Анализ УМК: Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия 10-11 кл. (базовый и профильный уровни)
материал по геометрии (10 класс) по теме
Производится анализ учебника, представлены различные варианты планирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlyayushchie_umk_smirnova_smirnov.docx | 250.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ УМК: Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия 10-11 кл. (базовый и профильный уровни)
Составляющие УМК:
- Программно-методические материалы "Геометрия" 7-11 кл.
- Учебник "Геометрия" 10-11 классы. Авт.: И.М. Смирнова, В.А. Смирнов
Рекомендовано Министерством образования РФ - Дидактические материалы "Геометрия" 10-11 кл. Авт.: И.М. Смирнова, В.А. Смирнов
- Методические рекомендации для учителя "Геометрия" 10-11 кл. в 2-х частях. Авт.: И.М. Смирнова, В.А. Смирнов
- Рабочие тетради "Геометрия" 10, 11 кл. Авт.: И.М. Смирнова, В.А. Смирнов
- Учебное пособие "Нестандартные и исследовательские задачи" 7-11 кл. Авт.: И.М. Смирнова, В.А. Смирнове
- Элективные курсы
Одна из основных задач авторов состояла в том, чтобы, опираясь на достигнутый отечественной школой уровень геометрического образования, сделать курс геометрии 10-го и 11-го классов современным и интересным, учитывающим склонности и способности учеников, направленным на формирование математической культуры, интеллектуальное развитие личности каждого ученика, его творческих способностей, формирование представлений учащихся о математике, ее месте и роли в современном мире.
Учебник соответствует новым стандартам по математике для старших общеобразовательных и профильных классов, имеет гриф «Допущено Министерством образования РФ» и входит в Федеральный перечень. В нем реализован принцип преемственности с традициями отечественного образования в области геометрии и сохранены основные разделы систематического курса стереометрии старших классов.
Предлагаемый учебник является двухуровневым. Весь материал в нем подразделен на основной (базовый) и дополнительный (профильный уровень). Это позволяет использовать учебник как в общеобразовательных (2 часа в неделю), так и профильных классах. Большое внимание уделяется историческим, современным, научно-популярным и прикладным аспектам геометрии, ее философским и мировоззренческим вопросам.
Структура учебника проста и лаконична. Все содержание разделено на небольшие пункты, в которые входят теоретические вопросы, задачи (устные, основные, повышенной трудности, нестандартные и исследовательские), исторические справки. Большое внимание уделено наглядности: изображению пространственных фигур, различным способам их моделирования; имеются соответствующие рисунки, чертежи, модели, иллюстрации, компьютерная графика.
Дидактические материалы получили гриф «Допущено Министерством образования РФ» и входят в Федеральный перечень. Сборник содержит математические диктанты, самостоятельные и контрольные работы по всем основным темам, материалы для проведения зачетов, даны ответы к заданиям. В пособие включены также тесты, предназначенные для проверки успешности усвоения старшеклассниками учебного материала. Тесты не содержат громоздких вычислений и охватывают все основные понятия курса стереометрии.
В пособии представлены программа для старших классов и тематическое планирование, отражающие современную профильную дифференциацию обучения. Рассмотрено три варианта планирования: для общеобразовательных, гуманитарных и естественно-научных классов.
Методические рекомендации для учителя содержат по всем основным темам курса стереометрии поурочное планирование с планами-конспектами. Они включают в себя учебные материалы для проведения различных этапов урока — таких, как устная работа, математический диктант, объяснение и первичное закрепление нового материала, самостоятельная или контрольная работа, индивидуальные задания для учащихся и т. п. Предусмотрены задания для проведения зачетов и тестовой проверки. Предлагаются задачи: устные, основные, повышенной трудности, нестандартные, исследовательские, занимательные; задачи для работы в классе и дома.
Пособие содержит также учебные материалы для проведения лабораторного практикума по геометрии, в частности по изображению пространственных фигур на плоскости, моделированию многогранников, тел вращения и др.
В дополнение к учебнику подготовлен сборник «Нестандартные и исследовательские задачи». В него вошли около 500 практических задач различного уровня сложности, решение которых способствует не только формированию геометрических представлений, навыков самостоятельной и исследовательской работы, но и развитию мышления, сообразительности, смекалки, изобретательности — тому, что необходимо нам всем в повседневной жизни.
И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Геометрия. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) |
Учебник соответствует новым стандартам по математике для старших общеобразовательных и профильных классов, в нем реализован принцип преемственности традиций отечественного образования в области геометрии и сохранены основные разделы систематического курса стереометрии старших классов. Наряду с традиционными вопросами геометрии пространства в качестве дополнительного в учебник включен материал научно-популярного и прикладного характера, а также помещены нестандартные и исследовательские задачи, исторические сведения. Большое внимание уделено использованию средств наглядности: изображению пространственных фигур, различным способам их моделирования; приведены соответствующие рисунки, чертежи, модели, иллюстрации, компьютерная графика. |
ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
(базовый, профильный и углублённый уровни)
Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 10-11 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). – М.: Мнемозина.
Вариант I (базовый уровень) – 2 часа в неделю, всего 68 часов за год.
Вариант II (профильный уровень) 2 часа в неделю, всего 68 часов за год.
Вариант III (углублённый уровень) 3 часа в неделю, всего 102 часа за год.
10 КЛАСС
Параграф учебника | Содержание | Количество часов | ||
I | II | III | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23* 24 25 26* 27 28* 29* 30* | Вводная беседа Основные понятия и аксиомы стереометрии Следствия из аксиом стереометрии Пространственные фигуры Моделирование многогранников Контрольная работа № 1 Параллельность прямых в пространстве Скрещивающиеся прямые Параллельность прямой и плоскости Параллельность двух плоскостей Контрольная работа № 2 Векторы в пространстве Коллинеарные и компланарные векторы Параллельный перенос Параллельное проектирование Параллельные проекции плоских фигур Изображение пространственных фигур Сечения многогранников Контрольная работа № 3 Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых Перпендикулярность прямой и плоскости Перпендикуляр и наклонная Угол между прямой и плоскостью Контрольная работа № 4 Расстояния между точками, прямыми и плоскостями Двугранный угол Перпендикулярность плоскостей Центральное проектирование. Изображение пространственных фигур в центральной проекции Контрольная работа № 5 Многогранные углы Выпуклые многогранники Теорема Эйлера Правильные многогранники Полуправильные многогранники Звёздчатые многогранники Кристаллы – природные многогранники Контрольная работа № 6 Итоговое повторение | 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 5 2 2 - 1 2 2 - 2 - - - 1 8 | 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 1 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 5 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 1 1 2 | 2 3 3 3 2 2 3 3 3 3 2 2 2 2 3 2 3 3 2 3 3 3 3 2 6 3 3 3 2 3 2 3 3 2 2 2 2 4 |
11 КЛАСС
Параграф учебника | Содержание | Количество часов | ||
I | II | III | ||
31 32 33 34 35 36 37* 38 39 40 41 42* 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55* 56 57* 58* 59* 60* 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 | Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости Многогранники, вписанные в сферу Многогранники, описанные около сферы Контрольная работа № 1 Цилиндр и конус Поворот. Фигуры вращения Вписанные и описанные цилиндры Сечения цилиндра плоскостью. Эллипс Вписанные и описанные конусы Конические сечения Симметрия пространственных фигур Движение Ориентация плоскости. Лист Мёбиуса Контрольная работа № 2 Объём фигур в пространстве. Объём цилиндра Принцип Кавальери Объём пирамиды Объём конуса Объём шара и его частей Контрольная работа № 3 Площадь поверхности Площадь поверхности шара и его частей Контрольная работа № 4 Прямоугольная система координат в пространстве Расстояние между точками в пространстве Координаты вектора Скалярное произведение векторов Уравнение плоскости в пространстве Уравнение прямой в пространстве Аналитическое задание пространственных фигур Многогранники в задачах оптимизации Полярные координаты на плоскости Сферические координаты в пространстве Использование компьютерной программы «Математика» для изображения пространственных фигур Контрольная работа № 5 Многоугольники Сумма углов многоугольника Замечательные точки и линии треугольника Теоремы Чевы и Менелая Решение треугольников Углы и отрезки, связанные с окружностью Вписанные и описанные многоугольники Парабола Эллипс Гипербола Построения циркулем и линейкой Контрольная работа № 6 Итоговое повторение | 2 3 3 1 2 3 2 - 2 2 2 2 - 1 3 3 3 2 3 1 2 2 1 2 2 2 2 2 - 2 - - - - 1 - - - - - - - - - - - - 10 | 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 - - - - - - - - - - - - 3 | 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 5 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
1. Начала стереометрии
История возникновения и развития геометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Пространственные фигуры (куб, параллелепипед, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). Моделирование многогранников. Развёртка.
2. Параллельность в пространстве
Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельность прямых в пространстве. Скрещивающиеся прямые. Признак скрещивающихся прямых. Взаимное расположение прямой и плоскости. Параллельность прямой и плоскости. Признак параллельности прямой и плоскости. Взаимное расположение двух плоскостей. Параллельность двух плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. Векторы в пространстве. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы. Параллельный перенос. Параллельное проектирование и его свойства. Параллельные проекции плоских фигур. Изображение пространственных фигур. Сечения многогранников.
3. Перпендикулярность в пространстве
Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Перпендикулярность прямой и плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Ортогональное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние между точками, прямыми и плоскостями. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Признак перпендикулярности двух плоскостей. *Центральное проектирование. *Изображение пространственных фигур в центральной проекции.
4. Многогранники
Многогранные углы и их свойства. Выпуклые и невыпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Правильные многогранники (тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр). *Полуправильные и звёздчатые многогранники. *Кристаллы – природные многогранники.
5. Круглые тела
Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр, конус. Поворот. Фигуры вращения. Вписанные и описанные цилиндры. *Сечения цилиндра плоскостью. Эллипс. Вписанные и описанные конусы. *Конические сечения.
Симметрия пространственных фигур (центральная, осевая, зеркальная). Движение пространства, виды движений. Элементы симметрии многогранников и круглых тел. Примеры симметрии в окружающем мире. *Ориентация плоскости. Лист Мёбиуса.
6. Объём и площадь поверхности
Объём и его свойства. Принцип Кавальери. Формулы объёма параллелепипеда, призмы, пирамиды. Формулы объёма цилиндра, конуса, шара и его частей. Отношение объёмов подобных тел. Площадь поверхности многогранника. Формулы площади поверхности цилиндра, конуса, шара и его частей.
7. Координаты и векторы
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками. Уравнение сферы. Координаты вектора. Длина вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости в пространстве. *Уравнение прямой в пространстве. *Аналитическое задание пространственных фигур. *Многогранники в задачах оптимизации. *Полярные координаты на плоскости. *Сферические координаты в пространстве. *Использование компьютерной программы «Математика» для изображения пространственных фигур.
8. Геометрия на плоскости
Многоугольники. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Сумма углов многоугольника. Замечательные точки и линии треугольника. Окружность и прямая Эйлера. Теоремы Чевы и Менелая. Решение треугольников. Формула Герона. Углы и отрезки, связанные с окружностью. Вычисление углов с вершиной внутри и вне круга, угла между хордой и касательной. Вписанные и описанные многоугольники. Свойства и признаки вписанных и описанных четырёхугольников. Парабола. Эллипс. Гипербола. Построения циркулем и линейкой. Примеры неразрешимых классических задач на построение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Вариант I (2 ч в неделю, всего 68 ч)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1. Начала стереометрии (10 ч) | |
История возникновения и развития геометрии. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Пространственные фигуры (куб, параллелепипед, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). Моделирование многогранников. Развёртка. | Перечислять основные понятия стереометрии. Приводить примеры реальных объектов, идеализацией которых служат основные понятия геометрии. Изображать и моделировать пространственные фигуры. |
2. Параллельность в пространстве (24 ч) | |
Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельность прямых в пространстве. Скрещивающиеся прямые. Признак скрещивающихся прямых. Взаимное расположение прямой и плоскости. Параллельность прямой и плоскости. Признак параллельности прямой и плоскости. Взаимное расположение двух плоскостей. Параллельность двух плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. Векторы в пространстве. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы. Параллельный перенос. Параллельное проектирование и его свойства. Параллельные проекции плоских фигур. Изображение пространственных фигур. Сечения многогранников. | Формулировать определения параллельности прямых и плоскостей. Распознавать на моделях и чертежах взаимное расположение прямых и плоскостей. Изображать различные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей. Формулировать признаки параллельности прямых и плоскостей. Формулировать определение вектора. Устанавливать равенство, коллинеарность и компланарность векторов. Производить операции сложения векторов и умножения вектора на число. Формулировать определение параллельного переноса. Изображать фигуры в параллельной проекции. Строить сечения многогранников. |
3. Перпендикулярность в пространстве (19 ч) | |
Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Перпендикулярность прямой и плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трёх перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние между точками, прямыми и плоскостями. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Признак перпендикулярности двух плоскостей. | Формулировать определения угла между прямыми и плоскостями. Находить углы между прямыми и плоскостями. Формулировать определения перпендикулярности прямых и плоскостей. Формулировать признаки перпендикулярности прямых и плоскостей. Применять признаки для установления перпендикулярности прямых и плоскостей. Находить расстояния между точками, прямыми и плоскостями. |
4. Многогранники (7 ч) | |
Многогранные углы и их свойства. Выпуклые и невыпуклые многогранники. Правильные многогранники (тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр). | Формулировать определение многогранных углов, распознавать их на моделях и чертежах. Формулировать определение выпуклого многогранника. Распознавать на моделях и чертежах выпуклые и невыпуклые многогранники. Формулировать определение правильного многогранника. Распознавать на моделях и чертежах правильные многогранники. |
Итоговое повторение (8 ч) |
Вариант II (2 ч в неделю, всего 68 ч)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1. Начала стереометрии (10 ч) | |
История возникновения и развития геометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Пространственные фигуры (куб, параллелепипед, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). Моделирование многогранников. Развёртка. | Перечислять основные понятия и аксиомы стереометрии. Приводить примеры реальных объектов, идеализацией которых служат основные понятия геометрии. Изображать и моделировать пространственные фигуры. |
2. Параллельность в пространстве (22 ч) | |
Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельность прямых в пространстве. Скрещивающиеся прямые. Признак скрещивающихся прямых. Взаимное расположение прямой и плоскости. Параллельность прямой и плоскости. Признак параллельности прямой и плоскости. Взаимное расположение двух плоскостей. Параллельность двух плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. Векторы в пространстве. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы. Параллельный перенос. Параллельное проектирование и его свойства. Параллельные проекции плоских фигур. Изображение пространственных фигур. Сечения многогранников. | Формулировать определения параллельности прямых и плоскостей. Распознавать на моделях и чертежах взаимное расположение прямых и плоскостей. Изображать различные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей. Формулировать признаки параллельности прямых и плоскостей. Формулировать определение вектора. Устанавливать равенство, коллинеарность и компланарность векторов. Производить операции сложения векторов и умножения вектора на число. Формулировать определение параллельного переноса. Изображать фигуры в параллельной проекции. Строить сечения многогранников. |
3. Перпендикулярность в пространстве (21 ч) | |
Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Перпендикулярность прямой и плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. *Ортогональное проектирование. *Площадь ортогональной проекции многоугольника. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трёх перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние между точками, прямыми и плоскостями. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Признак перпендикулярности двух плоскостей. *Центральное проектирование. *Изображение пространственных фигур в центральной проекции. | Формулировать определения угла между прямыми и плоскостями. Находить углы между прямыми и плоскостями. Формулировать определения перпендикулярности прямых и плоскостей. Формулировать признаки перпендикулярности прямых и плоскостей. Применять признаки для установления перпендикулярности прямых и плоскостей. *Находить площадь ортогональной проекции многоугольника. Находить расстояния между точками, прямыми и плоскостями. *Распознавать перспективу на изображениях реальных объектов. |
4. Многогранники (13 ч) | |
Многогранные углы и их свойства. Выпуклые и невыпуклые многогранники. *Теорема Эйлера. Правильные многогранники (тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр). *Полуправильные и звёздчатые многогранники. *Кристаллы – природные многогранники. | Формулировать определение многогранных углов, распознавать их на моделях и чертежах. Формулировать определение выпуклого многогранника. Распознавать на моделях и чертежах выпуклые и невыпуклые многогранники. Использовать теорему Эйлера для нахождения числа вершин, рёбер и граней многогранников. Формулировать определение правильного многогранника. Распознавать на моделях и чертежах правильные многогранники. Иметь представление о полуправильных и звёздчатых многогранниках, о проявлениях формы многогранников в природе в виде кристаллов. Использовать компьютерные программы для изображения многогранников. |
Итоговое повторение (2 ч) |
Вариант III (3 ч в неделю, всего 102 ч)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1. Начала стереометрии (15 ч) | |
История возникновения и развития геометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Следствия из аксиом. Пространственные фигуры (куб, параллелепипед, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). Моделирование многогранников. Развёртка. | Перечислять основные понятия и аксиомы стереометрии. Формулировать и доказывать следствия из аксиом. Приводить примеры реальных объектов, идеализацией которых служат основные понятия геометрии. Изображать и моделировать пространственные фигуры. |
2. Параллельность в пространстве (39 ч) | |
Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельность прямых в пространстве. Скрещивающиеся прямые. Признак скрещивающихся прямых. Взаимное расположение прямой и плоскости. Параллельность прямой и плоскости. Признак параллельности прямой и плоскости. Взаимное расположение двух плоскостей. Параллельность двух плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. Векторы в пространстве. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы. Параллельный перенос. Параллельное проектирование и его свойства. Параллельные проекции плоских фигур. Изображение пространственных фигур. Сечения многогранников. | Формулировать определения параллельности прямых и плоскостей. Распознавать на моделях и чертежах взаимное расположение прямых и плоскостей. Изображать различные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей. Формулировать и доказывать признаки параллельности прямых и плоскостей. Формулировать определение вектора. Устанавливать равенство, коллинеарность и компланарность векторов. Производить операции сложения векторов и умножения вектора на число. Формулировать определение параллельного переноса. Изображать фигуры в параллельной проекции. Строить сечения многогранников. |
3. Перпендикулярность в пространстве (31 ч) | |
Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Перпендикулярность прямой и плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. *Ортогональное проектирование. *Площадь ортогональной проекции многоугольника. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние между точками, прямыми и плоскостями. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Признак перпендикулярности двух плоскостей. *Центральное проектирование. *Изображение пространственных фигур в центральной проекции. | Формулировать определения угла между прямыми и плоскостями. Находить углы между прямыми и плоскостями. Формулировать определения перпендикулярности прямых и плоскостей. Формулировать и доказывать признаки перпендикулярности прямых и плоскостей. Применять признаки для установления перпендикулярности прямых и плоскостей. Находить площадь ортогональной проекции многоугольника. Находить расстояния между точками, прямыми и плоскостями. *Распознавать перспективу на изображениях реальных объектов. Выполнять проекты, связанные с изображением пространственных фигур. |
4. Многогранники (19 ч) | |
Многогранные углы и их свойства. Выпуклые и невыпуклые многогранники. *Теорема Эйлера. Правильные многогранники (тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр). *Полуправильные и звёздчатые многогранники. *Кристаллы – природные многогранники. | Формулировать определение многогранных углов, распознавать их на моделях и чертежах, доказывать их свойства. Формулировать определение выпуклого многогранника. Устанавливать на моделях и чертежах выпуклые и невыпуклые многогранники. Формулировать и доказывать свойства выпуклых многогранников. Формулировать и доказывать теорему Эйлера. Использовать теорему Эйлера для нахождения числа вершин, рёбер и граней многогранников. Формулировать определение правильного многогранника. Распознавать на моделях и чертежах правильные многогранники. Иметь представление о полуправильных и звёздчатых многогранниках, о проявлениях формы многогранников в природе в виде кристаллов. Использовать компьютерные программы для изображения многогранников. Выполнять проекты по исследованию свойств многогранников. |
Итоговое повторение (4 ч) |
11 КЛАСС
Вариант I (2 ч в неделю, всего 68 ч)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
5. Круглые тела (25 ч) | |
Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр, конус. Поворот. Фигуры вращения. Вписанные и описанные цилиндры. Вписанные и описанные конусы. Симметрия пространственных фигур (центральная, осевая, зеркальная). Движение пространства, виды движений. Элементы симметрии многогранников и круглых тел. Примеры симметрии в окружающем мире. | Формулировать определения цилиндра, конуса и их элементов. Распознавать цилиндры и конусы на моделях и чертежах, указывать их элементы. Изображать цилиндры и конусы. Решать задачи на нахождение элементов цилиндра и конуса. Формулировать определения сферы и шара. Распознавать сферу и шар на моделях и чертежах, указывать их элементы. Изображать сферу и шар. Формулировать определение касательной прямой и касательной плоскости к сфере, вписанной и описанной сферы. Решать задачи на нахождение элементов многогранников и радиусов вписанных и описанных сфер. Формулировать определения движения и равенства фигур в пространстве. Приводить примеры равных пространственных фигур. Формулировать определения центральной, осевой и зеркальной симметрий. Указывать элементы симметрии многогранников и круглых тел. Приводить примеры симметричных объектов в окружающем мире. |
6. Объём и площадь поверхности (20 ч) | |
Объём и его свойства. Принцип Кавальери. Формулы объёма параллелепипеда, призмы, пирамиды. Формулы объёма цилиндра, конуса, шара и его частей. Отношение объёмов подобных тел. Площадь поверхности многогранника. Формулы площади поверхности цилиндра, конуса, шара и его частей. | Понимать понятие объёма, формулировать его свойства. Решать задачи на нахождение объёмов и площадей поверхностей многогранников и круглых тел. |
7. Координаты и векторы (13 ч) | |
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками. Уравнение сферы. Координаты вектора. Длина вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости в пространстве. | Изображать декартову систему координат в пространстве. Находить координаты середины отрезка с заданными координатами его концов. Находить расстояние между двумя точками с заданными координатами. Записывать уравнение сферы с заданным центром и радиусом. Использовать координатный метод для решения задач. Формулировать определения вектора, длины (модуля) вектора, равенства векторов. Находить координаты вектора с заданными координатами его начала и конца. Вычислять длину вектора с заданными координатами. Находить скалярное произведение векторов. Находить угол между векторами и устанавливать перпендикулярность векторов. Использовать векторный метод для решения задач. |
5. Итоговое повторение (10 ч) |
Вариант II (2 ч в неделю, всего 68 ч)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
5. Круглые тела (26 ч) | |
Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр, конус. Поворот. Фигуры вращения. Вписанные и описанные цилиндры. Сечения цилиндра плоскостью. Эллипс. Вписанные и описанные конусы. Конические сечения. Симметрия пространственных фигур (центральная, осевая, зеркальная). Движение пространства, виды движений. Элементы симметрии многогранников и круглых тел. Примеры симметрии в окружающем мире. *Ориентация плоскости. Лист Мёбиуса. | Формулировать определения цилиндра, конуса и их элементов. Распознавать цилиндры и конусы на моделях и чертежах, указывать их элементы. Изображать цилиндры и конусы. Решать задачи на нахождение элементов цилиндра и конуса. Формулировать определения сферы и шара. Распознавать сферу и шар на моделях и чертежах, указывать их элементы. Изображать сферу и шар. Формулировать определение касательной прямой и касательной плоскости к сфере, вписанной и описанной сферы. Решать задачи на нахождение элементов многогранников и радиусов вписанных и описанных сфер. Формулировать определения движения и равенства фигур в пространстве. Приводить примеры равных пространственных фигур. Формулировать определения центральной, осевой и зеркальной симметрий. Указывать элементы симметрии многогранников и круглых тел. Приводить примеры симметричных объектов в окружающем мире. |
6. Объём и площадь поверхности (16 ч) | |
Объём и его свойства. Принцип Кавальери. Формулы объёма параллелепипеда, призмы, пирамиды. Формулы объёма цилиндра, конуса, шара и его частей. Отношение объёмов подобных тел. Площадь поверхности многогранника. Формулы площади поверхности цилиндра, конуса, шара и его частей. | Понимать понятие объёма, формулировать его свойства. Выводить формулы объёмов параллелепипеда, призмы, пирамиды. цилиндра, конуса, шара. Решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей многогранников и круглых тел. |
7. Координаты и векторы (23 ч) | |
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками. Уравнение сферы. Координаты вектора. Длина вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости в пространстве. *Уравнение прямой в пространстве. *Аналитическое задание пространственных фигур. *Многогранники в задачах оптимизации. *Полярные координаты на плоскости. *Сферические координаты в пространстве. *Использование компьютерной программы «Математика» для изображения пространственных фигур. | Изображать декартову систему координат в пространстве. Находить координаты середины отрезка с заданными координатами его концов. Находить расстояние между двумя точками с заданными координатами. Записывать уравнение сферы с заданным центром и радиусом. Использовать координатный метод для решения задач. Формулировать определения вектора, длины (модуля) вектора, равенства векторов. Находить координаты вектора с заданными координатами его начала и конца. Вычислять длину вектора с заданными координатами. Выполнять операции сложения векторов и умножения вектора на число. Находить скалярное произведение векторов. Находить угол между векторами и устанавливать перпендикулярность векторов. Использовать векторный метод для решения задач. |
Итоговое повторение (3 ч) |
Вариант III (3 ч в неделю, всего 102 ч)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
5. Круглые тела (29 ч) | |
Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр, конус. Поворот. Фигуры вращения. Вписанные и описанные цилиндры. *Сечения цилиндра плоскостью. Эллипс. Вписанные и описанные конусы. *Конические сечения. Симметрия пространственных фигур (центральная, осевая, зеркальная). Движение пространства, виды движений. Элементы симметрии многогранников и круглых тел. Примеры симметрии в окружающем мире. *Ориентация плоскости. Лист Мёбиуса. | Формулировать определения цилиндра, конуса и их элементов. Распознавать цилиндры и конусы на моделях и чертежах, указывать их элементы. Изображать цилиндры и конусы. Решать задачи на нахождение элементов цилиндра и конуса. Формулировать определения сферы и шара. Распознавать сферу и шар на моделях и чертежах, указывать их элементы. Изображать сферу и шар. Формулировать определение касательной прямой и касательной плоскости к сфере, вписанной и описанной сферы. Решать задачи на нахождение элементов многогранников и радиусов вписанных и описанных сфер. Формулировать определения движения и равенства фигур в пространстве. Приводить примеры равных пространственных фигур. Формулировать определения параллельного переноса, центральной, осевой и зеркальной симметрий. Указывать элементы симметрии многогранников и круглых тел. Приводить примеры симметричных объектов в окружающем мире. Приводить примеры подобных пространственных фигур. Иметь представление об ориентации плоскости и листе Мёбиуса. Выполнять проекты, связанные с телами вращения и симметрией пространственных фигур. |
6. Объём и площадь поверхности (20 ч) | |
Объём и его свойства. Принцип Кавальери. Формулы объёма параллелепипеда, призмы, пирамиды. Формулы объёма цилиндра, конуса, шара и его частей. Отношение объёмов подобных тел. Площадь поверхности многогранника. Формулы площади поверхности цилиндра, конуса, шара и его частей. | Понимать понятие объема, формулировать его свойства. Выводить формулы объемов параллелепипеда, призмы, пирамиды. цилиндра, конуса, шара. Решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей многогранников и круглых тел. Выполнять проекты, связанные с нахождением объемов и площадей поверхностей тел. |
7. Координаты и векторы (24 ч) | |
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками. Уравнение сферы. Координаты вектора. Длина вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости в пространстве. *Уравнение прямой в пространстве. *Аналитическое задание пространственных фигур. *Многогранники в задачах оптимизации. *Полярные координаты на плоскости. *Сферические координаты в пространстве. *Использование компьютерной программы «Математика» для изображения пространственных фигур. | Изображать декартову систему координат в пространстве. Находить координаты середины отрезка с заданными координатами его концов. Находить расстояние между двумя точками с заданными координатами. Записывать уравнение сферы с заданным центром и радиусом. Использовать координатный метод для решения задач. Формулировать определение вектора, длины (модуля) вектора, равенства векторов. Находить координаты вектора с заданными координатами его начала и конца. Вычислять длину вектора с заданными координатами. Выполнять операции сложения векторов и умножения вектора на число. Находить скалярное произведение векторов. Находить угол между векторами и устанавливать перпендикулярность векторов. Использовать векторный метод для решения задач. Выполнять проекты, связанные с аналитическим заданием пространственных фигур. |
8. Геометрия на плоскости (24 ч) | |
Многоугольники. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Сумма углов многоугольника. Замечательные точки и линии треугольника. Окружность и прямая Эйлера. Теоремы Чевы и Менелая. Решение треугольников. Формула Герона. Углы и отрезки, связанные с окружностью. Вычисление углов с вершиной внутри и вне круга, угла между хордой и касательной. Вписанные и описанные многоугольники. Свойства и признаки вписанных и описанных четырёхугольников. Парабола. Эллипс. Гипербола. Построения циркулем и линейкой. Примеры неразрешимых задач на построение. | Формулировать определение многоугольника. Приводить примеры выпуклых, невыпуклых и звёздчатых многоугольников. Находить сумму углов многоугольника. Приводить примеры замечательных точек и линий треугольника. Изображать окружность и прямую Эйлера. Формулировать и доказывать теоремы Чевы и Менелая, применять их при решении задач. Вычислять биссектрисы, медианы, высоты, радиусы вписанной и описанной окружностей треугольника. Формулировать и доказывать формулу Герона площади треугольника, применять её при решении задач. Применять формулы, выражающие площадь треугольника через радиус вписанной и описанной окружностей, при решении задач. Изображать различные случаи расположения углов, связанных с окружностью. Формулировать и доказывать теоремы об углах, связанных с окружностью; использовать их при решении задач на вычисление и доказательство. Формулировать и доказывать теоремы о произведении отрезков хорд и об отрезках касательной и секущей; применять их при решении задач. Формулировать определения вписанного и описанного многоугольников. Изображать многоугольники, вписанные в окружность и описанные около окружности. Формулировать и доказывать свойства и признаки вписанных и описанных четырёхугольников; использовать их при решении задач на доказательство и вычисление. Формулировать определения параболы, эллипса и гиперболы как геометрических мест точек. Изображать параболу, эллипс и гиперболу. Доказывать их свойства. Использовать понятие геометрического места точек для решения задач. Выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. Приводить примеры неразрешимых классических задач на построение. |
Итоговое повторение (5 ч) |
Содержание учебника Геометрия 10-11
10 класс
Глава I. Начала стереометрии
1. Основные понятия и аксиомы стереометрии
2. Следствия из аксиом стереометрии
3. Пространственные фигуры
4. Моделирование многогранников
Глава II. Параллельность в пространстве
5. Параллельность прямых в пространстве
6. Скрещивающиеся прямые
7. Параллельность прямой и плоскости
8. Параллельность двух плоскостей
9. Векторы в пространстве
10. Коллинеарные и компланарные векторы
11. Параллельный перенос
12. Параллельное проектирование
13. Параллельные проекции плоских фигур
14. Изображение пространственных фигур
15. Сечения многогранников
Глава III. Перпендикулярность в пространстве
16. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых
17. Перпендикулярность прямой и плоскости
18. Перпендикуляр и наклонная
19. Угол между прямой и плоскостью
20. Расстояния между точками, прямыми и плоскостями
21. Двугранный угол
22. Перпендикулярность плоскостей
23*. Центральное проектирование. Изображение пространственных фигур в центральной проекции
Глава IV. Многогранники
24. Многогранные углы
25*. Выпуклые многогранники
26*. Теорема Эйлера
27. Правильные многогранники
28*. Полуправильные многогранники
29*. Звездчатые многогранники
30*. Кристаллы - природные многогранники
11 класс
Глава V. Круглые тела
31. Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости
32. Многогранники, вписанные в сферу
33. Многогранники, описанные около сферы
34. Цилиндр. Конус
35. Поворот. Фигуры вращения
36. Вписанные и описанные цилиндры
37*. Сечения цилиндра плоскостью. Эллипс
38. Вписанные и описанные конусы
39*. Конические сечения
40. Симметрия пространственных фигур
41. Движение
42*. Ориентация поверхности. Лист Мебиуса
Глава VI. Объем и площадь поверхности
43. Объем фигур в пространстве. Объем цилиндра
44. Принцип Кавальери
45. Объем пирамиды
46. Объем конуса
47. Объем шара и его частей
48. Площадь поверхности
49. Площадь поверхности шара и его частей
Глава VII. Координаты и векторы
50. Прямоугольная система координат в пространстве
51. Расстояние между точками в пространстве
52. Координаты вектора
53. Скалярное произведение векторов
54. Уравнение плоскости в пространстве
55*. Уравнения прямой в пространстве
56. Аналитическое задание пространственных фигур
57*. Многогранники в задачах оптимизации
58*. Полярные координаты на плоскости
59*. Сферические координаты в пространстве
60*. Использование компьютерной программы «Математика »
для изображения пространственных фигур
И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Геометрия. 10-11 класс. Дидактические материалы для общеобразовательных учреждений |
В пособие включены математические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты, материалы для проведения зачетов. Они помогут организовать самостоятельную работу учащихся, осуществлять текущий контроль и итоговую проверку. В конце книги даны ответы к заданиям самостоятельных, контрольных работ и тестов. Пособие содержит также программу и тематическое планирование. |
П Р Е Д И С Л О В И Е
Предлагаемые дидактические материалы по геометрии предназначены для работы в 10-11 классах по учебнику:
Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2003.
Вместе с тем, их можно использовать и при работе в 10-11 классах естественно-научного и гуманитарного профилей обучения по соответствующим по учебникам тех же авторов.
В книгу включены математические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты, материалы для проведения зачетов. Они помогут организовать самостоятельную работу учащихся, провести текущий контроль и итоговую проверку качества обучения.
Математические диктанты предлагаются к каждому пункту учебника для общеобразовательных классов и составлены в двух вариантах по 5 заданий в каждом из них. Они включают в себя вопросы с пропусками, которые требуется заполнить. Занимая небольшое время урока (7-8 мин), математические диктанты помогают активному включению учащихся в работу, способствуют систематизации теоретических знаний школьников.
Самостоятельные работы также предлагаются к каждому пункту учебника для общеобразовательных классов. Они составлены в двух вариантах по 4-5 заданий в каждом. Содержание самостоятельных работ несколько избыточно, что позволяет учителю по собственному усмотрению выбрать необходимый материал.
Контрольные работы охватывают основные разделы курса геометрии старших классов и подразделяются по профилям обучения. Для общеобразовательных, естественно-научных и гуманитарных классов предлагается соответственно 11, 12 и 6 контрольных работ в двух вариантах, как правило, по 5 заданий в каждом из них. Последнее, пятое, задание отмечено звездочкой и содержит задачу повышенной трудности.
В книге содержатся тесты по основным темам курса геометрии 10-11 классов (7 тестов по 20 заданий в каждом). Они предназначены для проверки успешности усвоения школьниками учебного материала. Тесты не содержат громоздких вычислений и охватывают, по возможности, все основные понятия изученной темы курса геометрии. К каждому тестовому заданию предлагается несколько (как правило, четыре) вариантов ответов, из которых ученик должен выбрать один, верный, по его мнению.
Материал для проведения зачетов распределен на 7 зачетов по основным темам курса геометрии старших классов и включает в себя теоретические вопросы и задачи.
И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Геометрия. 10-11 кл. Методические рекомендации для учителя. Ч.1. |
В пособии рассматриваются особенности преподавания геометрии в условиях модернизации школьного образования; даны два варианта программы изучения учебного материала (с учетом дополнительного материала и без него) и тематическое планирование. Содержатся подробные конспекты уроков по основным темам курса. Кроме теории включены теоретические диктанты, вопросы для учащихся, индивидуальные задания по карточкам, задачи для самостоятельной работы, устные упражнении, контрольные работы; приводятся решения и ответы к задачам, а также материал для занимательных моментов урока. Методические рекомендации рассчитаны на учебник геометрии для 10-11 классов тех же авторов (М.: Мнемозина, 2002). Вместе с тем пособие может быть использовано при обучении по любому учебнику геометрии, входящему в Федеральный перечень учебной литературы. |
И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Геометрия. 10-11 класс. Методические рекомендации для учителя. Ч.2 |
В пособии содержатся подробные конспекты уроков по основным темам курса. Кроме теории включены теоретические диктанты, вопросы для учащихся, индивидуальные задания по карточкам, задачи для самостоятельной работы, устные упражнении, контрольные работы; приводятся решения и ответы к задачам, а также материал для занимательных моментов урока. Программа и тематическое планирование даны в 1-й части пособия. Методические рекомендации рассчитаны на учебник геометрии для 10-11 классов тех же авторов (М.: Мнемозина, 2002). Вместе с тем пособие может быть использовано при обучении по любому учебнику геометрии, входящему в Федеральный перечень учебной литературы. |
И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Геометрия. 10 кл.: Рабочая тетрадь |
Тетрадь является частью учебно-методического комплекта по геометрии, включающего учебник «Геометрия, 10—11» Смирновой И. М., Смирнова В. А. базового уровня и «Геометрия, 10—11» Смирновой И. М. профильного уровня (гуманитарное направление). Она полностью соответствует программе по математике и будет полезна при выполнении классных и домашних заданий, при организации различного рода самостоятельных и индивидуальных работ учащихся. Собранные в ней задачи помогут в усвоении курса стереометрии, при подготовке к выпускным и вступительным, а также конкурсным экзаменам. |
И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. "Геометрия" 11 кл. Рабочая тетрадь |
Тетрадь является частью учебно-методического комплект по геометрии, включающего учебник И.М. Смирновой, В.А. Смирнова «Геометрия, 10-11 кл.» (базового уровня) и учебник И.М. Смирновой «Геометрия, 10-11 кл.» (гуманитарное направление). Она полностью соответствует программе по математике и будет полезна при выполнении классных и домашних заданий, при организации различного рода самостоятельных и индивидуальных работ учащихся. Собранные в ней задачи помогут в усвоении курса стереометрии, при подготовке к выпускным и вступительным, а также конкурсным экзаменам. |
И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Нестандартные и исследовательские задачи по геометрии: Учебное пособие для 7 - 11 кл. |
Предлагаемое пособие соответствует программе по математике для общеобразовательных учреждений. Оно содержит около 500 нестандартных и исследовательских задач по геометрии различного уровня трудности. Решение таких задач имеет для учащихся большое развивающее и воспитательное значение. Они способствуют развитию мышления, его определенного стиля, культуры, формируют геометрические представления, навыки самостоятельной и исследовательской работы, способствуют более глубокому пониманию геометрии. В ходе поиска решения нестереотипных задач развиваются сообразительность, изобретательность, смекалка и другие, очень полезные в жизни каждого человека качества. Для удобства работы содержание сборника разделено на отдельные пункты, их всего 34, и в них предлагаются сначала задачи по планиметрии, а затем по стереометрии. Рассмотрены все основные темы курсов геометрии основной школы и старших классов. В конце пособия даются ответы и решения ко всем рассмотренным задачам. |
Особенности методики УМК И.М.Смирновой, В.А.Смирнова
1. Преемственность УМК. Сохранение традиций отечественного геометрического образования школьников. В качестве основы был взят учебник А.П. Киселева, который до сих пор считается лучшим учебником по геометрии для школы.
2. Наглядность. В учебниках много рисунков, сделанных в современных графических редакторах.
3. Включение в содержание исторического материала
4. Включение в содержание научно-популярного материала и приложений геометрии:
- Кривые, как геометрические места точек: эллипс, парабола, гипербола и др.
- Кривые, как траектории движения точек: циклоида, кардиоида и др.
- Графы. Задачи Эйлера о Кенигсбергских мостах, о трех домиках и трех колодцах.
- Паркеты. Искусство Мариуса Эшера.
- Золотое сечение и его проявления в природе, живописи, архитектуре, скульптуре.
- Полуправильные и звездчатые многогранники. Тела Архимеда, тела Кеплера Пуансо и др.
- Кристаллы – природные многогранники.
- Топология. Лист Мебиуса, бутылка Кляйна и др.
- Полярные и сферические координаты.
- Компьютерное моделирование.
5. Включение задач различного уровня трудности и направленности
- Задачи на вычисление, доказательство, построение.
- Устные упражнения.
- Математические диктанты.
- Тесты.
- Задачи с практическим содержанием.
- Комбинаторные задачи.
- Экстремальные задачи.
- Задачи на разрезание.
- Лабораторные работы.
- Индивидуальные творческие задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнение требования стандарта к базовому и профильному уровню изучения физики по содержанию и требованиям к знаниям и умениям выпускников 11 класса.
Данный материал полезен для учителей физики, работающих со старшими школьниками при подготовке к ЕГЭ. Он поможет освоить инструктивно-методическую базу ЕГЭ по физике и проанализировать стр...
Календарно-тематическое планирование по геометрии в 11 классе по учебнику И.М.Смирнова, В.А.Смирнов
КТП по геометрии для 11 класса по учебнику И.М.Смирнова, В.А.Смирнов, базовый уровень, 2 часа в неделю, всего 68 часов...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Соотнесение требований к выпускникам, представленные в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов основного и среднего (общего) полного образования по английскому языку базового и профильного уровней с элементами содержания и требо
Соотнесение требований к выпускникам, представленные в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов основного и среднего (общего) полного образования по английскому языку базового...
Рабочая программа по геометрии для 8 класса к учебнику «Геометрия 7-9». Авторы И.М. Смирнова, В.А.Смирнов
Рабочая программа составлена к учебнику "Геометрия 7-9" (авторы - И.М.Смирнова, В.А.Смирнов) для 8 класса...
Рабочая программа по геометрии для 9 класса к учебнику «Геометрия 7-9». Авторы И.М. Смирнова, В.А.Смирнов
Рабочая программа составлена для проведения уроков геометрии в 9-х классах по учебнику "Геометрия 7-9" , авторы И.М.Смирнова, В.А.Смирнов...
Программа по русскому языку 11 класс базовый и профильный уровни (учебник С.И. Львовой)
Настоящая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, содержание которого раскрывается в авторской программе: Льв...