Урок математики в 5 классе "Измерение углов с помощью транспортира и без него"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Урок математики в 5 классе

"Измерение углов с помощью транспортира и без него"

Цель: формировать общее понятие о способе измерения и построения углов с помощью транспортира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_transportir.docx41.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе

"Измерение углов с помощью транспортира и без него"

Цель: формировать общее понятие о способе измерения и построения углов с помощью транспортира.

Формирование познавательных УУД: 

научить выделять и формулировать познавательную цель, моделировать, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование личностных УУД:

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты.

Формирование коммуникативных УУД: 

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Формирование регулятивных УУД:

постановка учебных задач, формировать умения самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; обрабатывать информацию и систематизировать ее по указанным основаниям; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая технология, ИКТ.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, доска, экран, технологическая карта урока для каждой группы учащихся, электронная презентация, выполненная в программе i-learn maths toolboxt, транспортиры.

Ход урока

I. Организационный момент

Класс делится на три команды, каждая команда придумывает название и выбирает капитана.

Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие, в конце которого нас ждет клад. Но чтобы получить его нужно пройти испытания.

II. Устный счет

На экране вы видите путь, который мы должны преодолеть.  Каждая команда бросает игральные кубики и «шагает» по полю фишкой своего цвета. При попадании на клетку, команда должна ответить на соответствующий вопрос. За каждый верный ответ – балл.

Вопросы:

  1. Какой разряд следует за разрядом тысячные в десятичной дроби? (Десятитысячные)
  2. Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
  3. Что такое 1 %?  (Одна сотая часть)
  4. Найти 1/5 от числа 20. (4)
  5. Перевести 0,89 в проценты. (89%)
  6. Перевести 30% в десятичную дробь. (0,3)
  7. Каким инструментом измеряют углы? (Транспортир)
  8. 9% - это 0,9? (Нет)
  9. Как найти 1% от числа? (Разделить число на 100)
  10.  Как разделить десятичную дробь на 100? (Перенести запятую влево на 2 знака)
  11.  Как разделить десятичную дробь на 0,01? (Перенести запятую вправо на 2 знака)
  12.  Как умножить десятичную дробь на 0,01? (Перенести запятую влево на 2 знака)
  13.  Как умножить десятичную дробь на 100? (Перенести запятую вправо на 2 знака)
  14.  Единица измерения угла. (Градус)
  15.  Решить уравнение 6х–х=30. (6)
  16.  Какой угол называется острым? (Меньше 90°)
  17.  Какой угол называется тупым? (Больше 90°)
  18.  Какой угол называется развернутым? (180°)
  19.  Какой угол называется прямым? (90°)
  20.  2+2·2= (6)

Учитель. Итак, разминка закончилась. Вы готовы отправиться в путешествие?

Ученики: Да.

Учитель: Отлично.

III. Формирование понятия транспортир. 

Учитель: Чтобы пройти второе испытание вам необходимо составить как можно больше слов из букв слова ТРАНСПОРТИР. На выполнение задания – 3 минуты. По истечении этого времени, команды по очереди называют свои слова. Команда, занявшее первое место, получает 3 балла, второе – 2 балла, третье – 1 балл.

Что такое транспортир? Для чего его используют?

Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.

Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир.

IV. Проблемная ситуация

Следующее испытание – задание из ГИА по математике за 9 класс.

Какой угол образуют часовая и минутная стрелки часов: а) в 3 часа; б) в 19 часов; в) в 15 часов 30 минут.

Проблема в том, что нельзя на ГИА использовать транспортир.

Команды обсуждают решение задачи в группах. И записывают свои ответы в бланки.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Ответы: (90°, 150°, 75°)

V. Проверка умения различать острые, прямые и тупые углы. Учитель: Итак, мы научились вычислять углы между стрелками часов. А теперь поверим ваш глазомер. На экране изображены 4 угла и 4 градусные меры. Ваша задача привести в соответствие углы и их градусные меры.

VI. Построение углов с помощью транспортира.

Учитель: Пришло время испытать ваших капитанов. Запускаем колесо фортуны, которое выберет градусные меры углов, которые должны построить капитаны. За верно построенный угол – 2 балла.

VII. Практическая работа. Измерение углов с помощью транспортира.

Учитель: Капитаны показали отличные умения по построению углов. А теперь испытаем каждого члена команды. Командам выдаются картинки и транспортиры. По очереди члены команды измеряют по одному углу, записывают и передают следующему. Каждый верно измеренный угол – 1 балл.

VIII. Итог урока.

Подсчитываются баллы у каждой команды, определяется победитель. Команда победитель получает транспортиры, а все участники соревнования – сладкие призы.

IX. Домашнее задание.

Нарисовать картинку и измерить углы на ней.

Приложение.  Диагностическая карта урока.

№1. Устный счет.

1 балл за каждый правильный ответ.

№2. Конкурс на составление слов из букв слова  транспортир

Ваши слова:

№3. Сколько градусов составляет угол между часовой и минутной стрелками: а)в 3 часа; б) в 19 часов; в) в 15 часов 30 минут.

Ваши ответы:

а)

б)

в)

1 балл за каждый правильный ответ

Физкультминутка.

№4. Глазомер. Какой градусной мере соответствует каждый угол?

Угол А=

Угол В=

Угол С=

Угол D=

1 балл за каждый правильный ответ

№5. Конкурс капитанов.

2 балла за правильно построенный угол.

№6. Измерить углы на картинке.

1 балл за каждый правильно измеренный угол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме:"Виды углов и измерение углов с помощью транспортира"

Цели и задачи: образовательные – формирование умений и навыков применения теоретических знаний при решении задач; развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность, логическое мышление ...

Презентация к уроку математики 5 класс "Углы"

Данная презентация используется на заключительном уроке по теме "Углы". Цели урока: 1. Обучающие: Обобщение полученных знаний, закрепление навыков измерения и построения углов.2. Развивающие...

Флипчарт к уроку математики "Загадки биссектрисы угла"

До экзаменов осталось меньше двух месяцев и подготовка к ним переходит  на финальную стадию обобщения и оценки знаний обучающихся.Данный урок посвящен одному из геометрических объектов – биссектр...

Конспект урока математики по теме:"Углы. Измерение углов" УМК Никольский С.М.

Цели  урока:  1) Создать условия и различные ситуации, способствующие мотивации              учащихся, основанные на реа...

Конспект урока математики в 5 классе "Измерение и построение углов с помощью транспортира"

Тип урока: урок изучения нового материала.Основные понятия: угол, градусная мера угла, транспортир.Ресурсы: учебник, презентация “Измерение и построение углов”, раздаточный матер...

презентация к уроку математика 5класс сумма углов треугольника

презентация предназначена для проведения урока математики в 5 классе по теме "Треугольники...