рабочая программа по геометрии 7 класс, УМК Л.С.Атанасян
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
рабочая программа по геометрии 7 класс, УМК Л.С.Атанасян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_7_klass.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа основного общего образования по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Программа составлена в соответствии с Учебным планом школы на 2013-2014г.г. учебный год на основании Программы по геометрии к УМК Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. (Программы образовательных учреждений, геометрия 7-9 классы «Просвещение» 2009г.)
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в седьмом классе отводит 2 учебных часа в неделю, всего 68 уроков.
Требования к результатам освоение содержание курса
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетент-ности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Начальные геометрические сведения
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
2. Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
3. Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельности прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также се стереометрии.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольны
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
5. Повторение. Решение задач
Работа с обучающими 7 вида отражена в календарно-тематическом плане и поурочном планировании.
№ п\п | Раздел, тема | Кол-во часов | Сроки | Основные понятия | ТСО, Наглядность | Контроль знаний | Работа с учащимися VII вида |
Начальные геометрические сведения (10ч) | |||||||
1.1-1.2 | Прямая и отрезок. Луч и угол | 2 | Отрезок, луч, угол, развернутый угол. Понятие прямой, точки, обозначения | Иллюстрация на доске | Опрос по вопросам | Выполнение заданий по карточке | |
1.3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | Равные фигуры, как сравнивать отрезки и углы. | Модели углов, треугольников, прямоугольни- ков | Опрос по вопросам | Сравнение с помощью измерений, базовый уровень | |
1.4-1.6 | Измерение отрезков. Измерение углов | 3 | Измерение отрезков, углов, середина отрезка. Единицы измерения длин отрезков, градус, градусная мера угла, прямые, тупые углы, острые углы, смежные углы, вертикальные углы ,их свойства. | Таблицы, иллюстрации на доске (рис.) | Опрос по вопросам. Практикум | ||
1.7-1.9 | Перпендикулярные прямые. Решение задач | 3 | Перпендикулярные прямые, свойство двух прямых, перпендикулярных третьей | Иллюстрации на доске | Опрос по вопросам. Практикум | Задачи на распознавание построения с помощью угольника | |
1.10 | Контрольная работа №1 | 1 | Индивид. к/р | ||||
Треугольники (17ч) | |||||||
2.1-2.3 | Первый признак равенства треугольников | 3 | Треугольники, вершины, стороны, углы и периметр треугольника; равнобедренные и равносторонние треугольники, равные треугольники; первый признак равенства треугольников | Таблица, иллюстрации на доске (рис.) | Опрос по готовым чертежам. Работа над проектом «Треугольники» | Чтение признака, изображение на чертеже. Узнавание на чертеже | |
2.1-2.6 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 3 | Перпендикуляр, проведенный из данной точки к данной прямой; теорема о перпендикуляре к прямой; понятие медианы, биссектрисы, высоты треугольника; свойства равнобедренного треугольника | Иллюстрация на доске, учебник (рис.) | Опрос по вопросам. Практикум. | Построение с помощью учителя. Работа в паре | |
2.7-2.10 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 4 | Признаки равенства треугольников | Иллюстрация на доске | Опрос по вопросам | Чтение признаков. Узнавание на чертеже | |
2.11-2.13 | Задачи на построение | 3 | Определение окружности, центр окружности, радиус, хорда, диаметр, простейшие задачи на построение (построение угла, биссектрисы, перпендикулярных прямых, середины отрезка), сопоставление полученного результата с условием задачи, анализ возможных случаев | Иллюстрация на доске, учебник, тетради | Формирование алгоритма построения и знание. Практикум. С/р | Задачи на построение с помощью учителя. Работа по образцу | |
2.14-2.16 | Решение задач | 3 | |||||
2.17 | Контрольная работа №2 | 1 | |||||
Параллельные прямые (13ч) | |||||||
3.1-3.4 | Признаки параллельности двух прямых | 4 | Параллельные прямые, углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, накрест лежащие, односторонние, соответственные углы, признаки параллельности прямых. | Таблица. Иллюстрация на доске | Индивидуаль- ный опрос по готовым рисункам | Построение паралл.прямых. Работа в паре. Решение задач по образцу. | |
3.5-3.9 | Аксиома параллельных прямых | 5 | Аксиомы геометрии, аксиома параллельных прямых, свойства параллельных прямых; обратная теорема, структура теоремы | Решение задач по образцу. Решение задач по плану. | |||
3.10-3.12 | Решение задач | 3 | |||||
3.13 | Контрольная работа №3 | 1 | |||||
Соотношения между сторонами и углами треугольника (18ч) | |||||||
4.1-4.2 | Сумма углов треугольника | 2 | Теорема о сумме углов треугольника и о внешнем угле треугольника. Классификация треугольников по углам | Таблица | Опрос по вопросам. Работа над проектом «Треугольники» | Решение задач по готовым чертежам на применение теоремы | |
4.3-4.5 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 3 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное), следствия из нее. Теорема о неравенстве треугольника | Иллюстрации на доске | Индивидуальный опрос | Индивидуаль- ная работа | |
4.6 | Контрольная работа №4 | 1 | Индивидуальная к/р | ||||
4.7-4.10 | Прямоугольные треугольники | 4 | Свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства треугольников | Работа над проектом «Треугольники» | Построение чертежа по тексту. Решение базовых задач с консультацией | ||
4.11-4.14 | Построение треугольника по трем элементам | 4 | Расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми, алгоритм решения задач на построение | Иллюстрации на доске | Работа по образцу. Решение задач по плану. | ||
4.15-4.17 | Решение задач | 3 | Защита проекта «Треугольники» | Решение задач по плану, образцу | |||
4.18 | Контрольная работа №5 | 1 | |||||
Повторение. Решение задач. (10ч) | |||||||
Повторение. Решение задач | 10 | ||||||
1 | Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников» | 2 | Треугольники, виды треугольников, признаки равенства треугольников. Медианы, высоты, биссектрисы | Иллюстрации на доске | Тематический тест | Решение задач по образцу | |
2 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» | 2 | Равнобедренный треугольник. Свойства углов, высоты. | Опорный конспект | Теоретические вопросы. Работа с опорным конспектом | ||
3 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 2 | Параллельные прямые, признаки параллельности прямых, аксиома параллельности. | Иллюстрации на доске | Тематический тест | ||
4 | Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 2 | Сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника. Прямоугольные треугольники. | Опорный конспект | Тематический тест. Работа с карточками | Работа с опорным конспектом. Решение задач по готовым чертежам (карточки). | |
5 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||||
6 | Обобщающий урок (резервный) | 1 |
Литература
- Федеральный государственный стандарт общего среднего образования.
- Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 кл.
Учебно – методические комплекты
УМК Л.С.Атанасяна и др.
- Геометрия 7-9 кл. /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.:Просвещение, 2008г.
- Геометрия: рабочая татрадь:7кл. /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков, И.И.Юдина – М.:Просвещение, 2011г.
- Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы: 7кл. /Б.Г.Зив, В.М.Мейлер – М.:Просвещение.
- Геометрия 7-9кл. Тесты для текущего контроля и обобщающего контроля. /Г.И.Ковалева изд. «Учитель», 2008г.
- «О работе с таблицами на уроках геометрии 7-9 кл.» (методические рекомендации). Московский городской институт усовершенствования учителей – М.: 1984г. (Для устного и письменного решения задач по готовым чертежам по всем темам).
- Карточки для проведения контрольных работ и зачетов к учебнику Л.С.Атанасяна и др. В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева – М.:Мнемозина, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....