Рабочая программа по геометрии для 9 класса к учебнику «Геометрия 7-9». Авторы И.М. Смирнова, В.А.Смирнов
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена для проведения уроков геометрии в 9-х классах по учебнику "Геометрия 7-9" , авторы И.М.Смирнова, В.А.Смирнов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_9_kl._smirnov.doc | 756 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Примерной программы основного общего образования по математике (составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2007
- Программы и тематического планирования к учебнику «Геометрии 7-9». Авторы И.М. Смирнова, В.А.Смирнов 2009 г.
- Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.
Значение геометрии в образовании подрастающего поколения невозможно переоценить. На протяжении всей истории человечества геометрия служила источником развития не только математики, но и многих других наук. Именно в ней появились первые теоремы и доказательства. Сами законы математического мышления формировались с помощью геометрии. Многие геометрические задачи способствовали появлению новых научных направлений и, наоборот, решение многих научных проблем было получено с использованием геометрических методов.
Задача обновления школьного курса геометрии состоит в том, чтобы, опираясь на достигнутый отечественной школой уровень геометрического образования, сделать его современным, интересным, учитывающим склонности и способности каждого ученика.
Предлагаемый учебник геометрии следует традициям, заложенным в учебнике А.П. Киселева. В нем представлены все основные разделы курса планиметрии, последовательность изучения тем, перечень основных определений и теорем, соответствующих программе основной школы.
В то же время много внимания уделяется вопросам истории математики, научно-популярным аспектам, современным направлениям развития геометрии и ее приложениям.
Использование на уроках геометрии исторического материала позволяет проникнуть в мировоззренческий смысл науки, в процесс формирования ее основных идей, эволюцию методов. Элементы истории служат средством нравственного воспитания учащихся: воспитания чувства патриотизма, гордости за достижения отечественных математиков.
По образному высказыванию Б.В. Гнеденко, «история математики важна не только потому, что она необходима для решения ряда методологических и педагогических проблем. Она важна и сама по себе как памятник человеческому гению, позволившему человечеству пройти великий путь от полного незнания и полного подчинения силам природы до великих замыслов и свершений в познании законов, управляющих внутриатомными процессами и процессами космического масштаба. История науки является тем факелом, который освещает новым поколениям путь дальнейшего развития и передает им священный огонь Прометея, толкающий их на новые открытия, на вечный поиск, ведущий к познанию окружающего нас мира, включая нас самих».
Наряду с интересом к вопросам истории математики, учащиеся живо интересуются современными проблемами в различных областях знания. Этому, в частности, во многом способствует развитие средств массовой информации, научно-популярная литература, компьютерные технологии.
Знакомство с основными направлениями развития науки необходимо теперь каждому выпускнику школы для ориентации в современном мире, правильному представлению о процессах, происходящих в природе и обществе, осознания собственной роли в обществе, в движении вперед.
Для этого в содержание курса геометрии включены следующие элементы:
а) знакомство с жизнью и творчеством известных современных ученых-геометров;
б) работа с научно-популярной литературой;
в) решение современных прикладных задач;
г) использование современных компьютерных технологий.
При определении целей изучения геометрии в основной школе выделено три направления: личностного развития, метапредметное и предметное.
Обучение геометрии по предлагаемой программе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
– формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
– развитие геометрических представлений, логического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
– формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
– воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
– формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математике;
- развитие математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
– развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения опыта математического моделирования;
– формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
– овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
– создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задача, которую ставили перед собой авторы предлагаемой программы по геометрии для 7-9 классов, состояла в том, чтобы, опираясь на достигнутый отечественной школой уровень геометрического образования, сделать геометрию современным и интересным предметом, учитывающим склонности и способности учеников, направленным на формирование математической культуры, интеллектуальное развитие личности каждого ученика, его творческих способностей, формирование представлений учащихся о математике, её месте и роли в современном мире.
В девятом классе изучается вопрос об измерении площадей. В частности, выводятся формулы площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции, правильного многоугольника, круга. Рассматривается прямоугольная система координат, векторы и их свойства, аналитическое задание фигур на плоскости.
В конце 9-го класса изучаются начала стереометрии. Здесь не ставится цель доказывать теоремы стереометрии и дублировать тем самым соответствующий курс для старших классов. Целью изучения этого раздела является, с одной стороны, повторение, систематизация и обобщение знаний по планиметрии, распространение изученных понятий и свойств на случай пространства, а с другой стороны, пропедевтика стереометрии, развитие пространственных представлений учащихся. В частности, здесь рассматриваются: понятие параллельности в пространстве; основные пространственные фигуры; многогранники, в том числе правильные, полуправильные и звёздчатые; кристаллы – природные многогранники. Вводится понятие ориентируемой и неориентируемой поверхностей. В качестве примера неориентируемой поверхности приводится лист Мёбиуса.
Опыт работы школы показывает, что учащиеся живо интересуются современными и прикладными аспектами математики. Этому, в частности, во многом способствует развитие средств массовой информации, появление большого количества научно-популярной литературы, электронных ресурсов и т. п. Желание узнать о новых идеях, направлениях развития математики вполне естественное желание для молодого человека, и это необходимо выпускнику школы для ориентации в современном мире, правильному представлению о процессах, происходящих в природе и обществе, осознания собственной роли в движении общества вперёд.
В учебниках соответствующий материал относится к необязательному и помечен звёздочкой. В качестве дополнительного материала в девятом классе, после изучения понятия площади, рассматривается изопериметрическая задача (задача Дидоны) о нахождении замкнутой кривой заданной длины, охватывающей наибольшую площадь, изучается понятие равносоставленности и предлагаются задачи на разрезание. Кроме того, в теме «Координаты и векторы» рассматриваются полярные координаты, кривые, заданные уравнениями в декартовых и полярных координатах, в том числе: спираль Архимеда, золотая спираль, n-лепестковые розы и др., предлагаются задачи оптимального управления.
Цели
Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
- целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Данная программа и тематическое планирование предназначены для работы по учебнику: Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.
Учебно-методический комплект «Геометрия, 7–9», авторы Смирнова И.М., Смирнов В.А.
- Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.
- Дидактические материалы для 9 класса, Смирнова И.М., Смирнов В.А. – М.: Мнемозина, 2007
- Геометрия.9 класс: методические рекомендации для учителя, Смирнова И.М., Смирнов В.А. – М.: Мнемозина, 2010
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе I варианта авторской программы – 2 часа в неделю, всего 68 часов за год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 9 КЛАССА
10. Площадь
Понятие площади плоской фигуры. Измерение площадей. Равновеликие и равносоставленные фигуры.
Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника, трапеции. Формула Герона.
Площадь многоугольника. Площадь правильного многоугольника. Площади круга, сектора и сегмента.
Соотношение между площадями подобных фигур. *Изопериметрическая задача. *Задачи на разрезание.
11. Координаты и векторы
Прямоугольная система координат. Исторические сведения. Кординаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнение окружности.
Векторы. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Уравнение прямой. *Аналитическое задание фигур на плоскости. *Задачи оптимизации.
Тригонометрические функции произвольного угла. *Полярные координаты.
12. Начала стереометрии
Основные понятия стереометрии. Фигуры в пространстве. Многогранники, их элементы. Примеры многогранников.
Угол в пространстве. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность в пространстве.
Сфера и шар. Их основные элементы.
Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера для выпуклых многогранников.
Правильные, полуправильные, звёздчатые многогранники. Моделирование многогранников. Кристаллы – природные многогранники. Исторические сведения.
Ориентация плоскости. Лист Мёбиуса.
Площадь поверхности и объём.
9 КЛАСС
Вариант I (2 ч в неделю, всего 68 ч)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
10. Площадь (22 ч) | |
Понятие площади плоской фигуры. Измерение площадей. Равновеликие и равносоставленные фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника, трапеции. Формула Герона. Площадь многоугольника. Площадь правильного многоугольника. Площади круга, сектора и сегмента. Соотношение между площадями подобных фигур. | Формулировать определение и иллюстрировать понятие площади плоской фигуры. Выводить формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции, правильного многоугольника, круга, сектора и сегмента. Решать задачи на нахождение площадей плоских фигур. |
11. Координаты и векторы (19 ч) | |
Прямоугольная система координат. Исторические сведения. Кординаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнение окружности. Векторы. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение прямой. Тригонометрические функции произвольного угла. | Формулировать определение и иллюстрировать понятие прямоугольной системы координат. Приводить исторические сведения о Р. Декарте. Выводить и использовать формулы координат середины отрезка, расстояния между точками, уравнения прямой и окружности. Формулировать определение и иллюстрировать понятие: вектора, длины (модуля) вектора, коллинеарных и равных векторов, угла между векторами, суммы и разности векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения векторов. Выполнять операции над векторами. Находить длину вектора, координаты вектора, угол между векторами и скалярное произведение векторов. Формулировать определение и находить тригонометрические функции прозвольного угла. Выполнять проекты, связанные с использованием координатного и векторного методов при решении задач на вычисление и доказательство. |
12. Начала стереометрии (17 ч) | |
Основные понятия стереометрии. Фигуры в пространстве. Многогранники, их элементы. Примеры многогранников. Угол в пространстве. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность в пространстве. Сфера и шар. Их основные элементы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера для выпуклых многогранников. Правильные, полуправильные и звёздчатые многогранники. Моделирование многогранников. Кристаллы – природные многогранники. Исторические сведения. Площадь поверхности и объём. | Изображать точки, прямые и плоскости в пространстве. Формулировать определение и изображать: куб, параллелепипед, призму, пирамиду, правильные многогранники, цилиндр, конус, сферу и шар. Устанавливать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Формулировать определения и приводить примеры выпуклых и невыпуклых многогранников. Формулировать теорему Эйлера о выпуклых многогранниках и использовать её при решении задач. Формулировать определения и приводить примеры полуправильных и звёздчатых многогранников. Моделировать многогранники, используя развёртки и геометрический конструктор. Приводить примеры кристаллов и устанавливать их форму. Находить площади поверхностей и объёмы некоторых многогранников и круглых тел. |
Итоговое повторение (10 ч) |
Примерное распределение часов по пунктам учебника
9 КЛАСС
Параграф учебника | Содержание | Количество часов |
57 58 59 60 61 62 63 66 67 68 69 70 71 72 75 77-90 | Измерение площадей. Площадь прямоугольника Площадь параллелограмма Площадь треугольника Площадь трапеции Контрольная работа № 1 Площадь многоугольника Площадь круга и его частей Площади подобных фигур Контрольная работа № 2 Прямоугольная система координат Расстояние между точками. Уравнение окружности Контрольная работа № 3 Векторы. Сложение векторов Умножение вектора на число Координаты вектора Скалярное произведение векторов Контрольная работа № 4 Уравнение прямой Тригонометрические функции произвольного угла Контрольная работа № 5 Начала стереометрии Контрольная работа № 6 Итоговое повторение | 3 3 3 3 1 3 3 2 1 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 1 16 1 10 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
Предполагается, что в результате обучения выпускники 9-го класса будут обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками:
Иметь сформированные представления
- об истории возникновения и развития геометрии, учёных, внёсших существенный вклад в геометрическую науку;
- о сущности аксиоматического метода построения геометрии и роли математического доказательства;
- о значении геометрии в системе других наук и в познании окружающего нас мира;
- о некоторых современных направлениях развития геометрии и её приложениях.
Знать
- основные геометрические понятия и отношения между ними;
- определения и примеры геометрических фигур на плоскости и в пространстве;
- формулировки основных свойств и теорем.
Уметь
- пользоваться геометрическими инструментами для изображения, построения и изготовления моделей геометрических фигур;
- проводить доказательства основных свойств и теорем;
- решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
- применять геометрию для решения практических задач.
Готовы
- к сдаче Государственной итоговой аттестации (ГИА) по математике (часть «Геометрия») за курс основной школы;
- к самостоятельному изучению литературы по геометрии, статей в научно-популярных журналах, материалов в электронных ресурсах;
- к участию в турнирах, конкурсах и олипиадах по математике.
Формы организации учебного процесса.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучения, технологии деятельностного метода, обучения с применением опорных схем, проблемного обучения; компетентностного подхода; ИКТ.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов, тренингов.
Основные типы учебных занятий:
- урок введения нового учебного материала,
- урок закрепления знаний, умений и отработки навыков,
- урок применения знаний;
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
- урок контроля знаний, умений, навыков.
Основным типом урока является комбинированный
Формы контроля знаний, умений, навыков:
- контрольная работа;
- самостоятельная работа;
- тесты;
- устный опрос;
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум;
- собеседование.
Контрольных работ – 6
Итоговый зачет в форме теста.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы.
В программу внесены изменения: после контрольной работы проводится анализ контрольной работы, количество часов, отведённых на главу, не изменено.
Программа используется без изменений её содержания.
Уровень обучения – базовый.
Календарно-тематическое планирование
Типы уроков: УИНМ- урок изучения нового учебного материала, УЗИ- урок закрепления изученного, УПО- урок повторения и обобщения; УК ЗУН- урок контроля ЗУН учащихся, КУ- комбинированный урок, УКЗ- урок коррекции знаний
Вид контроля: Т/о- теоретический опрос, тест, с/р, к/р.
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата |
9В | ||||||
10. Площадь (22 ч) | ||||||
1 | Измерение площадей. Площадь прямоугольника | УИНМ | Понятие площади плоской фигуры. Измерение площадей. Равновеликие и равносоставленные фигуры. Площадь прямоугольника и квадрата. | Формулировать определение и иллюстрировать понятие площади плоской фигуры. | ||
2 | Измерение площадей. Площадь прямоугольника | УЗИ | Измерение площадей. Равновеликие и равносоставленные фигуры. Площадь прямоугольника и квадрата. | Выводить формулу площади прямоугольника. Решать задачи на нахождение площади прямоугольника | т/о, проверка д/з | |
3 | Решение задач по теме «Площадь прямоугольника» | КУ | Площадь прямоугольника и квадрата. | Решать задачи на нахождение площади прямоугольника, элементов прямоугольника | С/р | |
4 | Площадь параллелограмма | УИНМ | Высота параллелограмма. Площадь параллелограмма | Выводить формулы площади параллелограмма. | т/о, проверка д/з | |
5 | Площадь параллелограмма | УЗИ | Площадь параллелограмма | Выводить формулы площади параллелограмма, решать задачи на нахождение площади параллелограмма. | Тест 1 | |
6 | Решение задач по теме «Площадь параллелограмма» | УК ЗУН | Площадь параллелограмма | Решать задачи на нахождение площади параллелограмма, высот и сторон параллелограмма. | т/о, проверка д/з | |
7 | Площадь треугольника | УИНМ | Площадь треугольника. | Выводить формулы площади треугольника | Тест 2 | |
8 | Площадь треугольника | УЗИ | Площадь треугольника. Формула Герона | Выводить формулы площади треугольника. Решать задачи на нахождение площади прямоугольного и произвольного треугольника. | т/о, проверка д/з | |
9 | Решение задач по теме «Площадь треугольника» | КУ | Площадь треугольника. Формула Герона | Решать задачи на нахождение площади треугольника. | С/р | |
10 | Площадь трапеции | УИНМ | Высота трапеции. Площадь трапеции | Выводить формулу площади трапеции | т/о, проверка д/з | |
11 | Решение задач по теме «Площадь трапеции» | КУ | Площади параллелограмма, треугольника, трапеции. | Решать задачи на нахождение площадей плоских фигур. | т/о, проверка д/з | |
12 | Контрольная работа № 1 по теме «Площадь треугольника и четырёхугольника» | УК ЗУН | Проверить качество изученного материала по пройденному материалу. | Уметь применять теоремы, формулы и определения при решении задач. | ||
13 | Анализ контрольной работы | УКЗ | Работа над ошибками. | Решать задачи на нахождение площадей четырёхугольников и треугольников. | ||
14 | Площадь многоугольника | УИНМ | Площадь многоугольника. | Решать задачи на нахождение площадей многоугольников | проверка д/з | |
15 | Площадь многоугольника | УЗИ | Площадь правильного многоугольника. | Решать задачи на нахождение площадей правильных многоугольников | с/р | |
16 | Решение задач по теме «Площадь многоугольника» | КУ | Площадь многоугольника. Площадь многоугольника. | Решать задачи на нахождение площадей плоских фигур. | т/о, проверка д/з | |
17 | Площадь круга и его частей | УЗИ | Круговой сектор, сегмент. Площади круга, сектора и сегмента. | Решать задачи на нахождение площадей круга, сектора и сегмента | Тест 3 | |
18 | Решение задач по теме «Площадь круга и его частей» | КУ | Площади круга, сектора и сегмента. | Решать задачи на нахождение площадей круга, сектора и сегмента | т/о, проверка д/з | |
19 | Площади подобных фигур | УИНМ | Соотношение между площадями подобных фигур. | Решать задачи на нахождение площадей подобных фигур | с/р | |
20 | Решение задач по теме «Площади подобных фигур» | УЗИ | Соотношение между площадями подобных фигур. | Решать задачи на нахождение площадей подобных фигур | т/о, проверка д/з | |
21 | Контрольная работа № 2 «Площади фигур» | УК ЗУН | Формулы нахождения площадей плоских фигур | Уметь применять теорию при решении задач. | к/р | |
22 | Анализ контрольной работы | УКЗ | Работа над ошибками. | Решать задачи на нахождение площадей плоских фигур. | ||
11. Координаты и векторы (19 ч) | ||||||
23 | Прямоугольная система координат | УИНМ | Прямоугольная система координат. Координата точки. Метод координат. Исторические сведения. | Формулировать определение и иллюстрировать понятие прямоугольной системы координат. Приводить исторические сведения о Р. Декарте. | т/о, проверка д/з | |
24 | Решение задач по теме «Прямоугольная система координат» | УЗИ | Прямоугольная система координат. Координата точки. Метод координат. | Формулировать определение и иллюстрировать понятие прямоугольной системы координат. | с/р | |
25 | Расстояние между точками. Уравнение окружности | КУ | Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнение окружности. | Выводить и использовать формулы координат середины отрезка, расстояния между точками. | проверка д/з | |
26 | Решение задач по теме «Уравнение окружности» | КУ | Уравнение окружности.
| Выводить и использовать формулы уравнения прямой и окружности. | т/о, проверка д/з | |
27 | Контрольная работа № 3 по теме «Прямоугольная система координат» | УК ЗУН | Прямоугольная система координат. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнение окружности. | Уметь применять теорию при решении задач. | к/р | |
28 | Анализ контрольной работы. Векторы. Сложение векторов. | КУ | Работа над ошибками. Векторы. Длина вектора. Сложение векторов. Законы сложения. | Формулировать определение и иллюстрировать понятие: вектора, длины (модуля) вектора, коллинеарных и равных векторов. | проверка д/з | |
29 | Решение задач по теме «Сложение векторов». | УЗИ | Длина вектора. Сложение векторов. Законы сложения. | Иллюстрировать понятие: вектора, коллинеарные и равные векторы, сумма векторов. | с /р | |
30 | Умножение вектора на число | УИНМ | Произведение вектора на число. Противоположные векторы. Разность векторов. Свойства умножения вектора на число. | Формулировать определение и иллюстрировать произведение вектора на число и разность векторов. | проверка д/з | |
31 | Решение задач по теме «Умножение вектора на число» | КУ | Выполнять операции над векторами. | с /р | ||
32 | Координаты вектора | УИНМ | Координаты вектора. Координатные векторы. Длина вектора в координатах. | Формулировать определение и иллюстрировать угла между векторами, суммы и разности векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения векторов. | проверка д/з | |
33 | Скалярное произведение векторов | УЗИ | Скалярное произведение векторов. Скалярный квадрат. | Находить длину вектора, координаты вектора, угол между векторами и скалярное произведение векторов. | Тест 4 | |
34 | Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов» | КУ | т/о, проверка д/з | |||
35 | Контрольная работа № 4 по теме «Действия над векторами» | УК ЗУН | Проверить качество изученного материала. | Уметь применять теорию при решении задач. | ||
36 | Анализ контрольной работы. | УКЗ | Работа над ошибками. | Находить длину вектора, координаты вектора, угол между векторами и скалярное произведение векторов. | ||
37 | Уравнение прямой. | УИНМ | Вектор нормали. Уравнение прямой. Угловой коэффициент прямой. | Выводить и использовать формулы уравнения прямой. Уметь находить угол между прямыми. | проверка д/з | |
38 | Решение задач по теме «Уравнение прямой» | УЗИ | с /р | |||
39 | Тригонометрические функции произвольного угла | УИНМ | Единичная окружность. Тригонометрические функции произвольного угла. | Формулировать определение и находить тригонометрические функции прозвольного угла. | т/о, проверка д/з | |
40 | Решение задач по теме «Тригонометрические функции произвольного угла» | УЗИ | Тригонометрические функции произвольного угла | Выполнять проекты, связанные с использованием координатного и векторного методов при решении задач на вычисление и доказательство. | с /р | |
41 | Контрольная работа № 5 по теме «Координаты и векторы» | УК ЗУН | Проверить качество изученного материала. | Уметь применять теорию при решении задач. | ||
12. Начала стереометрии (17 ч) | ||||||
42 | Анализ контрольной работы. Основные понятия стереометрии | КУ | Основные понятия стереометрии. | Изображать точки, прямые и плоскости в пространстве. | ||
43 | Фигуры в пространстве | КУ | Фигуры в пространстве. Многогранники, их элементы. Примеры многогранников. | Формулировать определение и изображать: куб, параллелепипед, призму, пирамиду, правильные многогранники, цилиндр, конус. | т/о, проверка д/з | |
44 | Угол в пространстве | УИНМ | Угол в пространстве. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. | Устанавливать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. | т/о, проверка д/з | |
45 | Параллельность в пространстве | КУ | Параллельность в пространстве. | с/р | ||
46 | Сфера и шар | УИНМ | Сфера и шар. Их основные элементы. | Формулировать определение и изображать: сферу и шар. | т/о, проверка д/з | |
47 | Выпуклые многогранники | УИНМ | Выпуклые многогранники. | Формулировать определения и приводить примеры выпуклых и невыпуклых многогранников. | т/о, проверка д/з | |
48 | Теорема Эйлера для многогранников | КУ | Теорема Эйлера для выпуклых многогранников. | Формулировать теорему Эйлера о выпуклых многогранниках и использовать её при решении задач. | т/о, проверка д/з | |
49 | Правильные многогранники | КУ | Правильные, полуправильные и звёздчатые многогранники. | Тест 5 | ||
50 | Полуправильные многогранники | УИНМ | Формулировать определения и приводить примеры полуправильных и звёздчатых многогранников. | т/о, проверка д/з | ||
51 | Звёздчатые многогранники | КУ | проверка д/з | |||
52 | Моделирование многогранников | УИНМ | Моделирование многогранников. | Моделировать многогранники, используя развёртки и геометрический конструктор. | проверка д/з | |
53 | Кристаллы - природные многогранники | КУ | Кристаллы – природные многогранники | Приводить примеры кристаллов и устанавливать их форму. | т/о, проверка д/з | |
54 | Ориентация плоскости. Лист Мёбиуса | КУ | Ориентация плоскости. Лист Мёбиуса | Определение ориентируемой поверхности. | т/о, проверка д/з | |
55 | Площадь поверхности и объём | УИНМ | Исторические сведения. Площадь поверхности и объём. | Находить площади поверхностей и объёмы некоторых многогранников и круглых тел. | проверка д/з | |
56 | Площадь поверхности и объём | КУ | т/о, проверка д/з | |||
57 | Контрольная работа № 6 по теме: «Начала стереометрии» | УК ЗУН | Проверить качество изученного материала. | Уметь применять теорию при решении задач. | ||
58 | Анализ контрольной работы. | КУ | Работа над ошибками. | Находить площади поверхностей и объёмы некоторых многогранников и круглых тел. | ||
Итоговое повторение (10 ч) | ||||||
59 | Решение задач на доказательство | УПО | Совершенствование навыков решения задач | Уметь применять полученные знания при решении задач | проверка д/з | |
60 | Решение задач на построение | УПО | Совершенствование навыков решения задач | Уметь применять полученные знания при решении задач | проверка д/з | |
61 | Решение задач на нахождение элементов | УПО | Совершенствовать умение использовать формулы при решении задач. | Уметь использовать формулы при решении задач. | проверка д/з | |
62 | Подобие фигур | УПО | Совершенствование навыков решения задач | Уметь применять полученные знания при решении задач | проверка д/з | |
63 | Решение задач на вычисление площадей фигур | УПО | Совершенствовать умение использовать формулы при решении задач. | Уметь использовать формулы при решении задач. | проверка д/з | |
64 | Решение задач на вычисление площадей фигур | УПО | Совершенствование навыков решения задач | Уметь применять полученные знания при решении задач | проверка д/з | |
65 | Координаты и векторы | УПО | Совершенствование навыков решения задач | Уметь применять полученные знания при решении задач | проверка д/з | |
66 | Элементы тригонометрии | УПО | Совершенствование навыков решения задач | Уметь применять полученные знания при решении задач | проверка д/з | |
67 | Итоговая контрольная работа | УПО | Совершенствование навыков решения задач | Уметь применять полученные знания при решении задач | к/р | |
68 | Итоговый урок | УК ЗУН | Проверить качество изученного материала. | Уметь применять теорию при решении задач. |
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа № 1
В а р и а н т 1
1. Найдите площадь равнобедренного треугольника по боковой стороне и высоте, опущенной на основание, которые равны соответственно 5 см и 2 см.
2. Найдите площадь параллелограмма, две высоты которого равны 3 см и 2 см, и угол равен 60°.
3. Площадь ромба равна 367,5 дм2. Найдите диагонали ромба, если они относятся как 3 : 5.
4. Найдите площадь трапеции, у которой основания равны 19 см и 5 см, а боковые стороны 15 см и 13 см.
5*. Внутри треугольника ABC взята точка M такая, что площади треугольников AMB, BMC и AMC равны. Докажите, что M – точка пересечения медиан данного треугольника.
В а р и а н т 2
1. Найдите площадь равнобедренного прямоугольного треугольника, гипотенуза которого равна 9 см.
2. Найдите площадь параллелограмма, если его периметр и высоты равны соответственно 42 см, 8 см и 6 см.
3. Площадь ромба равна 45 дм2. Высота меньше стороны на 4 см. Найдите диагонали ромба.
4. Найдите площадь равнобедренной трапеции, у которой боковая сторона равна 15 см, диагональ перпендикулярна боковой стороне и равна 20 см.
5*. Докажите, что сумма расстояний от точки, взятой внутри правильного треугольника до его сторон, есть величина постоянная, равная высоте данного треугольника.
Контрольная работа № 2
В а р и а н т 1
1. Найдите площадь правильного шестиугольника, вписанного в окружность, радиус которой равен 2 дм.
2. Площади двух кругов относятся как 9 : 4, а разность их радиусов равна 4,5 см. Найдите длины их окружностей.
3. Сектор, дуга которого содержит 60°, равновелик кругу радиуса 7,8 см. Найдите радиус сектора.
4. На стороне треугольника взята точка, которая разделила ее в отношении 3 : 5. Из точки проведены прямые, параллельные двум другим сторонам треугольника. Найдите площадь образовавшегося параллелограмма, если площадь треугольника равна 120 мм2.
5*. Найдите отношение площадей данного треугольника и треугольника, сторонами которого являются медианы данного треугольника.
В а р и а н т 2
1. Найдите площадь правильного шестиугольника, описанного около окружности, радиус которой равен 3 дм.
2. Разность длин окружностей двух кругов равна длине окружности третьего круга, радиус которого равен 40 см. Найдите площади первых двух кругов, если их радиусы относятся как 5 : 3.
3. Найдите площадь сегмента круга, радиуса 4 см, если его хорда равна см.
4. Каждая сторона треугольника разделена точками в отношении 2 : 3 : 2. Найдите площадь шестиугольника, вершинами которого являются точки деления, если площадь треугольника равна 245 мм2.
5*. В равностороннем треугольнике ABC, площадь которого равна Q, от вершины A на сторонах AB и AC отложены соответственно отрезки AE и AF, равные каждый третьей части стороны треугольника. Точки E и F соединены отрезками с противоположными вершинами, которые пересекаются в точке D. Найдите площадь образовавшегося четырехугольника AEDF.
Контрольная работа № 3
В а р и а н т 1
1. Найдите длину отрезка CD, если: а) C(0, -1), D(-5, 6); б) C(7, -3), D(-4, -4).
2. Найдите координаты середины отрезка QP, если : а) Q(-5, -8), P(25, 3); б) Q(-18, 6), P(6, 18).
3. Найдите координаты центра окружности x2 + y2 + 14 y – 18x + 135 = 0.
4. Найдите на оси абсцисс точку одинаково удаленную от точек E(-4, 2) и F(7, -4).
5*. Найдите ГМТ координатной плоскости, для которых |y + 2| ≤ 1.
В а р и а н т 2
1. Найдите длину отрезка EF, если: а) E(-1, 1), F(5, -12); б) E(-6, 0), F(-9, 7).
2. Найдите координаты середины отрезка RT, если : а) R(9, -17), T(0, -15); б) R(24, -6), T(-5, -8).
3. Найдите радиус и координаты центра окружности y2 + x2 – 22y + 10x + 134 = 0.
4. Найдите на оси ординат точку одинаково удаленную от точек G(7, 5) и H(-1, -3).
5*. Найдите ГМТ координатной плоскости, для которых |x – 1| ≥ 2.
Контрольная работа № 4
В а р и а н т 1
1. В параллелограмме ABCD, диагонали которого пересекаются в точке O, найдите: а) ; б) ; в) .
2. Дан вектор (-5, 8). Найдите координаты точки: а) H, если G(-6, 1); б) G, если H(2, -10).
3. При каком значении m перпендикулярны векторы – и 2 + 3m, если (-1, 2), (6, -4).
4. Запишите уравнение прямой, которая имеет вектор нормали (5, -1) и проходит через точку K(10, -9).
5*. Докажите, что для любой точки X, принадлежащей отрезку AB и произвольной точки O плоскости справедливо равенство , где .
В а р и а н т 2
1. В треугольнике ABC медианы AA1, BB1 и CC1 пересекаются в точке M. Найдите: а) ; б) ; в) .
2. Дан вектор (9, -4). Найдите координаты точки: а) K, если N(1, -8); б) N, если K(-5, 4).
3. При каком значении n перпендикулярны векторы 2+ и n– 3, если (-2, 1), (3, -5).
4. Запишите уравнение прямой, которой принадлежит точка P(-12, 8) и которая имеет вектор нормали (-3, -4).
5*. Докажите, что для любой точки X, принадлежащей лучу AB и произвольной точки O плоскости справедливо равенство , где .
Контрольная работа № 5
В а р и а н т 1
1. Нарисуйте многоугольник, который задается неравенствами: а) б)
2. Найдите: а) sin(-135°); б) tg(-300°)ctg 210°.
3. Упростите выражение: а) ; б) .
4. Найдите декартовы координаты точки, если ее полярные координаты равны: а) (1, ); б) .
5*. Найдите ГМТ, координаты которых удовлетворяют равенству y = |x| + 2.
В а р и а н т 2
1. Нарисуйте многоугольник, который задается неравенствами: а) б)
2. Найдите: а) cos(-150°); б) tg(315°)ctg(-240°).
3. Упростите выражение: а) ; б) .
4. Найдите декартовы координаты точки, если ее полярные координаты равны: а) (2, -); б) .
5*. Найдите ГМТ, координаты которых удовлетворяют равенству |y| = x – 1.
*Контрольная работа № 6
В а р и а н т 1
1. Сколько прямых проходит через: а) одну точку; б) две точки; в) три точки?
2. Найдите сумму всех плоских углов пятиугольной пирамиды.
3. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Найдите углы между прямыми: а) AB и BB1; б) A1C1 и C1D; в) AC и DC.
4. Наименьшее и наибольшее расстояния от точки, расположенной вне сферы до точек сферы равны соответственно 12 см и 75 см. Найдите радиус сферы.
5*. В каждой вершине выпуклого многогранника сходится по четыре ребра. Сколько у него вершин и граней, если он имеет 12 ребер? Изобразите этот многогранник (или многогранники).
В а р и а н т 2
1. Сколько плоскостей проходит через: а) одну точку; б) две точки; в) три точки?
2. Найдите сумму всех плоских углов шестиугольной призмы.
3. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Найдите углы между прямыми: а) B1C1 и C1C; б) BD и BC1; в) DC1 и D1C.
4. Наибольшее и наименьшее расстояния от точки, расположенной внутри сферы до точек сферы равны соответственно 38 см и 19 см. Найдите радиус сферы.
5*. Гранями выпуклого многогранника являются только четырехугольники. Сколько у него вершин и граней, если он имеет 12 ребер? Изобразите этот многогранник (или многогранники).
ОТВЕТЫ
№ 1
В а р и а н т 1. 1. см2. 2. см2. 3. 21 дм, 35 дм. 4. 144 см2.
В а р и а н т 2. 1. 20,25 см2. 2. 72см2. 3. , . 4. 192 см2.
№ 2
В а р и а н т 1. 1. см2. 2. 18 см, 27 см. 3. 7,8 см. 4. 56,25 мм. 5. 4 : 3.
В а р и а н т 2. 1. см2. 2. 10000 см2, 3600 см2. 3. см2. 4. 185 мм2. 5. .
№ 3
В а р и а н т 1. 1. а) ; б) . 2. а) (10, -2,5); б) (-6, 12). 3. (9, -7), . 4. (, 0). 5. Полоса, ограниченная прямыми y = -3 и y = -1.
В а р и а н т 2. 1. а) ; б) . 2. а) (4,5, -16); б) (9,5, -7). 3. (-5, 11), . 4. (0, 4). 5. Точки вне полосы, ограниченной прямыми x = -1 и x = 3.
№ 4
В а р и а н т 1. 1. а) ; б) ; в) . 2. а) H(-11, 9); б) G(7, -18). 3. . 4. 5x – y – 59 =0.
В а р и а н т 2. 1. а) ; б) ; в) . 2. а) K(-8, -4); б) N(4, 36). 3. -36. 4. 3x + 4y +4 =0.
№ 5
В а р и а н т 1. 2. а) ; б) 3. 3. а) ; б) . 4. а) (0, 1); б) (, -). 5*. Два луча с вершиной в точке (0, 2), составляющих с осью Oy угол 45.
В а р и а н т 2. 2. а) ; б) . 3. а) ; б) 0. 4. а) (0, -2); б) (, ). 5*. Два луча с вершиной в точке (1, 0), составляющих с осью Ox угол 45°.
№ 6
В а р и а н т 1. 1. а) Бесконечно много; б) одна; в) одна или ни одной. 2. 1440°. 3. а) 90°; б) 60°; в) 45°. 4. 31,5 см. 5. 6 вершин, 8 граней; октаэдр, любая четырехугольная бипирамида.
В а р и а н т 2. 1. а) Бесконечно много; б) бесконечно много; в) одна или бесконечно много. 2. 3600°. 3. а) 90°; б) 60°; в) 90°. 4. 28,5 см. 5. 8 вершин, 6 граней; куб, любая четырехугольная призма и четырехугольная усеченная пирамида.
Итоговая контрольная работа (тест)
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./
Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9 класс....
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 9 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 9 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 10 класс. Базовый учебник Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 10 класс. Базовый учебник Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 11 класс. Базовый учебник Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 11 класс. Базовый учебник Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....
Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику "Геометрия 7-9", авторы Атанасян и другие
В рабочей программе есть календарно-тематическое планирование с указанием домашнего задания...