Рабочая программа по геометрии
рабочая программа по геометрии по теме

Клепикова Валентина Васильевна

Рабочая программа по геометрии для 7-8 класса Атанасян Л.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_geometrii_7-8_klass.rar54.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Солдатская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель ММО

_________Бондаренко А. М


Протокол № ___ от


«____»____________2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР МОУ

«Солдатская  СОШ»

__________ Беляева С.Н.


«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ

«Солдатская  СОШ»

___________ Павлова Л.В.


Приказ № ___ от «___»___________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО ГЕОМЕТРИИ

8 КЛАСС


 

Учитель -  Клепикова Валентина Васильевна

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: стандарта основного общего образования по математике, примерной программе основного общего образования по математике,  авторской программы Л.С. Атанасян, Б.Ф. Бутузова «Программа по геометрии 8 класс (сборник «Программы общеобразовательных учреждений: геометрия 7-9 классы/составитель ,  Т.А. Бурмистрова. – М. : Просвещение, 2009.

Изучение ведётся по учебнику “Геометрия 7-9” под редакцией Атанасяна Л.С. – М.: Просвещение 2012.

                       Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для            применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,   продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

 На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знание, таким образом, решаются следующие задачи:

●      введение терминологии и отработка умения ее грамотно использования;

●      развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;

●      совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

●      формирования умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;

●      совершенствование навыков решения задач на доказательство;

●      отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;

●      расширение знаний учащихся о треугольниках, четырёхугольниках и окружности.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (в связи с тем,  что 2 урока выпадают на праздничные дни), что соответствует  авторской программе, все разделы полностью совпадают и никаких изменений в  календарно-тематическое планирование не вносится.

Запланировано 5 контрольных работ.

№п/п

Название раздела

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Четырёхугольники.

14

14

Площадь.

14

14

Подобные треугольники.

19

19

Окружность.

17

17

Повторение. Решение задач

4

4

Всего:

68

68

Единицей учебного процесса является урок.

 Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, математических диктантов, числовых математических диктантов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника.

Требования  к уровню подготовки учащихся

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

решения геометрических задач с использованием тригонометрии

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата проведения занятия

Примечание

по плану

по факту

Четырёхугольники (14)

Многоугольники.

1.09

Многоугольники.

4.09

Параллелограмм.

8.09

Свойства параллелограмма.

11.09

Свойства параллелограмма.

15.09

Трапеция.

18.09

Трапеция.

22.09

Трапеция.

25.09

Прямоугольник. Ромб. Квадрат.

29.09

Прямоугольник. Ромб. Квадрат.

2.10

Прямоугольник. Ромб. Квадрат.

6.10

Осевая и центральная симметрия.

9.10

Решение задач.

13.10

Контрольная работа  №1 по теме «Четырёхугольники»

16.10

Площадь (14)

Площадь многоугольника.

20.10

Площадь многоугольника.

23.10

Площади параллелограмма, треугольника, трапеции.

27.10

Площади параллелограмма, треугольника, трапеции.

30.10

Площади параллелограмма, треугольника, трапеции.

13.11

Площади параллелограмма, треугольника, трапеции.

17.11

Площади параллелограмма, треугольника, трапеции.

20.11

Площади параллелограмма, треугольника, трапеции.

24.11

Теорема Пифагора.

27.11

Теорема Пифагора.

1.12

Теорема Пифагора.

4.12

Решение задач.

8.12

Решение задач.

11.12

Контрольная работа № 2 по теме «Площадь»

15.12

Подобные треугольники (19)

Определение подобных треугольников.

18.12

Определение подобных треугольников.

22.12

Признаки подобия треугольников.

25.12

Признаки подобия треугольников.

29.12

Признаки подобия треугольников.

12.01

Признаки подобия треугольников.

15.01

Признаки подобия треугольников.

19.01

Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников.»

22.01

Средняя линия треугольника.

26.01

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

29.01

Практические приложения подобия треугольников.

2.02

О подобии произвольных фигур.

5.02

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

9.02

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

12.02

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

16.02

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

19.02

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

26.02

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

2.03

Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники».

5.03

Окружность (17)

Касательная к окружности.

9.03

Касательная к окружности.

12.03

Касательная к окружности.

16.03

Центральные и вписанные углы.

19.03

Центральные и вписанные углы.

2.04

Центральные и вписанные углы.

6.04

Центральные и вписанные углы.

9.04

Четыре замечательные точки треугольника.

13.04

Четыре замечательные точки треугольника.

16.04

Четыре замечательные точки треугольника.

20.04

Вписанная и описанная окружности.

23.04

Вписанная и описанная окружности.

27.04

Вписанная и описанная окружности.

30.04

Вписанная и описанная окружности.

4.05

Решение задач.

7.05

Решение задач.

11.05

Контрольная работа № 5 по теме «Окружность»

14.05

Повторение. Решение задач(4)

Решение задач по теме «Четырехугольники».

18.05

Итоговый тест за курс 8 класса

21.05

Решение задач по теме «Окружность»

25.05

Решение задач по теме «Площадь. Теорема Пифагора»

28.05

Содержание  программы учебного предмета

Четырехугольники

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Изучить  наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Площадь

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Расширить  и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Подобные треугольники

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Ввести  понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках  в  прямоугольном  треугольнике.   Дается  представление о методе подобия в задачах на построение.

        В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Окружность

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная  и описанная окружности.

Расширить  сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

Решение задач.

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.

Формы  и средства контроля

Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, математических диктантов, числовых математических диктантов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника.

Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

Контрольная работа  №1 по теме «Четырёхугольники»

Тематический контроль

Приложение 1

Контрольная работа № 2 по теме «Площадь»

Тематический контроль

Приложение 2

Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников.»

Тематический контроль

Приложение 3

Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники».

Тематический контроль

Приложение 4

Контрольная работа № 5 по теме «Окружность»

Тематический контроль

Приложение 5

Итоговый тест за курс 8 класса

Итоговый контроль

Приложение 6

Учебно-методические средства обучения

Геометрия, 7-9:   Учебник   для общеобразовательных учреждений /[Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2004-2008.

Зив Б.Г. .Геометрия:   дидактические   материалы  для   8 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.

Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации к учебнику: Книга  для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. - М.: Просвещение, 2002 — 2008

Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 368 с.

        

Контрольная работа № 1

Вариант 1

1о. Диагонали прямоугольника CDEF пересекаются в точке О. Найдите угол между диагоналями, если  СDO = 400.

2о. Найдите боковую сторону равнобедренной трапеции, основания которой равны 12см и 6см, а один из углов равен 600.

3о. На продолжении диагонали АС прямоугольника ABCD отложены равные отрезки АМ и СN. Докажите: а) что треугольники MAD и NCB равны; б) что четырехугольник MBND параллелограмм.

Контрольная работа № 1

Вариант 2

1о. Диагонали ромба ABCD пересекаются в точке О. Найдите углы треугольника АОВ, если между диагоналями, если  ВСD = 750.

2о. Найдите меньшую боковую сторону прямоугольной трапеции, основания которой равны 10см и 6см, а один из углов равен 450.

3о. На  диагонали NK прямоугольника MNPK отложены равные отрезки NА и KE. Докажите: а) что треугольники ANP и EKM равны; б) что четырехугольник APEM параллелограмм.

Контрольная работа № 2

Вариант 1

1о. Смежные стороны параллелограмма равны 12см и 20см, а один из его углов равен 300. Найдите площадь параллелограмма.

2о. Найдите периметр прямоугольника, если его диагональ равна 15см, а одна из сторон – 9см.

3о. Площадь прямоугольной трапеции равна 120см2, а ее высота равна 8см. Найти все стороны трапеции, если одно из оснований больше другого на 6см.

    Контрольная работа № 2

Вариант 2

1о. Высота BD треугольника АВС делит основание АС на отрезки: AD = 8см, DC = 12см, а угол А при основании равен 450. Найдите площадь этого треугольника.

2о. Найдите периметр прямоугольного треугольника, если его катеты равны 12см и 16см.

3о. Найти площадь  трапеции CDEF c основаниями CF и DE, если CD = 12см, DE = 14cм, CF = 30см,   D = 1500.

Контрольная работа № 2

Вариант 1

1о. Смежные стороны параллелограмма равны 12см и 20см, а один из его углов равен 300. Найдите площадь параллелограмма.

2о. Найдите периметр прямоугольника, если его диагональ равна 15см, а одна из сторон – 9см.

3о. Площадь прямоугольной трапеции равна 120см2, а ее высота равна 8см. Найти все стороны трапеции, если одно из оснований больше другого на 6см.

     

Контрольная работа № 2

Вариант 2

1о. Высота BD треугольника АВС делит основание АС на отрезки: AD = 8см, DC = 12см, а угол А при основании равен 450. Найдите площадь этого треугольника.

2о. Найдите периметр прямоугольного треугольника, если его катеты равны 12см и 16см.

3о. Найти площадь  трапеции CDEF c основаниями CF и DE, если CD = 12см, DE = 14cм, CF = 30см,   D = 1500.

Контрольная работа № 3

Вариант 1

1о. Высота CD прямоугольного треугольника АВС делит гипотенузу АВ на части AD = 16см и BD = 9см. Докажите, что ∆ ACD ∞ ∆ CBD.

2о. АВ || CD. Найдите АВ, если OD = 15см, OB = 9см, CD = 25см.

3. Найти отношение площадей треугольников АВС и KMN, если АВ = 8см, ВС = 12см, АС = 16см, КМ = 10см, MN = 15см, NK = 20cм.

Контрольная работа № 3

Вариант 2

1о. Высота CD прямоугольного треугольника АВС отсекает от  гипотенузы АВ, равной 9см, отрезок  AD = 4см. Докажите, что ∆ AВC ∞ ∆ АCD.

2о. MN || DF. Найдите MN, если DM = 6см, EM = 8см, DF = 21см.

3. Даны стороны треугольников АВС и DEF, если АВ = 12см, ВС = 15см, АС = 21см, DE = 16см, EF = 20см, DF = 28cм. Найти отношение площадей этих треугольников.

Контрольная работа № 4

Вариант 1

1о. Площадь ромба равна 48см2. Найти площадь четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон данного ромба.

2. В равнобедренной трапеции меньшее основание равно 4см, боковая сторона равна 6см, а один из углов равен 1200. Найти площадь трапеции.

3. В прямоугольном треугольнике АВС А = 900, АВ = 20см, высота AD = 12см. Найти АС и cos C.

Контрольная работа № 4

Вариант 2

1о. Площадь прямоугольника равна 36см2. Найти площадь четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон данного прямоугольника.

2. В прямоугольной трапеции меньшее основание равно 3см, большая боковая сторона равна 4см, а один из углов равен 1500. Найти площадь трапеции.

3. Высота BD прямоугольного треугольника АВС равна 24см и отсекает от гипотенузы АС отрезок DC, равный 18см.  Найти АВ и cos А.

Контрольная работа № 5

Вариант 1

1о. Диагонали ромба АВСD пересекаются в точке О. Докажите, что прямая BD касается окружности с центром А и радиусом, равным ОС.

2о. Центр описанной окружности лежит на высоте равнобедренного треугольника и делит высоту на отрезки, равные 5см и 13см. Найти площадь этого треугольника.

3о. Основание равнобедренного треугольника равно 18см, а боковая сторона равна 15см. Найти радиусы вписанной в треугольник и описанной около треугольника окружностей.

Контрольная работа № 5

Вариант 2

1о. В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС проведена медиана BD. Докажите, что прямая BD касается окружности с центром С и радиусом, равным AD.

2о. Меньший из отрезков, на которые центр описанной около равнобедренного треугольника окружности делит его высоту , равен 8см, а основание треугольника равно 12см. Найти площадь этого треугольника.

3о. Высота, проведенная к основанию равнобедренного треугольника, равно 9см, а само основание равно 24см. Найти радиусы вписанной в треугольник и описанной около треугольника окружностей.

В

С

О

D

А

N

F

D

M

E


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...