ОБРАЗНО-ПРОЕКТОРНЫЙ АСПЕКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОМЕТРИИ
методическая разработка по геометрии (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_konfer.docx | 644.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗНО-ПРОЕКТОРНЫЙ АСПЕКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОМЕТРИИ
Голуб Т.В., учитель математики
ГБОУ «ЭШИ Арктика», г. Нерюнгри
Начиная преподавать геометрию, я столкнулись с проблемой научного обоснования понятий и представлений геометрических элементов на уроках, в результате которой возникают сложности с практическим применением знаний в ходе решения задач.
Вследствие этого была разработана оригинальная методика преподавания математики, учитывающая ментальные особенности детей. Основу этой методики составляет образно – проекторный аспект преподавания геометрии. Моя задача - помочь учащимся научиться применять научные знания в национальном творчестве, бытовой деятельности и культурологическом развитии. Отсюда и было выбрано общее направление – формирование математической культуры. Иными словами – я преследую цель не просто научить детей решать задачи и успешно справляться с заданиями ЕГЭ, но и использовать полученные знания в повседневной жизни. Здесь как бы устанавливается обратная связь: математическая картина мира – образная картина мира детей народов Севера. В этом я вижу практическую значимость своей методики преподавания.
Математика и математическая культура – понятия не тождественные. Математика – это прежде всего научные знания, культура же включает в себя эти знания, но не исчерпывается ими. Термин математическая культура используется для того чтобы отметить, каким образом личность взаимодействует с таким знанием, как математика, и как математика может влиять на структуру и внутренний мир личности. Понятие математической культуры значительно шире, чем просто система математических знаний, умений и навыков.
В старших классах средней школы оперирование геометрическими образами на основе дидактически обоснованного выбора используемых видов и форм наглядности часто необоснованно полностью вытесняется использованием лишь терминов и знаков, которые в сознании многих учащихся не сопоставляются ни с какими образами. Вместе с тем, геометрическая составляющая естественнонаучной картины мира - эффективное средство развития и систематизации индивидуальных совокупностей геометрических образов, имеющихся у старшеклассников.
Наложение научного понятия на образно - метафорическое, мифологическое создает синтез и интерпретацию восприятия мира в новом измерении. При этом происходит пересечение основных констант различных дисциплин – и естественнонаучного, и гуманитарного цикла - геометрии, физики, астрономии, географии, русского языка. Это способствует реализации нового направления в педагогике – метапредметности, обеспечивающего установление междисциплинарных связей.
В рамках общей программы возрождения исследование мировоззрения народов Севера в таком ракурсе является актуальным и новым.
Вследствие этого, при преподавании материала по математике в школах для малочисленных народов Севера необходимо следовать следующему алгоритму, который можно сопоставить с видами учебной деятельности, предлагаемыми В.П. Беспалько:
- Рассмотрение геометрической составляющей окружающего мира. (деятельность по узнаванию - ученический уровень)
- Рассмотрение соответственных объектов в национальной картине мира (деятельность по решению типовых задач – алгоритмический уровень).
- Изучение языковой картины мира, языковое воплощение объектов окружающего мира (деятельность по поиску решения – творческий уровень).
- Нахождение точек соприкосновения научной и национальной картин мира (деятельность, связанная с выбором действий – эвристический уровень).
При использовании данной методики, мной используются следующие методы работы:
- Метод нахождения внешних соответствий;
- Ассоциативный метод.
Мной предлагаются обобщённые результаты с использованием данной методики, которые оказались далеко не однозначными для каждого представителя малочисленного народа. Результаты такой работы показали, что дети, оторванные от родной среды и большую часть жизни, прожившие вне влияния своей культуры, имеют отличный ассоциативный ряд от детей, впервые столкнувшихся с константами математической культуры. Однако это не способствует полному исчезновению наивных у них представлений об окружающей среде.
Геометрические константы. | Национальная картина Пури – запасный крытый лабаз. мира | Провода на столбах Художественный образ |
a α a || α (прямая параллельна плоскости) |
|
|
b α a || b (две параллельных прямых в плоскости) a |
Киглэл – лыжи – голицы (без меха). | Скамейка. |
α a ┴ α (прямая перпендикулярна к плоскости) | Сона - дымовое отверстие | Высотный кран |
β α α ┴ β (перпендикулярность двух плоскостей) | Нэку – кладовая на сваях. | Ноутбук |
a a ┴ b (перпендикулярность двух прямых) b | Сэвэк – ритуальный столб.
| Гвоздь вбит в стену |
КОНУС | Таломадю – берестяной чум. | Свет фонаря вертолета |
ЦИЛИНДР
| Талума мулинкикэн – орнаментирован ное ведерко | Патрон |
Кроме нахождения точек соприкосновения окружающего мира с научной картиной мира вашему вниманию предлагаются на рассмотрение на уроках геометрии задачи с использованием национально – регионального компонента. Проведенное мной исследование, позволяет учащимся сделать геометрические построения к задачам, используя художественное изображение знакомых им традиционных жилищ и хозяйственных построек. Для решения задачи им не трудно будет сопоставить элементы из чертежа с элементами из художественного образа. Для развития ассоциативного мышления, я так же предлагаю учащимся такие задачи составлять самим.
ЗАДАЧА № 1 | ЗАДАЧА № 2 |
Найдите площадь боковой поверхности сэвэк, если известно, что диаметр оснований цилиндров равен 36см, высота всего сэвэк 170 см, а высота большего цилиндра равна 85 см. Площадь осевого сечения усеченного конуса 135 см 2 , его меньший радиус 9см, а образующая 15см.
| Сколько квадратных метров ровдуги пойдет на обивку цилиндроконического чума, зная, что высота цилиндрической части 3м, длина жерди 1,5м, а диаметр 4м, если на швы необходимо добавить 2,5% площади ее боковой поверхности. |
Таким образом, такой подход к преподаванию геометрии учитывает следующие психолого-педагогические факторы:
- Не нарушается основополагающая картина мира детей народов Севера, более того, она принимает обоснованный структурированный вид, что является наиболее эффективным использованием знаний на практике.
- Развивается образное и ассоциативное мышление, а также умение абстрагировать объекты окружающего мира, что способствует развитию научной картины мира и нахождению констант математической культуры.
- Посредством обоснования образных представлений научными терминами восполняются лексические пробелы в системе самого эвенкийского или эвенского языка, что позволяет разработать новый цикл метопредметных занятий.
- Личностно-ориентированный подход в преподавании геометрии основан на ментальности учащихся.
Всё перечисленное способствует формированию математической культуры у детей малочисленных народов Севера.
Диагностические результаты.
- Основные положения данной методики я внедряю в поуручную деятельность при разработке практических занятий;
- Теоретическая основа предлагаемой методики разрабатывается самими учениками, при этом они активно вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность. Учащимися школы были написаны такие исследовательские работы:
- Мифологическая картина мира народов Севера с позиции ее математического осмысления, 2009 - 2010 г.
- Интерпретация гербовой символики якутских населённых пунктов в свете геометрических представлений народов Севера, 2010 – 2011 г.
Перспективы работы:
- Выявление математических констант и рассмотрение их с помощью образов;
- Проведение работы в формировании культуры математической картины мира через образы;
- Составление мини-словаря, в качестве методического пособия для изучение научной математической терминологии и активизации использования эвенкийских слов;
- Продолжить написание научно-исследовательских работ в рамках данной темы. Нахождение математических представлений в фольклоре Северных народов и их значимости актуальность в современном мире.
Список использованной литературы.
Ермак, Е. А. / Геометрическая составляющая естественнонаучной картины мира старшеклассников : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02.- СПб., 2005. - 254 с.
- Корнилов, О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2003. - 349 с.
- Окунева О. А. / О проблемах формирования математической культуры будущих менеджеров: Дис. …канд. Пед. Наук: 13.00.08. - Астрахань, 2009. - 162 с.
- Пикунова, З.Н. / Картинный словарь эвенкийского языка: Пособие для учащихся нач.кл. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1999. – 191 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический аспект в преподавании русского языка и литературы
Данный материал будет полезен педагогу-словеснику.Он позволяет проводить уроки,обогащая ученика не только лингвистическими знаниями,но прививает основы экологического воспитания школьника....
Экологический аспект в преподавании русского языка и литературы
Данный материал будет полезен педагогу-словеснику.Он позволяет проводить уроки,обогащая ученика не только лингвистическими знаниями,но прививает основы экологического воспитания школьника....
Экологический аспект в преподавании русского языка и литературы
Данный материал будет полезен педагогу-словеснику.Он позволяет проводить уроки,обогащая ученика не только лингвистическими знаниями,но и прививая основы экологического воспитания....
Краеведческие аспекты в преподавании географии
В статье даны практические рекомендации использования различных методов и приемов введение элементов краевединия в преподовании основных курсов физической и экономической географии с 6 по 11 классы. С...
Лингвострановедческий аспект в преподавании иностранных языков
Статья о лингвострановедческом аспекте в преподавании иностранных языков....
Валеологический аспект в преподавании иностранного языка
Статья посвящена проблемам валеологии при обучении английскому языку....
Положительные аспекты в преподавании технике квиллинг детям
Из опыта работы педагога дополнительного образования...