Урок по наглядной геометрии "Что такое окружность?" 6 класс
методическая разработка по геометрии (6 класс) по теме
На тему «Окружность» в 6 классе по учебнику Шарыгина И.Ф., Ерганжиева Л.Н. отводится 3 урока:
1-й урок: «Что такое окружность?»
2-й урок: «Деление окружности на части»
3-й урок: «Практическое занятие».
Основная цель: познакомить учащихся с понятием «Окружность», научить строить окружность и делить её на части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое окружность ?»
Урок по наглядной геометрии в 6 классе
На тему «Окружность» в 6 классе по учебнику Шарыгина И.Ф., Ерганжиева Л.Н. отводится 3 урока:
1-й урок: «Что такое окружность?»
2-й урок: «Деление окружности на части»
3-й урок: «Практическое занятие».
Основная цель: познакомить учащихся с понятием «Окружность», научить строить окружность и делить её на части.
Урок №1 «Что такое окружность ?»
Цель урока: познакомить учащихся с «Окружностью», научить строить окружность.
Ход урока:
- Организационный момент
- Сообщение темы урока
(Учителю заранее можно подготовить презентацию со слайдами или с записями на доске)
Слайд №2 На слайде представлены разные геометрические фигуры:
< Рисунок 1>
Учитель: Ребята, я прошу вас посмотреть на геометрические фигуры, назовите их. Какие фигуры мы с вами не изучали? (слайд №2) Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с фигурой окружностью.
Слайд №3 «В одном из своих стихотворений поэт Павел Коган сказал: «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал…» На это ему возразил другой поэт, Наум Коржавин: «Меня, наверно, Бог не звал и вкусом не снабдил утонченным. Я с детства полюбил овал за то, что он такой законченный»».
3. Работа по теме урока
Учитель: (слайд№3) В одном из своих стихотворений поэт Павел Коган сказал: «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал…». На это ему возразил другой поэт, Наум Коржавин: «Меня, наверно, Бог не звал и вкусом не снабдил утонченным. Я с детства полюбил овал за то, что он такой законченный». Но все же не стоит противопоставлять друг другу угол и овал, треугольник и окружность. Среди всевозможных плоских фигур выделяются две главные: треугольник и окружность. Эти фигуры известны нам всем с раннего детства. Известный математик Гротендик, вспоминая свои школьные годы, заметил, что он долго не мог понять, что такое окружность (слайд №4).Ведь эта линия в каждой точке загибается! Что же такое окружность? (Ответы учеников). Оказывается, эта линия определяется совсем иначе, чем треугольник и вообще многоугольник.
Окружность – это линия, состоящая из всех точек плоскости, которые находятся на заданном расстоянии от одной точки плоскости, называемой центром окружности.
Учитель: Расскажите, как построить окружность при помощи циркуля (Ответы учеников.) Сейчас мы с вами выполним практическую работу в тетради.
- Работа в тетради
Учитель: Мы построим окружность с помощью циркуля. Этому замечательному предмету Н.Глазков посвятил такие строки: (слайд №5)
Танцевальное вращенье
Совершеннейшие ноги,
И круги, круги, круги
Вызывали восхищенье.
Балерина создавала
Точный круг в один момент.
Подивился ей немало
Достославный геометр.
О прекрасной балерине
Вспоминал частенько он-
Не по этой ли причине
Циркуль был изобретён!
Практическая работа (слайд№6,7)
Учитель:
1.Поставьте в тетради точку О , отступив вниз от предыдущей записи 8 клеточек.
2.Возьмите в раствор циркуля отрезок 3см. Поставьте иголочку в точку О и постройте окружность.
-Как называется точка О ?
-Окружность- это линия, которая делит плоскость на две части. Покажите часть плоскости, которая находится внутри окружности. Как она называется?
3.Поставьте на окружности две любые точки. Соедините их. Какая фигура получилась? (Отрезок)
-Этот отрезок называется хордой.
-Попробуйте дать определение, что такое хорда.
4.Соедините любую точку окружности с центром.
-Как называется этот отрезок?
-Дайте определение радиусу.
-Сколько радиусов можно провести в одной окружности?
5.Начертите ещё три радиуса.
6.Измерьте все радиусы. Что заметили?
-Сделайте вывод.
7.Начертите хорду, которая проходит через центр. Как называется эта хорда?
8.Измерьте диаметр. Что заметили?
(Одновременно с беседой выполняются записи в тетради)
Учитель: Как нарисовать окружность? Известно, что для изображения окружности служит циркуль. Гораздо труднее нарисовать окружность от руки. Попробуйте сделать это сами (учащимся предлагается нарисовать от руки).
Учитель: Не правда ли, получается какой- то овал, лишь отдалённо напоминающий окружность? Конечно, опытные, тренированные люди весьма ловко одним росчерком изображают окружность. Рассказывают, что великий немецкий художник Альбрехт Дюрер (слайд №8) одним движением руки мог столь точно нарисовать окружность, что последующая проверка при помощи циркуля не показала никаких отклонений. Действовать по этому правилу нужно так:
-Возьмем пересечение линий (узел) клетчатой бумаги .
-Отступив на три клетки вправо и на одну вниз, поставим вторую точку.
-Отступая от второй точки по одной клетке вправо и вниз, находим третью точку.
-Четвёртая точка находится на расстоянии одной клетки вправо и трёх вниз от третьей точки.
- Соединив плавной линией полученные точки, мы весьма, похоже, изобразим четверть окружности.
Учитель: При вычерчивании окружности на клетчатой бумаге стоит запомнить одно правило, позволяющее сделать нужное изображение от руки. Правда, речь идет об изображении окружности определенного размера. Правило это записывается в виде трех пар чисел: 3-1, 1-1,1-3. (слайд №9)
Учитель: На рисунке (слайд №10) изображена окружность, отмечен её центр – точка О, проведены два отрезка: ОС и АВ. Отрезок ОС соединяет центр окружности с точкой на окружности. Он будет РАДИУСОМ (по-латыни radius – «спица в колесе»). Отрезок АВ соединяет две точки окружности и проходит через её центр. Это ДИАМЕТР окружности (в переводе с греческого – «поперечник»). Точки А и В делят окружность на две части. Каждую из этих частей называют дугой окружности, а точки А и В – концами этих дуг.
< Рисунок 2>
5. Историческая справка
Учитель: Окружность – удивительно гармоничная фигура, древние греки считали её самой совершенной. Совершенство окружности – в расположении всех её точек на одинаковом расстоянии от центра. Именно поэтому
Окружность – единственная кривая, которая может «скользить сама по себе», вращаясь вокруг центра.
Основное свойство окружности дает ответ на вопросы, почему для ее вычерчивания используют циркуль и почему колеса делают круглыми, а не квадратными или, например, треугольными. Подумайте и вы над этими вопросами. Кстати, о колесе. Это одно из самых великих изобретений человечества. Оказывается, додуматься до колеса было не так просто, как это может показаться. Ведь даже ацтеки, жившие в Мексике, почти до XVI в. не знали колеса. (слайд №11)
Окружность обладает еще одним интересным свойством (слайд №12)
Площадь, ограниченная окружностью (т.е. площадь круга), - наибольшая среди полученных таким образом площадей.
Окружность – это замкнутая кривая линия. Она имеет ДЛИНУ.
Круг – плоская фигура, его характеризует ПЛОЩАДЬ.
С площадью круга связана одна из самых знаменитых задач древности – ЗАДАЧА О КВАДРАТУРЕ КРУГА (слайд №13). Требовалось построить с помощью циркуля и линейки квадрат, площадь которого равна площади данного круга. Поиски квадратуры круга продолжались четыре тысячелетия! Лишь в 1882г. немецкий математик Ф. Линденман доказал, что с помощью циркуля и линейки эта задача неразрешима.
6.Закрепление изученного материала
А) Работа с использованием учебника.
- Почему канализационные люки делают круглыми, а не квадратными? (слайд №14)
- Возьмите прямоугольный листок бумаги, который можно накрыть кругом. Перегните листок. Можно ли теперь накрыть его тем же кругом?
- Расположите пять одинаковых монет так, чтобы каждая из них касалась четырёх остальных.
- Существует ли кольцо, изображённое на рисунке , в действительности, или на рисунке допущена ошибка? (слайд №15)
- На какие части надо разделить квадрат, чтобы сложить из них фигуры, изображённые на рисунке ? Бумага в клеточку облегчит решения. (слайд №16)
- На столе один пятак лежит неподвижно, а другой катится вокруг первого, касаясь его. Сколько раз он обернётся вокруг своего центра, прежде чем вернётся в исходное положение?
- Вокруг небольшого курортного городка расположены три круглых не соединяющихся между собой озера: большое, средних размеров и маленькое. Отдыхающие, в каком бы направлении ни отправлялись на загородную прогулку, двигались по прямой, обязательно приходили к одному из озёр. Может ли такое быть? Как расположены городок и озёра?
Б) Решение задач (слайд № 17)
Задача№1
Отметьте в тетради точку О. Постройте окружность с центром в этой точке. Измерьте радиус окружности. Чему равен её диаметр?
Задача№2
Начертите окружность и отметьте на ней три точки А, В и С. Назовите дуги, на которые эти точки делят окружность.
Задача№3
Начертите две окружности с радиусами 2 см, 3 см 2 мм.
Задача№4
Подсчитайте сколько и какие фигуры составляют данный рисунок.(слайд № 18)
7.Подведение итогов урока
-Опишите, как строят окружность с помощью циркуля, от руки.
-Какой отрезок называют радиусом окружности?
-Какой отрезок называют хордой окружности?
-Какой отрезок называют диаметром окружности?
Домашнее задание: п.13 стр. 56-61, задача № 8 (слайд № 19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....
Конспект урока по наглядной геометрии в 5 классе по теме:"Треугольники"
Урок предназначен для изучения темы" Треугольники" в 5 классе , на котором используется методы моделирования и конструирования,...
План урока по "Наглядная геометрия" для 5 класса
План урока с использованием презентации по "Наглядной геометрии" для 5 класса по теме:"Угол. Виды углов: острый, тупой, прямой, развернутый"...
Урок по наглядной геометрии в 6 классе.
Разработка урока по наглядной геометрии для учащихся 6 класса. Тема урока " Параллельные прямые"....
Разработка урока по наглядной геометрии в 5 классе по теме «ТРЕУГОЛЬНИКИ»
При изучении темы "Треугольники" учащиеся знакомятся с видами треугольников. При выполнении практических заданий знакомятся с такими свойствами, как сумма углов треугольника и неравенство треугольника...
Урок по наглядной геометрии в 5 классе
Урок по наглядной геометрии в 5 классе по учебнику И.ф.Шарыгина "Наглядная геометрия" по теме "Правильные многогранники", конспект урока и презентация...
Разработка урока по наглядной геометрии в 6 классе “КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ”
Основные цели:образовательная: -продолжить знакомство с координатной плоскостью, терминами «абсцисса» и «ордината» точки;-научиться строить фигуры по заданным ...
Комментарии
На тему «Окружность» в 6