Краеведческие аспекты в преподавании географии
статья по географии по теме
В статье даны практические рекомендации использования различных методов и приемов введение элементов краевединия в преподовании основных курсов физической и экономической географии с 6 по 11 классы. Статья обосновывает необходимость введения элементов краеведения в урок как один из ресурсов развития современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaevedenie.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 94 с углубленным изучением информатики Выборгского района
Краеведческие аспекты в преподавании географии
Печенина Т.М., учитель высшей категории
г.Санкт-Петербург- 2012
В последнее время в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. Интерес к краеведению продиктован объективными потребностями общества, необходимостью формировать личности гражданина, бережно относящегося к природным и социально культурным ценностям своей Родины. В Санкт-Петербурге краеведческое образование принимает особую значимость. Наш город является центром мировой и отечественной культуры, что предоставляет человеку огромные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного совершенствования.
Вследствие указанных причин в Санкт-Петербурге краеведение стало одним из компонентов обязательного образования.
Изучение географии своего края предусмотрено в заключительном разделе курса Физической географии 6 класса (3 часа). На первом уроке учащиеся работают по атласу Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Хорошо использовать групповые формы с элементами игры. Класс заранее делится на группы (картографы, геоморфологи, геологи, климатологи, гидрологи, ботаники, зоологи). Каждая группа получает опережающее задание: подобрать дополнительный материал. На втором уроке учащиеся выступают с сообщениями. Подводя итоги в совместной беседе, мы закрепляем полученные знания и выбираем команды победительницы, по следующим параметрам (полнота и четкость изложения материала, наглядность и занимательность, организованность и сотрудничество). Домашнее задание: поговорить с родителями об их работе и хозяйственной деятельности. Следующий урок проходит в форме беседы. Учащиеся с удовольствием рассказывают о работе родных. Подводя итоги, мы приходим к выводу, что жители Санкт-Петербурга заняты или в промышленности или в непроизводственной сфере или работают на транспорте. Хорошо записывать на доске все перечисленные профессии.
Программой в 6-ом и в 7-ом классах предусмотрены экскурсии в природу, динамические наблюдения. Проведение экскурсии в природу углубляет и расширяет знания о своем крае, помогает формированию умений грамотно вести себя в природе. Экскурсии проводится в Озерках. Используется форма работы в группах.
Изучение географии своего края предусмотрено программой в заключительном разделе курса 8-го класса – 8 часов («Природа России») и 9-го класса – 8 часов («География населения и хозяйство России»). Содержание этого раздела и требования к знаниям и умениям учащихся четко определены программой.
Расширение знаний о родном крае предполагается через использование краеведческого принципа преподавания школьной географии. Он предусматривает изучение материала на основе дидактического правила: от известного к неизвестному; от близкого к далекому. Поэтому при изучении каждой темы необходимо использовать материал о своем крае, проводя сравнения с известными объектами и явлениями для объяснения процессов, происходящих в природе и обществе. Так, при изучении рельефа России, можно предложить учащимся охарактеризовать форму рельефа Ленинградской области. Учащиеся, используя наблюдения на экскурсиях и знания из предыдущих курсах, характеризуют поверхность нашего рая, как холмистую равнину с горизонтально залегающими пластами горных пород. Закрепляется понятие «устойчивый участок земной коры» - «платформа». По картам устанавливается, часть какой платформы занимает наш край, по рисунку рассматривается ее строение. Учитель объясняет закономерности размещения древних платформ на территории России и взаимосвязи внутреннего строения рельефа и полезных ископаемых. В заключение учащимся предлагается доказать это наличием полезных ископаемых в нашем крае, связанных с платформой (используя атлас Ленинградской области).
Одной из наиболее трудных тем в 8-ом классе является климат России и связанные с ним понятия «циклон» и «антициклон». При изучении факторов формирования климата России учащимся предлагается составить образное описание типичной для Санкт-Петербурга погоды в разное время года. В описание необходимо включить географические характеристики: температуру, влажность, облачность, характер осадков, направление и силу ветра. Используя собственные наблюдения, художественную литературу, климатическую карту, учащиеся без труда выполняют задание. Описание погодных условий, столь одинаковых и повторяющихся из года в год по неволе выведет школьников к вопросу об определенных закономерностях, формирующих климат Санкт-Петербурга. Разобраться в этом им помогут знания по физике. Следствием столкновения различных по температуре и влажности воздушных масс является образование вихревых потоков воздуха с типичной для этого механизма циркуляцией воздуха погодой: неустойчивость, ветреность, повышенная влажность, сравнительно высокие температуры зимой и низкие летом. Так на основе краеведческого принципа формируется понятие «циклон», «атмосферный фронт», «антициклон» - важнейшие факторы образования климата России.
По климатической карте учащиеся устанавливают территории России, где возможна аналогичная ситуация с циркуляцией воздушных масс и особенностями погоды.
При этом у школьников формируется умение анализировать географические явления пространственно. Накопление материала по краеведению может быть продолжено и при закреплении пройденного материала и на уроках обобщения знаний. Обязательно следует организовать самостоятельные работы учащихся по картам атласа. В теме «Рельеф, геологическое строение, полезное ископаемое» можно предложить следующие задание: используя географические знания по теме, карты атласа, охарактеризуйте и объясните особенности рельефа, наличие и размещение полезных ископаемых Ленинградской области. Ответы занесите в таблицу№1.
Особенности рельефа (форма, средняя, максимальная высота, характер поверхности) | Тектоническое строение | Геологическое строение | Преобладающие полезные ископаемые | Рельеф образующие процессы |
Таблица №1
В теме «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы» можно предложить следующее задание: сравнить природу и особенности хозяйственного освоения Ленинградской области с севером Западно-Сибирской или Среднесибирской равнины. Сведения занести в таблицу №2:
Компоненты сравнения | Ленинградская область | Западно-Сибирская равнина (Среднесибирское плоскогорье) |
тип климата | ||
средняя температура зимы | ||
средняя температура лета | ||
осадки | ||
испаряемость | ||
коэффициент увлажнения | ||
форма рельефа | ||
тип почвы | ||
природная зона | ||
заболоченность, % | ||
вечная мерзлота, % | ||
землетрясения | ||
ресурсы | ||
хозяйственное освоение | ||
использование земель | ||
мелиорация |
Таблица №2
Вывод: какая территория наиболее благоприятна для освоения; что привлекает и что затрудняет освоение территории?
Также можно предложить задание, используя географические знания, карты атласа, оцените экологическую ситуацию своего региона. Ответы внесите в таблицу №3.
Виды хозяйственной деятельности | Экологические последствия |
Таблица №3
Таким образом, изучение природы России дает возможность формировать знания об особенностях природы своего края.
При изучении физико-географических стран постоянно следует использовать прием сравнения выделение общих черт и черт различия природы изучаемых территорий и природы Ленинградской области. Этот же прием целесообразно использовать в курсе экономической географии 10-го класса, постоянно сравнивая изучаемые страны с Россией.
В 9-ом классе, изучая географию населения и хозяйства России, учащиеся получают знания о трудовых ресурсах, их влияние на развитие хозяйства Петербургского региона, его отраслевом составе, рассматривают проблемы, характерные для крупного промышленного узла.
Приведем примеры вопросов и заданий для школьников по теме «География межотраслевых комплексов в России» с использованием краеведческого материала:
1. По картам атласа определить состав отраслей по производству конструкционных материалов в Петербургском регионе. Какие экологические проблемы с этим связаны?
2. Составить схемы отраслевого состава машиностроительного комплекса нашего региона. С какими факторами это связано? Какие из них наиболее перспективны, почему?
3. По картам атласа определить и объяснить состав АПК Ленинградской области.
4. Сравнить и объяснить черты сходства и различия в составе хозяйства Санкт-Петербурга и Владивостока.
Так же, как и в курсе физической географии задания по краеведению целесообразно давать при закреплении и обобщении материала по теме.
Ученики 9-ых классов ежегодно выезжают на пятичасовую автобусную экскурсию по Выборгскому району. Предварительно они получают задание по выбору:
1. Составить перечень объектов, которые посетили во время экскурсии и список великих людей, чья жизнь была связана с Выборгским районом.
2. Написать сочинение на тему «Что нового я узнал о своем районе».
3. Сделать фотоальбом, путеводитель.
4. Снять фильм.
Разно-уровневые задания позволяют вовлечь всех детей в активное восприятие экскурсии. Учащиеся, как правило, бывают потрясены обилием исторических и культурных памятников на территории Выборгского района.
Не менее интересны экскурсии в район Шувалово-Озерки. Собранные материалы обработаны старшеклассниками с помощью компьютерных технологий.
По договоренности с администрацией Лесотехнической Академии ученикам нашей школы проводятся экскурсии по дендро парку, в музей насекомых, птиц и животных. На экскурсии особое внимание уделяется видам, распространенным на территории Ленинградской области. Так же по договоренности с администрацией Горного Института школьники посещали его уникальные музеи. Где на экскурсии внимание акцентировалось на Ленинградской области.
Я придерживаюсь принципа: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и со своими учениками выезжаю на автобусные экскурсии в Саблино, Выборг, Линдуловскую рощу, Петродворец, Кронштадт, Пулковскую обсерваторию, тематические экскурсии по городу и т.д. Всегда стараюсь максимально полно использовать образовательный потенциал Петербурга.
В нашей школе проводятся факультативы по краеведению по 1 часу в неделю для учащихся 8-х и 9-х классов. Программа курса 8-го класса «Петербург – наследник мировых цивилизаций» позволяет закрепить знания учащихся о культурном наследии древнего мира и средних веков на примере родного города и, главное, показать бесценность культурного богатства Петербурга, вобравшего в себя лучшие достижения мировых цивилизаций.
Программа раскрывает роль петербургских ученых в научном исследовании в богатейшем наследии прошлого: петербургских мастеров.
Программа курса 9-го класса «География Санкт-Петербурга и Ленинградской области» позволяет узнать особенности физико- и экономико-географического положения, основные этапы заселения территории; численность, состав, размещение, традиции населения; главные отрасли хозяйства, их сырьевую и энергетическую базу, экономические связи; важнейшие памятники природы и культуры; административные деления; главные источники экологического загрязнения окружающей среды.
Вся краеведческая работа, безусловно, способствует формированию активной жизненной позиции, экологического мышления, патриотических чувств и чувства личной ответственности за судьбу своего края.
Практическая работа №1, 6-ой класс
Содержание: составление плана местности способом маршрутной съемки, изучение форм поверхности ознакомление с водами, их использования и охраны.
Место проведение экскурсии: Озерки.
Срок проведения экскурсии: сентябрь – октябрь.
Цель экскурсии:
- Сформировать представление о рельефе своей местности и горных породах слагаемых ее.
- Ознакомить учащихся с процессами, изменяющими рельеф.
- Изучить особенности озера.
- Воспитать у учащихся бережное отношение к природе. Доказать необходимость охраны водоемов и рельефа, используемых в процессе хозяйственной деятельности людей.
- Развить и выработать практические умения: ориентирование на местности, составление плана местности способом маршрутной глазомерной съемки, зарисовка и описание объектов, оценивать влияние хозяйственной деятельности людей на природный комплекс и его компоненты, предложения возможных мер по их охране.
- Обучить приемам работы в группе.
ЗАДАНИЕ I
Вычертить схематический план маршрута от школы к Озеркам с помощью глазомерной съемки.
ПЛАН:
1. Адрес школы;
2. Отмечать расстояния и азимуты следования между точками остановок;
(расстояния между остановками определяются на глаз или по времени, а азимут – по компасу)
3. Отмечать названия улиц следования;
4. Отмечать с помощью условных знаков объекты вдоль маршрутов следования.
ЗАДАНИЕ II
1. C помощью самодельного нивелира определить относительную глубину котловины озера;
2. С помощью эклиметра определить крутизну склонов котловины;
3. Сделать описание рельефа места экскурсии (рисунки, фотографии). Какие формы поверхности наблюдаются? Куда стекает вода?
4. Какие горные породы слагают местность?
ЗАДАНИЕ III
Изучение озера:
1. Измерить ширину и длину озера (по времени или шагами);
2. С помощью компаса определить азимут и направление, в котором озеро вытянуто;
3. На лодочной станции выяснить глубину озера, его размеры, историю возникновения;
4. Описать хозяйственное использование озера;
5. Описать экологическую ситуацию (рисунки, фотографии);
6. Предложить возможные меры по его охране.
Практическая работа №2, 6-ой класс
Содержание: наблюдение и описание отдельных природных объектов, выявление взаимосвязей природных компонентов. Воздействие человека на природные комплексы.
Место проведение экскурсии: Озерки.
Срок проведения экскурсии: май.
Цель экскурсии:
- Начать формирование и представлений о природном комплексе и его компонентах;
- Сравнивая природные комплексы найти их различия, которые обусловлены рельефом;
- Установить, как повлияла деятельность человека на природный комплекс, и какие меры по его охране необходимо предпринять;
- Продолжить формирование навыков работы в группах.
ЗАДАНИЕ I
Составить описание природного комплекса озерной котловины.
ЗАДАНИЕ II
Описание природного комплекса вершины холма.
ЗАДАНИЕ III
Описание природного комплекса между холмами.
ПЛАН описания природного комплекса к заданиям I, II, III:
1. Положения участка относительно уреза воды озера;
2. Характер поверхности, его влияния на другие компоненты ПК;
3. Горные породы, слагаемые участок местности;
4. Почва (название), ее увлажнение, температура поверхностного слоя;
5. Нагревание и освещение данного участка по сравнению с другими ПК;
6. Виды растительности;
7. Животные;
8. Как используется участок местности людьми;
9. Ваши предложения по охране этого ПК?
Практическая работа № 3
Содержание: Выявление связей между компонентами природного комплекса, обусловленных различиями в получении тепла и влаги; описание природного комплекса с выявлением его особенностей и характера воздействия на него человека; отражение результатов наблюдения в таблице. Составление простейшего плана местности, на котором изучается ПК.
Место проведение экскурсии Озерки.
Задачи экскурсии:
1. Выявить взаимосвязи между компонентами ПК:
а) между геологическим строением, рельефом, степенью увлажнения и нагревания и растительностью;
б) между горными породами, почвами и растительностью.
2.Сделать описание ПК с выявлением его особенностей и характера воздействия на него человека.
4.Закрепить умение составлять простейший план.
5.Продолжить раскрытие мировоззренческих идей о взаимосвязи природы и общества.
Объекты наблюдения: ПК вершины холми, ПК понижения между холмами, ПК озерной котловины.
№ | Содержание задания | |
1 | Географическое положение характеризующее участок (по отношению к школе, климатическому поясу и поясу освещенности, урезу воды озера) | |
2 | Рельеф (форма и элемент, экспозиция склона, куда понижается, микроформы и т.д.) | |
3 | Горные породы слагающие местность. | |
4 | Увлажнение почвы (степень поверхностного увлажнения – нормальное, избыточное, недостаточное ; глубина залегание грунтовых вод) | |
5 | Почвы (тип почвы и ее механический состав, название и мощность горизонтов) | |
6 | Растительность (название растительной группировки и ее описание). | |
7 | Животные (птицы, земноводные, насекомые). | |
8 | Хозяйственное использование участка и его изменения | |
9 | Рекомендуемые природоохранные мероприятия | |
10 | Как геологическое строение, рельеф, степень нагревания и увлажнения повлияли на состав растительности и животного мира? Раскрыть взаимосвязи между горными породами, почвами и растительностью. | |
11 | Полярная съемка плана участка |
Таблица №4
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМАМ «ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ПОЧВЫ»
Задачи и цели урока:
Закрепить знания по темам и определить уровень знаний.
Продолжить формировать умения работать в группах, с картами атласа, настенными картами, дополнительными источниками знаний, составлять схемы ответов, с типовыми планами, а так же навыки публичных выступлений и участия в дискуссии. Расширить знания о природе своего края.
ХОД УРОКА.
Класс делиться на 4 команды. Две команды дублируют друг друга.
Заранее ученики получают задание подобрать материал по краеведению по теме урока, подготовить варианты планов, схем ответа и тестов контроля.
Оценка деятельности по 5-и бальной системе.
На уроке используются атласы Ленинградской области.
Результаты ответов фиксируются командирами в паспорте команды.
№ | Ф.И. | Полнота ответа | Логичность ответа | Дополнения | Тест | Диктант терминов | Штраф | Итоговая оценка |
Таблица №5
КАРТОЧКА № 1.
1 Дайте характеристику внутренних вод России. Какие причины объясняют их особенности?
Дайте оценку водных ресурсов России.
2. Расскажите о внутренних водах Ленинградской области. Опишите и объясните их особенности. Дайте оценку водных ресурсов.
КАРТОЧКА № 2.
1.Дайте характеристику почв России. Какие причины объясняют их разнообразие и особенности? Дайте оценку почвенных ресурсов России.
2. Расскажите о почвах Ленинградской области. Опишите и объясните их особенности.
Перечислите виды мелиорации, которые целесообразно проводить в Ленинградской области, объясните свой ответ. Дайте оценку почвенных ресурсов Ленинградской области.
ДИКТАНТ
1.Перепад высот между истоком устьем. (Падение)
2.Регулярный подьем уровня воды в реке. (Половодье)
3.Улучшение свойств земель. (Мелиорация)
4.Естественное скопление льда, обладающие самостоятельным движением. (Ледник)
5.Особое природное тело, результат взаимодействия живой и неживой природы. (Почва)
6.Отношение падения реки к ее длине.(Уклон)
7.Восстаповление свойств земель. (Рекультивация)
8.Участка суши, избыточно увлажненные. (Болото)
9.Способность почвы образовывать комочки. (Структура)
10.Поведение реки в течение года. (Режим)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческий компонент в преподавании географии в школе
Курсовая работа по географии...
Презентация по теме "Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам ФГОС" Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель географии и экономики МКОУ СОШ № 251 Г. Фокино Приморского края
В презентации рассматриваются требования к результатам обучения ФГОС начальных классов, а в соответствии и та база знаний, с которыми прийдёт ученик изучать географию и какие проблемы могут возникнуть...
Краеведческий подход в преподавании географии
В работе обобщен опыт работы с использованием краеведческого материала в преподавании географии, как в начальной, так и в средней школе, а так же внеклассной работе....
Краеведческий подход в преподавании географии.Тезисы выступления на августовской конференции.
Тезисы выступления на августовской конференции учителей г.Самары - 31.08.2012г....
Краеведческий аспект преподавания биологии
Проблема преподавания биологии на качественно новом уровне особенно остро встаёт в современном мире, когда рождающийся человек получает планету огромным количеством экологических проблем, и от него за...
Методическое пособие " Эколого-экономические аспекты в преподавании географии России"
Пособие содержит подробные разработки уроков с экологической направленностью по географии России....
Краеведческий аспект при изучении географии
Статья по обмену опытом о том, как на уроках географии изучать свой край, нашу Смоленскую область...