Рабочая программа по геометрии 9 класс
календарно-тематическое планирование по геометрии (9 класс) по теме
Рабочая программа по геометрии для 9 класса по УМК Атанасян Л.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
g-9_rabochaya_programma.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа» Судогодского района Владимирской области |
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР: __________ /______________ / «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор школы: __________ /______________ / Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
Рабочая программа по геометрии 9 класс (базовый уровень) на 2012 - 2013 учебный год |
Морозова Елена Николаевна, учитель математики 1 квалификационной категории |
Ильино 2012__ |
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.
2. Стандарт основного общего образования по математике.
Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса на базовом уровне.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели и задачи
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану школы на геометрию отводится 2 часа в неделю или 68 часов в год.
В целях выполнения Стандарта основного общего образования по математике в планирование внесена тема «Начальные сведения из стереометрии». При организации повторения ведется подготовка к ГИА по математике, т.к. начиная с 2012 года в КИМы внесены задания по геометрии.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Векторы | 12 |
2 | Метод координат | 10 |
3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 11 |
4 | Длина окружности и площадь круга | 12 |
5 | Движения | 8 |
6 | Начальные сведения из стереометрии | 6 |
7 | Повторение курса планиметрии | 7 |
Резерв | 2 |
Итого | 68 |
Содержание курса
Начальные понятия и теоремы геометрии
Окружность и круг.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.
Треугольник. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Измерение геометрических величин. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.
Площадь круга и площадь сектора.
Связь между площадями подобных фигур.
Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.
Векторы
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.
Геометрические преобразования
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки
Основные задачи на построение правильных многоугольников
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
формулировки основных теорем и их следствий.
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Перечень учебно-методического, материально-технического
и информационно-технического обеспечения
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 7 – 9: Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2009.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия: Рабочая тетрадь для 9 класса.– М.: Просвещение, 2011.
Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.П. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2007.
Саакян С.М., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 9 класса.- М.:Илекса, 2003
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 8 класса.- М.:Илекса, 2003
Дудницын Ю.П., Кронгауз В.Л. Контрольные работы по геометрии для 7-9 классов.- М.: Просвещение, 2006.
Календарно-тематическое (поурочное) планирование
по геометрии для 9 класса
№ урока | Тема урока | Формы и типы контроля | Планируемый результат | Сроки изучения |
знать | уметь | По плану | Факти- чески |
Векторы |
1 | Понятие вектора | -понятие вектора, его начала и конца, нулевого вектора, длины вектора, коллинеарных, сонаправленных, противоположно направленных и равных векторов | -изображать и обозначать векторы, решать простейшие задачи по теме | 4.09 |
2 | Понятие вектора | 5.09 |
3 | Сложение и вычитание векторов | -определение суммы и разности двух векторов, противоположных векторов, законы сложения, правило треугольника и параллелограмма, теорему о разности двух векторов, понятие суммы трех и более векторов, правило многоугольника | -строить вектор, равный сумме и разности двух, сумме нескольких векторов, решать простейшие задачи по теме | 11.09 |
4 | Сложение и вычитание векторов | 12.09 |
5 | Сложение и вычитание векторов | С-15 [6] | 18.09 |
6 | Умнож. вектора на число. Прим векторов к реш задач | -понятие умножения вектора на число, свойства умножения, свойства действий над векторами | -строить вектор, умноженный на число, выполнять действия с векторами, решать задачи по теме | 19.09 |
7 | Умнож. вектора на число. Прим векторов к реш задач | 25.09 |
8 | Умнож. вектора на число. Прим векторов к реш задач | 26.09 |
9 | Умнож. вектора на число. Прим векторов к реш задач | С-16[6] | 2.10 |
10 | Средняя линия трапеции | -понятие средней линии трапеции, теорему с доказательством, свойства | решать задачи по теме | 3.10 |
11 | Решение задач | С-17[6] | -определения суммы и разности двух векторов, умножения вектора на число, свойсва действий над векторами, понятие средней линии трапеции, свойства средней линии трапеции | -применять векторы к решению геометрич задач, выполнять действия с векторами, решать простейшие задачи по теме | 9.10 | 23.10 |
12 | Контрольная работа №1 | КР№1[7] | 10.10 | 23.10 |
Метод координат | 2.10 |
13 | Координаты вектора | -лемму о коллинеарных векторах и теорему о разложении вектора по двум данным неколлинеарным векторам; - понятие координат вектора; правила действий над векторами с заданными координатами. | - решать задачи по теме | 16.10 | 24.10 |
14 | Координаты вектора | С-1[5] | 17.10 |
15 | Простейшие задачи в координатах | -формулы для нахождения координат середины отрезка, длины вектора по его координатам, расстояния между двумя точками. | - решать простейшие задачи методом координат | 23.10 |
16 | Простейшие задачи в координатах | С-2[5] | 24.10 |
17 | Уравнения окружности и прямой | - понятие уравнения линии на плоскости; вывод уравнения окружности; вывод уравнения прямой. | -решать задачи по теме | 6.11 |
18 | Уравнения окружности и прямой | С-3[5] | 7.11 |
19 | Уравнения окружности и прямой | 13.11 |
20 | Решение задач | С-4[5] | - понятие координат вектора; правила действий над векторами с заданными координатами; формулы для нахождения координат --середины отрезка, длины вектора по его координатам, расстояния между двумя точками; уравнения окружности и прямой. | -решать простейшие задачи методом координат | 14.11 |
21 | Решение задач | 20.11 |
22 | Контрольная работа № 2 | КР№2[7] | 21.11 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
23 | Синус, косинус и тангенс угла | -понятия синуса, косинуса, тангенса для углов от 0° до 180°; основное тригонометрическое тождество; формулы для вычисления координат точки; формулы приведения sin (90° — а), cos(90°-а), sin (180°-а), cos(180°-а). | -решать задачи по теме | 27.11 |
24 | Синус, косинус и тангенс угла | 28.11 |
25 | Синус, косинус и тангенс угла | С-5[5] | 4.12 |
26 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | - теорему о площади треугольника с доказательством; теоремы синусов и косинусов с доказательствами. | - решать задачи по теме | 5.12 |
27 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | С-6[5] | 11.12 |
28 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 12.12 |
29 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | С-7[5] | 18.12 |
30 | Скалярное произведение векторов | -понятие угла между векторами; определение скалярного произведения векторов; теорему о скалярном произведении двух векторов в координатах с доказательством и ее свойства; свойства скалярного произведения. | -решать задачи по теме | 19.12 |
31 | Скалярное произведение векторов | С-8[5] | 25.12 |
32 | Решение задач | - определение скалярного произведения векторов; теорему о скалярном произведении двух векторов в координатах с доказательством и ее свойства; свойства скалярного произведения; теорему о площади треугольника; теоремы синусов и косинусов. | -решать задачи по теме | 26.12 |
33 | Контрольная работа №3 | КР №3[7] | 15.01 |
Длина окружности и площадь круга |
34 | Правильные многоугольники | - понятие правильного многоугольника; вывод формулы для вычисления угла правильного n-угольника; теоремы об окружностях: описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник с доказательствами; вывод формул, связывающих радиусы вписанной и описанной окружностей со стороной правильного многоугольника; способы построения правильных многоугольников; формулы для вычисления площади правильного многоугольника | - решать задачи по теме | 16.01 |
35 | Правильные многоугольники | 22.01 |
36 | Правильные многоугольники | 23.01 |
37 | Правильные многоугольники | С-9[5] | 29.01 |
38 | Длина окружности и площадь круга | - вывод формулы, выражающей длину окружности через ее радиус, и формулы для вычисления длины дуги с заданной градусной мерой; вывод формул площади круга и кругового сектора.
| -решать задачи по теме | 30.01 |
39 | Длина окружности и площадь круга | 5.02 |
40 | Длина окружности и площадь круга | 6.02 |
41 | Длина окружности и площадь круга | С-10[5] | 12.02 |
42 | Решение задач | - способы построения правильных многоугольников; формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиусов вписанной и описанной окружностей; формулу, выражающую длину окружности через ее радиус; формулу для вычисления длины дуги с заданной градусной мерой; формулы площади круга и кругового сектора. | -строить правильные многоугольники; решать задачи по теме | 13.02 |
43 | Решение задач | 19.02 |
44 | Решение задач | 20.02 |
45 | Контрольная работа №4 | КР №4 | 26.02 |
Движение |
46 | Понятие движения | - понятия отображения плоскости на себя, движения, осевой и центральной симметрии. | -решать простейшие задачи по теме | 27.02 |
47 | Понятие движения | 5.03 |
48 | Понятие движения | С-11[5] | 6.03 |
49 | Параллельный перенос и поворот | -понятие параллельного переноса; доказательство того, что параллельный перенос есть движение; понятие поворота; правила построения геометрических фигур с использованием поворота; локазательство того, что поворот есть движение. | - решать простейшие задачи по теме | 12.03 |
50 | Параллельный перенос и поворот | 13.03 |
51 | Параллельный перенос и поворот | С-12[5] | 19.03 |
52 | Решение задач | -понятия движения, осевой и центральной симметрии, параллельного переноса и поворота; правила построения геометрических фигур с использованием осевой и центральной симметрии, поворота и параллельного переноса. | -решать простейшие задачи по теме | 20.03 |
53 | Контрольная работа №5 | КР №5[7] | 2.04 |
Начальные сведения из стереометрии |
54 | Многогранники | -понятие многогранника и его элементов, понятие призмы, параллелепипеда, пирамиды и их элементов, понятие объема, формулы для вычисления объема многогранника | -решать простейшие задачи по теме | 3.04 |
55 | Многогранники | 9.04 |
56 | Многогранники | 10.04 |
57 | Тела и поверхности вращения | - понятия цилиндра, конуса, сферы, шара, формулы для вычисления площади поверхности и объемов тел вращения | - решать простейшие задачи по теме | 16.04 |
58 | Тела и поверхности вращения | 17.04 |
59 | Тела и поверхности вращения | тест | 23.04 |
Повторение |
60 | Об аксиомах планиметрии | - аксиомы, положенные в основу изучения курса геометрии; основные этапы развития геометрии | 24.04 |
61 | Повторение. Решение задач | - основной теоретический материал за курс планиметрии по программе для общеобразовательных школ. | -решать задачи по программе | 30.04 |
62 | Повторение. Решение задач | 7.05 |
63 | Повторение. Решение задач | 8.05 |
64 | Повторение. Решение задач | 14.05 |
65 | Контрольная работа №6 (итоговая) | КР №6[7] | 15.05 |
66 | Повторение | 21.05 |
67 | Резерв | 22.05 |
68 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....