Метод координат в решении стереометрических задач
материал для подготовки к егэ (гиа) по геометрии (10 класс) на тему
Методическая разработка "Метод координат в решении стереометрических задач" предназначена для учителей и учащихся 10-11 классов, испытывающих затруднения при решении геометрических задач на вычисление расстояния между скрещивающимися прямыми, расстояния между прямой и плоскостью или угла между прямой и плоскостью, угла между плоскостями. Работа содержит теоретическую часть (вводится понятие уравнения плоскости, рассматривается алгоритм составления уравнения плоскости через координаты трех точек плоскости и с помощью матрицы, даются азы теории матриц) и практическую часть (разбор задач С2 ЕГЭ по математики).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_koordinat.zip | 297.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод координат в решении задач С2
Во многих стереометрических задачах С2, связанных с нахождением расстояния между скрещивающимися прямыми, расстояния между прямой и плоскостью или угла между прямой и плоскостью, угла между плоскостями бывает сложно найти правильное геометрическое решение. Не раз отмечали и наши эксперты по проверке работ ЕГЭ, что применение метода координат дает больше положительных результатов.
Немного теоретических и практических навыков приобретают наши ученики в курсе стереометрии 11 класса, где мы учим их определять координаты точки в пространстве, рассматриваем координаты векторов, находим углы между векторами через скалярное произведение в координатах. Готовя наших учеников к ЕГЭ, мы понимаем, что, к сожалению, мало уроков отводится на изучение геометрии и материала наших учебников явно недостаточно. Благо, сейчас кроме справочников большие возможности нам предоставляет интернет, где очень много информации различного рода: от статей до видеоуроков.
Прежде всего, рассматривая задачи на применения метода координат, надо объяснить учащимся, что вводя систему координат для многогранников, направление осей можно выбирать произвольно. Очень удобно это в прямоугольном параллелепипеде или кубе, сложнее в призмах и пирамидах, основаниями которых служит не прямоугольник.
Задача 1
Найти угол между прямыми АВ1 и ВС1 в кубе АВСDА1В1С1D1.
Решение
Введем систему координат с центром в точке В.
В(0;0;0;), А(1;0;0), В1(0;0;1), С1(0;1;1)
Угол между прямыми АВ1 и ВС1 можно рассмотреть как угол между направляющими векторами АВ1 и ВС1. Тогда cos α = |( АВ1,ВС1)|
|АВ1|·|ВС1|
АВ1{-1;0;1}, ВС1{0;1;1}
cos α = -1·0 + 0·1 + 1·1 = 1
√(-1)²+0²+1² ·√0²+1²+1² 2 т. е. α = 60°.
При решении задач методом координат на вычисление угла между прямой и плоскостью или угла между плоскостями необходимо составлять уравнение плоскости, проходящей через три точки.
Уравнение плоскости имеет вид: , где , , и – числовые коэффициенты.
Пусть нам нужно написать уравнение плоскости, которая проходит через точки , и .
Так как точки принадлежат плоскости, то при подстановке их координат в уравнение плоскости, мы получим верные равенства.
Так как у нас три точки, мы должны получить систему из трех уравнений с четырьмя неизвестными. Преобразуем уравнение, разделив обе его части на число . Получим:
Мы можем переписать это уравнение в виде:
Внимание! Если плоскость проходит через начало координат, то d=0.
Чтобы найти коэффициенты А, В и С, подставим координаты точек , и в уравнение плоскости .
Получим систему уравнений:
Решив ее, мы найдем значения коэффициентов А, В и С.
Величина двугранного угла измеряется величиной соответствующего линейного угла. Пусть наши плоскости и заданы уравнениями:
:
:
Косинус угла между плоскостями находится по формуле, похожей на формулу косинуса угла между векторами:
В ответе мы записываем , так как величиной угла между плоскостями называется величина меньшего двугранного угла.
Задача 2
В правильной четырехугольной призме АВСDА1В1С1D1 со стороной основания 12 и высотой 21 на ребре АА1 взята точка М так, что АМ = 8 см. На ребре ВВ1 взята точка K так, что ВК = 8 см. Найдите угол между плоскостью D1MK и плоскостью CC1D.
Сделаем чертеж. Введем систему координат с началом в точке А1. Составим уравнения плоскостей D1MK и CC1D.
D1MK: D1(0;12;0), M(0;0;21-8), K(12;0;8)
Подставим координаты точек в уравнение плоскости :
Отсюда: , ,
Подставим найденные коэффициенты в уравнение плоскости:
Чтобы избавиться от дробных коэффициентов, умножим обе части уравнения плоскости на . Получим уравнение плоскости D1MK:
(а1 = 5, b1 = 13, c = 12).
Аналогично составляем уравнение плоскости CC1D: С(12;12;21), С1(12;12;0), D(0;12;0).
12А + 12В + 21С + 1 = 0, С = 0
12А + 12В + 1 = 0, А = 0
12В + 1 =0 В = - 1/12
-1/12 у + 1 =0 или у – 12 = 0 (а2 = 0, b2 = 1, с2 = 0)
соs φ = _|5·0 + 13·1 + 12·0|_ = _13_ = 1 φ = 45°.
√52+132+122 · √02+12+02 13√2 √2
Уравнение плоскости можно составить с помощью матрицы, точнее вычисления ее определителя. Для этого необходимо познакомить учащихся с азами теории матриц.
Матрица – это прямоугольная таблица чисел, состоящая из m одинаковой длины строк или n одинаковой длины столбцов.
В общем виде матрицу размером m×n записывают так
Нам необходимо показать, как вычислять определитель матрицы второго порядка - число, получаемое следующим образом:
и определитель матрицы третьего порядка: .
Уравнение плоскости, проходящей через точки , и получим из определителя
х – х1 у- у1 z – z1
х2 – х1 у2 - у1 z2 – z1 = 0
х3 – х1 у3- у1 z3 – z1 где х, у, z – переменные величины.
Приравнивая к нулю значение определителя матрицы, и получается уравнение плоскости.
Задача 3
В правильной треугольной призме все ребра равны 1. Найти косинус угла между плоскостями АСВ1 и А1ВС1.
Введем систему координат, например, с
началом в точке А. Тогда А(0;0;0), В(1;0;0),
А1(0;0;1), В1(1;0;1).
Сложнее найти координаты точек С и С1.
Т.к. угол в основании треугольника 60°, то
ось у не совпадает с АС.
Рассмотрим отдельно треугольник АВС в
х координатной плоскости ху: АВ = 1, хс = ½,
ус = √3/2.
Т.о. С(1/2, √3/2; 0), С1(1/2, √3/2; 1).
Составим уравнение плоскости АСВ1 и плоскости А1ВС1.
АСВ1: А(0;0;0), В1(1;0;1), С(1/2, √3/2; 0)
x-0 у-0 z-0
1-0 0-0 1-0 = 0
½-0 √3/2-0 0-0
x· 0 1 - y· 1 1 + z· 1 0 = x·(0-√3/2)-y·(0-½) +z·(√3/2-0)
√3/2 0 ½ 0 ½ √3/2
-√3/2x +½y+√3/2 z = 0 , т.е. коэф. А=-√3/2, В=½, С=√3/2
Вектор нормали плоскости АСВ1 n1(-√3/2; ½; √3/2).
А1ВС1: А1(0;0;1), В(1;0;0), С1(1/2, √3/2; 1)
x-0 у-0 z-1
1-0 0-0 0-1 = 0
½-0 √3/2-0 1-1
x· 0 -1 - y· 1 -1 +z· 1 0 =x·(0+√3/2)-y·(0+½) +z·(√3/2-0)
√3/2 0 ½ 0 ½ √3/2
√3/2x -½y+√3/2 z = 0 , т.е. коэф. А=√3/2, В=-½, С=√3/2
Вектор нормали плоскости А1СВ1 n2(√3/2; -½; √3/2)
Угол между плоскостями рассмотрим как угол между векторами- нормалями к каждой плоскости (т.е. векторами перпендикулярными плоскостям), которые имеют координаты, равные коэффициентам а, b, c в уравнениях плоскостей.
α = (n1, n2) и косинус между векторами-нормалями вычисляется через скалярное произведение векторов:
cos α = |( n1, n1)|
|n1|·|n1|
Основные этапы: ввести систему координат, составить через три точки уравнения плоскостей, их коэффициенты использовать для вычисления косинуса угла между плоскостями.
Много других различных задач можно решить методом координат: найти расстояние между прямой и плоскостью, расстояние между прямыми и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примеры решения стереометрических задач методом координат.
Примеры решения стереометрических задач методом координат. При нахождении угла...
Разработка урока по геометрии в 11 классе "Метод координат при решении стереометрических задач"
Обобщается метод координат для нахождения углов в пространстве. Рассматриваются различные подходы к решению некоторых задач....
Решение стереометрических задач методом координат.
Материал для подготовки к ЕГЭ по математике профильного уровня. Рассматриваются необходимые теоретические материалы и решение основных типов задач. Предлагаются задачи для самостоятельного решения. Ма...
решение стереометрических задач методом координат
решение задач№14 из ЕГЭ...
Программа внеурочной деятельности "Практикум решения стереометрических задач". Пропедевтика стереометрических знаний на примере качественных стереометрических задач.
Всем известная трудность в изучении стереометрии, возникающая у учащихся 10 классов, в значительной степени объясняется низким уровнем развитием их пространственных представлений. Ученики теряю...
Практическое занятие: ПРИМЕНЕНИЕ ВЕКТОРОВ И МЕТОДА КООРДИНАТ К РЕШЕНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
При вычислениях надо использовать инженерный калькулятор...
Применение метода координат при решении стереометрических задач ЕГЭ
Очень часто задачи из курса стереометрии сложны и вызывают затруднения у учащихся. Некоторые виды задач рекомендую решать с помощью метода координат. Характерной особенностью метода координат явл...