Разработка урока математики 5 кл по теме "Углы. Измерения углов"
план-конспект урока по геометрии (5 класс) по теме

Представлен конспект урока математики (5 кла) по теме "Построение и измерение углов", мультимедийная презентация, и самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon математика 5 класс698.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пинигина Светлана Владимировна, учитель математики, информатики

Аверина Галина Алексеевна, заместитель директора по УВР, учитель математики, информатики МБОУ СОШ №4 г.Пыть-Ях  ХМАО-Югра

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет    математика                                                  

класс          5

Тема урока

Место урока по теме

Построение и измерение углов.

Второй урок по теме Углы. Измерение углов.

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок формирования и совершенствования знаний

Индивидуальная работа, работа в парах,  фронтальная работа, словесные и практические методы, работа с учебником, анализ, обобщение.

Цель урока

Задачи урока

Содействовать развитию умения читать, обозначать и сравнивать углы. Выработать практические навыки построения  и измерения углов с помощью транспортира.  

  1. Образовательные:

Повторить понятие угла, способы обозначения и  записи;

Применять алгоритм построения и измерения углов в стандартных и нестандартных задачах; для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

  1. Формировать следующие специальные умения:
  1. строить угол заданной величины;
  2. измерять углы;
  3. классифицировать углы по внешнему виду;
  4. самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
  5. выдвигать версии решения проблемы;
  1. Развивающие:        
  1. умения ставить личные цели деятельности, планировать свою работу,  оценивать полученные  результаты;
  1.  развивать познавательную и творческую активность учащихся при решении  задач практической направленности;
  2.  формировать умения  по использованию доказательной математической речи.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать аккуратность  при выполнении заданий, ответственность, любознательность,  уверенность в своих силах;
  2. формировать умения совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- понятие угла;

- как обозначаются углы,

 - классификацию углов,

- единицы измерения углов.

 - читать, обозначать и сравнивать, классифицировать углы.

-  строить и измерять углы с помощью транспортира,

- выражать градусную меру угла через градусы, минуты, секунды.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

личностные,

метапредметные познавательные, метапредметные коммуникативные; метапредметные регулятивные

Технология полного усвоения, ИКТ

Учебник «Математика 5» С.А.Козлова, А.Г.Рубин, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, карта урока.

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/

Формы

 контроля

Результат

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

-Здравствуйте, ребята.

- Сегодняшний урок, я хочу начать с притчи о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку».

По иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»

Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, и выполняли её по-разному.

- Как вы понимаете услышанную притчу?

 Поэтому, хочется, чтобы вы понимали, что каждый из вас строит свой храм, и чтобы каждую минуту узнавая что-то новое осознал полезность своего учебного труда. (Слайд 1).


Слушают и обдумывают услышанное.



Настраиваются на предстоящую работу в классе.












Делают предположения, опираясь на свой жизненный опыт.





Выполняют самооценку готовности к уроку.


Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

Проверяет готовность обучающихся к уроку.


обеспечивает мотивацию учения.


Оценка учителем верно-неверно
















Включение в учебный процесс

II этап:  проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (3 минуты).

Выборочная проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний;

- На слайде представлен вариант выполнения домашнего задания. Проверьте правильность  выполнения задания.

Какие из этих углов острые, тупые?

Предложите иной способ записи углов АОВ и  ВАС?

(Слайды 2,3).

Анализируют  правильность выполнения задания, находят ошибки и обосновывают выявленные ошибки.

Самопроверка. Оценивают свою работу и отражают в технологической карте урока.

учебно-познавательная, коммуникативная

Отметка

Самооценка.

Нормы оценки:

Все верно – 2 б;

Допущена 1-2 ошибки – 1 б;

Допущено более 2-х ошибок – 0 (нормы оценки сохраняются на протяжении всего урока)

Выявлена степень усвоения заданного на дом материала; определены типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидированы обнаруженные недочёты.

III этап: постановка цели и задач урока 8 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

№1. В технологической карте и на слайде записаны величины углов: 900,180, 1260, 540, 720, 1080, 1570, 1800 

На какие группы их можно разбить?

(Слайд 4).



Игра «Задай вопрос другу».

На слайде представлены различные виды углов. Используя рисунок, составьте и  задайте вопрос на понимание.

Запишите его в технологической карте урока.

(Слайд 5)


Исходя из анализа выполненных заданий, какие цели мы поставим сегодня на уроке.

Какие еще цели вы ставите для себя на данный урок? (Слайд 6)

Учащиеся работают в технологической карте урока.

Выдвигают предположения.

Обсуждают выдвинутые предположения. Учащиеся сверяют с решением.Самопроверка. Оценивают свою работу и отражают в технологической карте урока.


Формулируют вопросы, перерабатывают, используют информацию для создания учебных задач.

Многие испытывают затруднение при составлении правильной формулировке вопроса


- Записывают тему урока «Построение и измерение углов»

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

Регулятивные: умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

познавательные:   использование доказательной математической речи.

Самопроверка.

(на интерактивной доске ответы). Самооценка.





Оценка учителем правильно неправильно, корректировка

Организована ситуация решения учебной задачи. Созданы условия для  формулирования целей урока, обеспечена мотивация учения.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.



Умение ставить цели, планировать свою работу.

IV этап: актуализация знаний 10 мин.

организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

- В технологических листах выполните задание №2: Обозначьте отмеченные углы, измерьте и запишите результаты вычислений. (Слайды 8-10)

Задание №3 

Заполните таблицу, найдите верное утверждение.

Напротив каждого утверждения укажите «да»,  если вы согласны с утверждением, и слово «нет», если вы не согласны.

Утверждение

да / нет

1. Половина развернутого угла – прямой угол.


2. Любой угол, больше прямого - или тупой, или развернутый.


3. Любой угол, меньше развернутого – тупой.


4. Сумма острого и прямого углов – тупой угол.


(Слайд 11)

Оцените свою работу в технологической карте урока:

Проверка выполнения задания с помощью динамической паузы:

1. покажите:

  1.  развернутый угол (руки в стороны);

половину развернутого угла  (прямой угол - руки под углом 90);

  1. угол, больше прямого (тупой угол - руки в стороны, образуя тупой угол или развернутый угол – руки в стороны). Какой это угол?
  2. Угол, меньше развернутого. Какой это угол? (острый угол - руки в стороны вверх, образуя острый угол или тупой угол).

Задание: Постройте

(Слайд 12)

Обозначают   углы, измеряют с помощью транспортира и записывают  результаты измерений





.



Представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задания.

Выполняют задание.











Сверяют полученные ответы с образцом.


Осуществляют самоконтроль и самопроверку своей работы.


Осуществляют самооценку,  отражают в технологической карте урока





Выполняют физкультминутку.

учебно-

познавательная,


информационная




корректирующая

Организовывает выполнение КОЗ.

Организует самостоятельную работу




















Самопроверка.

(на интерактивной доске ответы)

Самооценка.

Нормы оценки:

Все верно – 2 б;

Допущена 1-2 ошибки – 1 б;

Допущено более 2-х ошибок – 0

Учащиеся подготовлены  и мотивированы на    введение новых знаний.






















Фиксация затруднения.

V этап: введение новых знаний 2 мин.

Новое знание обучающиеся получают в результате работы с текстом учебника.

Какие единицы измерения углов вы знаете?

Работа с учебником: стр.18

Какие единицы изменения углов можно еще использовать? (Слайд 13)





Ответы учеников: градус




Учащиеся работают с учебником.

Записывают в технологической карте урока:


10=60’

1’=60”

10=3600”

учебно-познавательная,

информационная Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Проблемная ситуация.












Развитие учебно-познавательной мотивации.

VI этап:  воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности  2 мин.

Вернемся к выполнению задания: Постройте

(Слайд 14)

Используют полученные знания  для решения поставленной задачи

Строят угол.

учебно-познавательная,

Применяют полученные знания для решения поставленной задачи

VI I этап: оперирование знаниями в новых ситуациях 5 минут

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

Включение нового знания в систему знаний;

повторение  и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

  создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление  возможности выявления причин ошибок и их исправления.

Задание:

Выразите в минутах:

70=

120//=


Выразите в секундах:

1/=

101/=


 (Слайд 15).


Выполните задание: №9(а, б, д,е) стр.21.

Какой угол (острый, тупой, прямой или развернутый) образуют часовая и минутная стрелки часов:

А) в 2 ч 30 мин;

Б) в 11 ч;

Д) в 10ч;

Е) в 18 ч, градусную меру угла выразите в минутах и секундах.

(Слайд 16).

Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал.

  1. Обсуждают результаты работы с соседом по парте.
  2. Делают вывод о результатах работы



В тетрадях письменно выполняют самостоятельно.

Сверяют результаты выполнения задания с образцом, выполненным одним из учащихся на доске




 

Организация  самопроверки обучающимися своих решений по эталону;


Самооценка.

Учебно-познавательная,

коммуникативная













Учебно-познавательная, информационная,

коммуникативная





В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Работа в паре.

Взаимопроверка

















Самопроверка:

Нормы оценки:

Все верно – 2 б;

Допущена 1-2 ошибки – 1 б;

Допущено более 2-х ошибок – 0

Учащиеся самостоятельно работают по алгоритму, ориентация  на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал.






Учащиеся применяют изученный материал в новой ситуации

VIII этап: обобщение и систематизация знаний 4 мин.

Организовать действие по обобщению:

Действия по самоконтролю и самооценке знаний, умений, навыков.

Заполните таблицу:


Знаю

Умею

Сомневаюсь

Как определить к какому типу относится угол




Как построить угол, заданной градусной меры




Как измерить углы




Как использовать доли градуса




Выполните самостоятельную работу:

1 вариант:

Постройте:

а) угол МNK=1450,

б) угол DEF=108000”

в)*разделите угол DEF на две равные части.

2 вариант:

Постройте:

а) угол АВK=680,

б) угол АСМ=7200'

в) *разделите угол АСМ на три равные части.

Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.



















Выполняют самостоятельную работу.

Те ученики, которые затрудняются при решении задач могут получить консультацию учителя.

Коммуникативная, учебно-познавательная

Познавательные:

Логические- осуществляют  поиск необходимой информации.

Регулятивные: совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

Познавательные:  совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

























Отметка, после проверки технологической карты урока.

 Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение

I Х этап: определение и разъяснение домашнего задания – 2 мин.

Формулируем разноуровневое домашнее задание.

Тренировочные упражнения (стр.20). Работа с информационными блоками следующего параграфа (3.10) (стр. 22 -24).

* В полночь заканчиваются сутки, и стрелки часов начинают отсчет новых. Сколько раз в течение суток часовая и минутная стрелки будут: а) образовывать развернутый угол; б) образовывать прямой угол; в) находиться на одном луче в начале с центром циферблата?

Записывают д/з в дневник

Регулятивные:

Ориентируются в учебнике.

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Фиксирует, чтобы вас учащиеся записали д/з

учащиеся ориентированы на выполнение д/з

Х этап: рефлексия 2 мин.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вспомните притчу, с которой начали урок и определите, что сегодня вы делали: таскали камни, зарабатывали на хлеб или строили храм?

Какую цель достиг каждый из вас?  (Слайд 18).

- Оцените в технологической карте свою работу на уроке:

  1. если все было понятно и выполняли задание  без ошибок – 2;
  2. если все понял, но допускал ошибки – 1;
  3. если многое было непонятно - 0


Спасибо за урок!


Анализируют деятельность по достижению цели.




Высказывают свое мнение.









Сдают технологическую карту урока учителю.

Коммуникативная

Личностные: понимают значение знаний для человека

Имеют желание учиться.

Регулятивные:

Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Оценка и самооценка работы учащихся  на уроке

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

Приложения:

1)Технологическая карта урока (для учащихся)

2) Презентация к уроку

3) Самоанализ урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИ ____________________________        класс        ________                дата_______________

Тема: ________________________________________________________________

Цель:

_____________________________________________________________________

Нормы самооценки:

 выполнено все верно – 2 б;

допущена  1-2 ошибки – 1 б;

допущено более 2-х ошибок – 0 б.

№ задания


Деятельность

самооценка:

Проверка домашнего задания

№1.

На какие группы можно разбить величины углов:

900,180, 1260, 540, 720, 1080, 1570, 1800?



«Задай вопрос другу».



Не оценивается

№2

Обозначьте отмеченные углы, измерьте и запишите результаты вычислений

    1 вариант                               2 вариант


Вариант __________

№3

Заполните таблицу, найдите верное утверждение.

Напротив каждого утверждения укажите «да»,  если вы согласны с утверждением, и слово «нет», если вы не согласны.

Утверждение

да / нет

1. Половина развернутого угла – прямой угол.


2. Любой угол, больше прямого - или тупой, или развернутый.


3. Любой угол, меньше развернутого – тупой.


4. Сумма острого и прямого углов – тупой угол.



№4

Постройте  

10=

1’=

     10=







№5

Выразите в минутах:

70=

120//=


Выразите в секундах:

1/=

101/=


№9(а, б, д,е) стр.21.

Какой угол (острый, тупой, прямой или развернутый) образуют часовая и минутная стрелки часов:

А) в 2 ч 30 мин -

Б) в 11 ч -

Д) в 10ч- -

Е) в 18 ч, -

градусную меру угла выразите в минутах и секундах:


_______=_______________=________________________

Заполните таблицу:


Знаю

Умею

Сомневаюсь

Как определить к какому типу относится угол




Как построить угол, заданной градусной меры




Как измерить углы




Как использовать доли градуса









Не оценивается

Выполните самостоятельную работу (задания выдаются)
















ИТОГ УРОКА

Самоанализ урока

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Цель урока:  Содействовать развитию умения читать, обозначать и сравнивать углы. Выработать практические навыки построения  и измерения углов с помощью транспортира.  

Задачи урока:

  1. Образовательные:

Повторить понятие угла, способы обозначения и  записи;

Применять алгоритм построения и измерения углов в стандартных и нестандартных задачах; для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

  1. Формировать следующие специальные умения:
  1. строить угол заданной величины;
  2. измерять углы;
  3. классифицировать углы по внешнему виду;
  4. самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
  5. выдвигать версии решения проблемы;
  1. Развивающие:        
  1. умения ставить личные цели деятельности, планировать свою работу,  оценивать полученные  результаты;
  1.  развивать познавательную и творческую активность учащихся при решении  задач практической направленности;
  2.  формировать умения  по использованию доказательной математической речи.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать аккуратность  при выполнении заданий, ответственность, любознательность,  уверенность в своих силах;
  2. формировать умения совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты.

Данный урок «Построение и измерение углов» второй  при изучении темы «Углы. Измерение углов».

Выбранный тип урока соответствует его цели. Структура урока соответствует типу и дидактическим целям,  формы, приёмы, методы обучения адекватны поставленным целям урока, основаны на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечили деятельностный характер обучения.

Между этапами урока существуют взаимные связи, каждый последующий этап являлся продолжением на более высоком уровне предыдущего этапа. Материал подобран с учётом работы по формированию компетенций, содержит проблемность, дополнительную информацию. Учебный материал ориентирован на решение задач, создание учебно-практических ситуаций.

Класс достаточно хорошо подготовлен, большинство учащихся умеет работать самостоятельно, умеют делать предположения, выводы.

Ученики на уроке работали все, были активны в своей работе, пассивно созерцающих не было. Этому способствовало соответствие форм и методов  учебной деятельности,  содержание материала, наличие между ними взаимных связей. Формы и методы работы: индивидуальная работа, работа в парах,  фронтальная работа, словесные и практические методы, работа с учебником, анализ, обобщение. Для положительной эмоциональной настройки на урок, осознания школьниками полезности своего учебного труда, осознания мотивов своей деятельности была приведена притча о работниках, которые везли тачки с камнями.

Урок  формирования и совершенствования знаний учащихся невозможен без опоры на ранее изученный материал.  Даже если ученики знают алгоритм построения угла, применить его могут далеко не все. Поэтому применялись как индивидуальные, так и групповые (работа в паре) формы работы, поскольку работа в паре предпочтительна там, где выполнение задания требует определённого качества или умения, которым не все учащиеся владеют в одинаковой мере, но которое хотелось бы развить у всех.

На этапах проверки домашнего задания и постановки цели и задач урока, были подобраны задания, позволяющие активно повторить предыдущий материал,  содержащие проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся самостоятельно формулируют цель и тему урока, формируются учебно-познавательная, коммуникативная компетенции (учащиеся осознают свои возможности в учении; связывают свои успехи с усилием, трудолюбием; выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме по теме; осуществляют  поиск необходимой информации; обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят грамотные  математические  высказывания).

На этапе актуализация знаний, при работе с таблицей-тестом, учащиеся испытывали сложность в правильном понимании прочитанного, и многие допустили ошибки, но активная динамическая пауза, построенная на материале данного задания, позволила внести  коррективы и повлияла на успешность выполнения задания.

На этапе введения новых знаний перед учащимися встала проблема, на решение которой необходимо было получить новые знания. Работа с текстом учебника позволила дополнить недостающие знания и успешно выполнить задание.

При проведении закрепления материала перед учащимися поставлена проблемная ситуация через выполнение практического упражнения адаптированного к жизненной ситуации. Такая организация позволила включить каждого учащегося в активную деятельность по достижению цели. Учащиеся сотрудничали друг с другом, оказывая взаимопомощь. Применение методов проблемного обучения позволило активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, научить мыслить логически, научно, творчески, формировать такие чувства, как удовлетворённость от учебной работы, положительное отношение к математике.

Все учащиеся на уроке были включены в учебную деятельность. Каждый ученик  вел учет в технологической карте урока по трехбалльной шкале:  все выполнено верно – 2 б; допущена 1-2 ошибки – 1 б; допущено более 2-х ошибок – 0. Это позволило отвлечь учащихся от отметки и более реально оценивать свои знания.

Самостоятельная работа не может быть вполне успешной, если ученик не может правильно оценить свои возможности, проконтролировать себя. Виды работ, организованные на уроке, приучают учащихся не только к контролю со стороны учителя (как это обычно бывает), но и к самоконтролю, самоанализу своей деятельности, помогают планировать свою работу самостоятельно, а не по подсказке учителя. Всё это наглядно проявилось и на этапе  выполнения заданий, и в процессе их обсуждений, и в конце этапов урока, когда подводились итоги и при выборе и выполнении домашнего задания.

Во время урока была организована активная самостоятельная работа учащихся адекватная формируемым компетенциям с использованием компетентностно-ориентированных заданий, ситуативных задач. Учитель выступала в роли организатора самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. В ходе урока прослеживается диалогическое общение. В учебном процессе приветствуется свободное выражение учениками своего мнения без опасения критики. Со стороны учителя проявлялись доброжелательность и уравновешенность. Можно сделать вывод, что было организовано равноправное общение, созданы благоприятный психологический климат и атмосфера сотрудничества. Рефлексивный анализ проводится в течение всего урока.

Все запланированное  на уроке  выполнено. Учащиеся показали достаточный уровень активности и подготовленности, положительный результат достигнут каждым учащимся.

Учитель математики                                                С.В.Пинигина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости, "

Конспект урока математики 6 класса по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости". При подборе материала использованы материалы учебника, интернета....

Конспект урока математики в 5 классе "Измерение углов. Транспортир" по Виленкину

Данный ресурс содержит краткий конспект, презентацию и приложение к уроку математики в 5 классе по учебнику Виленкина....

Урок математики в 5 классе "Измерение углов с помощью транспортира и без него"

Урок математики в 5 классе"Измерение углов с помощью транспортира и без него"Цель: формировать общее понятие о способе измерения и построения углов с помощью транспортира....

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Измерение углов"

Проблемный вопрос: как измерить углы с помощью транспортира? Цели по содержанию: - обучающие: продолжить знакомство с геометрической фигурой угол, видами углов,  дать понятие градусной меры угла,...

Урок математики в 5 классе «Измерение углов»

Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:Ø  приобретение учебной информа...

Математика 5 класс "Угол. Измерение углов". Презентации

Презентации к уроку математики для 5 класса по учебнику Никольского С.М., Потапова М.К. и др....

Конспект урока математики в 5 классе "Измерение и построение углов с помощью транспортира"

Тип урока: урок изучения нового материала.Основные понятия: угол, градусная мера угла, транспортир.Ресурсы: учебник, презентация “Измерение и построение углов”, раздаточный матер...