рабочая программа по геометрии
рабочая программа (геометрия, 8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
г.Усмани Липецкой области
имени Героя Советского Союза
М.П.Константинова
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО Заместитель директора
учителей математики по УВР
Рук. МО ______________
Федореева О. М. Н.К.Хорошилова
Протокол № _____
от «____» ___________ 2013 г. от «____» ________ 2013 г.
Рабочая программа
по геометрии
для 8 а класса
на 2013-2014 учебный год
г.Усмань, 2013г.
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
- развивать пространственное мышление и математическую культуру;
- учить ясно и точно излагать свои мысли;
- формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Задачи:
- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
- начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
- ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
- ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
- ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
- ввести понятие вектора , суммы векторов, разности и произведения вектора на число;
- ознакомить с понятием касательной к окружности.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089
- Примерная программа среднего (полного ) общего образования по математике
- Бурмистрова Т.А. Геометрия. 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010г.
- Методические рекомендации ОАУ ДПО Липецкого института развития образования «О преподавании предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году»
- Приказ Министерства РФ от 27.12.2011г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год
- Устав ОУ
- Образовательная программа ОУ
- Учебный план ОУ на 2013-2014 учебный год
- Годовой календарный учебный график ОУ на 2013-2014 учебный год
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу,
их обоснование
В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Место и роль геометрии в овладении обучающимися требований к уровню их подготовки
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- применения математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- определения вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- применения законов логики математических рассуждений во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
- распознавания на чертежах и моделях формы; соотносить объекты с их описаниями, изображениями;
- анализа простейших случаев взаимного расположения объектов на плоскости;
- использования геометрического языка для описания предметов;
- изучения многоугольников и их свойств, нахождение их площади;
- теорема Пифагора и её применение при решении прямоугольных треугольников;
- тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике и применение этих понятий при решении прямоугольных треугольников;
- понятия подобия и признаки подобия треугольников, решение задач на применение признаков подобия;
- понятия вектора, суммы векторов, разности и произведения вектора на число;
- изображения основных многоугольников, выполнение чертежей по условиям задач;
- решения планиметрических задач на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по геометрии для 8 а класса
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса геометрии учащимися 8 класса в течение 70 часов (2 часа в неделю). Данная рабочая программа призвана обеспечить знания учащихся средней школы на базовом уровне. Добавлены часы на повторение изученного материала.
Формы организации образовательного процесса:
Формы контроля: устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, индивидуальное задание, тест, математический диктант, практическая работа, контрольная работа.
Типы уроков:
- урок ознакомления с новым материалом
- урок закрепления изученного
- урок применения знаний и умений
- урок обобщения и систематизации знаний
- урок проверки и коррекции знаний и умений
- комбинированный урок
- урок коррекции знаний
- урок – лекция
- урок - семинар
Технологии обучения:
- технология традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов;
- технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков;
- технология дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса;
- технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей;
- личностно-ориентированные технологии обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- информационно-коммуникационные технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
В настоящее время актуальны компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.
В ходе преподавания математики :
- планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательская деятельность, развитие идей, проведения экспериментов, обобщения, постановка и формулирование новых задач;
- ясное, точное, грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики (словесного, символического, графического), свободный переход с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижение гипотез и их обоснование;
- поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В связи с изложенным:
- содержание материала урока подбирается так, чтобы оно было источником для самостоятельного поиска решения проблемы, способствовало развитию у учащихся познавательной активности, мышления, творчества, чтобы позволяло каждому ученику реализовать в процессе обучения свои возможности;
- целенаправленно используются межпредметные связи для эффективного достижения целей;
- обращение к жизненному опыту учащихся;
- практическая применимость выдвигается на первое место не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.
Виды и формы контроля
Формы контроля
-индивидуальный
-групповой
-фронтальный
Виды контроля
-предварительный
-текущий
-тематический
-итоговый
Требования к работе по геометрии в соответствии с подготовкой к ГИА
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами
- решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
- распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- определять координаты точки плоскости; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами.
Информация об используемом учебнике
Учебник: «Геометрия, 7 - 9: учеб. для общеобраз.учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. –М.: Просвещение, 2013г.
Содержание рабочей программы по геометрии для 8 а класса
(70ч)
Повторение (2ч)
Основная цель — подготовить учащихся к изучению курса геометрии в 8 классе. Для этого необходимо повторить наиболее важные темы курса геометрии 7 класса: признаки равенства треугольников, соотношения между сторонами и углами треугольника, свойства равнобедренного треугольника, свойства прямоугольного треугольника, признаки и свойства параллельных прямых, основные задачи на построение циркулем и линейкой.
Четырёхугольники (14ч)
Многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат.
Основная цель — дать учащимся систематические сведения о четырёхугольниках и их свойствах; сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки или прямой.
Продолжается решение задач на построение с помощью циркуля и линейки, при этом для решения многих из них построение практически невозможно без анализа, доказательства и исследования.
Контрольные работы- 1 , самостоятельные работы -4
Площадь (14ч)
Площадь многоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель — сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, применяя теорему Пифагора.
Основное внимание при изучении данной главы уделяется решению задач с учетом степени подготовленности как целого класса, так и отдельных учащихся.
Контрольные работы- 1 , самостоятельные работы -4
Подобные треугольники (19ч)
Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Основная цель — сформировать понятие подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников в процессе доказательства теорем и решения задач, сформировать навыки решения прямоугольных треугольников.
Основное внимание уделяется выработке простых навыков в решении прямоугольных треугольников, в частности, с помощью микрокалькулятора.
Контрольные работы- 1 , самостоятельные работы -4
Окружность (15ч)
Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанные и описанные окружности.
Основная цель — расширить и ввести новые понятия, теоремы, необходимые в дальнейшем при решении задач.
Имеется ряд задач на построение вписанных и описанных окружностей с помощью циркуля.
Контрольные работы- 1 , самостоятельные работы -4
Повторение. Решение задач (6ч)
Контрольные работы- - , самостоятельные работы -1
Учебно-тематический план по геометрии в 8 классе
№ | Раздел | Всего часов | Формы организации урока | |
Практика | Контрольные работы | |||
1 | Вводное повторение | 2 | 2 | - |
2 | Четырехугольники | 14 | 13 | 1 |
3 | Площадь | 14 | 13 | 1 |
4 | Подобные треугольники | 19 | 17 | 2 |
5 | Окружность | 15 | 16 | 1 |
6 | Повторение. Решение задач | 6 | 4 | - |
Итого: | 70 | 65 | 5 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 а класса по геометрии
В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
- сущность понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- сущность понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Программа призвана сформировать умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), владеть элементарными навыками прогнозирования ( умение отвечать на вопрос «Что произойдет, если…?»;
- в области информационно – коммуникативной деятельности предполагается : поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текстах, таблицах, графиках, диаграммах); ориентация в литературе по математике; передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно), объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
- в области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации участия в коллективной деятельности; постановка общей цели и определение средств её достижений.
Литература и средства обучения
Для учителя
Список литературы
1. Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8 кл. – М.: Просвещение, 2010.
- Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе».
- Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
- Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. геометрия. 7-9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2010.
6. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. – М. Просвещение, 2009.
7. Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса. – М.: Просвещение, 2013.
8. В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса. – М.: Просвещение, 2013.
9. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2010.
Для учащихся
- Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.
- Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса. – М.: Просвещение, 2013.
- В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса. – М.: Просвещение, 2013.
Мультимедийные пособия
1) Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»
2)Задачи по геометрии: информационно-поисковая система
http://zadachi.mccme.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....
Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (прика...
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./
Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...