Урок геометрии в 8 классе "Определение декартовых координат".
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Цели и задачи урока:

 1. Дать определение декартовых координат.

 2. Отработать навыки нахождения точек по их координатам  и навыки определения  координат  точек на плоскости.    

 3. Сформировать навыки нахождения координат  середины отрезка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Геометрия – 8

Тема урока: Определение декартовых координат.

                     Координаты середины отрезка».

Цели и задачи урока:

Образовательные: 1. Дать определение декартовых координат.

                                 2. Отработать навыки нахождения точек по их  

                                 координатам  и навыки определения  координат                                    

                                 точек на плоскости.    

                                 3. Сформировать навыки нахождения координат

                                 середины отрезка.

Воспитательные: 1. Воспитывать у учащихся на примере великих

                                учёных  интерес к математике, к её познанию.

                               2. Воспитывать аккуратность и культуру            

                                 графических построений.    

Развивающие: 1. Активизировать познавательную активность и

                              любознательность учащихся.  

                             2. Развивать логическое мышление, умение

                             анализировать, сравнивать, обобщать, делать

                              выводы.

  Технологии:  - Информационно – коммуникационные технологии;

                         - Исследование в обучении;

                         - Здоровьесберегающие технологии.

Тип урока:  комбинированный

Оборудование: компьютер, презентация урока, карточки с заданиями.

                               Ход урока:

 

 Действия учителя

Время

 Действия учащихся

Примеча – ния

1.

Приветствие учителя.

1 мин

Организационный момент.

2.

Устная работа

3 мин

Выполняют действия с числами и отгадывают зашифрованные слова абсцисса и ордината

Слайд

3.

Определение темы урока,  целей и задач.

3 мин

Делают предположение, о чём пойдёт речь на уроке, кто, что хотел бы узнать.

Слайд

4.

Повторение:

1. Что образует систему координат?

2.Как называются оси координат?

3.Если абсцисса точки равна нулю, то где лежит точка?

4. Если ордината точки равна нулю, то где лежит точка?

5. Если обе координаты равны нулю, то где лежит точка?

6. Если обе координаты равны между собой, то где лежит точка?

9 мин

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания на слайдах:

- назвать координаты вершин треугольника;

- назвать координаты точек пересечения сторон прямоугольника с осями координат;

- назвать координаты точек пересечения окружности с осью абсцисс;

- отыскать точки, которые лежат                в I четверти

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

5.

 - Как давно люди используют систему координат?

Историческая справка:

- Идеей координат пользовались в средние века для определения положения светил на небе, для определения места на поверхности Земли;

 - Применять координаты в математике впервые стали Пьер Ферма (1601-1665) и Рене Декарт (1596-1650);

- Термины «абсцисса» и «ордината» были введены в употребление    Г. Лейбницем в 70-80 годы XVIIвека;

 - Как называют систему координат? Чьё имя она носит?

5 мин

Рассказ о возникновении системы координат.

 - более чем за 100 лет до н. э. греческий учёный Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами;

Древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (IIв.)применил географические координаты для определения местонахождения мореплавателей.

Слайд

Слайд

Слайд

6.

5.

Слушает доклад

Физкультминутка

4 мин

1 мин

Слушают доклад школьника

Выполняют физические упражнения

См.прил.

Музыка

8.

Где применяются в жизни знания о координатах?

 

Дополняет ответы учащихся:

 - Не обойтись без системы координат и в математике, физике, статистике, бухгалтерском деле.

2 мин

- Номер вагона и номер места в поезде;

- Номер подъезда и номер этажа в многоэтажном доме;

- Система координат в зрительном зале;

 - географические координаты на картах, туристических маршрутах;

 - в шахматах, шашках;

 - «Морской бой»

Слайд

Слайд

9.

Практическая работа по карточкам: «Найдите координаты середины отрезка».

Предлагает провести взаимопроверку.

10мин

Самостоятельно отмечают в тетрадях на координатной плоскости точки, измеряют отрезки, находят координаты середины отрезков.

Обмениваются тетрадями, проверяют выполненные задания у соседа по парте.

Индивид.

Карточки

Пользу-

ются

линейкой

10.

Анализ полученных данных.

Задаёт проблемный вопрос: Можно ли, зная координаты концов отрезка, не выполняя построений, сразу дать ответ в задаче?

Теоретически вы это докажете, прочитав п. 72

3 мин

Называют полученные ответы: длины отрезков и координаты середин данных отрезков

Дают ответы на поставленный вопрос.

Записывают формулы.

Слайд

Слайд

11.

Задаёт домашнее задание

1 мин

Записывают домашнее задание: пю71, 72, №14,  индивид. задание: построить фигуру

Получают карточки с координ точек

12.

Подведение итогов урока.

Оценки. Рефлексия.

3 мин

Высказывают своё мнение. Получают оценки.

Слайд

        Приложение 1.

Практическая работа. 1) Постройте координатную плоскость, взяв за единичный отрезок две клетки в тетради.  Отметьте на плоскости точки, согласно их координатам: А(3; 0), В(7;0), С(0; 2), D(0; 6), F( - 4; 0), G( - 2; - 7), O (0; 0), N( - 2; 0).

2) С помощью линейки найдите середины отрезков, обозначьте их и запишите координаты: Х(?; ?)- середина отрезка АВ, Е(?; ?) – середина отрезка СD, Н(?; ?) – середина DF, М(?; ?) – середина FG и К(?; ?) – середина АG,

3) Найдите длину отрезков: АВ, СD, МК, FN.  

       Приложение 2.                                            К - 1

Индивидуальное домашнее задание.

Постройте фигуру кошки по точкам с координатами:  

( - 2; - 4),  ( - 8; - 4),  ( - 6; - 2),  ( - 4; - 2),

( - 2; - 4),  ( - 2; 2),  (0; 4),  (2; 4),  ( - 2; 9),

(4; 7),  (6; 9), (?; ?),  (?; ?),  (?; ?),  (?; ?).

Глаза: (3; 6),  (5; 6),   нос (4; 5).

Достроить фигурку кошки можно, предварительно решив линейные уравнения. Корни уравнений 1 варианта являются абсциссами, а корни уравнений варианта 2 – ординатами искомых точек.

1 вариант:                                        2 вариант:

А) 4(х – 2)=16                                 А) 6(у – 1)= 18

В) 2(3 + 2х)=4(3-х) + 26                 В) 4(3 – у) – 11=7(2у – 5)

С)  - 4(7-х)= х – 16                          С) 3(4у + 8)=3у + 6

Е) 3х + 7= 8х – 3                              Е) 4у – 13=9у + 7

    Приложение 3.                                               К – 2

Индивидуальное домашнее задание.

Постройте фигурку «Рыбка» по точкам с координатами:

(3; 3),  (0; 3), ( - 2; 2),  ( - 5; 2),  ( - 7; 4),  ( - 8; 3),  ( - 7; 1),  ( - 8;  - 1),

( - 7; - 2),  ( - 5; 0),  ( - 1; - 2),  (0; - 4),  (2; - 4),  (3; - 2),  (5; - 2),  (7; 0),

(5; 2),  (3; 3),  (2; 4),  ( -3; 4),  ( - 4; 2)   и   (5; 0) – глаз

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение декартовых координат. Координаты середины отрезка Геометрия 8 класс Учитель математики филиала МКОУ СОШ с Красавка Самойловского района Саратовской области в с Низовка Нарежняя Татьяна Александровна

Слайд 2

Цели и задачи на уроке: Образовательные: - Дать определение декартовых координат - Отработать навыки нахождения точки по её координатам и определения координат точки на плоскости - сформировать навыки нахождения координат середины отрезка. Воспитательные : -воспитывать у обучающихся интерес к математике и её познанию. - воспитывать аккуратность и культуру графических построений . Развивающие : - Активизировать познавательную активность и любознательность обучающихся - Развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы

Слайд 3

Первое из чисел, заданием которого определяется положение точки на плоскости 9,8 87 40 81 23 40 40 9,8 Ц И С А Б С С А

Слайд 4

Второе из чисел, заданием которого определяется положение точки на плоскости Р Н И Д Т А О А

Слайд 5

Две взаимно перпендикулярные оси (прямые), имеющие общее начало и общую единицу масштаба, образуют прямоугольную систему координат или координатную плоскость. х у -1 1

Слайд 6

Если на плоскости дается точка М, то в данной координатной системе можно найти пару чисел х и у, соответствующей этой точке. М М 1 М 2 х у 0 (х,у) Число х - называется абсциссой точки М, а число у- ее ординатой , х и у – координаты точки М

Слайд 7

Координатные оси разбивают плоскость на четыре части-четверти I, II, III, IV х у I (+;+) II (-;+) III (-;-) IV (+;-)

Слайд 8

-8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5 4 3 2 1 -2 -3 -4 х у -1 Назовите координаты вершин треугольника ? ? ?

Слайд 9

-8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5 4 3 2 1 -2 -3 -4 х у -1 Назовите координаты точек пересечения сторон прямоугольника с осями координат ? ? ? ?

Слайд 10

-8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5 4 3 2 1 -2 -3 -4 х у -1 Назовите координаты точек пересечения окружности с осью абсцисс

Слайд 11

y x -10 -8 -6 -4 -2 0 2 4 6 8 10 8 6 4 2 -2 -4 -6 -8 (2;8) (8;8) (5;2) (1;1) (-1;0) (11;1) (-1;8) (-3;-1) (2;-3) (-2;-4) (8;-4) (0;1) Помогите найти точки, которые лежат в I четверти. (3;4) Лишние точки удали из I четверти! 11

Слайд 12

Немного истории Рене Декарт (1596-1650) французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости , поэтому ее часто называют декартовой системой координат.

Слайд 13

Мы с Лосяшей отдохнем. Руки, ноги разомнем Влево, вправо повернемся. Снова делом мы займемся

Слайд 14

Чтобы правильно занять свое место, в кинотеатре нужно знать две координаты – ряд и место

Слайд 15

Те, кто в детстве играл в морской бой, помнят , что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой а в с е f к l m n d 1 2 3 4 5 6 8 7 9 10 аналогично в шахматах

Слайд 16

Практическая работа . 1) Постройте координатную плоскость, взяв за единичный отрезок две клетки в тетради. Отметьте на плоскости точки, согласно их координатам: А(3; 0), В(7;0), С(0; 2), D (0; 6), F ( - 4; 0), G ( - 2; - 7), O (0; 0), N ( - 2; 0). 2) С помощью линейки найдите середины отрезков, обозначьте их и запишите координаты: Х(?; ?)- середина отрезка АВ, Е(?; ?) – середина отрезка С D , Н(?; ?) – середина DF , М(?; ?) – середина FG и К(?; ?) – середина А G , 3) Найдите длину отрезков: АВ, С D , МК, FN .

Слайд 18

Итог урока Выбор за вами Довольна оценкой Было скучно Мне было интересно Доволен оценкой Здорово Оценка урока - отлично Урок понравился Есть вопросы Я молодец! Легкая тема Важная тема Оценка урока - хорошо Ничего особенного Ничего не понятно Спасибо Декарту Узнал(а) много нового Свой вариант

Слайд 20

Домашнее задание П71,72 №14, задание на карточке Постройте фигурку «Рыбка» по точкам с координатами: (3; 3), (0; 3), ( - 2; 2), ( - 5; 2), ( - 7; 4), ( - 8; 3), ( - 7; 1), ( - 8; - 1), ( - 7; - 2), ( - 5; 0), ( - 1; - 2), (0; - 4), (2; - 4), (3; - 2), (5; - 2), (7; 0), (5; 2), (3; 3), (2; 4), ( -3; 4), ( - 4; 2) и (5; 0) – глаз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок геометрии в 8 классе "Декартовы координаты на плоскости"

Обобщающий урок  геометрии  по теме "Декартовы координаты на плоскости". Разработку данного урока можно использовать  при работе с любым УМК....

Презентация к уроку геометрии в 10 классе по теме "Введение декартовых координат в пространстве" К учебнику А.В.Погорелова

Данная презентация предназначена  для урока геометрии в 10 классе по учебнику А.В.Погорелова....

Декартовы координаты на плоскости (решение задач). Геометрия 9 класс

Предлагаемая презентация предназначена для отработки практических навыков применения метода координат для решения ключевых задач темы. Рассматриваются типовы...

Презентация к уроку геометрии в 9 классе "Координаты вектора"

Демонстрационная презентация к уроку геометрии по теме "Координаты вектора". Презентация содержит объяснение нового материала, а также материалы для закрепления и проверки знаний по те...

Уровневое задание по геометрии на тему "Декартовы координаты на плоскости"

Данное задание уровневой дифференциации. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты: • При составлении заданий учитель может четко определить, до какого уровня сложности должно быть дове...

Презентации для уроков геометрии по теме "Метод координат в пространстве"

Презентации для уроков геометрии по теме "Метод координат в пространстве" подойдут для уроков геометрии в 11 классе. Для подготовки учащихся к ЕГЭ по профильной математике (задание 14, решае...

Презентация к уроку геометрии в 9 классе "Координаты вектора"

Презентация к уроку геометрии в 9 классе "Координаты вектора"...