объем конуса
план-конспект урока (геометрия, 11 класс) по теме

Кокоева Марина Владимировна

урок по геометрии в 11 классе с применением наглядного материала и решением задач практического содержания. геометрические фигуры, используемые на данном уроке, обучающиеся изготовили ранее при знакомстве с основными понятиями конуса. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Объем конуса Цель: отработка решения задач с использованием формулы объема конуса, рассмотреть решение практических задач с применением формулы.

Слайд 2

Устный опрос Конус можно получить путем вращения а ) равнобедренного треугольника относительно основания; б) прямоугольника относительно одной из сторон; в ) прямоугольного треугольника относительно одного из катетов; г ) прямоугольного треугольника относительно гипотенузы. Измерениями конуса являются …. Высота, радиус, образующая. Измерения конуса связаны между собой а ) теоремой о трех перпендикулярах; б ) теоремой Пифагора.

Слайд 4

Самостоятельная работа Вариант 2 Найдите объем части конуса, изображенной на рисунке. В ответе укажите . Найдите образующую конуса, если его высота равна 4, а объем равен . Во сколько раз уменьшится объем конуса, если его радиус уменьшится в 2 раза? Вариант 1 Найдите объем части конуса, изображенной на рисунке. В ответе укажите . О бъем конуса равен , а его радиус равен 8. Найдите образующую конуса. Во сколько раз увеличится объем конуса, если его высоту увеличить в 9 раз?

Слайд 5

Историческая справка Конус в переводе с греческого « konos » означает «сосновая шишка». С конусом люди знакомы с глубокой древности. В книг е Архимеда (287–212 гг. до н. э.) «О методе » дается решение задачи об объеме общей части пересекающихся цилиндров. Архимед приписывает честь открытия этого принципа Демокриту (470–380 гг. до н. э.) – древнегреческому философу-материалисту. С помощью этого принципа Демокрит получил формулы для вычисления объема пирамиды и конуса .

Слайд 6

Выполните самостоятельно Найдите объем конуса, макет которого сделали суворовцы самостоятельно.

Слайд 7

Практическое применение формулы объема конуса ” ….Читал я где-то, Что царь однажды воинам своим Велел снести земли по горсти в кучу, И гордый холм возвысился — и царь Мог с вышины с весельем озирать И дол, покрытый белыми шатрами, И море, где бежали корабли . “ А.С. Пушкин, Скупой рыцарь Докажем или опровергнем эту легенду о древнем владыке. Найдем высоту получившегося холма.

Слайд 8

Решение задачи Составим математическую модель задачи. У Аттилы было самое многочисленное войско, которое знал древний мир. Историки оценивают его в 700 000 человек. 1горсть земли Объем холма равен 700 000 0,2=140 000 =140 Чтобы земля не осыпалась, угол откоса составляет 45 Значит, Ответ: высота кургана около 5 м.

Слайд 9

Авиационная бомба среднего калибра дает при взрыве воронку диаметром 6 м и глубиной 2 м. Какое количество земли (по массе) выбрасывает эта бомба, если 1 м 3 земли имеет массу 1650 кг ? Решение. С оставим математическую модель задачи. Так как диаметр воронки 6 м и глубина 2 м, то радиус полученного конуса составляет 3 м, а высота – 2 м. Найдем объем конуса: Масса выброшенной земли составляет кг 31 т. Ответ: масса выброшенной земли 31 т.

Слайд 10

По статистике на Земле ежегодно гибнет от разрядов молний 6 человек на 1 000 000 жителей (чаще в южных странах). Громоотвод образует конус безопасности . Задача. Б удет ли защищен во время грозы дом высотой 6 м, шириной 8 м и длиной 10 м, если высота громоотвода 7 м, а угол между громоотводом и образующей конуса безопасности равен 60 ?

Слайд 11

Решение задачи Составим математическую модель задачи. По определению тангенса , , Объем дома 480 О твет: дом будет защищен от грозы.

Слайд 12

Дополнительная информация о конусе В геологии существует понятие « конус выноса ». Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину . В биологии есть понятие « конус нарастания » . Это верхушка побега и корня растений, состоящая из клеток образовательной ткани . « Конусами » называется семейство морских моллюсков подкласса переднежаберных. Раковина коническая (2–16 см), ярко окрашенная. Конусов свыше 500 видов. Живут в тропиках и субтропиках, являются хищниками, имеют ядовитую железу. Укус конусов очень болезнен. Известны смертельные случаи. Раковины используются как украшения, сувениры . В физике встречается понятие « телесный угол ». Это конусообразный угол, вырезанный в шаре. Единица измерения телесного угла – 1 стерадиан. 1 стерадиан – это телесный угол, квадрат радиуса которого равен площади части сферы, которую он вырезает. Если в этот угол поместить источник света в 1 канделу (1 свечу), то получим световой поток в 1 люмен. Свет от киноаппарата, прожектора распространяется в виде конуса .

Слайд 13

Задание на самоподготовку Найдите объем тела, полученного при вращении прямоугольного треугольника с катетом 3 см и прилежащим углом 30 вокруг меньшего катета. Цилиндр и конус имеют общее основание и высоту. Вычислите объем конуса, если объем цилиндра равен 60. Во сколько раз уменьшится объем конуса, если диаметр его основания уменьшится в 2,5 раза? Объем конуса равен 20. Ч ерез середину высоты параллельно основанию конуса проведено сечение, которое является основанием меньшего конуса с той же вершиной. Найдите объем меньшего конуса.

Слайд 14

Подведем итоги Какое геометрическое тело называется конусом? Что нужно знать, чтобы найти объем конуса? Как вычислить объем конуса?



Предварительный просмотр:

Тема: Объем конуса.

Цель: отработка навыков решения задач с применением формулы объема конуса, рассмотреть решение практических  задач на нахождение объема конуса и его элементов, познакомить с использованием понятия конуса в природе в физике, составление математических моделей задач.

План проведения занятия:

  1. Повторение теоретического материала.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Историческая справка.
  4. Решение задач практического содержания.
  5. Задание на самоподготовку.
  6. Подведение итогов.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Объявить тему и план проведения занятия.

  1. Повторение изученного материала.
  1. Устная работа. Теоретический опрос.  (Слайд 2)
  2. Устная работа. Назвать элементы конуса; теорему ,которой связаны высота, радиус и образующая; формулу нахождения объема конуса. (Слайд 3)
  3. Самостоятельная работа – 10 мин. (Слайд 4)

  1. Историческая справка.  (Слайд 5)

Конус в переводе с греческого «konos» означает «сосновая шишка». С конусом люди знакомы с глубокой древности. В книге Архимеда (287–212 гг. до н. э.) «О методе» дается решение задачи об объеме общей части пересекающихся цилиндров. Архимед приписывает честь открытия этого принципа Демокриту (470–380 гг. до н. э.) – древнегреческому философу-материалисту. С помощью этого принципа Демокрит получил формулы для вычисления объема пирамиды и конуса.

  1. Решение задач практического содержания.
  1. Найти объем конуса, макет которого суворовцы сделали самостоятельно. Один из суворовцев рассказывает ход измерений и вычислений. Результаты вычислений суворовцы записывают в тетрадь. (Слайд 6)
  2. Задача о кургане. ”… Читал я где-то,
    Что царь однажды воинам своим
    Велел снести земли по горсти в кучу,
    И гордый холм возвысился — и царь
    Мог с вышины с весельем озирать
    И дол, покрытый белыми шатрами,
    И море, где бежали корабли. “

А.С. Пушкин, Скупой рыцарь

Докажем или опровергнем эту легенду о древнем владыке. Найдем высоту получившегося холма.  (Слайд 7)

Решение задачи.(Слайд 8)

Составим математическую модель задачи.  

                                                 

У Аттилы было самое многочисленное войско, которое знал древний мир. Историки оценивают его в 700 000 человек.

1горсть земли 

Объем конуса равен

700 0000,2=140 000 =140

Чтобы земля не осыпалась, угол откоса составляет 45.

Значит,  

=

Ответ: 5,1 м.

  1. Авиационная бомба  среднего калибра дает при взрыве воронку диаметром 6 м и глубиной 2 м.  Какое  количество земли (по массе) выбрасывает эта бомба, если 1 м3 земли имеет массу 1650 кг?  (Слайд 9)

Решение.

Так как диаметр воронки 6 м и глубина 2 м, то радиус полученного конуса составляет 3 м, а высота – 2 м.

Составим математическую модель задачи.

Найдем объем конуса:

Масса выброшенной земли составляет

 кг31 т.

Ответ: 31 т

  1. По статистике на Земле ежегодно гибнет от разрядов молний 6 человек на 1 000 000 жителей (чаще в южных странах). Громоотвод образует конус безопасности.

Будет ли защищен во время грозы дом высотой 6 м, шириной 8 м и длиной 10 м, если высота громоотвода 7 м, а угол между громоотводом и образующей конуса безопасности равен 60? (Слайд 10)

                                 

Решение задачи. (Слайд 11)

Составим математическую модель задачи.

По определению тангенса ,    

,

 

Объем дома 480

Ответ: дом будет защищен от грозы.

  1. Дополнительная информация о конусе. (Слайд 12)

Где еще встречается понятие конуса?

  1. В геологии существует понятие «конус выноса». Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину.
  2.  В биологии есть понятие «конус нарастания». Это верхушка побега и корня растений, состоящая из клеток образовательной ткани.
  3. «Конусами» называется семейство морских моллюсков подкласса переднежаберных. Раковина коническая (2–16 см), ярко окрашенная. Конусов свыше 500 видов. Живут в тропиках и субтропиках, являются хищниками, имеют ядовитую железу. Укус конусов очень болезнен. Известны смертельные случаи. Раковины используются как украшения, сувениры.
  4. В физике встречается понятие «телесный угол». Это конусообразный угол, вырезанный в шаре. Единица измерения телесного угла – 1 стерадиан. 1 стерадиан – это телесный угол, квадрат радиуса которого равен площади части сферы, которую он вырезает. Если в этот угол поместить источник света в 1 канделу (1 свечу), то получим световой поток в 1 люмен. Свет от киноаппарата, прожектора распространяется в виде конуса.

  1. Задание на самоподготовку.
  1. Найдите объем тела, полученного при вращении прямоугольного треугольника с катетом 3 см и прилежащим углом 30 вокруг меньшего катета.
  2. Цилиндр и конус имеют общее основание и высоту. Вычислите объем конуса, если объем цилиндра равен 60.
  3. Во сколько раз уменьшится объем конуса, если диаметр его основания уменьшится в 2,5 раза?
  4. Объем конуса равен 20. Через середину высоты параллельно основанию конуса проведено сечение, которое является основанием меньшего конуса с той же вершиной. Найдите объем меньшего конуса.

  1. Подведение итогов урока.
  1. Какое геометрическое тело называется конусом?
  2. Что нужно знать, чтобы найти объем конуса?
  3. Как вычислить объем конуса?
  4. Объявить оценки, полученные суворовцами за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: «ОБЪЕМ КОНУСА, ЦИЛИНДРА, ШАРА».

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ В 11 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: «ОБЪЕМ КОНУСА, ЦИЛИНДРА, ШАРА».ЦЕЛЬ УРОКА: - вывести формулы объема конуса, цилиндра, шара с помощью определенного интеграла;- показать применение по...

Урок геометрии в 11 классе "Объем конуса"

На основе материалов, которые опубликованы в Интернете мною создан новый урок, который отвечает потребностям и знаниям моих учеников....

Конспект урока по теме "Объем конуса"

Цели: - повторить понятия конической поверхности, конуса, элементов конуса (боковая поверхность, основание, вершина, образующая, ось, высота), понятие усеченного конуса;- вывести формулы для выч...

Презентация по теме: «Объем конуса». Геометрия 11 класс.

Урок геометрии в 11 классе, изучение идет по учебнику для общеобразовательных учреждений авт. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.....

урок по геометрии "Объем конуса"

Это комбинированный урок повторения,введения нового материала и первичного закрепления сведений о конусе....

Разработка урока геометрии "Объем конуса"

Размаботка урока геометрии в 11 классе "Объем конуса"...