Рабочая программа по геометрии 11 класс (уч/ Л.С.Атанасян)
рабочая программа по геометрии (11 класс) по теме

рабочая программа по геометрии к учебнику Л.С. Атанасяна рассчитана на 2 часа в неделю, 70 учебных часов в год, содержит пояснительную записку, планирование, тексты контрольных работ и список использованной литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya11rab.progr_.geom_.doc519 КБ

Предварительный просмотр:

           Государственное бюджетное   общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 354

Московского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   геометрии

 для  11  общеобразовательных классов

                                                 

Учитель

Ф.  Кожокарь

И.  Ирина

О.  Евгеньевна

 

                                        

Санкт-Петербург

2013

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО ГЕОМЕТРИИ. 11 КЛАСС.

         

Рабочая программа учебного курса по геометрии для 11 класса составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике(геометрия) в соответствии с требованиями  федерального компонента Государственного стандарта среднего(полного) общего образования по математике(геометрия) и с учетом рекомендаций авторской программы Л.С. Атанасяна.

Цели

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  2. развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  3. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  4. воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

-выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;

- выполнения расчетов практического характера;

-использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

-самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

-самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

   

 Цели курса геометрии:

  1. развитие логического мышления, пространственного воображения и интуиции, критичности мышления на уровне, необходимом для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики и ее производных, в будущей профессиональной деятельности;
  2. воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.

     Задачи курса геометрии:

  1. систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве;
  2. формирование умения применять полученные знания для решения практических задач, проводить доказательные рассуждения , логически обосновывать выводы для изучения школьных естественно- научных дисциплин на базовом уровне.

  1. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

  1. Учебный предмет изучается 11 классе, рассчитан на 70 часов, в том числе практические и контрольные работы-7 часов.

     Содержание программы носит  локальный (созданный для данного образовательного учреждения) и индивидуальный (разработанный учителем ) характер. При проведении уроков используются разнообразные формы организации  учебной  деятельности (беседы, работы в группах, практикумы, игровые моменты, деловые игры и другие).  

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.

Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, колллинеарность векторов в координатах.

Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.

Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.

Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.

Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  2. значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  3. универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

уметь

  1. распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  2. описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  3. анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  4. изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  5. строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  6. решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  7. использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  8. проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  2. вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

                      УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Контрольных работ и зачетов

1

Векторы в пространстве.

6 ч

1

2

Метод координат в пространстве. Движения

15 ч

2

3

Цилиндр, конус, шар

16 ч

2

4

Объемы тел

17 ч

2

5

Повторение

16 ч

Итого

70 ч

                         СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1.Векторы в пространстве(6 ч.)

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.

Цель: закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем некомпланарным векторам.

Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило сложения параллелепипеда трех некомпланарных векторов, разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

2. Метод координат в пространстве. Движения (15 ч).

Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.

Цель: введение понятие прямоугольной системы координат в пространстве; знакомство с координатно-векторным методом  решения задач, сформировать у учащихся умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве.

В ходе изучения темы целесообразно использовать аналогию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это поможет учащимся более глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал, уяснить содержание и место векторного и координатного методов в курсе геометрии

2.Цилиндр, конус, шар (16 ч)

Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.

Цель: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения.   Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение системы основных пространственных геометрических тел. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся: круглые тела рассматривать на примере конкретных геометрических тел, изучать взаимное расположение круглых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости), ознакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Решение большого количества задач позволяет продолжить работу по  формированию логических и графических умений.

В данной теме обобщаются сведения из планиметрии об окружности и круге, о взаимном расположении прямой и окружности,  о вписанных и описанных окружностях. Здесь учащиеся знакомятся с основными фигурами вращения, выясняют их свойства, учатся их изображать и решать задачи на фигуры вращения. Формированию более глубоких представлений учащихся могут служить задачи на комбинации многогранников и фигур вращения.

3. Объем и площадь поверхности (17 ч).

Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного  конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей.

Цель: продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.

 Понятие объема вводить по аналогии с понятием площади плоской фигуры и формулировать основные свойства объемов.

Существование и единственность объема тела в школьном курсе математики приходится принимать без доказательства, так как вопрос об объемах принадлежит, по существу, к трудным разделам высшей математики. Поэтому нужные результаты устанавливать, руководствуясь больше наглядными соображениями. Учебный материал главы в основном должен усвоиться в процессе решения задач.

Изучение объемов обобщает и систематизирует материал планиметрии о площадях плоских фигур. При выводе формул объемов используется принцип Кавальери. Это позволяет чисто геометрическими методами, без использования интеграла или предельного перехода, найти объемы основных пространственных фигур, включая объем шара и его частей.

Практическая направленность этой темы определяется большим количеством разнообразных задач на вычисление объемов и площадей поверхностей.

Повторение (16ч.)

Цель: повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: метод координат в пространстве; многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения

Тематический и итоговый контроль проводится в форме проверочных, самостоятельных и контрольных работах, также в виде тестов. Материалы контроля представлены в приложении.

:

Список литературы

 

1. Геометрия,10-11: Учеб. Для общеобразовательных учреждений/Л.С. Атанасян,  В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2004.

2.  Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике.

3.Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса- М. Просвещение, 2003.

4.Поурочные разработки по геометрии к учебному комплекту Л.С. Атанасяна,  В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. 11 класс/М.Вако,2006.

5. Журнал «Математика в школе».

                                            ПРИЛОЖЕНИЯ

«Утверждено»

Решением Методического объединения

 

Поурочно-тематический план:

Этап обучения

11 класс

Предмет

Геометрия

Название

Поурочно-тематический план:

Период

№ урока

Тема урока

Контроль

Домашнее задание

 

1

Понятие вектора в пространстве

 

 

 

2

Сложение и вычитание векторов

 

 

 

3

Умножение вектора на число

 

 

 

4

Компланарные векторы

 

 

 

5

Компланарные векторы

 

 

 

6

Зачет №4

 

 

 

7

Координаты точки и координаты вектора

 

 

 

8

Координаты точки и координаты вектора

 

 

 

9

Координаты точки и координаты вектора

 

 

 

10

Координаты точки и координаты вектора

 

 

 

11

Координаты точки и координаты вектора

 

 

 

12

Координаты точки и координаты вектора

 

 

 

13

Скалярное произведение векторов

 

 

 

14

Скалярное произведение векторов

 

 

 

15

Скалярное произведение векторов

 

 

 

16

Скалярное произведение векторов

 

 

 

17

Скалярное произведение векторов

 

 

 

18

Скалярное произведение векторов

 

 

 

19

Скалярное произведение векторов

 

 

 

20

Контрольная работа №5

 

 

 

21

Зачет №5

 

 

 

22

Цилиндр

 

 

 

23

Цилиндр

 

 

 

24

Цилиндр

 

 

 

25

Конус

 

 

 

26

Конус

 

 

 

27

Конус

 

 

 

28

Конус

 

 

 

29

Сфера

 

 

 

30

Сфера

 

 

 

31

Сфера

 

 

 

32

Сфера

 

 

 

33

Сфера

 

 

 

34

Сфера

 

 

 

35

Сфера

 

 

 

36

Контрольная работа №6

 

 

 

37

Зачет №6

 

 

 

38

Объем прямоугольного параллелепипеда

 

 

 

39

Объем прямоугольного параллелепипеда

 

 

 

40

Объем прямоугольного параллелепипеда

 

 

 

41

Объем прямой призмы и цилиндра

 

 

 

42

Объем прямой призмы и цилиндра

 

 

 

43

Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса

 

 

 

44

Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса

 

 

 

45

Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса

 

 

 

46

Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса

 

 

 

47

Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса

 

 

 

48

Объем шара и площадь сферы

 

 

 

49

Объем шара и площадь сферы

 

 

 

50

Объем шара и площадь сферы

 

 

 

51

Объем шара и площадь сферы

 

 

 

52

Объем шара и площадь сферы

 

 

 

53

Контрольная работа №7

 

 

 

54

Зачет №7

 

 

 

55

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

 

 

 

56

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

 

 

 

57

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

 

 

 

58

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

 

 

 

59

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

 

 

 

60

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

 

 

 

61

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

 

 

 

62

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

 

 

 

63

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

 

 

 

64

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

 

 

 

65

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

 

 

 

66

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

 

 

 

67

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

 

 

 

68

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

 

 

 

69

 Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

 

 

70

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

                                                   ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Согласовано

Зам. директора по УВР

___________ Е.Л.Кот

«____» августа 2013 г.

Утверждаю

Директор СОШ № 354

Санкт-Петербурга

_________Л.А.Шнырикова

«___» августа 2013 г.

Рассмотрено

на методическом объединении

СОШ № 354

Протокол №__ от ___.08.2013

Руководитель МО ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)

Программа разработана на основе                 Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...

Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник: Геометрия 7-9 класс. Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.. - М. : Просвещение, 2015.

                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии. Уровень образования (класс):    основное общее образование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         11 Учитель      Асессорова Е.М....

Рабочая программа по геометрии .по учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. "Геометрия", 10–11 класс для детей, обучающихся на дому

        Рабочая программа по геометрии для 10 класса (обучение на дому) рассчитана на 1 час в неделю. Программа разработана:в соответствии с Приказом Министерства образовани...