Прогамма по геометрии, 9 класс
календарно-тематическое планирование по геометрии (9 класс) по теме
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.,составительГаврилова Н.Ф. – М: ВАКО, 2011. – с. 41-60)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
30_9_.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ
МО «СВЕТЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании на методическом совете Директор МОУ СОШ № 3
ШМО учителей (протокол № 1 от 30.08.11г.)
предметов Председатель методического
естественно-математического цикла совета ___________Л.В. Ракович
(протокол № 1 от 29.08.11 г.)
Руководитель ШМО ____________ Т.А. Савенкова
___________ М.Н. Токмашова
ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ, 9 КЛАСС
(ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, базовый уровень,
2011-2012 учебный год)
г. Светлый
2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
9 класс (базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Гаврилова Н.Ф. – М: ВАКО, 2011. – с. 41-60)
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цель изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор мирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изу чение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор мирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о си стеме аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основ ными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объ емов тел.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Вводное повторение (2 часа)
Глава 9,10. Векторы. Метод координат. (22 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простей шие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание дол жно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и па раллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конк ретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (14 часов)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косину сов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помо щью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольни ки (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рас сматриваются свойства скалярного произведения и его примене ние при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных на выков в применении тригонометрического аппарата при реше нии геометрических задач.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (12 часов)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоуголь ника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помо щью описанной окружности решаются задачи о построении пра вильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружно сти и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представ ление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его пери метр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площа ди круга, ограниченного окружностью.
Глава 13. Движения. (10 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. На ложения и движения.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотре нии видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основ ных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движени ем плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий нало жения и движения.
Об аксиомах геометрии. (1 час)
Беседа об аксиомах геометрии.
Цель: дать более глубокое представление о си стеме аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Повторение. Решение задач. (9 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овла девали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать[1]
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Геометрия
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Общая информация
Предмет | Геометрия |
Классы | 9 «а» «б» |
Учитель | Гордеева Ольга Николаевна |
Количество часов в год | 70 |
Из них: | |
| 6 |
Количество часов в неделю | 2 |
Программа | Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Гаврилова Н.Ф. – М: ВАКО, 2011. – с. 41-60) |
Учебный комплекс для учащихся: | |
|
|
|
|
Электронные источники информации |
|
| |
| |
| |
Нормативные документы |
|
| |
| |
| |
| |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема (содержание) | Количество часов | Контрольные мероприятия: | Дата |
Вводное повторение | 2 | 01.09. – 08.09 | ||
Векторы. Метод координат | 22 | Контрольная работа №1 по теме «Векторы» Контрольная работа №2 по теме "Метод координат" | 09.09 – 30.11 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 14 | Контрольная работа №3 по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов" | 01.12 – 30.01 | |
Длина окружности и площадь круга | 12 | Контрольная работа №4 по теме "Длина окружности и площадь круга" | 01.02 – 13.03 | |
Движения | 10 | Контрольная работа №5 по теме "Движение" | 14.03 – 25.04 | |
Повторение курса планиметрии | 10 | Итоговая контрольная работа | 24.04 – 30.05 |
Сокращения:
УИНМ – урок изучения нового материала
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
ПР – практическая работа
КУ – комбинированный урок
УКЗ – урок контроля знаний
Поурочно-тематическое планирование
уроков геометрии в 9 классе
(учебник Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]
Общее количество по предмету из расчета 2 часа в неделю – 70 часов
№ п/п | Тема | Число уроков | Тип урока | Домашнее задание | Дата |
1 2 | Вводное повторение | 2 | УОСЗ | ||
Глава IX. Векторы. (12 часов) | |||||
3 | Понятие вектора. Равенство векторов | 1 | КУ | П. 76, 77 №738 №739 №741 | |
4 | Откладывания вектора от данной точки | 1 | КУ | П. 76 – 78 №748 №749 | |
5 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | 1 | КУ | П. 79, 80 №753 | |
6 | Сумма нескольких векторов | 1 | КУ | П. 81 №755 | |
7 | Вычитание векторов | 1 | КУ | П. 82 №757 | |
8 | Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов» | 1 | УОСЗ | П. 76 – 82 №769 №770 | |
9 | Умножение вектора на число. | 1 | УИНМ | П. 83 №775 №776 (а, в, е) | |
10 | Умножение вектора на число. | 1 | КУ | П. 83 №782 №784 (б) №787 | |
11 | Применение векторов к решению задач. | 1 | КУ | П. 84 №789 №790 №791 | |
12 | Средняя линия трапеции | 1 | КУ | П. 84 №793 №795 №798 | |
13 | Решение задач по теме «Векторы» | 1 | УОСЗ | Индивидуальнее карточки | |
14 | Контрольная работа №1 по теме «Векторы» | 1 | УКЗ | ||
Глава X. Метод координат. (10часов) | |||||
15 | Разложение векторов по двум неколлинеарным векторам | 1 | КУ | П. 86 №911 №914 (б, в) | |
16 | Координаты вектора | 1 | КУ | П. 87 №918 №919 №926 (б, г) | |
17 18 | Простейшие задачи в координатах. | 2 | КУ | П. 88, 89 №930 №932 №935 №944 | |
19 | Решение задач методом координат | 1 | УОСЗ | №946 №950 (б) №951 (б) | |
20 | Уравнения окружности. | 1 | КУ | П. 90, 91 №959 (б, г) №962 | |
21 | Уравнение прямой | 1 | КУ | П. 92 №972 (в) №976 | |
22 | Решение задач по теме «Уравнения прямой и окружности» | 1 | УОСЗ | №978 №979 | |
23 | Урок подготовки к контрольной работе | 1 | УОСЗ | П. 86 – 92 №990 №992 | |
24 | Контрольная работа №2 по теме "Метод координат" | 1 | УКЗ | ||
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 часов) | |||||
25 26 27 | Синус, косинус и тангенс угла. | 3 | КУ | П. 93 – 95 №1011 №1014 №1017 (а, в) №1018 (б, г) | |
28 | Теорема о площади треугольника | 1 | КУ | П. 96 №1021 (б, в) 1021 | |
29 | Теорема синусов и косинусов | 1 | КУ | П. 97, 98 №1025 (б, д, ж, и) | |
30 31 | Решение треугольников | 2 | УОСЗ | Доказательство №1033 №1034 №1035 | |
32 | Измерительные работы | 1 | КУ | П.100 №1060 (а, в) №1061 (а, в) | |
33 | Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | УОСЗ | П. 93 – 100 №1057 №1058 №1062 | |
34 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 1 | КУ | П. 101, 102 №1040 №1042 | |
35 36 | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения | 2 | КУ | П. 103, 104 №1044 №1047 (б) | |
37 | Обобщающий урок по теме | 1 | УОСЗ | №1049 №1050 | |
38 | Контрольная работа №3 по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов" | 1 | УКЗ | ||
Глава XII. Длина окружности и площадь круга.(12 часов) | |||||
39 | Правильный многоугольник. | 1 | КУ | П. 105 №1081 (в, г) №1083 (б, г) | |
40 | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник | 1 | КУ | П. 106, 107 №1084 | |
41 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | КУ | П. 108 №1087 (3, 5) №1088 (2, 5) | |
42 | Решение задач по теме «Правильный многоугольник» | 1 | УОСЗ | П. 109 №1094 (а, г) №1095 | |
43 | Длина окружности | 1 | КУ | П 110 №1104 №1105 | |
44 | Длина окружности. Решение задач | 1 | КУ | №1106 №1107 №1111 | |
45 | Площадь круга и кругового сектора. | 1 | КУ | П. 111, 112 №1114 №1116 (а, б) | |
46 | Площадь круга и кругового сектора. Решение задач | 1 | КУ | №1121 №1123 №1124 | |
47 | Обобщающий урок по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | УОСЗ | №1125 №1127 | |
48 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | 1 | УОСЗ | №1129 (а, в) №1130 | |
49 | Урок подготовки к контрольной работе | 1 | УОСЗ | №1137 - №1139 | |
50 | Контрольная работа №4 по теме "Длина окружности и площадь круга" | 1 | УКЗ | ||
Глава XIII Движение (10 часов) | |||||
51 | Отображение плоскости на себя. Понятие движения | 1 | КУ | П. 113, 114 №1148 (а) №1149 | |
52 | Свойства движение | 1 | КУ | П. 114, 115 №1150 (устно) №1153 | |
53 | Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии» | 1 | УОСЗ | П. 115 №1155 №1156 | |
54 | Параллельный перенос. | 1 | КУ | П. 116 №1162 №1163 | |
55 | Поворот | 1 | КУ | П. 117 №1166 (б) №1167 | |
56 | Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот» | 1 | УОСЗ | №1170 №1171 | |
57 58 | Решение задач по теме «Движение» | 2 | УОСЗ | №1172 №1174 (б) | |
59 | Урок подготовки к контрольной работе | 1 | УОСЗ | П. 113 – 117 №1175 №1176 | |
60 | Контрольная работа №5 по теме "Движение" | 1 | УКЗ | ||
Повторение курса планиметрии (8 часов) | |||||
61 | Об аксиомах планиметрии | 1 | УОСЗ | Индивидуальные карточки | |
62 | Повторение по теме «Начальные геометрические сведения». «Параллельные прямые» | 1 | УОСЗ | Индивидуальные карточки | |
63 64 | Повторение по теме «Треугольники» | 2 | УОСЗ | Индивидуальные карточки | |
65 | Повторение по теме «Окружность» | 1 | УОСЗ | Индивидуальные карточки | |
66 | Повторение по темам «Четырёхугольники», «Многоугольники» | 1 | УОСЗ | Индивидуальные карточки | |
67 | Повторение по темам «Векторы. Метод координат», «Движение» | 1 | УОСЗ | Индивидуальные карточки | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | УКЗ | ||
69 70 | Резерв | 2 |
[1] Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки модульной технологии по геометрии. * класс тема: "Окружность, касательная к окружности, центральные и вписанные углы"
Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы.Комплексная дидактическая цель – расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По геометрии Класс: 7 «а»
Количество часов: всего 68 часов (в неделю 2 часа)...
Рабочая программа по спецкурсу. Предмет: геометрия Класс 8
Дополнительная образовательная программа «Решение задач по теме Четырехутольники» предназначена для учащихся 8 классов, желающих расширить и углубить свои знания по...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ГЕОМЕТРИЯ» КЛАСС 11
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.Закона «Об образовании» от 10 июля1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях).2. Федерального компонента государ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ГЕОМЕТРИЯ» КЛАСС 8
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативныхдокументов:1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года№1987 «Об утверждении федеральн...