рабочая программа по геометрии
рабочая программа (геометрия, 8 класс) по теме

Попова Валерия Евгеньевна

программа на 2013-2014 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по геометрии100 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г.Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза

М.П.Константинова

РАССМОТРЕНО                     СОГЛАСОВАНО

на заседании МО                     Заместитель директора

учителей  математики             по УВР

Рук. МО                                     ______________

Федореева О. М.                      Н.К.Хорошилова

Протокол № _____                  

от «____» ___________ 2013 г. от «____» ________ 2013 г.

Рабочая программа

по геометрии

для 8 а  класса

на 2013-2014 учебный год

г.Усмань, 2013г.

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

  • развивать пространственное мышление и математическую культуру;
  • учить ясно и точно излагать свои мысли;
  • формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
  • помочь приобрести опыт исследовательской работы.

Задачи:

  • научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
  • начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
  • ввести теорему Пифагора  и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
  • ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
  • ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
  • ввести понятие вектора , суммы векторов, разности и произведения вектора на число;
  • ознакомить с понятием касательной к окружности.

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089
  • Примерная программа среднего (полного ) общего образования по математике
  •  Бурмистрова Т.А. Геометрия.  7 -  9  классы. Программы  общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010г.
  • Методические рекомендации ОАУ ДПО Липецкого института развития образования «О преподавании предмета «Математика»  в общеобразовательных учреждениях Липецкой области  в 2013-2014 учебном году»
  • Приказ Министерства РФ от 27.12.2011г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год
  • Устав ОУ
  • Образовательная программа ОУ
  • Учебный план ОУ на 2013-2014 учебный год
  • Годовой календарный учебный график ОУ на 2013-2014 учебный год
  • Положение  о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу,

их обоснование

В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Место и роль  геометрии в овладении обучающимися требований к уровню их подготовки

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • применения математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • определения вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • применения законов логики математических рассуждений во всех областях человеческой деятельности;
  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
  • распознавания на чертежах и моделях формы; соотносить объекты с их описаниями, изображениями;
  • анализа простейших случаев взаимного расположения объектов на плоскости;
  • использования  геометрического  языка для описания предметов;
  • изучения многоугольников и их свойств, нахождение  их площади;
  •  теорема Пифагора  и её применение при решении прямоугольных треугольников;
  • тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике и применение  этих понятий при решении прямоугольных треугольников;
  • понятия подобия и признаки подобия треугольников,  решение задач на применение признаков подобия;
  • понятия вектора, суммы векторов, разности и произведения вектора на число;
  • изображения основных многоугольников, выполнение чертежей по условиям задач;
  • решения планиметрических задач на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по геометрии для 8 а класса

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса геометрии  учащимися  8 класса в течение 70 часов (2 часа в неделю). Данная рабочая программа призвана обеспечить знания учащихся средней школы на базовом уровне. Добавлены часы на повторение изученного материала.

Формы организации образовательного процесса:

       

       Формы контроля: устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, индивидуальное задание, тест, математический диктант, практическая работа, контрольная работа.                                                                                                                  

Типы уроков:

  • урок ознакомления с новым материалом
  • урок закрепления изученного                   
  • урок применения знаний и умений                     
  • урок обобщения и систематизации знаний        
  • урок проверки и коррекции знаний и умений   
  • комбинированный урок    
  • урок коррекции знаний     
  • урок – лекция
  • урок - семинар

Технологии обучения:

  • технология традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов;
  •  технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков;
  • технология дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса;
  • технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей;
  • личностно-ориентированные технологии обучения;
  • технология индивидуализации обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

В настоящее время актуальны компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения.

В ходе преподавания математики  :

  • планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательская деятельность, развитие идей, проведения экспериментов, обобщения, постановка и формулирование новых задач;
  • ясное, точное, грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики (словесного, символического, графического), свободный переход с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижение гипотез и их обоснование;
  • поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В связи с изложенным:

  • содержание материала урока подбирается так, чтобы оно было источником для самостоятельного поиска решения проблемы, способствовало развитию у учащихся познавательной активности, мышления, творчества, чтобы позволяло каждому ученику реализовать в процессе обучения свои возможности;
  • целенаправленно используются  межпредметные связи для эффективного достижения целей;
  • обращение к жизненному опыту учащихся;
  • практическая применимость выдвигается на первое место не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.

Виды и формы контроля

Формы контроля

-индивидуальный

-групповой

-фронтальный

Виды контроля

-предварительный

-текущий

-тематический

-итоговый

        Требования к работе по геометрии в соответствии с подготовкой к ГИА

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

  • решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
  • распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры;
  • выполнять чертежи по условию задачи;
  • определять координаты точки плоскости; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами.

Информация об используемом учебнике

Учебник: «Геометрия, 7 - 9: учеб. для общеобраз.учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев   и др. –М.: Просвещение, 2013г.

Содержание рабочей программы  по геометрии для 8 а класса

(70ч)

Повторение (2ч)

Основная цель — подготовить учащихся к изучению курса геометрии в 8 классе. Для  этого необходимо повторить наиболее важные темы курса геометрии 7 класса: признаки равенства треугольников, соотношения между сторонами и углами треугольника, свойства равнобедренного треугольника, свойства прямоугольного треугольника, признаки и свойства параллельных прямых, основные задачи на построение циркулем и линейкой.

Четырёхугольники  (14ч)

Многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат.

Основная цель — дать учащимся систематические сведения о четырёхугольниках и их свойствах; сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки или прямой.

Продолжается решение задач на построение с помощью циркуля и линейки, при этом для решения многих из них построение практически невозможно без анализа, доказательства и исследования.

Контрольные работы- 1  , самостоятельные работы -4

Площадь (14ч)


     
Площадь многоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Основная цель — сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, применяя теорему Пифагора.

Основное внимание при изучении данной главы уделяется решению задач с учетом степени подготовленности как целого класса, так и отдельных учащихся.

Контрольные работы- 1   , самостоятельные работы -4

Подобные треугольники (19ч)

Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Основная цель — сформировать понятие подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников в процессе доказательства теорем и решения задач, сформировать навыки решения прямоугольных треугольников.

Основное внимание уделяется выработке простых навыков в решении прямоугольных треугольников, в частности, с помощью микрокалькулятора.

Контрольные работы- 1   , самостоятельные работы -4

Окружность  (15ч)

       Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанные и описанные окружности.

       Основная цель — расширить и ввести новые понятия, теоремы, необходимые в дальнейшем при решении задач.

       Имеется ряд задач на построение вписанных и описанных окружностей с помощью циркуля.

Контрольные работы- 1  , самостоятельные работы -4

Повторение. Решение задач (6ч)

Контрольные работы- -  , самостоятельные работы -1

Учебно-тематический план по геометрии  в 8 классе

Раздел 

Всего часов

Формы организации урока

Практика

Контрольные работы

1

Вводное повторение

2

2

-

2

Четырехугольники

14

13

1

3

Площадь

14

13

1

4

Подобные треугольники

19

17

2

5

Окружность

15

16

1

6

Повторение. Решение задач

6

4

-

Итого:

70

65

5

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 а класса по геометрии

В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • сущность понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • сущность понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

        Программа призвана сформировать умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), владеть элементарными навыками прогнозирования ( умение отвечать на вопрос «Что произойдет, если…?»;

- в области информационно – коммуникативной деятельности предполагается : поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текстах, таблицах, графиках, диаграммах); ориентация в литературе по математике; передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно), объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

- в области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации участия в коллективной деятельности; постановка общей цели и определение средств её достижений.

Литература и средства обучения

Для учителя

Список литературы

1.      Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.

  1. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8 кл. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе».
  3. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
  4. Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. геометрия. 7-9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2010.

6.      Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. – М. Просвещение, 2009.

7.      Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса. – М.: Просвещение, 2013.

8.      В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса. – М.: Просвещение, 2013.

9.  Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2010.

Для учащихся

  1. Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса. – М.: Просвещение, 2013.
  3. В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса. – М.: Просвещение, 2013.

Мультимедийные пособия

        1) Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»

http://mat.1september.ru/

            2)Задачи по геометрии: информационно-поисковая система

http://zadachi.mccme.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...