Конспект урока по геометрии, 8 класс "Теорема Пифагора" (с использованием ИКТ)
методическая разработка (геометрия, 8 класс) по теме
Разработка урока по геометрии "Теорема Пифагора", 8 класс., с использаванием ИКТ (презентация, CD– диск, мультимедийный курс «ПЛАНИМЕТРИЯ», серия «Открытая математика» ФИЗИКОН (www.physicon.ru), полный интерактивный курс математики для общеобразовательных учреждений России, ВЕРСИЯ 2.5)
Структура урока
- Организационный момент
- Актуализация имеющихся знаний обучающихся по теме (формулировка и доказательство теоремы Пифагора, решение задач по готовым чертежам)
- Сообщения обучающихся (историческая справка, рассмотрение классических доказательств теоремы Пифагора)
- Решение практических и древних задач
- Проверочная работа с самоконтролем
- Итог урока. Рефлексия
- Домашнее задание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_t.pifagora.doc | 306.5 КБ |
samostoiatelnaia_rabota.doc | 45.5 КБ |
teorema_pifagora.ppt | 918.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Теорема Пифагора»
Цель:
1. Закрепить умение применять теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора, при решении прикладных задач.
2. Развить самостоятельность и познавательный интерес в изучении геометрии, логическое мышление и навыки самоконтроля.
3. Воспитать культуру математической речи, уважительное отношение к мнению окружающих.
Задачи:
1) Помогать учащимся в формировании умений и навыков работы с дополнительной информацией, умений обобщать и самостоятельно делать выводы.
2) Продолжить формировать навыки анализа, умения строить доказательства при изучении теоремы.
3) Помогать учащимся в нахождении значений применяемости теоремы для человечества в быту, строительстве в разные эпохи существования человечества.
4) Воспитывать эстетический вкус у учащихся через восприятие картин и красоты;
5) Помогать в развитии у учащихся познавательного интереса к изучению геометрии;
5) Продолжить формирование умений представлять результаты своей работы.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная
Оборудование:
- персональный компьютер
- мультимедийный проектор
- экран
- авторская презентация, подготовленная с помощью Microsoft Power Point
- CD – диск, мультимедийный курс «ПЛАНИМЕТРИЯ», серия «Открытая математика» ФИЗИКОН (www.physicon.ru), полный интерактивный курс математики для общеобразовательных учреждений России, ВЕРСИЯ 2.5
- карточки с заданиями
Структура урока
- Организационный момент
- Актуализация имеющихся знаний обучающихся по теме (формулировка и доказательство теоремы Пифагора, решение задач по готовым чертежам)
- Сообщения обучающихся (историческая справка, рассмотрение классических доказательств теоремы Пифагора)
- Решение практических и древних задач
- Проверочная работа с самоконтролем
- Итог урока. Рефлексия
- Домашнее задание
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент урока: приветствие, проверка готовности к уроку (рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей).
Тема урока слайд 1, цель урок слайд 2, план урока слайд 3 . (1-2 минуты)
2. Актуализация знаний, полученных учащимися на предыдущем уроке (5 минут):
Доказательство теоремы Пифагора можно осуществить с помощью мультимедийного диска «ПЛАНИМЕТРИЯ», версия 2.5, серия «ОТКРЫТАЯ МАТЕМАТИКА» Физикон.
(Модели. 5.2. Доказательство теоремы Пифагора)
Данная модель иллюстрирует геометрическое доказательство теоремы Пифагора.
С помощью мыши можно выбрать произвольный прямоугольный треугольник.
В режиме «Демонстрация» модель автоматически показывает геометрическое доказательство теоремы Пифагора.
В режиме «Доказать самостоятельно» Вы можете сделать необходимые для доказательства самостоятельные построения, меняя положения треугольников в квадрате.
С целью актуализации знаний обучающимся предлагаются задачи по готовым чертежам.
2.1. Слайд 6. Найти неизвестную сторону треугольника.
2.2. Слайд 7. Решите задачу (нахождение периметра ромба с использованием теоремы Пифагора)
2.3. Слайд 8. Задача на применение теоремы, обратной теореме Пифагора
3. Сообщения учащихся (5-7 минут).
3.1. Экскурс в историю. Знакомство с жизнью и достижениями великого ученого. История открытия теоремы Пифагора.
3.2. Обучающимся предлагается сравнить предложенное доказательство с доказательством, рассмотренным на предыдущем уроке, выявить сходства и различия.
4. Закрепление теоремы Пифагора при решении практических и древних задач (10-15 минут). Работа в парах с последующей проверкой.
4.1. Задача №1 (слайд 9) «Древнерусская задача». Условие задачи разбирается устно, чертеж и решение учащиеся записывают в тетрадях. (Ответ: 44 стопы).
4.2. Задача №2 (слайд 10) «Тополь у реки» - для устного решения. (Ответ: 8 футов).
4.3. Задача №3 (слайд 11). Нахождение длины главной аллеи Центрального парка города Новосибирска. Условие задачи разбирается устно, чертеж и решение учащиеся записывают в тетрадях, 1 ученик работает у доски. (Ответ: 412 м).
4.4. Задача № 4 (мультимедийный CD – диск, ПЛАНИМЕТРИЯ)
Содержание. ГЛАВА 5. Решение треугольников.5.1. Прямоугольный треугольник. Задачи. Задача № 6.
5. Самостоятельная работа с самоконтролем (15 минут).
Учащимся предлагается ТЕСТ, карточки (см. приложение) с заданиями на 2 варианта. Фамилию и ответы учащиеся записывают на карточках, а краткое решение в тетрадях.
Ф.И. | Ф.И. |
Вариант 1 | Вариант 2 |
а) да; б) нет; в) не знаю. 2. Если к прямой из точки проведены перпендикуляр и наклонная, то наклонная меньше перпендикуляра. а) да; б) нет; в) не знаю. 3. Найдите расстояние до окна, к которому приставлена лестница. а) 8; б) 4; в) не знаю. 4. Определите неизвестный элемент. а) ; б) 7; в) 5. 5. Найдите AD. а) 20; б) 10; в) не знаю. 6. Сторона квадрата, вписанного в окружность, равна 4 см. Найдите радиус описанной окружности. а) см; б) 32 см; в) 4 см. 7. Определите катет АВ, если АD = 9 см, АС = 16 см, . а) 12; б) 18; в) 9. | 1. В прямоугольном треугольнике любой из катетов меньше гипотенузы. а) да; б) нет; в) не знаю. 2. Из двух наклонных та больше, у которой проекция меньше. а) да; б) нет; в) не знаю. 3.Какой длины должна быть лестница? а) 10; б) 14; в) не знаю. 4. Определите неизвестный элемент. а)14; б); в) 4. 5. Найдите AD. а) 14; б) 28; в) не знаю. 6. Радиус окружности, описанной около квадрата, равен 3 см. определите сторону квадрата. а) см; б) 18 см; в) 3 см. 7. Определите высоту CD, если АD = 2 см, BD = 18 см, . а) 12; б) 18; в) 9. |
- Итог урока. Рефлексия (3-5 минут). (слайд 12)
В конце урока подводится его итог, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
- Домашнее задание.
- Фронтон Большого театра в Москве имеет форму равнобедренного треугольника с боковыми сторонами по 21,5 м и основанием 42 м (размеры приближены). Вычислите площадь фронтона.
- Даны отрезки a и b, а = 5 см, b = 7 см. Постройте отрезок .
- Найдите ещё одно доказательство теоремы Пифагора (по выбору).
Предварительный просмотр:
Ф.И. | Ф.И. |
Вариант 1 | Вариант 2 |
а) да; б) нет; в) не знаю. 2. Если к прямой из точки проведены перпендикуляр и наклонная, то наклонная меньше перпендикуляра. а) да; б) нет; в) не знаю. 3. Найдите расстояние до окна, к которому приставлена лестница. а) 8; б) 4; в) не знаю. 4. Определите неизвестный элемент. а) ; б) 7; в) 5. 5. Найдите AD. а) 20; б) 10; в) не знаю. 6. Сторона квадрата, вписанного в окружность, равна 4 см. Найдите радиус описанной окружности. а) см; б) 32 см; в) 4 см. 7. Определите катет АВ, если АD = 9 см, АС = 16 см, . а) 12; б) 18; в) 9. | 1. В прямоугольном треугольнике любой из катетов меньше гипотенузы. а) да; б) нет; в) не знаю. 2. Из двух наклонных та больше, у которой проекция меньше. а) да; б) нет; в) не знаю. 3.Какой длины должна быть лестница? а) 10; б) 14; в) не знаю. 4. Определите неизвестный элемент. а)14; б); в) 4. 5. Найдите AD. а) 14; б) 28; в) не знаю. 6. Радиус окружности, описанной около квадрата, равен 3 см. определите сторону квадрата. а) см; б) 18 см; в) 3 см. 7. Определите высоту CD, если АD = 2 см, BD = 18 см, . а) 12; б) 18; в) 9. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Закрепить умения применять теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора, при решении задач.
План урока: Повторение вопросов теории, решение задач по готовым чертежам. История теоремы Пифагора, различные доказательства теоремы Пифагора. (Сообщения) Решение практических и древних задач Проверочная работа с самоконтролем
Формулировка теоремы Пифагора В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. а b с
Формулировка теоремы, обратной теореме Пифагора Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный.
Решите задачу Дано : ABCD – ромб, АС = 12 см, BD = 16 см. Найти : P ABCD A B C D O
Решение задач Найти неизвестную сторону треугольника 3 4 х
Определите Какой треугольник является прямоугольным? 13 м; 5 м; 12 м; 2) 0,6 дм; 0,8 дм; 1,2 дм.
Древнерусская задача Случися некоему человеку к стене лествицу прибрати, стены тоя же высота есть 117 стоп. И обрете лествицу долготою 125 стоп. И ведати хощет, колико стоп сея лествици нижний конец от стены отстояти имать. Дано: ? АВС, ? 90 º , АС = 117 стоп, АВ = 125 стоп. Найти: ВС
Тополь у реки «На береге реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой С течением реки его угол составлял. Запомни теперь, что в том месте река В четыре лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола, Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: У тополя как велика высота?» Дано: АС = 3 фута, AD = 4 фута, BC = CD . Найти: АВ.
Главная аллея Центрального парка г. Новосибирска Центральный план г. Новосибирска имеет форму прямоугольника. Какова длина главной аллеи, идущей по диагонали парка, если его площадь равна 72000 м 2 и длина одной стороны 200 м. Дано: ABCD – прямоугольник, AD = 200м, S = 72000м 2. Найти: АС А В С D 200
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по геометрии в 8классе по теме "Теорема Пифагора" .
Данный урок - урок новых знаний с использованием ЭОР....
Конспект урока по геометрии "Теорема Пифагора" 8 класс
Урок по геометрии по теме: "Теорема Пифагора" 8 класс. Технология проблемного обучения.Урок изложения нового материала....
конспект урока по геометрии на тему "Теорема Пифагора"
конспект урока по геометрии на тему "Теорема Пифагора" по учебнику Атанасяна...
Конспект урока по геометрии для 8 класса "Теорема Пифагора"
Разработка открытого урока по геометрии с использованием метода проектов....
Конспект урока по геометрии "Теорема Пифагора"
Цели:1. Знакомство с теоремой Пифагора; научить доказывать теорему, показать ее применение в ходе решения задач;2. Развивать геометрическую интуицию, гл...
Конспект урока по геометрии в 8 классе на тему: "Теорема Пифагора"
Урок посвящен одной из важнейщих теорем планиметрии - теореме Пифагора. Данный урок - это урок открытия новых знаний...
Конспект урока по геометрии в 8 классе на тему: "Теорема Пифагора"
Статья представляет собой исследования по теореме Пифагора, которая является одной из ключевых в геометрии. Полученный результат находят применения в математике, физике и других предметах. Данная теор...