Рабочая программа по геометрии 7-9 кл.
рабочая программа по геометрии (7 класс) по теме
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование уроков геометрии 7-9 кл., содержание курса, перечень методических материалов, критерии оценки знаний учащихся, планируемые результаты обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii7-9.docx | 41.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Усть-Пинежская средняя общеобразовательная школа»
МО «Холмогорский муниципальный район»
Архангельской области
«Утверждаю»
Директор школы
_________________/ Е.Б. Везирова/
«_____» __________________ 2012г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________________ /И.Н. Орехова/
«_____» __________________2012г.
Рабочая программа
по геометрии в 7-9 классах
учителя первой квалификационной категории
Хошевой Эльвиры Юрьевны
п. Усть-Пинега
2011г.
Пояснительная записка
Материалы для рабочей программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно – научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождений геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умения аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся. Активное использование задач на все этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и емко, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию. Изучение геометрии развивает воображение школьников, обогащает и развивает их пространственные представления.
Цели
Изучение геометрии в 7- 9 классах направлено на достижение следующих целей:
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 7-9 классах отводится по 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 204 уч. часа. Изучение учебного курса в 7, 8 и 9 классах заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, контрольных работ по разделам учебника.
Содержание тем учебного курса.
№ | Название раздела | Кол-во часов | Кол-во к/р |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Начальные геометрические сведения. Треугольники. Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Четырехугольники. Площадь. Подобные треугольники. Окружность. Векторы. Метод координат. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. Длина окружности и площадь круга. Движения. Начальные сведения из стереометрии. Повторение. | 10 18 11 17 15 13 17 16 8 9 10 11 7 8 20 | 1 1 1 2 1 1 2 1 - 1 1 1 1 |
Итого: 204 ч.
Учебно-тематическое планирование.
Геометрия 7 класс
№ | Название раздела (темы) | Кол-во часов | Кол-во к/р |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17.
18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. | Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Решение задач. Контрольная работа № 1. Треугольники. Первый признак равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Свойства равнобедренного треугольника. Второй признак равенства треугольников. Третий признак равенства треугольников. Окружность. Задачи на построение. Решение задач на применение признаков равенства треугольников. Контрольная работа № 2. Параллельные прямые. Признаки параллельности двух прямых. Аксиома параллельных прямых. Теоремы об углах, образованных параллельными прямыми и секущей. Решение задач по теме «Параллельные прямые». Контрольная работа № 3. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема о сумме углов треугольника. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Контрольная работа № 4. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам. Решение задач. Контрольная работа № 5. Повторение. Решение задач. | 1 1 1 2 2 1 1 1 3 1 1 2 2 3 1 2 3 4 3 1 3 2 2 2 2 3 1 2 3 7 | 1 1 1 1 1 |
Итого: 68 ч.
Учебно-тематическое планирование.
Геометрия 8 класс
№ | Название раздела (темы). | Кол-во часов | Кол-во к/р |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. | Четырехугольники. Повторение курса 7 класса. Многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник. Ромб, квадрат. Осевая и центральная симметрии. Решение задач. Контрольная работа № 1. Площадь. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Площадь трапеции. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. Решение задач. Контрольная работа № 2. Подобные треугольники. Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Первый признак подобия треугольников. Второй признак подобия треугольников. Третий признак подобия треугольников. Контрольная работа № 3. Средняя линия треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Практические приложения к подобию треугольников. О подобии произвольных фигур. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300,450, 600. Контрольная работа № 4. Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности. Градусная мера дуги окружности. Теорема о вписанном угле. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о пересечении высот треугольника. Вписанная окружность. Описанная окружность. Решение задач. Контрольная работа № 5. Повторение. Решение задач. | 2 2 6 1 2 1 1 1 1 2 2 2 2 1 2 1 1 2 2 1 2 2 2 1 1 2 1 2 1 3 2 1 2 2 2 2 | 1 1 1 1 1 |
Итого: 68 ч.
Учебно-тематическое планирование.
Геометрия 9 класс
№ | Название раздела ( темы) | Кол-во часов | Кол-во к/р |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. | Векторы. Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. Средняя линия трапеции. Метод координат. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Решение задач. Контрольная работа № 1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов. Решение задач. Контрольная работа № 2. Длина окружности и площадь круга. Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора. Решение задач. Контрольная работа № 3. Движения. Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Параллельный перенос. Поворот. Решение задач. Контрольная работа № 4. Повторение. Решение задач. Начальные сведения из стереометрии. Многогранники. Тела и поверхности вращения. | 2 3 2 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 3 3 2 1 1 11 4 4 | 1 1 1 1 |
Итого: 68 ч.
Планируемые результаты изучения курса геометрии в 7-9 класса
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/ понимать
Наглядная геометрия
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.
Уметь
вычислят объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.
Геометрические фигуры
Знать/ понимать
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельные перенос);
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Уметь
владеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
применять алгебраический и тригонометрический методы решения геометрических задач;
овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
решать задачи на построение методом геометрического места точек.
Измерение геометрических величин.
Знать/ понимать
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности и длину дуги окружности; решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур.
Уметь
вычислять площади фигур, составленных из двух или более фигур;
вычислять площади многоугольников.
Координаты
Знать/ понимать
правило вычисления длины отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка; использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Векторы
Уметь
оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности векторов, координаты произведения вектора на число;
вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Перечень учебно – методического обеспечения
Основной учебник:
Геометрия 7-9: учеб. для общеобразовательных учреждений, Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 18-е изд,- М., Просвещение, 2008г
Дополнительные пособия:
Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы, 3-е издание, М., «Просвещение», 2010г.
Рабочая тетрадь. Геометрия 7 кл., Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др., М., Просвещение, 2011г.
Рабочая тетрадь. Геометрия 8 кл., Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др., М., Просвещение, 2010г.
Рабочая тетрадь. Геометрия 9 кл., Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др., М., Просвещение, 2010г.
Н.Ф.Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии 7 класс, М., «Вако», 2004г.
Н.Ф.Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии 8 класс, М., «Вако», 2006г.
Н.Ф.Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии 9 класс, М., «Вако», 2011г
Е.М.Рабинович, Геометрия. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 кл.,Москва- Харьков, «Илекса», «Гимназия», 2002г.
А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса., Москва – Харьков, «Илекса», «Гимназия», 2001г.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка устных ответов учащихся:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных контрольных работ учащихся.
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью.
в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Тесты
«5» - 90-100%
«4» - 75-80%
«3» - 60-70%
«2» - 50% и менее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....
Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (прика...
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./
Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...