Краеведческие аспекты в преподавании географии
статья по географии по теме

В статье даны практические рекомендации использования различных методов и приемов введение элементов краевединия в преподовании основных курсов физической и экономической географии с 6 по 11 классы. Статья обосновывает необходимость введения элементов краеведения в урок как один из ресурсов развития современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kaevedenie.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 94 с углубленным изучением информатики Выборгского района

Краеведческие аспекты в преподавании географии

Печенина Т.М., учитель высшей категории

г.Санкт-Петербург- 2012

В последнее время в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. Интерес к краеведению продиктован объективными потребностями общества, необходимостью формировать личности гражданина, бережно относящегося к природным и социально культурным ценностям своей Родины. В Санкт-Петербурге краеведческое образование принимает особую значимость. Наш город является центром мировой и отечественной культуры, что предоставляет человеку огромные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного совершенствования.

Вследствие указанных причин в Санкт-Петербурге краеведение стало одним из компонентов обязательного образования.

Изучение географии своего края предусмотрено в заключительном разделе курса Физической географии 6 класса (3 часа). На первом уроке учащиеся работают по атласу Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Хорошо использовать групповые формы с элементами игры. Класс заранее делится на группы (картографы, геоморфологи, геологи, климатологи, гидрологи, ботаники, зоологи). Каждая группа получает опережающее задание: подобрать дополнительный материал. На втором уроке учащиеся выступают с сообщениями. Подводя итоги в совместной беседе, мы закрепляем полученные знания и выбираем команды победительницы, по следующим параметрам (полнота и четкость изложения материала, наглядность и занимательность, организованность и сотрудничество). Домашнее задание: поговорить с родителями об их работе и хозяйственной деятельности. Следующий урок проходит в форме беседы. Учащиеся с удовольствием рассказывают о работе родных. Подводя итоги, мы приходим к выводу, что жители Санкт-Петербурга заняты или в промышленности или в непроизводственной сфере  или работают на транспорте. Хорошо записывать на доске все перечисленные профессии.

Программой в 6-ом и в 7-ом классах предусмотрены экскурсии в природу, динамические наблюдения. Проведение экскурсии в природу углубляет и расширяет знания о своем крае, помогает формированию умений грамотно вести себя в природе. Экскурсии проводится в Озерках. Используется форма работы в группах.

Изучение географии своего края предусмотрено программой в заключительном разделе курса 8-го класса – 8 часов («Природа России») и 9-го класса – 8 часов («География населения и хозяйство России»). Содержание этого раздела и требования к знаниям и умениям учащихся четко определены программой.

Расширение знаний о родном крае предполагается через использование краеведческого принципа преподавания школьной географии. Он предусматривает изучение материала на основе дидактического правила: от известного к неизвестному; от близкого к далекому. Поэтому при изучении каждой темы необходимо использовать материал о своем крае, проводя сравнения с известными объектами и явлениями для объяснения процессов, происходящих в природе и обществе. Так, при изучении рельефа России, можно предложить учащимся охарактеризовать форму рельефа Ленинградской области. Учащиеся, используя наблюдения на экскурсиях и знания из предыдущих курсах, характеризуют поверхность нашего рая, как холмистую равнину с горизонтально залегающими пластами горных пород. Закрепляется понятие «устойчивый участок земной коры» - «платформа». По картам устанавливается, часть какой платформы занимает наш край, по рисунку рассматривается ее строение. Учитель объясняет закономерности размещения древних платформ на территории России и взаимосвязи внутреннего строения рельефа и полезных ископаемых. В заключение учащимся предлагается доказать это наличием полезных ископаемых в нашем крае, связанных с платформой (используя атлас Ленинградской области).

Одной из наиболее трудных тем в 8-ом классе является климат России и связанные с ним понятия «циклон» и «антициклон». При изучении факторов формирования климата России учащимся предлагается составить образное описание типичной для Санкт-Петербурга погоды в разное время года. В описание необходимо включить географические характеристики: температуру, влажность, облачность, характер осадков, направление и силу ветра. Используя собственные наблюдения, художественную литературу, климатическую карту, учащиеся без труда выполняют задание. Описание погодных условий, столь одинаковых и повторяющихся из года в год по неволе выведет школьников к вопросу об определенных закономерностях, формирующих климат Санкт-Петербурга. Разобраться в этом им помогут знания по физике. Следствием столкновения различных по температуре и влажности воздушных масс является образование вихревых потоков воздуха с типичной для этого механизма циркуляцией воздуха погодой: неустойчивость, ветреность, повышенная влажность, сравнительно высокие температуры зимой и низкие летом. Так на основе краеведческого принципа формируется понятие «циклон», «атмосферный фронт», «антициклон» - важнейшие факторы образования климата России.

По климатической карте учащиеся устанавливают территории России, где возможна аналогичная ситуация с циркуляцией воздушных масс и особенностями погоды.

При этом у школьников формируется умение анализировать географические явления пространственно. Накопление материала по краеведению может быть продолжено и при закреплении пройденного материала и на уроках обобщения знаний. Обязательно следует организовать самостоятельные работы учащихся по картам атласа. В теме «Рельеф, геологическое строение, полезное ископаемое» можно предложить следующие задание: используя географические знания по теме, карты атласа, охарактеризуйте и объясните особенности рельефа, наличие и размещение полезных ископаемых Ленинградской области. Ответы занесите в таблицу№1.

Особенности рельефа (форма, средняя, максимальная высота, характер поверхности)

Тектоническое строение

Геологическое строение

Преобладающие полезные ископаемые

Рельеф образующие процессы

Таблица №1

В теме «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы» можно предложить следующее задание: сравнить природу и особенности хозяйственного освоения Ленинградской области с севером Западно-Сибирской или Среднесибирской равнины. Сведения занести в таблицу №2:

Компоненты сравнения

Ленинградская область

Западно-Сибирская равнина (Среднесибирское плоскогорье)

тип климата

средняя температура зимы

средняя температура лета

осадки

испаряемость

коэффициент увлажнения

форма рельефа

тип почвы

природная зона

заболоченность, %

вечная мерзлота, %

землетрясения

ресурсы

хозяйственное освоение

использование земель

мелиорация

Таблица №2

Вывод: какая территория наиболее благоприятна для освоения; что привлекает и что затрудняет освоение территории?

Также можно предложить задание, используя географические знания, карты атласа, оцените экологическую ситуацию своего региона. Ответы внесите в таблицу №3.

Виды хозяйственной деятельности

Экологические последствия

Таблица №3

Таким образом, изучение природы России дает возможность формировать знания об особенностях природы своего края.

При изучении физико-географических стран постоянно следует использовать прием сравнения выделение общих черт и черт различия природы изучаемых территорий и природы Ленинградской области. Этот же прием целесообразно использовать в курсе экономической географии 10-го класса, постоянно сравнивая изучаемые страны с Россией.

В 9-ом классе, изучая географию населения и хозяйства России, учащиеся получают знания о трудовых ресурсах, их влияние на развитие хозяйства Петербургского региона, его отраслевом составе, рассматривают проблемы, характерные для крупного промышленного узла.

Приведем примеры вопросов и заданий для школьников по теме «География межотраслевых комплексов в России» с использованием краеведческого материала:

1. По картам атласа определить состав отраслей по производству конструкционных материалов в Петербургском регионе. Какие экологические проблемы с этим связаны?

2. Составить схемы отраслевого состава машиностроительного комплекса нашего региона. С какими факторами это связано? Какие из них наиболее перспективны, почему?

3. По картам атласа определить и объяснить состав АПК Ленинградской области.

4. Сравнить и объяснить черты сходства и различия в составе хозяйства Санкт-Петербурга и Владивостока.

Так же, как и в курсе физической географии задания по краеведению целесообразно давать при закреплении и обобщении материала по теме.

Ученики 9-ых классов ежегодно выезжают на пятичасовую автобусную экскурсию по Выборгскому району. Предварительно они получают задание по выбору:

1. Составить перечень объектов, которые посетили во время экскурсии и список великих людей, чья жизнь была связана с Выборгским районом.

2. Написать сочинение на тему «Что нового я узнал о своем районе».

3. Сделать фотоальбом, путеводитель.

4. Снять фильм.

Разно-уровневые задания позволяют вовлечь всех детей в активное восприятие экскурсии. Учащиеся, как правило, бывают потрясены обилием исторических и культурных памятников на территории Выборгского района.

Не менее интересны экскурсии в район Шувалово-Озерки. Собранные материалы обработаны старшеклассниками с помощью компьютерных технологий.

По договоренности с администрацией Лесотехнической Академии ученикам нашей школы проводятся экскурсии по дендро парку, в музей насекомых, птиц и животных. На экскурсии особое внимание уделяется видам, распространенным на территории Ленинградской области. Так же по договоренности с администрацией Горного Института школьники посещали его уникальные музеи. Где на экскурсии внимание акцентировалось на Ленинградской области.

Я придерживаюсь принципа: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и со своими учениками выезжаю на автобусные экскурсии в Саблино, Выборг, Линдуловскую рощу, Петродворец, Кронштадт, Пулковскую обсерваторию, тематические экскурсии по городу и т.д. Всегда стараюсь максимально полно использовать образовательный потенциал Петербурга.

В нашей школе проводятся факультативы по краеведению по 1 часу в неделю для учащихся 8-х и 9-х классов. Программа курса 8-го класса «Петербург – наследник мировых цивилизаций» позволяет закрепить знания учащихся о культурном наследии древнего мира и средних веков на примере родного города и, главное, показать бесценность культурного богатства Петербурга, вобравшего в себя лучшие достижения мировых цивилизаций.

Программа раскрывает роль петербургских ученых в научном исследовании в богатейшем наследии прошлого: петербургских мастеров.

Программа курса 9-го класса «География Санкт-Петербурга и Ленинградской области» позволяет узнать особенности физико- и экономико-географического положения, основные этапы заселения территории; численность, состав, размещение, традиции населения; главные отрасли хозяйства, их сырьевую и энергетическую базу, экономические связи; важнейшие памятники природы и культуры; административные деления; главные источники экологического загрязнения окружающей среды.

Вся краеведческая работа, безусловно, способствует формированию активной жизненной позиции, экологического мышления, патриотических чувств и чувства личной ответственности за судьбу своего края.


Практическая работа №1, 6-ой класс

Содержание: составление плана местности способом маршрутной съемки, изучение форм поверхности ознакомление с водами, их использования и охраны.

Место проведение экскурсии: Озерки.

Срок проведения экскурсии: сентябрь – октябрь.

Цель экскурсии:

  1. Сформировать представление о рельефе своей местности и горных породах слагаемых ее.
  2. Ознакомить учащихся с процессами, изменяющими рельеф.
  3. Изучить особенности озера.
  4. Воспитать у учащихся бережное отношение к природе. Доказать необходимость охраны водоемов и рельефа, используемых в процессе хозяйственной деятельности людей.
  5. Развить и выработать практические умения: ориентирование на местности, составление плана местности способом маршрутной глазомерной съемки, зарисовка и описание объектов, оценивать влияние хозяйственной деятельности людей на природный комплекс и его компоненты, предложения возможных мер по их охране.
  6. Обучить приемам работы в группе.

ЗАДАНИЕ I

Вычертить схематический план маршрута от школы к Озеркам с помощью глазомерной съемки.

ПЛАН:

1. Адрес школы;

2. Отмечать расстояния и азимуты следования между точками остановок;

(расстояния между остановками определяются на глаз или по времени, а азимут – по компасу)

3. Отмечать названия улиц следования;

4. Отмечать с помощью условных знаков объекты вдоль маршрутов следования.

ЗАДАНИЕ II

1. C помощью самодельного нивелира определить относительную глубину котловины озера;

2. С помощью эклиметра определить крутизну склонов котловины;

3. Сделать описание рельефа места экскурсии (рисунки, фотографии). Какие формы поверхности наблюдаются? Куда стекает вода?

4. Какие горные породы слагают местность?

ЗАДАНИЕ III

Изучение озера:

1. Измерить ширину и длину озера (по времени или шагами);

2. С помощью компаса определить азимут и направление, в котором озеро вытянуто;

3. На лодочной станции выяснить глубину озера, его размеры, историю возникновения;

4. Описать хозяйственное использование озера;

5. Описать экологическую ситуацию (рисунки, фотографии);

6. Предложить возможные меры по его охране.


Практическая работа №2, 6-ой класс

Содержание: наблюдение и описание отдельных природных объектов, выявление взаимосвязей природных компонентов. Воздействие человека на природные комплексы.

Место проведение экскурсии: Озерки.

Срок проведения экскурсии: май.

Цель экскурсии:

  1. Начать формирование и представлений о природном комплексе и его компонентах;
  2. Сравнивая природные комплексы найти их различия, которые обусловлены рельефом;
  3. Установить, как повлияла деятельность человека на природный комплекс, и какие меры по его охране необходимо предпринять;
  4. Продолжить формирование навыков работы в группах.

ЗАДАНИЕ I

Составить описание природного комплекса озерной котловины.

ЗАДАНИЕ II

Описание природного комплекса вершины холма.

ЗАДАНИЕ III

Описание природного комплекса между холмами.

ПЛАН описания природного комплекса к заданиям I, II, III:

1. Положения участка относительно уреза воды озера;

2. Характер поверхности, его влияния на другие компоненты ПК;

3. Горные породы, слагаемые участок местности;

4. Почва (название), ее увлажнение, температура поверхностного слоя;

5. Нагревание и освещение данного участка по сравнению с другими ПК;

6. Виды растительности;

7. Животные;

8. Как используется участок местности людьми;

9. Ваши предложения по охране этого ПК?

Практическая работа № 3

Содержание: Выявление связей между компонентами природного комплекса, обусловленных различиями в получении тепла и влаги; описание природного комплекса с выявлением его особенностей и характера воздействия на него человека; отражение результатов наблюдения в таблице. Составление простейшего плана местности, на котором изучается ПК.

Место проведение экскурсии Озерки.

Задачи экскурсии:

1. Выявить взаимосвязи между компонентами ПК:

    а) между геологическим строением, рельефом, степенью увлажнения и нагревания и растительностью;

    б) между горными породами, почвами и растительностью.

2.Сделать описание ПК с выявлением его особенностей и характера воздействия на него человека.

4.Закрепить умение составлять простейший план.

5.Продолжить раскрытие мировоззренческих идей о взаимосвязи природы и общества.

Объекты наблюдения: ПК вершины холми, ПК понижения между холмами, ПК озерной котловины.

Содержание задания

1

Географическое положение характеризующее участок (по отношению к школе, климатическому поясу и поясу освещенности, урезу воды озера)

2

Рельеф (форма и элемент, экспозиция склона, куда понижается, микроформы и т.д.)

3

Горные породы слагающие местность.

4

Увлажнение почвы (степень поверхностного увлажнения – нормальное, избыточное, недостаточное ; глубина залегание грунтовых вод)

5

Почвы (тип почвы и ее механический состав, название и мощность горизонтов)

6

Растительность (название растительной группировки и ее описание).

7

Животные (птицы, земноводные, насекомые).

8

Хозяйственное использование участка и его изменения

9

Рекомендуемые природоохранные мероприятия

10

Как геологическое строение, рельеф, степень нагревания и увлажнения повлияли на состав растительности и животного мира?

Раскрыть взаимосвязи между горными породами, почвами и растительностью.

11

Полярная съемка плана участка

Таблица №4

            ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМАМ «ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ПОЧВЫ»

Задачи и цели урока:

Закрепить знания по темам и определить уровень знаний.

Продолжить формировать умения работать в группах, с картами атласа, настенными картами, дополнительными источниками знаний, составлять схемы ответов, с типовыми планами, а так же  навыки публичных выступлений и участия в дискуссии. Расширить знания о природе своего края.

 

ХОД УРОКА.

Класс делиться на 4 команды. Две команды дублируют друг друга.

Заранее ученики получают задание подобрать материал по краеведению по теме урока, подготовить варианты планов, схем ответа и тестов контроля.

Оценка деятельности по 5-и бальной системе.

На уроке используются атласы Ленинградской области.

Результаты ответов фиксируются командирами в паспорте команды.

Ф.И.

Полнота ответа

Логичность ответа

Дополнения

Тест

Диктант терминов

Штраф

Итоговая

оценка

Таблица №5

КАРТОЧКА № 1.

1 Дайте характеристику внутренних вод России. Какие причины объясняют их особенности?

   Дайте оценку водных ресурсов России.

2. Расскажите о внутренних водах Ленинградской области. Опишите и объясните их особенности. Дайте оценку водных ресурсов.

КАРТОЧКА № 2.

1.Дайте характеристику почв России. Какие причины объясняют их разнообразие и особенности? Дайте оценку почвенных ресурсов России.

2. Расскажите о почвах Ленинградской области. Опишите и объясните их особенности.

    Перечислите виды мелиорации, которые целесообразно проводить в Ленинградской области, объясните свой ответ. Дайте оценку почвенных ресурсов Ленинградской области.

ДИКТАНТ

1.Перепад высот между истоком устьем. (Падение)

2.Регулярный подьем уровня воды в реке. (Половодье)

3.Улучшение свойств земель. (Мелиорация)

4.Естественное скопление льда, обладающие самостоятельным движением. (Ледник)

5.Особое природное тело, результат взаимодействия живой и неживой природы. (Почва)

6.Отношение падения реки к ее длине.(Уклон)

7.Восстаповление свойств земель. (Рекультивация)

8.Участка суши, избыточно увлажненные. (Болото)

9.Способность почвы образовывать комочки. (Структура)

10.Поведение реки в течение года. (Режим)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам ФГОС" Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель географии и экономики МКОУ СОШ № 251 Г. Фокино Приморского края

В презентации рассматриваются требования к результатам обучения ФГОС начальных классов, а в соответствии и та база знаний, с которыми прийдёт ученик изучать географию и какие проблемы могут возникнуть...

Краеведческий подход в преподавании географии

В работе обобщен опыт работы с использованием краеведческого материала в преподавании географии, как в начальной, так и в средней школе, а так же внеклассной работе....

Краеведческий подход в преподавании географии.Тезисы выступления на августовской конференции.

Тезисы выступления на августовской конференции учителей г.Самары - 31.08.2012г....

Краеведческий аспект преподавания биологии

Проблема преподавания биологии на качественно новом уровне особенно остро встаёт в современном мире, когда рождающийся человек получает планету огромным количеством экологических проблем, и от него за...

Методическое пособие " Эколого-экономические аспекты в преподавании географии России"

Пособие  содержит подробные  разработки  уроков  с  экологической  направленностью  по  географии  России....

Краеведческий аспект при изучении географии

Статья по обмену опытом о том, как на уроках географии изучать свой край, нашу Смоленскую область...