Методическая разработка урока в 6 классе (УМК "СФЕРЫ") Прямая и окружность.
методическая разработка по геометрии (6 класс) по теме
Это урок-лаборатория, используемая технология- информационная
На уроке дети учатся наблюдать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhnost_i_pryamaya_6kl.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 401
Н.Г. Бабанина
ПРЯМАЯ И ОКРУЖНОСТЬ
Методическая разработка урока
6 класс, математика
УМК « СФЕРЫ» Е. А. Бунимович, Г. В. Дорофеев и др.
Санкт — Петербург
2013
Тип урока: Усвоение учащимися новых знаний
Технологии: Урок — лаборатория, информационные технологии.
.
Цели урока: Предметные:
1. Исследовать взаимное расположение прямой и окружности.
2.Ввести понятие касательной к окружности.
3.Рассмотреть задачу на построение касательной к окружности.
Метапредметные:
1.Создание условий для анализа, обобщения результатов исследования.
2.Развитие умения выделять существенные признаки для решения учебных задач.
Личностные:
Формирование умения оценивать себя, работать в паре.
.
Метод: Исследовательский.
Формы познавательной деятельности: Работа в парах.
Оборудование: Проектор, электронное приложение к учебнику, тетрадь -
тренажер (УМК «Сферы»), раздаточный, материал (модель
окружности из бумаги, лист наблюдений.
Структура урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний и их коррекция
- Изучение нового материала и способов действий
- Первичная проверка понимания изученного
- Самостоятельная работа
- Подведение итогов
- Информация о домашнем задании
- Рефлексия.
Ход урока.
1 этап.
Сегодня мы проведем урок геометрии. Это будет не обычный урок, а урок-лаборатория. Работать вы будете в парах, заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Вы будете учиться наблюдать и делать выводы. А начну я с шутливого стихотворения.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Роберт Сеф
2 этап
Выполните тест. Ответы запишите в тетрадь.
1.Сколько общих точек могут иметь две прямые?
- А бесконечно много, Б 1 или 2, В 2 или 0, Г 0 или1.
2. С помощью каких инструментов строят перпендикулярные прямые?
А линейка, Б прямоугольный треугольник, В транспортир.
3.Чему равен радиус окружности, если ее диаметр равен 36см? А 72см, Б 18см, В 9см, Г 36 см.
4. Чему равно расстояние от точки А до прямой р?
А
5 3 4
р
С М К
А 5см, Б 3см, В 4см, Г 5,5см.
5.Расстояние от центра окружности, радиус которой равен 10см, до любой ее точки равно:
А 5см, Б 10см, В 20см, Г 1дм.
6.Прямая а не пересекает окружность. Расстояние от центра окружности до прямой а
А равно радиусу, Б меньше радиуса, В больше радиуса.
Ответы к тесту записаны на доске и прикрыты, причем в ответах преднамеренно содержится ошибка.
3 этап
Мы вспомнили, как располагаются 2 прямые на плоскости. А теперь давайте рассмотрим взаимное расположение прямой и окружности.
Запишите тему урока « ПРЯМАЯ И ОКРУЖНОСТЬ»
Работаем в парах.
Возьмите заготовленные вами модели окружности, карандаш, который будет служить моделью прямой, и, прикладывая карандаш к окружности, рассмотрите все возможные случаи их расположения.
Сколько общих точек могут иметь прямая и окружность?
Сколько возможных вариантов вы заметили?
Теперь результаты своих исследований зарисуйте в листах наблюдений, которые лежат у вас на партах ( см приложение).
Выполните задания в 1 строке. Ответьте на вопросы во2-ой и 3-ей строчках.
Прочтите, что у вас получилось.
Итак, сколько общих точек могут иметь прямая и окружность?
Ответ: 1, 2, ни одной.
Отчего это зависит?
Ответ: от расстояния между прямой и центром окружности.
Проведите соответствующие отрезки.
В каком случае прямая не имеет общих точек с окружностью? Имеет одну точку? Две?
Ответ: прямая не имеет общих точек с окружностью, если расстояние от нее до центра окружности больше радиуса. Имеет одну точку, если расстояние равно радиусу и имеет две точки, если расстояние меньше радиуса.
Прошу вас заполнить 4- ую строку. Прочтите, что вы записали.
Ответ:секущая, не пересекающая и касательная.
Итак, с какими новыми терминами вы познакомились?
Что вы сегодня запишите в ваши словарики? Что же мы назовем касательной к окружности?
Ответ: прямая, которая имеет с окружностью одну общую точку, называется касательной к этой окружности.
Включается проектор, и ученики смотрят флешь— демонстрацию «Взаимное расположение прямой и окружности» к пункту 17 учебника.
4 этап.
Отработаем определение касательной к окружности.
Задача №273.
По готовому чертежу рис.5.3 учебника определите, какая из 4 параллельных прямых является касательной к окружности?
a
b
c
d
Ответ: прямая b является касательной, так как она имеет с окружностью одну общую точку.
А теперь решите задачу из учебника № 275.
В таблице даны радиус окружности и расстояние от центра этой окружности до некоторой прямой. Что можно сказать о взаимном расположении прямой и окружности в каждом случае? Проверьте себя, выполнив построения.
Условие задачи в виде таблицы записано на доске.
Радиус окружности в см | 3 | 3 | 3 |
Расстояние от центра окружности до прямой в см | 2 | 3 | 4 |
Мы познакомились с новым математическим объектом- касательной, а как всякий математический объект, касательная должна обладать какими-то свойствами. Давайте выясним, какими же?
Одно из них поможет ответить на вопрос: как построить касательную к данной окружности, проходящую через данную на окружности точку. А поможет вам ваш лист наблюдений
Ответ: Касательная перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания прямой и окружности.
Посмотрим еще одну флешь-демонстрацию.
Включается проектор, и ученики смотрят флешь — демонстрацию «Построение касательной» к пункту 17.
5 этап.
Откройте тренажеры на стр.60. Найдите рубрику "Осваиваем алгоритмы" ,
и выполните упражнения № 130 и 131.
6 этап. Сегодня вы для себя открыли новое геометрическое понятие - касательная к окружности.
Историческая справка: Оказывается, такое же определение касательной впервые встречается в учебнике "Элементы геометрии" французского математика Лежандра, написанного в конце 19 века. А то, что касательная перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания, было уж известно греческому ученому Архиту Тарентскому, жившему в 4 веке до н.э.
Мы уже говорили на наших уроках, что математические объекты реально не существуют. В окружающем нас мире нет точек, треугольников, чисел. Все они созданы человеческим умом. Но все они описывают реальные объекты. Посмотрите сюжет, в котором с помощью касательной описывается некоторое физическое явление ( см приложение). Как видите, искры от точильного камня летят по касательной к вращающемуся кругу, аналогично мелкие камешки, частички земли, вода вылетают из-под колес движущейся машины так же по касательной.
Итак, что же нового вы сегодня узнали на уроке?
Ответьте на вопросы: Как располагаются прямая и плоскость?
Какая прямая называется касательной к окружности?
Как ее построить?
Сколько касательных можно провести через данную
на окружности точку?
Сколько всего касательных существует у окружности?
6 этап.
Запишите домашнее задание:
1) п.17, стр.87 ответить устно на вопросы;
2) выполнить упражнения № 276, 279 и №257(в) на повторение действий с дробями.
7 этап.
Подумайте, все ли вы сегодня поняли на уроке? Все ли вы сделали для того, чтобы усвоить новый материал? Оцените свою работу с помощью фигур:
круг — очень хорошо
квадрат — хорошо
треугольник — удовлетворительно.
СПАСИБО, ДЕТИ, ЗА УРОК!
Приложения 1. Лист наблюдений
ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРЯМОЙ И ОКРУЖНОСТИ
1 | Проведите прямую. Рассмотрите все возможные варианты. | |||
2 | Сколько общих точек у окружности и прямой? | |||
3 | Найдите расстояние от центра окружно- сти до прямой и сравните его с радиусом. | |||
4 | Придумайте назва- ние для каждой прямой. |
- Фотография « ИСКОРКИ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"
данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...