Методическая разработка "Дополнительные главы к изучению геометрии в 8 классе в свете концепции ФГОС.
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме
Данный материал представляет собой попытку внести в содержание геометрии метапредметный компонент « Исследовательская деятельность, доказательства и аргументация», развивать универсальные учебные действия, знакомиться с оригинальными путями рассуждений, овладением элементарными навыками исследовательской деятельности.( Концепция ФГОС) на примере изучения теорем Чевы и Менелая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnye_glavy_k_izucheniyu_geometrii_8_klassa.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Международный конкурс для педагогов
«Открытый урок»
Тема
Проект разработки урока в контексте ФГОС
Урок геометрии в 8 классе по теме "теоремы Чевы и Менелая"
Данные об авторе
1.1. ЧОУ гимназия «Альма Матер», город Санкт-Петербург
1.2. Белова Ольга Львовна (ba73@land.ru), учитель математики.
1.3. Программа базовая
1.4. Геометрия, раздел, тема урока "теоремы Чевы и Менелая", 8 класс
1.5. Учебное пособие Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 7—9 классы:— М.: Просвещение, 2010.
Цели урока:
Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
1.Обучающий аспект: изучить теоремы Чевы и Менелая, научить применять индуктивный метод доказательства.
2. Развивающий аспект: развивать навыки исследовательской деятельности, развивать умения находить способ доказательства нового математического утверждения и выполнять его через организацию групповой работы учащихся;
развивать навыки аргументированной математической речи, навыки доказательного воспроизведения в процессе самостоятельного решения задач
3.Воспитательный: содействовать созданию условий для развития коммуникативной компетентности учащихся; повышать интерес к изучению математики через красоту математических доказательств, их стройность, логичность; актуализировать личностный опыт обучающихся к изучению темы.
Задачи
Развивать метапредметные навыки использования элементов исследовательской деятельности, доказательства и аргументации, овладением элементами исследовательской деятельности.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .
Демонстрация результатов исследовательской деятельности учащихся.
Используемое оборудование:
проектор, мультимедийная презентация, интерактивная доска SMART Board.
Используемые ЦОР:
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1
2
3
4
5 | Домашняя задача Теорема Менелая
Теорема Чевы
Использование теорем Чевы и Менелая для доказательства теорем о четырех замечательных точек. Использование теорем Чевы и Менелая для решения задач
| Актуализация знаний Информационный
(исследовательская работа)
Информационный (исследовательская работа)
Практический исследовательская работа)
Контрольный
| Демонстрация Презентация №1 (SMART Board)
Демонстрация Презентация№2 (презентация Power Point) Демонстрация Презентация№3 (презентация Power Point) Демонстрация Презентация№4 (презентация Power Point) Презентация №1 Данный модуль состоит из 2 заданий. Задания предназначены для закрепления теорем Чевы и Минелая
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c1b2c70a-eea7-4ea4-843c-4c043be6009f/%5BG89D_8-03-02-34%5D_%5BML_004-2%5D.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2159228d-77bf-449a-aad2-385f7d9ee273/%5BG89D_8-3-02-34-190%5D_%5BQS_S-QP%5D.html
|
Краткое описание:
Данный урок представляет собой попытку внести в содержание метапредметный компонент « Исследовательская деятельность, доказательства и аргументация», развивать универсальные учебные действия, знакомиться с оригинальными путями рассуждений, овладением элементарными навыками исследовательской деятельности.( Концепция ФГОС)
Ход урока.
1 этап. Организационный.
2 этап Актуализация знаний Задача: Используя технологию основные понятия- вопросы , провести исследование на тему понятия доказательства , попросив учащихся составить всевозможные вопросы по данной теме. ( Если при обсуждении данной темы возникают вопросы, для ответов на которые требуется дополнительная подготовка, можно предложить учащимся провести дополнительное исследование дома и найти необходимые ответы.)
(Ученики работают в парах, используя справочный материал (приложение №1))
Учитель
Что такое доказательство? Из каких элементов состоит любое доказательство?
Учащиеся: (предполагаемые ответы детей)
- Логическое рассуждение, в процессе которого подтверждается истинность какой-либо мысли.
- Доказательство — это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже не вызывает сомнений.
- В каждом доказательстве существует три элемента: тезис, аргументы (основания), демонстрация. Тезис - это суждение, истинность и приятие которого устанавливается в доказательстве, аргументы - суждения, из которых выводится тезис, демонстрация - логическая связь тезиса и аргументов, обуславливающая необходимость выведения одного из другого: тезиса из аргумента.
Учитель:
Доказательство в какой-то жизненной ситуации тем убедительнее, чем больше аргументов мы приводим в подтверждение своего тезиса.
Какими бывают доказательства? Применяете ли вы их в своей повседневной жизни?
Учащиеся: (предполагаемые ответы)
-Доказательство по определению.
-Доказательство от противного.
- Аксиоматическое доказательство. Первоначально формулируется аксиома - бесспорное, понятное и принятое положение, затем строится доказательство, базирующееся, как правило, на нескольких аксиомах.
- Фактологическое доказательство, в котором главную роль играют факты.
- Экспериментальное доказательство.
- Индуктивные.
- Дедуктивные.
Учитель:
Приведите примеры из жизни дедуктивного доказательства – доказательства от общего к частному.
Ученики: (предполагаемые ответы)
-Если дует ветер, на деревьях раскачиваются листья .
Дует ветер.
Раскачиваются листья.
Учитель:
Какой ещё вид доказательства вам известен? Противоположный дедуктивному.
Учащиеся:
Индуктивный путь доказательства. От частного к общему.
Учитель:
Приведите примеры такого рассуждения.
Ученики: (предполагаемые ответы)
- Алюминий проводит электрический ток. Железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, барий, кадмий, свинец – также проводят электрический ток.
Следовательно, все металлы проводят электрический ток..
Учитель:
Что такое постулат?
Ученики:
- то же самое, что аксиома
- то, что не требует доказательства
- утверждение, которое в науке принимается без доказательства.
В жизни мы также встречаем постулаты:
Например, завтра наступит новый день. Запомните его.
3этап. Постановка учебной задачи
Учитель:
Ребята, сегодня мы еще раз убедимся в том, что геометрия построена на этих понятиях.
Проверка домашней задачи. (Презентация №1)
Для решения задачи требовалось дополнительное построение, вызывающее затруднение, но есть две уникальные теоремы, позволяющие решить данную задачу очень просто. Для доказательства и применения этих теорем группой учащихся класса была проведена исследовательская работа, с результатами которой мы познакомимся.
В треугольнике ABC точка D делит сторону BC в отношении BD:DC= 1: 3, а точка O делит AD в отношении AO:OD=5:2. В каком отношении прямая BO делит отрезок AC?
Дано:
ABC, DBC, BD: DC= 1:3
OAD, AO: OD= 5:2
BOAC= E
Найти AE: EC
Решение:
Проведем DM ll BE (рис. 11). По теореме Фалеса . Тогда AE= 5k , EM= 2k, где k- коэффициент пропорциональности. Аналогично , откуда MC= 3EM=6k; EC= 2k+6k= 8k; .
Ответ: AE: EC= 5:8
4 этап. Открытие «нового» знания (защита исследовательских проектов)
Информационный
Доказательство и использование теорем Чевы и Менелая.
Учащиеся защищают исследовательские проекты
(Презентации №2, №3, №4)
5этап . Первичное закрепление нового способа действия
Решаем задачу №190 (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2159228d-77bf-449a-aad2-385f7d9ee273/%5BG89D_8-3-02-34-190%5D_%5BQS_S-QP%5D.html)
Заполняем таблицу (Презентация №1)
Если три отрезка, соединяющие вершины A,B,C треугольника соответственно с точками A,B,C лежащими на его сторонах, противоположных этим вершинам, пересекаются в точке O, то по любым двум из шести отношений длин отрезков, на которые точки A,B,C делят стороны треугольника, а точка O- отрезки AA,BB,CC, однозначно определяются оставшиеся отношения(с помощью теорем Менелая и Чевы).
Отнош. № зад. | а) | б) | в) | г) | д) | е) |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
6Этап . Структурирование полученных знаний.
Выпишите понятия и факты, с которыми вы сегодня познакомились.
7этап . Домашнее задание
1. Выучить доказательства теорем Чевы и Менелая
2. Таблица , задания №3-5
3. Распечатка .
Задача 1.В треугольнике ABC точка D делит сторону BC в отношении BD:DC= 1: 3, а точка O делит AD в отношении AO:OD=5:2. В каком отношении прямая BO делит отрезок AC?
Задача 2.В ∆ABC на стороне AC взята точка M, а на стороне BC – точка K так, что AM: MC= 2:3, BK: KC= 4:3. В каком отношении AK делит отрезок BM?
Задача 3. В ∆ABC AA1 - биссектриса,
BB1- медиана; AB=2, AC=3;
Найти BO: OB1
8 этап. Рефлексия.
1вариант.
Задача: оцените прирост своих компетенции за время урока по каждой из перечисленных позиций (в % от первоначального 100% значения), ЧЕСТНО поставив себе реальное значение (давайте продолжим тренировать честность).
№ | Показатель | Новое значение, в % |
1 | Я умею логически мыслить | |
2 | Я умею выделять главное | |
3 | Я всегда добиваюсь решения задачи | |
4 | Я всегда планирую свои дела | |
5 | Я умею распределять время | |
6 | Я умею работать с информацией | |
7 | Я умею конспектировать | |
8 | Я умею концентрировать внимание | |
9 | Я умею наблюдать | |
10 | Я оцениваю свою память на | |
11 | Я умею работать с компьютером | |
12 | Я всегда анализирую итоги работы | |
13 | Я всегда объективно оцениваю себя |
Спасибо за откровенность и честность!
1.На уроке я работал -------------------------------------------------- 2.Своей работой на уроке я --------------------------------------------------- 3.Урок для меня показался -------------------------------------------------- 4.За урок я ------------------------------------------------- 5.Мое настроение -------------------------------------------------- 6.Материал урока мне был ------------------------------------------------ 7.Домашнее задание мне кажется | активно ○/ пассивно ○ ---------------------------------------------------- доволен ○/ не доволен ○ ---------------------------------------------------- коротким ○/ длинным ○ ---------------------------------------------------- не устал ○/ устал ○ --------------------------------------------------- стало лучше ○/ стало хуже ○ ------------------------------------------------- понятен ○/ не понятен ○ полезен ○/ бесполезен ○ интересен ○/ скучен ○ --------------------------------------------------- легким ○/ трудным ○ интересно○ / не интересно ○ |
2вариант.
Приложение №1
Справочные материалы.
( ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - слова близкие по значению
АРГУМЕНТ , -а, м. 1. Довод, доказательство. Веский а. 2. В математике: независимая переменная величина, изменением к-рой определяется изменение другой величины (функции)....
АЛИБИ , нескл., ср. (спец.). Нахождение обвиняемого в момент, когда совершалось преступление, в другом месте как доказательство непричастности его к преступлению. Доказать свое а....
ДОВОД , -а, м. Мысль, суждение, приводимые в доказательство чего-н., аргумент. Веский д. Привести новые доводы. Ваши доводы неубедительны....
НАТЯЖКА , -и, ж. 1. си. натянуть. 2. Неправомерное допущение, искусственно облегчающее доказательство, признание че-го-н. Допустить с большой натяжкой. Н. в доказательстве....
ДОКА , -и, м., в чем (прост.). Знаток, мастер своего дела; ловкач. Такого доку поискать. Большой д. в законах (по части законов). ДОКАЗАТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Убедительны...
НЕУЯЗВИМЫЙ , -ая, -ое; -им (книжн.). Такой, что трудно уязвить; недоступный для нападок, не имеющий слабых мест. Не-уязвимая позиция. Неуязвимое доказательство. II сущ неуязвимость, -и, ж. НЕФОРМА...
ЗАЛОГ , -а, м. 1. Отдача (имущества) в обеспечение обязательств, под ссуду. 3. имущества. Отдать кольцо в з. 2. Отданная в такое обеспечение вещь. Ценный з. 3. перен. Доказательство, обеспечение чего-н...
ОБВИНЕНИЕ , -я, ср. 1. обычно мм. Упреки, укоры. Несправедливое о. О. во лжи, в неискренности. 2. Признание виновным в чем-н., приписывание кому-н. ка-кой-н. вины; вменение в вину. Судить по обвинению в...
ПРОТИВНЫЙ , -ая, -ое (книжн.). 1. То же, что противоположный. П. ветер. На противном берегу. Доказательство от противного (сущ.). 2. Враждебный, противоположный по интересам, противоречивый. Противные стороны. Пр...
ЛИШНИЙ , -яя, -ее; лишне, лишни. 1. полн. ф. Избыточный, остающийся сверх известного количества. Лишние деньги. Два рубля с лишним (сущ.; с мелочью). Сказать лишнее (сущ.; то, чего не следовало). )
Белова Ольга Львовна 24.11.2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока литературы в 5 классе в свете новых ФГОС
Урок внеклассного чтения, проводимый после изучения раздела "Фольклор" и литературные сказки.Тема: "Сказочно-поэтический мир К.Бальмонта", на примере цикла "Фейные сказки"...
Методический сценарий урока английского языка на тему "Лондон" в свете введения ФГОС второго поколения
Тема: "Лондон"УМК: " Enjoy English", 6 класс (М.З. Биболетова)Цель: научить учащихся вести беседу о Лондоне, создать условия для проявления творческой активности учащихся.Задачи:- развитие коммуникати...
Методические функции чертежа при изучении геометрии
При изучении курса геометрии чертеж играет особую роль.Чертеж является материальным воплощением, моделью абстрактного геометрического образа – геометрической фигуры. В планиметрии чертежи, в отличие о...
Работа в парах на уроках русского языка в 6 классе в свете требований ФГОС ООО.
В данном материале содержатся оценочные листы и карточки с алгоритмами действия по изучению орфограмм в курсе изучения русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Подборка задач по главе "Четырехугольники" по геометрии, 8 класс
Выражаю надежду, что подборка задач по главе "Четырехугольники" по геометрии, 8 класс будет полезна учителям при проведении уроков....
Технологическая карта на примере темы «Методы изучения биологии» 5 класс для реализации обновленного ФГОС ООО
Технологическая карта на примере темы «Методы изучения биологии» 5 класс для реализации обновленного ФГОС ООО...
Особенности обучения математике в 5-х классах в свете обновленных ФГОС ООО.
Кратко изложенн первый опыт применения обновленных ФГОС по математике в 5-х классах в 2022-2023 учебном году....