Урок по наглядной геометрии в 5 классе
методическая разработка по геометрии (5 класс) на тему
Урок по наглядной геометрии в 5 классе по учебнику И.ф.Шарыгина "Наглядная геометрия" по теме "Правильные многогранники", конспект урока и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilnye_mnogogranniki.docx | 121.88 КБ |
pravilnye_mnogogranniki.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по наглядной геометрии в 5 классе
Тема урока: «Правильные многогранники»
Ход урока
Цели: образовательные:
- Научиться определять все виды многогранников.
- Узнать об элементах многогранников.
- Научиться находить и называть элементы многогранников.
развивающие:
- Развивать пространственное воображение учащихся, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся.
воспитательные:
- Воспитывать в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, аккуратность при работе с ножницами при моделировании.
Методы: наглядный, практический.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, проектор,у каждого на столе карточка с заданием .
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания.
№1. Построить треугольник DCE, в котором DC= 6см 8мм, CE=3cм 5 мм, ∠C = 65°.
- Всегда ли можно построить такой треугольник?
№2. Построить треугольник MNK, в котором MN = 4см 5мм, ∠M = 38°, ∠N=99°.
- Всегда ли можно построить такой треугольник?
№3. Построить треугольник ABC, в котором AB = 4см 5мм, BC= 5cм 6мм, AC=6см.
- Всегда ли можно построить такой треугольник?
III.Объяснение нового.
Эпиграф к уроку:
Одна из заповедей Пифагора:
« Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что следует знать».
Однажды обыкновенный мальчик Джеймс, увлекшись изготовлением моделей многогранников, написал в письме к отцу: «… я сделал тетраэдр, додекаэдр и еще два эдра, для которых не знаю правильного названия». Эти слова знаменовали рождение, в пока ничем не примечательном мальчике великого физика Джеймса Кларка Максвелла.
Многогранник называется правильным, если его поверхность составлена из правильных многоугольников.
Существует пять типов правильных многогранников:
Постройте в тетрадях таблицу. Рассмотрите многогранники на рисунках и заполните таблицу.
Многогранник | Количество вершин | Количество граней | Количество ребер | В+Г-Р |
Тетраэдр | 4 | 4 | 6 | 2 |
Куб | 8 | 6 | 12 | 2 |
Октаэдр | 6 | 8 | 12 | 2 |
Сделайте вывод.
Теорема Эйлера.
Пусть В - число вершин выпуклого многогранника, Р - число его рёбер и Г - число граней. Тогда верно равенство В +Г -Р =2.
Число X = В+Г -Р называется эйлеровой характеристикой многогранника. Согласно теореме Эйлера, для выпуклого многогранника эта характеристика равна 2.
Эйлер родился в швейцарском городе Базеле в 1707 году. Но почти всю жизнь прожил в России. Начальное обучение будущий ученый прошел дома под руководством отца, учившегося некогда математике у Якоба Бернулли. В 13 лет Эйлер поступил на факультет искусств Базельского университета.
Среди других предметов на этом факультете изучались элементарная математика и астрономия, которые преподавал Иоганн Бернулли. Вскоре Бернулли заметил талант юного слушателя и начал заниматься с ним отдельно. Так как в то время не существовало учебников по математике, вместе разбирать прочитанное. «Несомненно, это лучший способ делать успехи в математических науках, – писал Эйлер впоследствии. После разъяснения одной трудности десятки других исчезали »
Кол-во ребер | Кол-во вершин | Кол-во граней | Вид грани | |
Тетраэдр | 6 | 4 | 4 | |
Куб | 12 | 8 | 6 | |
Октаэдр | 12 | 6 | 8 | |
Додекаэдр | 30 | 20 | 12 | |
Икосаэдр | 30 | 12 | 20 |
Тетраэдр .Составлен из четырёх равносторонних треугольников. Каждая его вершина является вершиной трёх треугольников.
Куб. Составлен из шести квадратов. Каждая вершина куба является вершиной трёх квадратов.
Октаэдр. Составлен из восьми равносторонних треугольников. Каждая вершина октаэдра является вершиной четырёх треугольников.
Додекаэдр. Составлен из двенадцати правильных пятиугольников. Каждая вершина додекаэдра является вершиной трёх правильных пятиугольников.
Икосаэдр. Составлен из двадцати равносторонних треугольников. Каждая вершина икосаэдра является вершиной пяти треугольников.
Развертки многогранников
IV. Закрепление.
1 вариант. Выполнить задание стр.36
2 вариант .Выполнить задание стр.37
V. Домашнее задание.
1.Стр.34-37
2. Сделать модель правильного многогранника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания №1. Построить треугольник DCE , в котором DC = 6 см 8 мм, CE=3c м 5 мм, C = 65 °.
Всегда ли можно построить такой треугольник?
Проверка домашнего задания №2. Построить треугольник MNK , в котором MN = 4см 5мм, M = 38°, N =99°.
Всегда ли можно построить такой треугольник?
Проверка домашнего задания №3. Построить треугольник ABC , в котором AB = 4 см 5мм, BC = 5c м 6мм, AC =6см.
Всегда ли можно построить такой треугольник?
Эпиграф к уроку: Одна из заповедей Пифагора: « Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что следует знать».
Загадка Со времен Пифагора известны они В них равные стороны, равны углы. Их встретим в орнаментах и на паркетах, В стихотворениях разных поэтов, И даже пчелы с ними работают, строя в их форме домики-соты.
Письмо Однажды обыкновенный мальчик Джеймс, увлекшись изготовлением моделей многогранников, написал в письме к отцу: «… я сделал тетраэдр, додекаэдр и еще два эдра, для которых не знаю правильного названия». Эти слова знаменовали рождение, в пока ничем не примечательном мальчике великого физика Джеймса Кларка Максвелла.
Правильный многогранник Многогранник называется правильным, если его поверхность составлена из правильных многоугольников.
Существует пять типов правильных многогранников : Правильный многогранник тетраэдр куб октаэдр додекаэдр икосаэдр
В переводе с греческого Тетра 4 Гекса 6 Окта 8 Додека 12 Икоса 20
Многогранник Количество вершин Количество граней Количество ребер В+Г-Р Тетраэдр Куб Октаэдр
Многогранник Количество вершин Количество граней Количество ребер В+Г-Р Тетраэдр 4 4 6 2 Куб 8 6 12 2 Октаэдр 6 8 12 2
Теорема Эйлера. Пусть В - число вершин выпуклого многогранника, Р - число его рёбер и Г - число граней. Тогда верно равенство В+Г-Р=2 . Число X = В+Г-Р называется эйлеровой характеристикой многогранника . Согласно теореме Эйлера, для выпуклого многогранника эта характеристика равна 2.
Леонард Эйлер (1707 – 1783 гг.) немецкий математик и физик Эйлер родился в швейцарском городе Базеле в 1707 году. Но почти всюжизнь прожил в России. Начальное обучение будущий ученый прошел дома под руководством отца, учившегося некогда математике у Якоба Бернулли. В 13 лет Эйлер поступил на факультет искусств Базельского университета. Среди других предметов на этом факультете изучались элементарная математика и астрономия, которые препо - давал Иоганн Бернулли. Вскоре Бернулли заметил талант юного слушателя и начал заниматься с ним отдельно. Так как в то время не существовало учебников по математике, вместе разбирать прочитанное. «Несомненно, это лучший способ делать успехи в математических науках, – писал Эйлер впоследствии. После разъяснения одной трудности десятки других исчезали »
Кол-во ребер Кол-во вершин Кол-во граней Вид грани Тетраэдр 6 4 4 Куб 12 8 6 Октаэдр 12 6 8 Додекаэдр 30 20 12 Икосаэдр 30 12 20
Составлен из четырёх равносторонних треугольников. Каждая его вершина является вершиной трёх треугольников. Тетраэдр D
Куб или Гексаэдр Составлен из шести квадратов. Каждая вершина куба является вершиной трёх квадратов.
октаэдр Составлен из восьми равносторонних треугольников. Каждая вершина октаэдра является вершиной четырёх треугольников.
Составлен из двенадцати правильных пятиугольников. Каждая вершина додекаэдра является вершиной трёх правильных пятиугольников. Додекаэдр
Составлен из двадцати равносторонних треугольников. Каждая вершина икосаэдра является вершиной пяти треугольников. Икосаэдр
Правильные многогранники в природе и исскустве. кристаллы вирусы пчелинные соты живопись архитектура оригами
Развертки многогранников
1 вариант . Выполнить задание в рамке стр.36 2 вариант .Выполнить задание в рамке стр.37
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по наглядной геометрии "Что такое окружность?" 6 класс
На тему «Окружность» в 6 классе по учебнику Шарыгина И.Ф., Ерганжиева Л.Н. отводится 3 урока: 1-й урок: «Что такое окружность?» 2-й урок: «Деление ок...
Разработка урока по наглядной геометрии для учащихся 5 класса
Разработка урока математики в 5 классе, которая поможет молодым учителям использовать технологию работы учащихся в минигруппах....
Урок по наглядной геометрии по теме: "Треугольник" для 6 класса
Урок изучения нового материала. Вводится понятие треугольника , его элементов, обозначение;знакомство учащихся с “жесткостью” треугольника....
Конспект урока по наглядной геометрии в 5 классе по теме:"Треугольники"
Урок предназначен для изучения темы" Треугольники" в 5 классе , на котором используется методы моделирования и конструирования,...
План урока по "Наглядная геометрия" для 5 класса
План урока с использованием презентации по "Наглядной геометрии" для 5 класса по теме:"Угол. Виды углов: острый, тупой, прямой, развернутый"...
Рабочая программа по геометрии "Наглядная геометрия" 5 класс (Шарыгин И.Ф.)
Рабочая программа по геометрии "Наглядная геометрия" 5 класс (Шарыгин И.Ф.)...
Рабочая программа по геометрии "Наглядная геометрия" 6 класс (Шарыгин И.Ф.)
Рабочая программа по геометрии "Наглядная геометрия" 6 класс (Шарыгин И.Ф.)...