Правильные многоугольники
план-конспект урока по геометрии (9 класс) по теме

Естремская Лидия Ивановна

Материал к уроку по теме:"Правильные многоугольники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnye_mnogougolniki.docx23.21 КБ
Файл otkrytyy_urok.pptx315.09 КБ
Файл samoanaliz.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Правильные многоугольники"

Цели урока:

  • образовательная: познакомить учащихся с понятием и видами правильных многоугольников, с некоторыми их свойствами; научить пользоваться формулой для вычисления угла правильного многоугольника
  • - развивающая: развитие познавательной активности, пространственного воображения, умение выбирать правильное решение, лаконично излагать свои мысли, анализировать и делать выводы.
  • - воспитательная: воспитание интереса к предмету, умение работать в коллективе, культуре общения.

Ход урок:

1. Организационный момент

Девиз урока:

Три пути ведут к знанию:

Путь размышления – это путь самый благородный;

Путь подражания – это путь самый легкий;

Путь опыта – это путь самый горький.

Китайский философ и мудрец Конфуций.

2. Мотивация урока.

Дорогие ребята!

Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет.

Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.

Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.

3. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос:

  • Какие геометрические фигуры нами уже изучены?
  • Каковы их элементы?
  • Какая фигура называется многоугольником?
  • Виды многоугольником
  • Что такое периметр многоугольника?
  • Чему равна сумма внутренних углов многоугольника?

4. Изучение нового материала.

Среди множества различных геометрических фигур на плоскости выделяется большое семейство МНОГОУГОЛЬНИКОВ.

Названия геометрических фигур имеют вполне определенный смысл. Присмотритесь внимательно к слову “многоугольник”, и скажите из каких частей оно состоит. Слово “многоугольник” указывает на то, что у всех фигур этого семейства “много углов”.

Подставьте в слово “многоугольник” вместо части “много” конкретное число, например 5. Вы получите ПЯТИУГОЛЬНИК. Или 6. Тогда – ШЕСТИУГОЛЬНИК. Заметьте, сколько углов, столько и сторон, поэтому эти фигуры вполне можно было бы назвать и многосторонниками.

На рисунке геометрические фигуры. Используя рисунок, назовите эти фигуры.

 

Определение. Правильным многоугольником называется выпуклый многоугольник, у которого все углы равны и все стороны равны.

С некоторыми правильными многоугольниками вы уже знакомы - равносторонний треугольник (правильный треугольник), квадрат (правильный четырехугольник).

Познакомимся с некоторыми свойствами,  которыми обладают все правильные многоугольники.
                                                                             
Сумма углов многоугольника
n – число сторон
(n-2) - количество треугольников
Сумма углов одного треугольника - 180º, умножим на количество треугольников

 (n -2), получим S= (n-2)*180.

S=(n-2)*180 


Формула для вычисления угла х правильного многоугольника.
Выведем формулу для вычисления
угла х  правильного n- угольника.
В правильном многоугольнике все углы равны, сумму углов делим на количество углов, получим формулу:
х  =(n-2)*180/n

5. Закрепление нового материала.

Решить № 1078; 1079, раб. тетрадь с.32 №62; 64

6. Физминутка для глаз.

-Не поворачивая головы, обведите взглядом стену класса по периметру по часовой стрелке, классную доску по периметру против часовой стрелки, треугольник, изображенный на стенде по часовой стрелке и равный ему треугольник против часовой стрелки. Поверните голову налево и посмотрите на линию горизонта, а теперь на кончик своего носа. Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза и …

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо! А теперь продолжим работу.

7. Самостоятельная работа учащихся.

Решить тест

8.Итоги урока. Рефлексия. Д/з.

  • Что больше всего тебе запомнилось на уроке?
  • Что удивило?
  • Что понравились больше всего?
  • Каким ты хочешь увидеть следующий урок?

Домашнее  задание:
п.105,  №№ 1082;  1129.

Реферат или презентация по теме:

    -Правильные многоугольники в орнаментах и паркетах

   - Правильные многоугольники в       природе

     -Историческая справка о правильных многоугольниках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правильный многоугольник МБОУ Донская СОШ Естремская Л.И.

Слайд 2

Девиз урока: Три пути ведут к знанию: Путь размышления – это путь самый благородный; Путь подражания – это путь самый легкий; Путь опыта – это путь самый горький . (китайский философ и мудрец Конфуций)

Слайд 3

Вспомним Какие геометрические фигуры нами уже изучены? Каковы их элементы? Какая фигура называется многоугольником? Виды многоугольником Что такое периметр многоугольника? Чему равна сумма внутренних углов многоугольника? ? ? ?

Слайд 4

1 2 3 4 5

Слайд 5

Правильный многоугольник. Правильный треугольник Правильный четырехугольник Правильный шестиугольник Правильным многоугольником называется выпуклый многоугольник, у которого углы равны и все стороны равны.

Слайд 6

Цели урока: Сформировать понятие правильного многоугольника; Вывести формулу для вычисления угла правильного п-угольника и показать ее применение в процессе решения задач.

Слайд 7

Формулы урока: Правильный п - угольник Угол правильного п – угольника ( α п ) А 1 А 2 А п 1. Сумма всех углов правильного п – угольника: 2. Формула для вычисления угла а п правильного п – угольника : а п

Слайд 8

Выберите правильное утверждение. 1. Многоугольник является правильным, если он выпуклый и все его стороны равны. 2. Любой равносторонний треугольник является правильным. 3. Любой четырехугольник с равными сторонами является правильным. ? ? ?

Слайд 9

Тест 1 Как вы думаете, какие геометрические фигуры, показанные на рисунке, являются правильными м ногоугольниками ? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Почему указанные многоугольники правильные?

Слайд 10

Тест 2 Сопоставьте углы правильного п-угольника при каждом значении п: п = 6 п = 5 п = 8 120 0 108 0 150 0 90 0 135 0

Слайд 11

Тест 3 Известны углы правильных многоугольников. Сколько сторон имеет каждый из этих многоугольников. а п =135 0 а п =150 0 а п =90 0 а п =60 0 4 12 3 8 5 10 Молодцы!

Слайд 12

Из истории Правильные многоугольники были известны еще в глубокой древности. В египетских и вавилонских старинных памятниках встречаются правильные четырехугольники, шестиугольники и восьмиугольники в виде изображений на стенах и украшений, высеченных их камня. Древнегреческие ученые стали проявлять большой интерес к правильным многоугольникам еще со времен Пифагора. Учение о правильных многоугольниках было систематизировано и изложено в 4 книге «Начал» Евклида.

Слайд 13

Паркеты из правильных многоугольников В математике паркетом называют «замощение» плоскости повторяющимися фигурами без пропусков и перекрытий. Простейшие паркеты были открыты пифагорейцами около 2500 лет тому назад. Они установили, что вокруг одной точки могут лежать либо шесть правильных многоугольников (360 0 : 60 0 = 6), либо четыре квадрата (360 0 : 90 0 = 4), либо три правильных шестиугольника (360 0 : 120 0 = 3), так как сумма углов с вершиной в этой точке равна 360 0 .

Слайд 14

Правильные многоугольники в природе Пчелы – удивительные творения природы. Свои геометрические способности они проявляют при построении своих сот. Почему пчелы «выбрали» себе для ячеек на сотах форму правильного шестиугольника? Строя шестиугольные ячейки пчелы наиболее экономно используют площадь внутри небольшого улья и воск для изготовления ячеек. Причем пчелиные соты представляют собой не плоский, а пространственный паркет, поскольку заполняют пространство так, что не остается просветов. И как не согласиться с мнением пчелы из сказки «Тысяча и одна ночь»: «Мой дом построен по законам самой строгой архитектуры. Сам Евклид мог бы поучиться, познавая геометрию моих сот».

Слайд 15

ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ В ПРИРОДЕ Многие простейшие морские организмы ( радиолярии ) имеют форму правильных многоугольников

Слайд 16

Снежинки имеют форму правильных многоугольников ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ В ПРИРОДЕ

Слайд 17

Рефлексия -Что нового вы узнали на уроке? -Чему вы научились ? -Можете ли вы объяснить решение данных задач однокласснику, пропустившему урок сегодня?

Слайд 18

Домашнее задание: п.105, №№ 1082; 1129. -Правильные многоугольники в орнаментах и паркетах - Правильные многоугольники в природе Реферат или презентация по теме: Творческое задание:

Слайд 19

Комментарий к домашнему заданию: Внешний угол п-угольника. 180 0 - а п



Предварительный просмотр:

МБОУ Донская СОШ      2013-2014 учебный год

Самоанализ  урока геометрии в 9 классе

 по теме «Правильный многоугольник»

Этот  урок  проводился в классе, где  у большинства  учащихся отсутствует познавательный интерес.

Для проведения этого урока использовалось следующее оборудование:

презентация, мультимедийный проектор, компьютер, экран, оценочный лист для заполнения ,модели многоугольников, рисунки на листах или доске.

Были поставлены следующие  цели

Цели урока:

  • образовательная: познакомить учащихся с понятием и видами правильных многоугольников, с некоторыми их свойствами; научить пользоваться формулой для вычисления угла правильного многоугольника
  • - развивающая: развитие познавательной активности, пространственного воображения, умение выбирать правильное решение, лаконично излагать свои мысли, анализировать и делать выводы.
  • - воспитательная: воспитание интереса к предмету, умение работать в коллективе, культуре общения.

Для активизации умственной деятельности а качестве мотивационного начала урока было предложено высказывание  французского  писателя XIX столетия Анатоля  Франса: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом” и последующим призывом учителя последовать совету писателя быть активными, внимательными, поглощать с большим желанием знания, которые пригодятся  в дальнейшей жизни. Для первичного закрепления и проверки знаний было проведено тестирование. Далее  учащимся была предложена работа в рабочих тетрадях. При использовании такой технологии учитель ни на минуту не исключался из учебного процесса. При этом в полной мере были учтены дидактические задачи, особенности и индивидуальные склонности детей, то есть такая технология позволяет полнее реализовать принцип личностно-ориентированного обучения. Применение современных компьютерных технологий развивает и закрепляет интерес учащихся к предмету. В результате учащиеся на уроке проявили хорошую степень усвоения учебного материала.

 Закрепление проводилось на деятельной основе. Главная цель урока –достигнута.

На уроке реализовывались принципы научности и новизны, решались творческие задания, что обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся.

19.12.2013г.

Естремская Л.И.- учитель математики  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга».

Нестандартный урок геометрии в 9 классе. Игра «Математик – бизнесмен» по теме «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга»....

Разработка урока по геометрии 9 класс "Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности"

Разработка урока-изучения нового материала по геометрии в 9 классе "Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности" Конспект урока по геомет...

Правильные многоугольники. Порядок и хаос.

Конспект урока геометрии в 9 классе на тему: "Правильные многоугольники. Порядок и хаос."Одна тема - предметная, вторая - метапредметная....

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

конспект урока "Окружность, описанная около  правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник" Атанасян...

Конспект урока "Правильные Многоугольники.Периметр многоугольника" 5 класс

Цель урока: формирование понятия многоугольникаЗадачи урока- познакомиться с понятием многоугольника, диагонали многоугольника, периметром многоугольника;- развивать измерительные умения , математичес...

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

Учащиеся решают поставленные перед ними проблемы, используется индивидуальный подход к личности учащегося....

Тест по теме «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности в правильный многоугольник»

Тест по теме  «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника  и радиуса вписанной окр...