Рабочая программа по геометрии 10 - 11 классы
рабочая программа по геометрии (10 класс) на тему
Пояснительная записка
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bystryh_rabochaya_programma_po_geometrii.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
Утверждено приказом
№ 157 от 03.09.2012 г.
____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
(геометрия 10 - 11 класс)
Учитель: Быстрых В.Н.
г. Красновишерск 2012
Рабочая программа по геометрии
(базовый уровень)
Пояснительная записка
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
Статус документа
Рабочая программа по математике геометрия, (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 часа в неделю.
- Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 -11 классов и реализуется на основе следующих документов:
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.
2. Стандарт основного общего образования по математике. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике // Математика в школе.– 2004г,- № 4 ,- с.9
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Целью курса является:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
- приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
- освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
- приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
- развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи курса:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве; аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач; - строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
- закрепить сведения о векторах и действиях с ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве;
- находить площади и объемы пространственных фигур
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе основного общего образования отводится не менее 136 часов из расчета 2 часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате изучения геометрии на базовом уровне учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
универсального характера законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии; вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Общая характеристика курса
Повторение планиметрических понятий (14)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
- понятие многоугольника;
- определения и свойства многоугольников;
- понятие площади многоугольника и формулы для нахождения площадей; многоугольников;
- понятия угол, отрезок окружность;
- теоремы и аксиомы.
Уметь:
- строить фигуры на плоскости;
- решать задачи с применением свойств фигур, теорем и аксиом.
Аксиомы стереометрии (4)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
- аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве и их следствия.
Уметь:
- применять аксиомы стереометрии и их следствия при решении задач.
Параллельность прямых и плоскостей (15)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
- виды расположения прямых в пространстве;
- понятие параллельных и скрещивающихся прямых;
- теоремы о параллельности прямых и параллельности 3-х прямых;
- расположение в пространстве прямой и плоскости;
- понятие параллельности прямой и плоскости ( признак параллельности прямой и плоскости);
- понятие скрещивающиеся прямых;
- теорему о равенстве углов с сонаправленными сторонами;
- находить угол между прямыми в пространстве;
- применять полученные знания при решении задач;
- понятие тетраэдра;
- понятие параллелепипеда и его свойства;
- способы построения сечений тетраэдра и параллелепипеда.
Уметь:
- рассматривать понятие взаимного расположения прямых, прямой и плоскости на моделях куба, призмы, пирамиды;
- применять изученные теоремы к решению задач;
- самостоятельно выбрать способ решения задач;
- находить угол между прямыми в пространстве;
- применять полученные знания при решении задач;
- доказывать признак параллельности двух плоскостей и применять его при решении; задач. Использовать свойства параллельных плоскостей при решении задач;
- работать с чертежом и читать его;
- решать задачи , связанные с тетраэдром;
- решать задачи на применение свойств параллелепипеда;
- строить сечение тетраэдра и параллелепипеда.
Перпендикулярность прямых и плоскостей (17)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
- понятие перпендикулярных прямых;
- лемму перпендикулярности двух параллельных прямых к третей;
- определение перпендикулярности прямой и плоскости;
- связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости;
- признак перпендикулярности прямой и плоскости;
- понятие расстояние от точки до прямой;
- теорему о трех перпендикулярах;
- понятие угла между прямой и плоскостью;
- понятие двугранного угла и его линейного угла;
- понятие угла между плоскостями;
- определение перпендикулярных плоскостей;
- признак перпендикулярности двух плоскостей;
- понятие прямоугольного параллелепипеда, свойства его граней , диагоналей двугранных углов.
Уметь :
- доказывать лемму перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей;
- применять признак перпендикулярности прямой и плоскости к решению задач;
- находить связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости;
- решать основные типы задач на перпендикулярность прямой и плоскости;
- доказывать теорему о трех перпендикулярах и использовать ее при решении задач;
- находить угол между прямой и плоскостью;
- определять угол между плоскостями;
- применять признак перпендикулярности двух плоскостей при решении задач;
- работать с чертежом и читать его;
- использовать свойства прямоугольного параллелепипеда при решении задач.
Многогранники (14)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
- понятие многогранника, призмы и их элементов;
- виды призм;
- понятие площади поверхности призмы;
- формулу для вычисления площади поверхности призмы;
- понятие пирамиды;
- понятие правильной пирамиды;
- теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды;
- симметрия в пространстве;
- пять видов правильных многогранников.
Уметь:
- работать с чертежом и читать его;
- различать виды призм;
- давать описание многогранников;
- выводить формулу для вычисления площади поверхности призмы;
- работать с чертежом и читать его;
- отличать виды пирамид;
- доказывать теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды;
- решать задачи на нахождение площади боковой поверхности правильной пирамиды;
- увидеть симметрию в пространстве;
- различать виды правильных многогранников;
- работать с чертежом и читать его.
Векторы в пространстве (12)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
- определение вектора;
- понятие равных векторов;
- oобозначения;
- правило треугольника и параллелограмма сложения векторов в пространстве;
- законы сложения векторов;
- два способа разности двух векторов;
- правило сложения нескольких векторов в пространстве;
- правило умножения векторов на число и его свойства определение компланарных векторов;
- признаки компланарности трех векторов и правило параллелепипеда, сложения трех некомпланарных векторов;
- теорему о разложении вектора по трем некомпланарным векторам.
Уметь:
- работать с чертежом и читать его;
- обозначать и читать обозначения;
- определять равные вектора;
- пользоваться правилом треугольника и параллелограмма при нахождении суммы двух векторов;
- находить сумму нескольких векторов;
- находить разность векторов двумя способами;
- находить векторные суммы не прибегая к рисункам;
- умножать вектор на число;
- выполнять действия над векторами;
- разложить вектор по трем некомпланарным векторам;
- использовать правило параллелепипеда при сложении трех некомпланарных векторов.
Метод координат в пространстве (15)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
- понятие вектора в пространстве;
- правило сложения и вычитания векторов;
- правило умножения вектора на число;
- понятие - компланарные векторы;
- понятие - координаты точки и координаты вектора;
- скалярное произведение векторов;
- уравнение плоскости.
Уметь:
- применять сложения и вычитания векторов;
- умножать вектор на число;
- определять компланарные векторы;
- находить координаты точки и координаты вектора;
- вычислять скалярное произведение векторов;
- решать задачи методом координат.
Тела вращения (15)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
- определения тел вращения;
- понятие сечения тел вращения;
- понятия вписанной и описанной фигуры.
Уметь:
- строить тела вращения;
- строить сечения тел вращения;
- строить вписанной и описанной фигуры;
- решать задачи.
Объем тел (17)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
- понятие объема;
- понятие площади боковой и полной поверхности тел вращения;
- формулы для нахождения объемов тел вращения.
Уметь:
- находить объемы тел вращения;
- находить поверхности тел вращения;
- решать задачи.
Итоговое повторение (12)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
- теоретический материал курса 10 – 11 классов;
- основные теоретические факты;
- наиболее распространенные приемы решения задач.
Уметь:
- практически применять теоретический материал;
- совершенствовать умения и навыки решения задач.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/уметь:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Тематическое планирование по геометрии 10 класс 2012- 2013
№ | тема | часов | № урока | дата |
1 | Повторение (планиметрия) | 14 | ||
Многоугольники (лекция), дома опорный конспект | 2 | 1 2 | 4 | |
Многоугольники (решение задач), дома в тетради | 1 | 3 | 11 | |
Углы и отрезки, связанные с окружностью (лекция); (дома: опорный конспект) | 2 | 4 5 | 11 18 | |
Решение задач ( дома: в тетради) | 1 | 6 | 18 | |
Решение треугольников; (дома: в тетради) | 4 | 7 8 9 10 | 25 2 | |
Теоремы Менелая и Чевы; теория, (дома: практические задания на построение) | 2 | 11 12 | 9 | |
Эллипс, гипербола, парабола; (дома: практические задания на построение) | 2 | 13 14 | 16 | |
Аксиомы стереометрии | 4 | |||
2 | Введение (Предмет стереометрии. основные понятия и аксиомы стереометрии, следствия из теорем) (дома: опорный конспект) | 2 | 15 16 | 23 |
Аксиомы стереометрии. Решение задач (дома: конспект; № 6; 9; 11) | 2 | 17 18 | 30 | |
3 | Параллельность прямых и плоскостей | 15 | ||
Параллельность прямых, прямой и плоскости, лекция (дома п.4; 5; 6, опорный конспект) | 2 | 19 20 | 13 | |
Решение задач по теме «Параллельность прямых, прямой и плоскости»(дома: конспект; №18(а); 19; 21) | 2 | 21 22 | 20 | |
Взаимное расположение прямых в пространстве (дома:§2, п. 7-9, № 35; 36; 37) | 2 | 23 24 | 27 | |
Угол между двумя прямыми. Контрольная работа № 1 по теме: Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых в пространстве (20 мин.) (дома:§2, п. 7-9, № 40; 42; 44(а)) | 2 | 25 26 | 4 | |
Параллельность плоскостей (дома:§3 п. 10 – 14, опорный конспект) | 2 | 27 28 | 11 | |
Тетраэдр и параллелепипед(дома: опорный конспект) | 1 | 29 | 18 | |
Решение задач по теме «Тетраэдр и параллелепипед» (дома: §3 п. 10 – 14; № 44(в); 46; 87(б);+ 82 (в)) | 2 | 30 31 | 18 25 | |
Контрольная работа № 2 | 1 | 32 | 25 | |
Зачет №1 | 1 | 33 | ||
4 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 | ||
Перпендикулярность прямой и плоскости. | 5 | 34 35 36 37 38 | ||
Перпендикуляр и наклонные | 6 | 39 40 41 42 43 44 | ||
Угол между прямой и плоскостью | ||||
Двугранный угол | 4 | 45 46 47 48 | ||
Перпендикулярность плоскостей | ||||
Контрольная работа № 2. 1 | 1 | 49 | ||
Зачет № 2 | 1 | 50 | ||
5 | Многогранники (проект) | 14 | ||
Понятие многогранника Призма | 3 | 51 52 53 | ||
Пирамида | 4 | 54 55 56 57 | ||
Правильные многогранники | 5 | 58 59 60 61 62 | ||
Контрольная работа № 3. 1 | 1 | 63 | ||
Зачет № 3 | 1 | 64 | ||
6 | Повторение | 6 | 65 66 67 68 69 70 |
Тематическое планирование по геометрии 11 класс 2012- 2013
№ | тема | часов | № урока | дата |
1 | Повторение (планиметрия) | 9 | ||
Многоугольники (лекция), дома опорный конспект | 2 | 1 2 | 5 | |
Многоугольники (решение задач), дома в тетради | 1 | 3 | 12 | |
Углы и отрезки, связанные с окружностью (лекция); (дома: опорный конспект) | 2 | 4 5 | 12 19 | |
Решение задач ( дома: в тетради) | 1 | 6 | 19 | |
Решение треугольников; (дома: в тетради) | 2 | 7 8 | 26 | |
Зачет 1 | 1 | 9 | 3 | |
2 | Векторы в пространстве | 6 | ||
Понятие вектора в пространстве (дома:п 38; 39; №321; 326) | 1 | 10 | 3 | |
Сложение и вычитание векторов. (дома п 40; 41 №328; 332; 335) | 1 | 11 | 10 | |
Умножение вектора на число (дома: п 42; № 344; 347) | 1 | 12 | 10 | |
Комплонарные векторы (дома: п 43; 44; 45 № 363; 366; 369) | 2 | 13 14 | 17 | |
Зачет № 2 | 1 | 15 | 24 | |
3 | Метод координат в пространстве | 15 | ||
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора(дома:46; 47 № 402; 403) | 2 | 16 17 | 24 31 | |
Связь между координатами векторов и координатами точек (дома:48 № 412; 418; 419) | 2 | 18 19 | 31 14 | |
Простейшие задачи в координатах (дома: п 49 № 428;429; 431) | 2 | 20 21 | 14 21 | |
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов (д: п 50; 51 № 444; 447) | 2 | 22 23 | 21 28 | |
Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Уравнение плоскости. (п 52 № 451; 467; 465) | 2 | 24 25 | 28 5 | |
Решение задач (№474; 475; 476) | 3 | 26 27 28 | 5 12 | |
Контрольная работа | 1 | 29 | 19 | |
Зачет № 3 | 1 | 30 | 19 | |
4 | Цилиндр, конус, шар (метод проектов) Д.з. индивидуально | 15 | ||
Цилиндр | 3 | 31 32 33 | 26 26 | |
Конус | 4 | 34 35 36 37 | ||
Сфера | 6 | 38 39 40 41 42 43 | ||
Контрольная работа № | 1 | 44 | ||
Зачет № 4 | 1 | 45 | ||
5 | Объем тел (МЕТОД ПРОЕКТОВ) Д .з. индивидуально | 17 | ||
Объем прямоугольного параллелепипеда | 3 | 46 47 48 | ||
Объем прямой призмы и цилиндра | 4 | 49 50 51 52 | ||
Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса | 5 | 53 54 55 56 57 | ||
Объем шара и площадь сферы | 5 | 58 59 60 61 62 | ||
Контрольная работа № | 1 | 63 | ||
Зачет № 5 | 1 | 64 | ||
6 | Повторение | 6 | 65 66 67 68 69 70 |
Литература
- Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2002.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 10 кл. – М.: Просвещение, 2001.
- Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. – М. Просвещение, 2003.
- Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2003.
- С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....