Конспект урока по теме "Теорема Пифагора"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему
Целью урока является изучить теорему Пифагора, научиться её применять при решении задач, а также показать значимость данной теоремы для решения не только задач на плоскости, но и стереометрических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_teorema_pifagora.doc | 77 КБ |
prezentaciya_k_konspektu_uroka.ppt | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Теорема Пифагора
Цели:
1. Образовательная: создание условий для усвоения учащимися теоремы Пифагора, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование навыка применения теоремы Пифагора при решении задач.
2. Развивающая: развитие зрительной памяти, внимания, умений анализировать, сравнивать, обобщать.
3. Воспитательная: умение оценивать себя и своих товарищей.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
С ребятами выполняется упражнение, способствующее повышению внимания, активизации памяти, улучшения слуха и речи.
Упражнение заключается в массаже ушей сверху – вниз по краю от 3 до 5 раз.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
- учащимся предлагается посмотреть на доску, на которой написана тема урока и , исходя из темы урока, сказать, чем они будут заниматься на уроке.
- определяются цели урока, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями и умениями овладеть (учиться применять теорему Пифагора при решении задач)
- учитель вместе с ребятами выясняет, какими надо быть во время урока. Это ведёт к самоорганизации учащихся.
3. Этап усвоения новых знаний.
Дидактическая задача этапа:
- дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах;
- добиваться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения, систематизации новых знаний.
На доске портрет Пифагора. Вопрос к ребятам: Что вы знаете об этом учёном?
После ответов учащихся им предлагается посмотреть фильм о Пифагоре.
После просмотра учитель задает ребятам вопросы:
- что же нового вы узнали о Пифагоре?
- откуда он родом?
- какие книги он написал?
Далее учащимся предлагается выполнить следующее задание. На листах изображены прямоугольные треугольники (см. ниже «раздаточный материал 1»). Небходимо с помощью линейки измерить длины сторон и результаты занести в таблицу. Таблица так же приведена на раздаточном материале и представлена на доске. Первый учащийся, правильно заполнивший таблицу, заносит свои результаты в таблицу на доске.
Проанализировав данные в таблице что мы можем заметить? (то, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы).
Постановка проблемы: Вы выполняли задание всего на трёх треугольниках. А как вы думаете, будет ли наш с вами вывод действителен и для других треугольников?
Учащиеся выдвигают гипотезы.
Далее учитель предлагает обратиться к учебнику, где представлена теорема Пифагора.
(Формулируется теорема и разбирается доказательство). Делаются необходимые записи на доске и в тетрадях.
4. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Дидактическая задача этапа: установить усвоили или нет учащиеся теорему Пифагора.
№ 483(б, г)
Физкультурная пауза
а) плечи наверх, назад, вниз – 3 раза
б) голову медленно повернуть вправо, влево – 3 раза
в) руки сцепить в замок, потянуть вперед, наверх – 3 раза
г) плечи наверх, назад, вниз – 3 раза
5. Этап закрепления нового материала
Дидактическая задача этапа: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Работа в парах, возможна консультация учителя.
Учащимся раздаются листы с заданиями (см. ниже «раздаточный материал 2»).
6. Этап информации о значении теоремы Пифагора
Рассмотрим примеры практического применения теоремы Пифагора. Не будем пытаться привести все примеры использования теоремы - это вряд ли было бы возможно. Область применения теоремы достаточно обширна и вообще не может быть указана с достаточной полнотой. Определим возможности, которые дает теорема Пифагора для вычисления длин отрезков некоторых фигур на плоскости. (см. приложение 1)
7. Этап информации учащимся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
П. 54, стр. 125. № 483(а, в), 484 (а, в), 485.
Задание отдельным учащимся: найти в дополнительной литературе другие способы доказательства теоремы Пифагора, подготовить сообщение к следующему уроку.
Раздаточный материал 1.
в
а с
с
а
с а
в
Раздаточный материал 2.
1. Е 8 ? F 6 | 2. В С 13 5 А ? D | 3. C 30 ? A 24 Е |
4. 15 ? 15 h А 24 С | 5. К ? А О М N Дано: AKMN – ромб, AM = 10 см, KN = 24 см. Найти: АК. | 6. С ? 60 В А 36 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Диагональ d квадрата со стороной а можно рассматривать как гипотенузу прямоугольного равнобедренного треугольника с катетом а. Таким образом, d² = 2a²
Диагональ d прямоугольника со сторонами а и b вычисляется подобно тому, как вычисляется гипотенуза прямоугольного треугольника с катетами a и b. Мы имеем d² = a² + b²
Высота h равностороннего треугольника со стороной а может рассматриваться как катет прямоугольного треугольника, гипотенуза которого а, а другой катет a/2.
Возможности применения теоремы Пифагора к вычислениям не ограничиваются планиметрией. На рисунке изображен куб , внутри которого проведена диагональ d, являющаяся одновременно гипотенузой прямоугольного треугольника, заштрихованного на рисунке. Катетами треугольника служат ребро куба и диагональ квадрата, лежащего в основании (как указывалось ранее, длина диагонали равна 2а).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока на тему "Теорема Пифагора"
Предмет: геометрия Класс: 8 Тема и номер урока в теме: «Теорема Пифагора» , №1 Базовый учебник: «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю....
план конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"
План конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора" с использованием электронных образовательных ресурсов....
Конспект урока по геометрии, 8 класс "Теорема Пифагора" (с использованием ИКТ)
Разработка урока по геометрии "Теорема Пифагора", 8 класс., с использаванием ИКТ (презентация, CD– диск, мультимедийный курс «ПЛАНИМЕТРИЯ», серия «Открытая математика» ФИЗИКОН (www.physicon.ru),...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Теорема Пифагора»
В уроке используются ЭОР по геометрии, для 8 класса. учебник А.В. Погорелов....
Теорема Пифагора. Конспект урока + презентация
Урок изучения нового материала по геометрии в 8 классе по учебнику А.Д. Александрова....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Теорема Пифагора»
план конспект урока "Теорема Пифагора" с использованием ЭОР...
Конспект урока по геометрии в 8классе по теме "Теорема Пифагора" .
Данный урок - урок новых знаний с использованием ЭОР....