Рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) по теме
Рабочая программа по геометрии составлена по учебнику геометрии автор: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина, рассчитана на 2 ч в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_geom_7_gr.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Болотниково
«Утверждено» Директор школы: _____________ М.М. Грунина Приказ № ___ от «___»_______ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Геометрия» 7 класс
Рассмотрено на заседании
МО учителей математики
Лунинского района
(протокол №__ от «___» ______ 20__ г.)
Одобрено педагогическим советом
МОУ ООШ с. Болотниково
(протокол №___ от «__» _______ 20__ г.)
Составитель: Грунина М.М.
учитель математики
МОУ ООШ с. Болотниково
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по математике МОУ ООШ с. Болотниково. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса, служит ориентиром для разработки календарно-тематического планирования по геометрии для 7 класса.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане МОУ ООШ с. Болотниково, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса 7 класса и отдельным темам; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 7 класса обучающиеся учатся систематизировать знания о простейших геометрических фигурах и их свойствах; вырабатывают умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; знакомятся с новым классом задач – на построение с помощью циркуля и линейки. рассматривают новые интересные и важные свойства треугольников.
Цель изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Место предмета в учебном плане МОУ ООШ с. Болотниково
Согласно учебному плану МОУ ООШ с. Болотниково на изучение геометрии отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов. (Программа рассчитана на 35учебных недель)
В том числе:
Контрольных работ - 6
Резервное время – 2 ч.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 ч.)
Начальные геометрические сведения (10 часов, +1 контрольная работа)
Прямая, отрезок, луч и угол. Виды углов. Обозначение углов. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Единицы измерения. Транспортир. Перпендикулярные прямые. Вертикальные и смежные углы.
Цель: систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.
Треугольники (19 часов + 1 контрольная работа)
Первый признак равенства треугольников. Условие и заключение теоремы. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Свойство углов при основании равнобедренного треугольника. Свойство биссектрисы равнобедренного треугольника. Второй признак равенства треугольников. Третий признак равенства треугольников Задачи на построение. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла. Построение перпендикулярных прямых. Построение середины отрезка.
Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников – обоснование их равенства с помощью какого-то признака – следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений.
Параллельные прямые (10 часов +1 контрольная работа)
Признак параллельности двух прямых по равенству накрест лежащих углов. Признак параллельности двух прямых по равенству соответственных углов. Признак параллельности двух прямых по равенству односторонних углов. Аксиома параллельных прямых. Теорема о накрест лежащих углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Теорема об односторонних и соответственных углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
Цель: ввести одно из важнейших понятий- понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей, широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стеореометрии.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов +2 контрольные работы)
Сумма углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольники. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам. Построение треугольника по трём сторонам
Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам, а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
Повторение (6 часов, из них 1 контрольная работа)
Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.
Резерв 2 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В 7 КЛАССЕ
В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- что такое прямая, точка, какая фигура называется отрезком, лучом, углом; определения вертикальных смежных углов;
- доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности;
- формулировки и доказательство теорем, выражающих признаки параллельности прямых;
- теорему о сумме углов в треугольнике и ее следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной, расстояния от точки до прямой;
уметь
- изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы;
- применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла, отрезка равного данному, середины отрезка, прямую перпендикулярную данной;
- распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых;
- доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.
Примерное тематическое планирование учебного материала по геометрии
в 7 классе
Авторы учебника: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
1 2 3 4-5 6-7 8 9-10 11 12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25 26 27 28 29-30 31 32-33 34 35 36-37 38-39 40 41 42 43-44 45-46 47 48-49 50 51 52-53 54-55 56 57-58 59-60 61 62 63 64 65 66 67 68 69-70 | I четверть I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ Прямая и отрезок Луч и угол Сравнение отрезков и углов Измерение отрезков. Измерение углов Перпендикулярные прямые Решение задач Контрольная работа № 1 II. ТРЕУГОЛЬНИКИ
Треугольники Первый признак равенства треугольников Медианы, биссектрисы и высоты треугольника Свойства равнобедренного треугольника Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» II четверть ТРЕУГОЛЬНИКИ (продолжение) Второй признак равенства треугольников Третий признак равенства треугольников Окружность Примеры задач на построение Решение задач на построение Решение задач на применение признаков равенства треугольников Решение задач. Контрольная работа № 2
Признаки параллельности прямых Практические способы построения параллельных прямых Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» III четверть ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (продолжение) Аксиома параллельных прямых Свойства параллельных прямых Решение задач Подготовка к контрольной работе Контрольная работа № 3 IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА Сумма углов треугольника Соотношения между сторонами и углами треугольника Неравенство треугольника Решение задач Контрольная работа № 4 Прямоугольные треугольники IV четверть СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (продолжение) Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства Признаки равенства прямоугольных треугольников Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми Построение треугольника по трем элементам Решение задач на построение. Подготовка к контрольной работе Контрольная работа № 5 Итоговое повторение Повторение темы «Начальные геометрические сведения» Повторение темы «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник» Повторение темы «Параллельные прямые» Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника» Повторение темы «Задачи на построение» Итоговая контрольная работа Резерв | 10 ч. 1 1 1 2 2 1 2 1 ч. 19 ч. 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 1 ч. 10 ч. 2 1 1 2 2 1 1 1ч. 18 ч. 2 2 1 2 1 ч. 1 2 2 1 2 2 1 1ч. 6 ч. 1 1 1 1 1 1 2 ч. |
Литература:
1. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М.).
2. «Сборник нормативных документов. Математика» сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М: Дрофа,2009
4. Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004 - 2008.
5. Зив Б. Г. .Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....