рабочая программа по геометрии
рабочая программа по геометрии (7 класс) по теме
Рабочая программа ориентирована на учебник:
"Геометрия 7-9 классов" авторы Л.С.Атанасян, С.Б.Кадомцев, В.Ф.Бутузов. :М: Просвещение, 2011г. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразова-тельных учреждений РФ для изучения курса геометрии в 7 классе отводится 2 часов в неделю, 68 часов в год федерального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_geometriya.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 81
Пролетарского района города Ростова-на-Дону
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ №81 ________ ____/Т.А.Корнилова/ Приказ № 111 от 31.08.2013 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ для 7А, 7Б, 7В, 7Г классов на 2013 / 2014 учебный год учитель: Саакова Светлана Эдуардовна |
«РАССМОТРЕНО» Председатель ШМО математики И информатики _________________/ Г.Х. Гурбанова / Протокол. № 1 от 28.08.2013 | «СОГЛАСОВАНО» Председатель НМС МБОУ средней общеобразовательной школы № 81 _______________/ Г.И. Пантелейко / Протокол. № 1 от 30.08.2013 |
г. Ростов-на-Дону
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании :
№ | Нормативные документы |
1 | Закона «Об образовании» в Российской Федерации |
2 | Федерального компонента государственного образовательного стандарта. |
3 | Примерной программы основного общего образования по математике средней образовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации от 2004 года. |
4 | Программы по геометрии к учебнику 7-9. Автор Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.(Составитель программ: Т. А .Бурмистрова. «Просвещение», 2008 г. ) |
5 | Федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущеных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год» от 19 декабря 2011 г. № 1067). |
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразова-тельных учреждений РФ для изучения курса геометрии в 7 классе отводится 2 часов в неделю, 68 часов в год федерального компонента.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образова-ния. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
"Геометрия 7-9 классов" авторы Л.С.Атанасян, С.Б.Кадомцев, В.Ф.Бутузов. :М: Просвещение, 2011г.
Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год, под номером 1593 .
Математика играет важную роль в общей системе образования. Но математика в школе – не наука и даже не основа науки, а учебный предмет.
В учебном предмете, в отличие от науки, мы не обязаны все доказывать. Более того, в ряде случаев правдоподобные рассуждения или толкования, опирающиеся на графические модели, на интуицию, имеют для школьников более весомую общекультурную ценность, чем формальные доказательства.
Сложные математические понятия вводятся:
- когда у учащихся накоплен достаточный опыт для адекватного восприятия вводимого понятия – опыт, содействующий пониманию всех слов, содержащихся в определении (вербальный опыт), и опыт использования понятия на наглядно-интуитивном и рабочем уровнях (генетический опыт);
- когда у учащихся появилась потребность в формальном определении понятия.
Одной из основных задач изучения геометрии является развитие логического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, физики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента.
Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
Основные цели курса:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи обучения:
-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, электронного тестирования, практических работ.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ для обязательного изучения геометрии в 7а, 7б и в 7г классах отводится 2 часа в неделю , 68 часов в год, в 7в классах отводится 2 часа в неделю , 69 часов в год.
При формировании познавательной деятельности учащихся используется групповая, парная, лекционная, самостоятельная работа. С целью активизации познавательной деятельности используются:
- словесные методы: беседа, рассказ, лекция, объяснение;
- наглядные: демонстрации, натуральные объекты;
- практические занятия: распознавание и определение объектов,
наблюдение, эксперимент.
- объяснительно-иллюстративный метод;
- проблемно-поисковый метод.
В обучении используется дифференцированный подход. Познавательная деятельность учащихся направлена на умения:
слушать, делать записи в процессе объяснения учителя, работать с книгой и с дополнительными источниками (таблицами, справочниками, опорными конспектами) проводить наблюдения, формировать выводы.
Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала:
- фронтальная устная проверка,
- индивидуальный устный опрос;
- письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты).
При получении неудовлетворительной оценки или оценки неудовлетворяющей ученика, на пересдачу дается 10 дней. По истечении срока оценка выставляется в журнал.
Для реализации данного курса используются элементы педагогических технологий используются элементы педагогических технологий обучения (технологии на основе личностной ориентации, на основе активизации и интенсификации процесса обучения, на основе эффективности управления и организации учебного процесса, технологии развивающего обучения, технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения), которые подбираются для каждого конкретного класса, урока.
Для реализации поставленных целей используются следующие методы и формы обучения:
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Методы работы: рассказ, объяснение, лекция, беседа, дифференцированные задания, взаимопроверка, дидактическая игра, решение проблемно-поисковых задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса)
должны знать/понимать: | - определение точки, прямой, отрезка, луча, угла; - единицы измерения отрезка, угла; - определение вертикальных и смежных углов, их свойства; - определение перпендикулярных прямых; - определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты; - определение параллельных прямых, их свойства и признаки; - соотношение между сторонами и углами треугольника, теорему о сумме углов треугольника; - определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки. |
уметь: | - обозначать точки, отрезки и прямые на рисунке, - сравнивать отрезки и углы, - с помощью транспортира проводить биссектрису угла; - изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы; - изображать треугольники и находить их периметр; - строить биссектрису, высоту и медиану треугольника; - доказывать признаки равенства треугольников; - показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых; - доказывать теорему о сумме углов треугольника; - знать, какой угол называется внешним углом треугольника; - применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач; - строить треугольники по трем элементам. |
владеть компетенциями: | познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной. |
решать следующие жизненно-практические задачи: | - самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, - работать в группах, - аргументировать и отстаивать свою точку зрения, - уметь слушать других, -извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, - пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации, - самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ГЛАВА 1. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ | 10 |
Сравнение отрезков и углов. | 3 |
Измерение отрезков. | 2 |
Измерение углов. | 1 |
Перпендикулярные прямые. | 3 |
Контрольная работа № 1 | 1 |
ГЛАВА 2. ТРЕУГОЛЬНИКИ. | 16 |
Первый признак равенства треугольников. | 3 |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 3 |
Второй и третий признаки равенства треугольников | 4 |
Задачи на построение | 5 |
Контрольная работа № 2 | 1 |
ГЛАВА 3. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ. | 11 |
Признаки параллельности двух прямых. | 4 |
Аксиома параллельных прямых. | 6 |
Контрольная работа № 3 | 1 |
ГЛАВА 4. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА | 18 |
Сумма углов треугольника. | 2 |
Соотношения между углами и сторонами треугольника. | 4 |
Контрольная работа № 4 | 1 |
Прямоугольные треугольники | 4 |
Построение треугольника по трем элементам. | 6 |
Контрольная работа № 5 | 1 |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 13 |
Итоговая контрольная работа | |
68 |
Образовательная деятельность учащихся в реализации программы раскрывается на уроках изучения нового материала, закрепления знаний, систематизации и обобщения изученного материала, при формировании умений и навыков, контроля и оценки знаний, на комбинированных уроках.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ (7а, 7г)
Период | Дата | Вид контроля | Виды работ | Тема |
1 четверть | 05.10 | Тематический | Контрольная работа №1 | Начальные геометрические сведения |
2 четверть | 07.12 | Тематический | Контрольная работа №2 | Треугольники |
3 четверть | 25.01 | Тематический | Контрольная работа №3 | Параллельные прямые |
19.02 | Тематический | Контрольная работа №4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | |
4 четверть | 16.04 | Тематический | Контрольная работа №5 | |
24.05 | Итоговый | Контрольная работа №6 | ||
ИТОГО ЗА ГОД | ||||
Контрольные работы | 5 | |||
Итоговая работа | 1 |
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ (7Б)
Период | Дата | Вид контроля | Виды работ | Тема |
1 четверть | 04.10 | Тематический | Контрольная работа №1 | Начальные геометрические сведения |
2 четверть | 06.12 | Тематический | Контрольная работа №2 | Треугольники |
3 четверть | 24.01 | Тематический | Контрольная работа №3 | Параллельные прямые |
19.02 | Тематический | Контрольная работа №4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | |
4 четверть | 11.04 | Тематический | Контрольная работа №5 | Прямоугольный треугольник |
23.05 | Итоговый | Контрольная работа №6 | ||
ИТОГО ЗА ГОД | ||||
Контрольные работы | 5 | |||
Итоговая работа | 1 |
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ (7В)
Период | Дата | Вид контроля | Виды работ | Тема |
1 четверть | 05.10 | Тематический | Контрольная работа №1 | Начальные геометрические сведения |
2 четверть | 09.12 | Тематический | Контрольная работа №2 | Треугольники |
3 четверть | 25.01 | Тематический | Контрольная работа №3 | Параллельные прямые |
17.02 | Тематический | Контрольная работа №4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | |
4 четверть | 12.04 | Тематический | Контрольная работа №5 | Прямоугольный треугольник |
19.05 | Итоговый | Контрольная работа №6 | ||
ИТОГО ЗА ГОД | ||||
Контрольные работы | 5 | |||
Итоговая работа | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕС-КИЙ КОМПЛЕКТ: | 1. Геометрия. 7–9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. 2. Геометрия. 7 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. 3. Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 7–9 классы / сост. Т. А. Бурмистрова. – М. : Просвещение, 2010. 4. Зив, Б. Г. Геометрия : дидактические материалы : 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. – М. : Просвещение, 2011. 5. Изучение геометрии в 7–9 классах : метод. рекомендации : кн. для учителя / Л. С. Атанасян [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. 6. Мищенко, Т. М. Геометрия : тематические тесты : 7 кл. / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. – М. : Просвещение, 2011. |
ДОПОЛНИТЕЛЬ-НАЯ ЛИТЕРАТУРА: | Дополнительная литература для учителя: 7. Звавич, Л. И. Контрольные и проверочные работы по геометрии. 7–9 классы / Л. И. Звавич [и др.]. – М., 2001. 8. Зив, Б. Г. Задачи по геометрии : пособие для учащихся 7–11 классов общеобразовательных учреждений / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. – М. : Просвещение, 2003. 9. Кукарцева, Г. И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7–9 классы / Г. И. Кукарцева. – М., 1999. 10. Саврасова, С. М. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах / С. М. Саврасова, Г. А. Ястребинецкий. – М., 1987. 11. Фарков, А. В. Диагностические контрольные работы по геометрии. 7 класс / А. В. Фарков. – М., 2006. Дополнительная литература для учащихся: 12. Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении математике / М. Ю. Шуба. – М., 1997. 13. Энциклопедия для детей : в 15 т. Т. 11. Математика / под ред М. Д. Аксенова. – М. : Аванта+, 1998. |
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса, ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ: | 1. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера. 1. CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ). 2. CD «Уроки геометрии. 7–9 классы» (в 2 ч.) (КиМ). 3. CD «ГЕОМЕТРИЯ не для отличников» (НИИ экономики авиационной промышленности). 4. CD «Математика. 5–11 классы. Практикум». 2. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников. 1. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа : http://www.rusolymp.ru 2. Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике. – Режим доступа : http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm 3. Информационно-поисковая система «Задачи». – Режим доступа : http://zadachi.mccme.ru/easy 4. Задачи: информационно-поисковая система задач по математике. – Режим доступа : http://zadachi.mccme.ru 5. Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения. – Режим доступа : http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm 6. Материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг по математике. – Режим доступа : http://www.mccme.ru/free-books 7. Математика для поступающих в вузы. – Режим доступа : http://www.matematika.agava.ru 8. Выпускные и вступительные экзамены по математике : варианты, методика. – Режим доступа : http://www.mathnet.spb.ru 9. Олимпиадные задачи по математике : база данных. – Режим доступа : http://zaba.ru 10. Московские математические олимпиады. – Режим доступа : http://www.mccme.ru/olympiads/mmo 11. Школьные и районные математические олимпиады в Новосибирске. – Режим доступа : http://aimakarov.chat.ru/school/school.html 12. Виртуальная школа юного математика. – Режим доступа : http://math.ournet.md/indexr.htm 13. Библиотека электронных учебных пособий по математике. – Режим доступа : http://mschool. kubsu.ru 14. Образовательный портал «Мир алгебры». – Режим доступа : http://www.algmir.org/index.html 15. Словари БСЭ различных авторов. – Режим доступа : http://slovari.yandex.ru 16. Этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях. – Режим доступа : http://www.etudes.ru 17. Заочная физико-математическая школа. – Режим доступа : http://ido.tsu.ru/schools/physmat/index.php 18. Министерство образования РФ. – Режим доступа : http://www.ed.gov.ru; http://www.edu.ru 19. Тестирование on-line. 5–11 классы. – Режим доступа : http://www.kokch.kts.ru/cdo 20. Архив учебных программ информационного образовательного портала «RusEdu!». – Режим доступа : http://www.rusedu.ru 21. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа : http://mega.km.ru 22. Сайты энциклопедий. – Режим доступа : http://www.rubricon.ru; http://www.encyclopedia.ru 23. Вся элементарная математика. – Режим доступа : http://www.bymath.net |
При работе можно использовать также статьи из научно-теоретического и методического журнала для учителей-предметников «Математика в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....
Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (прика...
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./
Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...