Технологическая карта урока математики в 5 классе "Измерение углов"
план-конспект урока по геометрии (5 класс) по теме
Проблемный вопрос: как измерить углы с помощью транспортира? Цели по содержанию: - обучающие: продолжить знакомство с геометрической фигурой угол, видами углов, дать понятие градусной меры угла, познакомить с прибором для измерения углов – транспортиром, учить измерять углы, формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром. - развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, эрудицию; работать по алгоритму. - воспитательные: воспитывать познавательный интерес и прививать навыки взаимоконтроля, взаимопроверки; развивать коммуникативные способности во время работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izmerenie_uglov.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока математики 5 класc
Учитель математики МБОУ «СОШ № 10» Летушова Г.Н.
Тема урока: Измерение углов.
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.
Проблемный вопрос: как измерить углы с помощью транспортира?
Цели по содержанию:
- обучающие: продолжить знакомство с геометрической фигурой угол, видами углов, дать понятие градусной меры угла, познакомить с прибором для измерения углов – транспортиром, учить измерять углы, формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, эрудицию; работать по алгоритму.
- воспитательные: воспитывать познавательный интерес и прививать навыки взаимоконтроля, взаимопроверки; развивать коммуникативные способности во время работы.
Задачи:
Познакомить учащихся с прибором для измерения углов- транспортиром;
Научить пользоваться им и измерять углы;
Развивать познавательный интерес, умение сравнивать , обобщать;
Развивать внимание, воображение учащихся.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование:
- ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;
- Чертёжные инструменты (треугольники, линейки, транспортиры);
- Конверты с раздаточным материалом.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая технология, ИКТ.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Определить цель занятия | (слайд № 2) | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей: «В геометрии у каждой фигуры есть своя красота. Мы начали изучать геометрическую фигуру – угол. На первый взгляд это простая незамысловатая фигура, но в умелых руках архитектора она превращается в шедевры полета человеческой мысли. Посмотрите на красоту этих зданий: какая мощь, красота грациозность!» | Включаются в деловой ритм урока | Регулятивные – умение организовывать себя, настраиваться на работу. Развитие эрудиции, знакомство с профессией архитектора, дизайнера, строителя. Развитие внимания, эстетического вкуса. |
Актуализация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий |
(слайд № 3,4) Раздаточный материал (карточка с двумя отрезками, линейка, модели двух углов) | 1) Какую фигуру называют углом? 2) Назовите углы на рисунке Назовите стороны и вершину угла. 3) Какие из углов острые, тупые, прямые, развернутые? 4) Каким способом можно сравнить углы? 5) Какие углы называются равными? Мотивация На рисунках изображены два неравных угла и два неравных отрезка. – Выполните два задания: 1) Определите, какой из двух данных отрезков больше и на сколько? – Сможете ли вы выполнить оба задания полностью? – Каких умений и каких знаний вам не хватает, чтобы выполнить второе задание? | Дети отвечают на вопросы. Дети предлагают свои версии. Дети предлагают свои версии. | Развитие эрудиции, воображения, опора на жизненный опыт Развитие самостоятельности, самоконтроля, стрессоустойчивости. Коммуникативные : умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, оформлять свои мысли в устной форме. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Цель урока Сегодня мы узнаем, в каких единицах измеряются углы, какой инструмент используют для измерения углов. Научимся пользоваться этим инструментом. | Запись темы урока в тетрадь | Регулятивные: видение, постановка, принятие познавательной цели. | ||
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: величины углов | ЭП «Величины углов» демонстрация «Величины углов» Слайд 5(виды транспортиров) ЭП «Как измерить величину угла» Демонстрация «Транспортир» ЭП «Как измерить величину угла» Демонстрация «Как измерить величину угла» | Углы, так же как отрезки можно измерять не только наложением, но и с помощью измерений. Самой распространенной единицей измерения углов является угол величиной в один градус. Для измерения углов применяют транспортир. Положите перед собой транспортиры. Вы видите, какие они разные, но у всех есть нечто общее, о чем мы сейчас будем говорить. Итак, шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа налево. Также есть круглые транспортиры, шкала идет по кругу от 0 до 360, но она также разделена на две полуокружности. Центр этой полуокружности отмечен на транспортире точкой или черточкой. Найдите на своем транспортире центр и покажите его. Что еще измеряют в градусах? Познакомимся с алгоритмом измерения углов с помощью транспортира. Прочтите алгоритм измерения углов с помощью транспортира на стр. 249 учебника У вас на партах лежат транспортиры и модели углов. Измерьте градусную меру этих углов. Не забудьте контролировать правильность работы с транспортиром с помощью стр. 249 учебника. Как записать результаты измерений? стр. 250 учебника. А теперь мы можем ответить на вопрос: «На сколько один угол больше другого». Сделаем запись. Сравним градусные меры углов и сделаем вывод. Какова градусная мера развернутого угла, прямого угла? Как вы думаете, какие значения может принимать градусная мера острого угла, тупого угла? Проверим правильность ответов стр.250 учебника | Слушают объяснение Слушают объяснение Ребята рассматривают транспортиры. Слушают сообщение учащегося о происхождении слова «градус» Смотрят демонстрацию Работа с учебником Измеряют углы. Ученики предлагают свои версии записи измерений. Записывают результаты измерения в тетрадь. Ученики, сравнив градусные меры углов, делают вывод, что больший угол имеет большую градусную меру. Дети отвечают на вопросы | Познавательные : работа с определением и понятиями Развитие эрудиции, познавательного интереса.
Понимание информации, представленной в виде текста. Формирование метапредметных связей, опора на жизненный опыт учащихся Анализ речевых конструкций Понимание информации, представленной в виде текста. Работа с алгоритмом
Регулятивные: понимание, осмысливание изучаемого материала Коммуникативные: Оформление своих мыслей с использованием символикой. |
Физминутка. | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Отвечаем на вопросы: при согласии – движение головой вверх – вниз; при несогласии – повороты головы влево – вправо.
| Ученики выполняют упражнения. | Познавательные: умение использовать полученные знания | ||
Организация первичного закрепления | Установление пра-вильности и осознан-ности изучения темы «Величины углов». Выявление пробелов первичного осмыс-ления изученного материала, коррек-ция выявленных пробелов, обеспече-ние закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необхо-димы для самосто-ятельной работы по новому материалу. | Открываем Учебники на странице 251, выполняем № 1649. а) Необходимо определить какими (острыми, прямыми, тупыми или развернутыми) являются углы, величины которых даны. б) необходимо выбрать изданных углов сначала острые, потом тупые углы А теперь поработаем на листочках -тренажерах Выполните измерения, запишите результат измерений, сверьте свои результаты с результатами своего соседа по парте. (Учитель проходит по классу и проверяет правильность прикладывания транспортира, при необходимости корректирует действия учащихся) | Ребята устно определяют, к какому виду относится каждый угол, подробно поясняя свой ответ. Ребята выполняют работу в своих листочках-тренажерах, сверяются и советуются с соседом по парте. После выполняем устную проверку.
| Коммуникативные: Оформление своих мыслей в устной форме, умение взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи Коммуникативные: Обмен знаниями для принятия эффективных совместных решений | |
Организация первичного закрепления | Установление пра-вильности и осознан-ности изучения темы «Транспортир и из-мерение углов». Выявление пробелов первичного осмыс-ления изученного материала, коррек-ция выявленных пробелов, обеспече-ние закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необхо-димы для самостоя-тельной работы по новому материалу. | Слайд 6 | Найдите ошибки при измерении углов. Рис.А) Рис Б) Рис. В) Рис. Г) Работаем с учебником стр.251 № 1651. | -Центр транспортира не совмещен с вершиной угла; -Ни одна из сторон не проходит через начало отсчета; -Правильно. ∠MKF=400 -Правильно. ∠PSN=1400 | Личностные: Умение делать умозаключения, аргументировать свою точку зрения. Умение работать по алгоритму. |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостат-ков в знаниях и спо-собах действий, ус-тановление причин выявленных недо-статков | у каждого ученика карточка с изображением зданий и транспортир Слайд7-8 | На столе у каждого из вас лежат карточки с рисунками. За 5 минут измерьте и подпишите величину угла на каждом рисунке. Я верю, что вы успешно справитесь с работой. Практическая работа (5 мин) Задание 1. Измерьте величину обозначенных углов. (По истечении положенного времени проводим взаимопроверку самостоятельной работы с помощью слайда) Кто справился с работой без ошибочно, может поставить себе «5», кто же сделал одну-две ошибки, получает «4». | Выполняют измерения, делают записи. Взаимопроверка. Сравнивают результаты. Оценивают успешность своей работы. | Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Подведение итогов урока, рефлексия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Дополнительная информация. Слайд 9 | - Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Где в практической жизни используются углы. (Области использования углов. Художники, дизайнеры, мастера и архитекторы издавна используют углы для создания иллюзий, акцентов и других эффектов. Чередование острых и тупых углов или геометрические узоры из острых углов часто используются в архитектуре, мозаике и витражах, например в строении готических соборов и в мусульманской мозаике) - С помощью какого инструмента измеряют углы? - В каких единицах измеряют углы? - Что такое 10? - Расскажите, как измерить величину угла транспортиром? - Сегодня на уроке все работали хорошо. Молодцы. | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: Структурирование знаний. Развитие внимания, эстетического вкуса. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Слайд 10 | Ваше домашнее задание :по Учебнику п. 42, № 1683, 1684 Нарисовать рисунок, в котором используются различные виды углов Проектная работа на 4 дня: Найти сведения о происхождения арабских цифр, как они связаны с темой нашего урока, изобразить эти цифры. | ||
Рефлексия | Инициировать реф-лексию детей по по-воду психоэмоцио-нального состояния, мотивации, их собст-венной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то покажите с помощью рук развернутый угол. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то покажите - прямой угол. Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то покажите острый угол. Спасибо за урок. | Регулятивные: Оценка качества и уровня знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме: Сумма углов треугольника
Расширить знания учащихся о треугольниках, доказать теорему о сумме углов треугольнике, научить решать задачи на применение теоремы...
Технологическая карта урока по теме: Сумма углов треугольника (презентация)
Расширить знания учащихся о треугольниках, доказать теорему о сумме углов треугольнике, научить решать задачи на применение теоремы...
Технологическая карта урока математики по теме "Угол. Обозначение углов." 5 класс
Данный урок проведен в 5 классе с учетом требований ФГОС....
Технологическая карта урока по теме "Сумма углов треугольника". Геометрия 7 класс "
Цель урока -изучить теорему о сумме углов треугольника, научить применять ее к решению задач. ...
Технологическая карта урока по теме "Измерение углов. Транспортир"
Данная технологическая карта разработана к уроку « Измерение углов. Транспортир» в 5 классе по базовому учебнику Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, Математика 5 класс, «Мнемозина» Москва ...
Технологическая карта урока "Смежные и вертикальные углы"
Технологическая карта урока "Смежные и вертикальные углы"...
Технологическая карта урока по теме "Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника."
Технологическая карта урока по теме "Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника". Геометрия 7 класс....