Блочное планирование курса математики 8 класс учебники Г.К. Муравин, Л.С. Атанасян
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс) по теме

Планирование содержит пояснительную записку, основные знания и умения, тематическое и календарно - тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blochnoe_planirovanie_kursa_matematiki_8_klass.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальрое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37»

Рабочая программа

по математике

8класс

автор учебника (алгебра): Г. К. Муравин, К. С. Муравин, О. В. Муравина

автор учебника (геометрия): Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев

Составитель: Харина Екатерина Витальевна

учитель математики

г. Кемерово

2011г

Структура документа

Рабочая учебная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Пояснительная записка

 Цели (алгебра)

Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в раз овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

витии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Цели (геометрия)

Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
  • В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • привычно готовить рабочее место для занятий и труда;
  • самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда режима дня;
  • понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать строго в соответствии с ней;
  • работать в заданном темпе;
  • учиться пооперационному контролю учебной работы (своей и товарища), оценивать учебные действия (свои и товарища) по образцу оценки учителя;
  • уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем;
  • оказывать необходимую помощь учителю на уроке и вне его;
  • самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника;
  • работать с материалами приложения учебника;
  • использовать образцы в процессе самостоятельной работы;
  • отвечать на вопросы по тексту;
  • учиться отвечать по плану связно;
  • уметь выделять главное в тексте;
  • уметь  систематизировать материал;
  • составлять схемы, диаграммы;
  • подбирать дополнительный материал по теме.

Блочное планирование курса математики

темы

Название блока и темы

Кол-во часов

Блок 1

Рациональные выражения

25

1.1

Формула куба двучлена

3

1.2

Формула суммы и разности кубов

3

1.3

Допустимые значения. Сокращение дробей

3

1.4

Умножение, деление дробей и возведение дробей в степень

3

1.5

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

2

1.6

Сложение и вычитание дробей с разными  знаменателями

4

1.7

Упрощение рациональных выражений

3

1.8

Дробные уравнения с одной переменной

3

Контрольная работа № 1

1

Блок 2

Четырехугольники

14

2.1

Многоугольники

2

2.2

Параллелограмм и трапеция

6

2.3

Прямоугольник, ромб, квадрат

5

Контрольная работа № 2

1

Блок 3

Степень с целым показателем

16

3.1

Прямая и обратная пропорциональность величин

3

3.2

Функция и ее график

3

Контрольная работа № 3

1

3.3

Определение степени с целым показателем

3

3.4

Свойства степей с целыми показателями

3

3.5

Стандартный вид числа

2

Контрольная работа № 4

1

Блок 4

Площадь

14

4.1

Площадь многоугольника

2

4.2

Площади параллелограмма, треугольника и трапеции

6

4.3

Теорема Пифагора

5

Контрольная работа № 5

1

Блок 5

Квадратные корни

19

5.1

Рациональные и иррациональные числа

2

5.2

Периодические и непериодические бесконечные десятичные дроби

3

5.3

Функция  и ее график

2

5.4

Понятие квадратного корня

2

5.5

Свойства арифметических квадратных корней

3

5.6

Внесение и вынесение множителя из – под знака корня

2

5.7

Действия с квадратными корнями

4

Контрольная работа №6

1

Блок 6

Подобные треугольники

19

6.1

Определение подобных треугольников

2

6.2

Признаки подобия треугольников

5

Контрольная работа № 7

1

6.3

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

7

6.4

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

3

Контрольная работа № 8

1

Блок 7

Квадратные уравнения.

21

7.1

Выделение полного квадрата.

2

7.2

Решение квадратного уравнения в общем виде

3

7.3

Теорема Виета

2

7.4

Частные случаи квадратных уравнений

2

7.5

Задачи, приводящие к квадратным уравнениям

4

Контрольная работа № 9

1

7.6

Решение системы уравнений методом подстановки

3

7.7

Решение задач с помощью систем уравнений

3

Контрольная работа № 10

1

Блок 8

Окружность

17

8.1

Касательная к окружности

3

8.2

Центральные и вписанные углы

4

8.3

Четыре замечательные точки треугольника

3

8.4

Вписанная и описанная окружности

4

Решение задач

2

Контрольная работа № 11

1

Блок 9

Вероятность

7

9.1

Вычисление вероятностей

3

9.2

Вероятности вокруг нас

3

Контрольная работа № 12

1

Блок 10

Итоговое повторение

23

Алгебра

13

Геометрия

6

Резерв

8

Итого

175

Календарно – тематическое планирование

Дата проведения

урока

Наименование

раздела

Тема урока

Кол-во уроков

1 четверть 43 часа

Гл.1Рациональные выражения

25

1-3

П.1 Формула куба двучлена

3

4-6

П.2Формула суммы и разности кубов

3

7-9

П.3 Допустимые значения. Сокращение дробей

3

10-12

П.4 Умножение, деление дробей и возведение дробей в степень

3

13-14

П.5 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

2

15-18

П.6 Сложение и вычитание дробей с разными  знаменателями

4

19-21

П.7 Упрощение рациональных выражений

3

22-24

П.8 Дробные уравнения с одной переменной

3

25

Контрольная работа № 1 по теме Рациональные выражения

1

Гл.2Четырехугольники

14

26-27

П.39,40 Многоугольник. Выпуклый многоугольник

2

28

П.41 Четырехугольник

1

29-30

П. 42,43 Параллелограмм. Признаки параллелограмма

2

31-32

П.44 Трапеция

2

33-34

Решение задач по теме: Параллелограмм и трапеция. С/р

2

35-36

П.45,46 Прямоугольник. Ромб и квадрат

2

37-38

Решение задач по теме: Прямоугольник, ромб, квадрат. С/р.

2

39

Контрольная работа № 2 по теме Четырехугольники

1

Гл.3 Степень с целым показателем

16

40-42

П.9 Прямая и обратная пропорциональность величин

3

43

П.10 Функция и ее график

1

2 четверть

35

44-45

П.10 Функция и ее график

2

46

Контрольная работа № 3 по теме Прямая и обратная пропорциональность величин

1

47-49

П.11Определение степени с целым показателем

3

50-52

П.12Свойства степеней с целыми показателями

3

53-54

П.13Стандартный вид числа

2

55

Контрольная работа № 4 по теме Свойства степеней с целыми показателями

1

Гл.4 Площадь

14

56

П.48 Понятие площади многоугольника.

1

57-58

П.49,50 Площадь прямоугольника

2

59-60

П.51 Площадь параллелограмма

2

61-62

П.52 Площадь треугольника

2

63-64

П.53 Площадь трапеции

2

65-66

П.54,55 Теорема Пифагора.

2

67-68

Решение задач по теме Площади фигур. С/р.

2

69

Контрольная работа №5 по теме Площади фигур

1

Гл.5 Квадратные корни

19

70-71

П.14 Рациональные и иррациональные числа

2

72-74

П.15 Периодические и непериодические бесконечные десятичные дроби

3

75-76

П.16 Функция  и ее график

2

77-78

П.17 Понятие квадратного корня

2

3 четветь

55

79-81

П.18 Свойства арифметических квадратных корней

3

82-83

П.19 Внесение и вынесение множителя из – под знака корня

2

84-87

П.20 Действия с квадратными корнями

4

88

Контрольная работа №6 по теме Квадратные корни

1

Гл.6 Подобные треугольники

19

89

П.56,57 Пропорциональные отрезки. Определение подобных фигур

1

90-91

П.58 Отношение площадей подобных треугольников

2

92

П.59 Первый признаки подобия треугольников

1

93

П.60 Второй признак подобия треугольников

1

94-95

П.61Третий признак подобия треугольников

2

96-97

Решение задач по теме : Признаки подобия треугольников. С/р

2

98

Контрольная работа № 7 по теме Признаки подобия треугольников

1

99-100

П.63 Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

2

101-102

П.64,65  Практические приложения подобия треугольников. С/р.

2

103-104

П.66,67 Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

2

105-106

Решение задач по теме Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. С/р.

2

107

Контрольная работа № 8 по теме Практические приложения подобия треугольников

1

Гл.7 Квадратные уравнения.

21

108-109

П.21 Выделение полного квадрата.

2

110-112

П.22 Решение квадратного уравнения в общем виде

3

113-114

П.23 Теорема Виета

2

115-116

П.24 Частные случаи квадратных уравнений

2

117-120

П.25 Задачи, приводящие к квадратным уравнениям

4

121

Контрольная работа № 9 по теме Решение квадратных уравнений

1

122-124

П.26 Решение системы уравнений методом подстановки

3

125-127

П.27 Решение задач с помощью систем уравнений

3

128

Контрольная работа № 10 по теме Решение задач с помоью систем уравнений

1

Гл 8 Окружность

17

129

П.68 Взаимное расположение прямой и окружности

1

130

П.69 Касательная к окружности

1

131-132

П.70 Градусная мера дуги окружности

2

133

П.71 Теорема о вписанном угле

1

4 четверть

42

134-135

Решение задач по теме: Центральные и вписанные углы. С/р.

2

136

П.72 Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку

1

137-138

П.73 Теорема о пересечении высот треугольника

2

139-140

Решение задач по теме: Четыре замечательные точки треугольника С/р.

2

141

П.74 Вписанная окружность

1

142

П.74 Описанная окружность

1

143-144

Решение задач по теме: Вписанная и описанная окружности. С/р.

2

145

Контрольная работа № 11 по теме: Окружность

1

Гл.9 Вероятность

7

146-148

Вычисление вероятностей

3

149-151

Вероятности вокруг нас

3

152

Контрольная работа № 12 по теме Вероятность

1

Гл.10 Итоговое повторение

19

алгебра

13

153-155

П.30 Числовые выражения

3

156-158

П.31 Рациональные выражения

3

159-161

П.32 Квадратные корни

3

162-164

П.33 Квадратные уравнения

3

165

Итоговая контрольная работа

1

геометрия

6

166-167

Площадь многоугольников

2

168-169

Подобные треугольники

2

170-171

Окружность

2

резерв

4

итого

175

Требования к математической подготовке учащихся 8 класса

В результате изучения алгебры ученик должен

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и системы уравнений; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
  • уметь
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
  • решать линейные уравнения с одной переменной и их системы;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства, примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы;  примеры их применения для решения математических и практических задач;
  •  как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  •  как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  •  каким образом геометрия возникла их практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

Уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  •  распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное   расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: для углов от 0 до 900 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуги окружностей, площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические зад

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Математика» для 5 класса учебник Г.К. Муравин, О.В. Муравина

Пояснительная запискаДанный курс математики 5 класс предназначен для учащихся, занимавшихся в начальной школе по любым учебникам.  В программу курса включены вопросы, позволяющие заложить п...

Рабочая программа учебного курса «Математика» для 6 класса учебник Г.К.Муравин, О.В.Муравина

Пояснительная запискаДанный курс математики 6 класс предназначен для учащихся, занимавшихся в начальной школе по любым учебникам.  В программу курса включены вопросы, позволяющие заложить п...

Тематическое планирование по математике по учебнику Виленкина Н.Я.,6 класс

Материал содержит контрольные работы по всем темам математики по учебнику Виленкина Н.Я., а также итоговую контрольную работу с перечнем проверяемых дидактических единиц...

Рабочая программа 7 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др

Рабочая программа составлена для 7 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...

Рабочая программа 9 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др

Рабочая программа составлена для 9 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...