Рабочая программа по геометрии 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс) по теме
Рабочая программа по геометрии по уч. Л.С.Атанасяна на 2013-2014 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_8.docx | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная общеобразовательная школа д. Седякбаш-
филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 с. Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО «_____»____________2013 Протокол № ________ ___________/Р.И.Рузакова Руководитель ШМО | Согласовано Заведующий филиалом _____________/ Э.С.Ефимова «____»____________2013. | Утверждаю Директор МОБУ СОШ № 2 с.Бижбуляк _____________ / Л.М.Едиханова «_______»______________2013 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
8 класс
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
учитель математики
Иванова Ирина Павловна
Седякбаш
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования , Программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка и И.И. Юдиной.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что её объектом является пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует также усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций , соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира , месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности( настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией , обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом классификацией и систематизацией , абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения , критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе , лаконично и ёмко, пробрести навыки чёткого , аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно- теоретического мышления школьников.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии , геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях , содержании , общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка , основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы , требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, календарно- тематическое планирование, примерные контрольные работы , учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия- один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Цели
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-интеллектуальное развитие , формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе : ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления , элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса. Эти требования структурированы по трём компонентам: знать, уметь, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Распределение учебных часов по разделам программы
Вводное повторение -2 часа
Четырёхугольники-14 часов
Площадь-14 часов
Подобные треугольники-20 часов
Окружность-16 часов
Повторение-2 часа
В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков , их совершенствование , а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:
-введение терминологии и отработка умения её грамотного использования;
-развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
-совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
-формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
-совершенствование навыков решения задач на доказательство;
-отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
-расширение знаний учащихся о треугольниках , четырёхугольниках и окружности.
В ходе изучения материала планируется проведение шести контрольных работ ( входной контроль по курсу 7 класса- 1 и по основным темам-5 )
Содержание обучения
Треугольник. Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус , тангенс , котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 90°.Решение прямоугольных треугольников. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров , биссектрис , медиан. Окружность Эйлера.
Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат , ромб, их свойства и признаки. Трапеция , средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Окружность и круг. Центр , радиус, диаметр. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая окружности, равенство касательных, проведённых из одной точки . Метрические соотношения в окружности: свойства секущих , касательных , хорд.
Окружность , вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырёхугольники.
Измерение геометрических величин. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма , треугольника и трапеции (основные формулы ). Формулы , выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырёхугольника. Связь между площадями подобных фигур.
Построение с помощью циркуля и линейки. Деление отрезка на n равных частей, построение четвёртого пропорционального отрезка.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
-основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
-формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;
уметь:
-пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
-решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
-решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
-проводить доказательные рассуждения, при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности их применения;
-решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
-владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин( используя при необходимости справочники и технические средства);
-построений геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир);
-владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Используемый учебно- методический комплект
- Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Кадомцев С.Б. , Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия . 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
- Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 8 класса . М.: Просвещение , 2011.
Тематическое планирование учебного материала
№ параграфа учебника | Тема | Количество часов, отведённое на изучение темы |
Вводное повторение | 1 | |
Вводное повторение. Контрольная работа № 1 «Контрольный срез за курс 7 класса» | 1 | |
Глава V .Четырёхугольники( 14 часов) | ||
1 | Многоугольники | 2 |
2 | Параллелограмм и трапеция | 6 |
3 | Прямоугольник . Ромб. Квадрат. | 4 |
Решение задач | 1 | |
Контрольная работа № 2 | 1 | |
Глава VI. Площадь( 14 часов) | ||
1 | Площадь многоугольника | 2 |
2 | Площади параллелограмма , треугольника и трапеции | 6 |
3 | Теорема Пифагора | 3 |
Решение задач | 2 | |
Контрольная работа № 3 | 1 | |
Глава VII. Подобные треугольники( 20 часов) | ||
1 | Определение подобных треугольников | 2 |
2 | Признаки подобия треугольников | 5 |
Контрольная работа № 4 | 1 | |
3 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 7 |
4 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 3 |
Решение задач | 1 | |
Контрольная работа № 5 | 1 | |
Глава VIII. Окружность ( 16 часов) | ||
1 | Касательная к окружности | 3 |
2 | Центральные и вписанные углы | 4 |
3 | Четыре замечательные точки окружности | 3 |
4 | Вписанная и описанная окружности | 4 |
Решение задач | 1 | |
Контрольная работа № 6 | 1 | |
Повторение курса геометрии за 8 класс ( 2 часа) | ||
Итого | 68часов |
Календарно- тематическое планирование учебного материала
№ урока | Тема урока |
1 | Вводное повторение |
2 | Вводное повторение. Контрольная работа № 1 «Контрольный срез за курс 7 класса» |
3 | Многоугольники |
4 | Многоугольники |
5 | Параллелограмм |
6 | Признаки параллелограмма |
7 | Решение задач по теме « Параллелограмм» |
8 | Трапеция |
9 | Теорема Фалеса |
10 | Задачи на построение |
11 | Прямоугольник |
12 | Ромб. Квадрат. |
13 | Решение задач по теме « Прямоугольник. Ромб. Квадрат» |
14 | Осевая и центральная симметрия |
15 | Решение задач |
16 | Контрольная работа № 2 « Четырёхугольники» |
17 | Площадь многоугольника |
18 | Площадь прямоугольника |
19 | Площадь параллелограмма |
20 | Площадь треугольника |
21 | Площадь треугольника |
22 | Площадь трапеции |
23 | Решение задач на вычисление площадей фигур |
24 | Решение задач на вычисление площадей фигур |
25 | Теорема Пифагора |
26 | Теорема, обратная теореме Пифагора |
27 | Решение задач по теме « Теорема Пифагора» |
28 | Решение задач |
29 | Решение задач |
30 | Контрольная работа № 3 « Площадь» |
31 | Определение подобных треугольников |
32 | Отношение площадей подобных треугольников |
33 | Первый признак подобия треугольников |
34 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников |
35 | Второй и третий признаки подобия треугольников |
36 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников |
37 | Решение задач |
38 | Контрольная работа № 4 « Признаки подобия треугольников» |
39 | Средняя линия треугольника |
40 | Свойство медиан треугольника |
41 | Пропорциональные отрезки |
42 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике |
43 | Измерительные работы на местности |
44 | Задачи на построение методом подобия |
45 | Задачи на построение методом подобия |
46 | Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике |
47 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов , равных 30°, 45° и 60° |
48 | Соотношения между сторонами и углами в треугольнике |
49 | Решение задач |
50 | Контрольная работа № 5 « Применение теории о подобии треугольников при решении задач» |
51 | Взаимное расположение прямой и окружности |
52 | Касательная к окружности |
53 | Касательная к окружности |
54 | Градусная мера дуги окружности |
55 | Теорема о вписанном угле |
56 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд |
57 | Решение задач по теме « Центральные и вписанные углы» |
58 | Свойство биссектрисы угла |
59 | Серединный перпендикуляр |
60 | Теорема о точке пересечения высот треугольника |
61 | Вписанная окружность |
62 | Свойство описанного четырёхугольника |
63 | Описанная окружность |
64 | Свойство вписанного четырёхугольника |
65 | Решение задач |
66 | Контрольная работа № 6 « Окружность» |
67 | Повторение по темам « Четырёхугольники» , « Площадь» |
68 | Повторение по темам « Подобные треугольники» , « Окружность» |
Учебное и учебно- методическое обеспечение
Для учащихся
- Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Кадомцев С.Б. , Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия . 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
- Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия. Рабочая тетрадь для 8 класса . М.: Просвещение , 2011.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для 7-11 классов . М.: Просвещение, 2004.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса . М.: Просвещение, 2004.
- Гаврилова Н.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 8 класс. М.:ВАКО, 2011.
- Фарков А.В. Тесты по геометрии. 8 класс. М.: Экзамен, 2011.
Для учителя
1. Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Кадомцев С.Б. , Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия . 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
2. Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия. Рабочая тетрадь для 8 класса . М.: Просвещение , 2011.
3.Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для 7-11 классов . М.: Просвещение, 2004.
4.Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса . М.: Просвещение, 2004.
5.Гаврилова Н.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 8 класс. М.:ВАКО, 2011.
6.Фарков А.В. Тесты по геометрии. 8 класс. М.: Экзамен, 2011.
7. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс. М.: ВАКО, 2011.
8.Гаврилова Н.Ф. Рабочие программы по геометрии : 7-11 классы. М.: ВАКО , 2011.
9.Бутузов В.Ф. Рабочие программы. Геометрия: 7-9 классы. М.: Просвещение, 2011.
10. Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф. , Глазков Ю.А.,Некрасов В.Б., Юдина И.И. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику . Книга для учителя. М.: Просвещение, 2003.
Календарно- тематическое планирование учебного материала
№ урока | Тема урока | Дата | |
по плану | фактическая | ||
1 | Вводное повторение | ||
2 | Вводное повторение. Контрольная работа № 1 «Контрольный срез за курс 7 класса» | ||
3 | Многоугольники | ||
4 | Многоугольники | ||
5 | Параллелограмм | ||
6 | Признаки параллелограмма | ||
7 | Решение задач по теме « Параллелограмм» | ||
8 | Трапеция | ||
9 | Теорема Фалеса | ||
10 | Задачи на построение | ||
11 | Прямоугольник | ||
12 | Ромб. Квадрат. | ||
13 | Решение задач по теме « Прямоугольник. Ромб. Квадрат» | ||
14 | Осевая и центральная симметрия | ||
15 | Решение задач | ||
16 | Контрольная работа № 2 « Четырёхугольники» | ||
17 | Площадь многоугольника | ||
18 | Площадь прямоугольника | ||
19 | Площадь параллелограмма | ||
20 | Площадь треугольника | ||
21 | Площадь треугольника | ||
22 | Площадь трапеции | ||
23 | Решение задач на вычисление площадей фигур | ||
24 | Решение задач на вычисление площадей фигур | ||
25 | Теорема Пифагора | ||
26 | Теорема, обратная теореме Пифагора | ||
27 | Решение задач по теме « Теорема Пифагора» | ||
28 | Решение задач | ||
29 | Решение задач | ||
30 | Контрольная работа № 3 « Площадь» | ||
31 | Определение подобных треугольников | ||
32 | Отношение площадей подобных треугольников | ||
33 | Первый признак подобия треугольников | ||
34 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников | ||
35 | Второй и третий признаки подобия треугольников | ||
36 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | ||
37 | Решение задач | ||
38 | Контрольная работа № 4 « Признаки подобия треугольников» | ||
39 | Средняя линия треугольника | ||
40 | Свойство медиан треугольника | ||
41 | Пропорциональные отрезки | ||
42 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | ||
43 | Измерительные работы на местности | ||
44 | Задачи на построение методом подобия | ||
45 | Задачи на построение методом подобия | ||
46 | Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике | ||
47 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов , равных 30°, 45° и 60° | ||
48 | Соотношения между сторонами и углами в треугольнике | ||
49 | Решение задач | ||
50 | Контрольная работа № 5 « Применение теории о подобии треугольников при решении задач» | ||
51 | Взаимное расположение прямой и окружности | ||
52 | Касательная к окружности | ||
53 | Касательная к окружности | ||
54 | Градусная мера дуги окружности | ||
55 | Теорема о вписанном угле | ||
56 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд | ||
57 | Решение задач по теме « Центральные и вписанные углы» | ||
58 | Свойство биссектрисы угла | ||
59 | Серединный перпендикуляр | ||
60 | Теорема о точке пересечения высот треугольника | ||
61 | Вписанная окружность | ||
62 | Свойство описанного четырёхугольника | ||
63 | Описанная окружность | ||
64 | Свойство вписанного четырёхугольника | ||
65 | Решение задач | ||
66 | Контрольная работа № 6 « Окружность» | ||
67 | Повторение по темам « Четырёхугольники» , « Площадь» | ||
68 | Повторение по темам « Подобные треугольники» , « Окружность» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....