;

- многогранники;

- тела и поверхности вращения;

- формулы для вычисления площадей и объемов.

Уметь:

- применять знания при решении задач.

Об аксиомах стереометрии (2 часа).

Знать/ понимать:

- аксиомы планиметрии.

Уметь:

- применять знания при решении задач.

Повторение. Решение задач (7 часов).

Уметь:

- применять все полученные знания за курс алгебры 9 класса.

Учебно-тематический план.

Наименование

разделов и тем

Количество часов

По примерной программе

По рабочей программе

Всего

Контр. Меропр.

Векторы.

8 ч

8 ч

Метод координат.

10 ч

10 ч

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11 ч

11 ч

1

Длина окружности и площадь круга.

12 ч

12 ч

1

Движения.

8 ч

8 ч

1

Начальные сведения из стереометрии

8 ч

8 ч

Об аксиомах планиметрии

2 ч

2 ч

      Повторение. Решение задач.

9 ч

7 ч

1

Итого

68 ч

66ч

Содержание программы учебного курса.

1. Векторы (8 часов). Метод координат (10 часов).

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель – научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

При изучении данной темы основное внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Понятие равенства векторов вводится на интуитивной основе. Завершается изучение темы знакомством с понятием координат вектора.

2.  Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 часов).

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель – развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0 до 180 вводятся с помощью единичной полуокружности.

В процессе изучения данной темы знания обучающихся о треугольниках дополняются сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольников, основанных на теоремах синусов и косинусов. Кроме того, здесь же учащиеся знакомятся еще с одной формулой площади треугольника. При этом воспроизведения доказательств этих теорем от обучающихся можно не требовать.

3. Длина окружности и площадь круга (12 часов).

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель – расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2n –угольника, если дан правильный n –угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используется при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе.

4. Движения (8 часов).

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель – познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий.

5. Начальные сведения из стереометрии (8 часов).

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Основная цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить обучающихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.

Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии.

6.  Об аксиомах геометрии (2 часа).

Беседа об аксиомах геометрии.

Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

7. Повторение. Решение задач (7 часов).

Цель: повторить и обобщить материал, изученный в 9 классе.

Контроль.

Система измерения результатов состоит из:

  • входного, промежуточного и итогового контроля;
  • тематического и текущего контроля,
  • административного.

Входной контроль – сентябрь

Промежуточный контроль – декабрь

Итоговый контроль – май

Тематический контроль:

 Каждый вариант контрольной работы содержит задания обязательного и повышенного уровня подготовки.

  1. Контрольная работа № 1 по теме «Метод координат»
  2. Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» (Административный контроль).
  3. Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга»
  4. Контрольная работа № 4 по теме «Движения»
  5. Контрольная работа № 5 «Итоговая контрольная работа». (Итоговый контроль)

            Текущий контроль:

Самостоятельные работы.
В каждый вариант самостоятельной работы включены задания двух уровней: базовый и повышенный.

Ср 1.1 Векторы.

Ср 3.1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Ср 4.1 Длина окружности и площадь круга.
Тематические тесты.
Тематические тесты включают в себя 9 заданий с выбором ответов. В некоторых тестах имеются задания повышенной сложности. Как правило, с помощью тематических тестов диагностируется усвоение изученной темы, пробелы знаний обучающихся. 

Тест 1 Векторы. Метод координат
Тест 2 Синус, косинус, тангенс угла.

Тест 3 Движения
Тест 4 Итоговый

Административный контроль:

На административный контроль выносится:

  • Контрольная работа №  2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».

Учебно-методические средства обучения.

  1. Геометрия, 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Геометрия: Задачник – практикум для 9 класса (к учебнику Л.С.Атанасяна и др.). – М.: Интеллект-Центр, 2009.
  3. Геометрия. Тематические тесты. 9 класс./ Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. – М.: - просвещение,  2008.
  4. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.Г.Баханский. Задачи по геометрии. 7-11 классы. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Л.С.Атанасян, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 9 класса. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Репетитор по геометрии. 9 класс. ООО «Акелла», 2008.
  8. Тема «Движения» в школьном курсе геометрии /Т.Мищенко. М.: - Чистые пруды, 2008.
  9. Центральная симметрия/Г.Фалин, А.Фалин. –М.: Чистые пруды, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)

Программа разработана на основе                 Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...

Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник: Геометрия 7-9 класс. Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.. - М. : Просвещение, 2015.

                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии. Уровень образования (класс):    основное общее образование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         11 Учитель      Асессорова Е.М....

Рабочая программа по геометрии .по учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. "Геометрия", 10–11 класс для детей, обучающихся на дому

        Рабочая программа по геометрии для 10 класса (обучение на дому) рассчитана на 1 час в неделю. Программа разработана:в соответствии с Приказом Министерства образовани...