Методическя разработка квлендарно-тематичесокого планировнаия по геометрии 11 класс Атанасян и др.
календарно-тематическое планирование по геометрии (11 класс) на тему
Подробно составлено календарно-тематическое планировнаие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovngaie__54_ch._geometriya_11_kl.docx | 76.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 11 класса лицейского ГОУ ЦО №173 составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)общего образования по математике (2004 г.);
- примерной программы среднего (полного) общего образования по математике 10-11 классы /Т.А. Бурмистровой/ (2006г.), рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации;
- перечня научно-методической и учебной литературы на 2011-2012 уч. год.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и примерной программы, дает распределение учебных часов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике .
Уровень программы: базовый
Класс: 11 лицейский
Год разработки: 2011г.
Срок реализации: 1 год – 2011/2012 учебный год
Программа рассчитана на 54 ч (1,5 часа в неделю), в том числе контрольных работ – 3.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, контрольных и самостоятельных работ.
Для реализации рабочей программы используется
учебно-методический комплект учителя:
- Геометрия: учеб, для 10—11 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004-2009.
- Зив Б.Г. Геометрия: Дидактический. материалы для 11 кл. — М.: Просвещение, 2004—2009.
- Зив Б.Г., В.М. Мейлео, А.Г. Баханский Задачи по геометрии 7-11 кл.
- Изучение геометрии в 10-11 кл: метод, рекомендации: кн. для учителя / [ С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов, и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2009
учебно-методический комплект ученика:
- Геометрия: учеб, для 10—11 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004-2010
- Зив Б.Г. Геометрия: Дидактический. материалы для 11 кл. — М.: Просвещение, 2004—2009.
- Зив Б.Г., В.М. Мейлео, А.Г. Баханский Задачи по геометрии 7-11 кл.
Цель изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор мирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изу чение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Задачи изучения:
изучить понятия вектора;
развить пространственные представления и изобразительные умения; освоить основные факты и методы стереометрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
овладеть символическим языком математики, выработать формально-оперативные математические умения и научиться применять их к решению геометрических задач;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как
важнейших средствах математического моделирования реальных
процессов и явлений.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, фронтальные.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, контрольная работа, зачёт.
Технические средства обучения
Компьютер
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава . Метод координат в пространстве(10 часов).
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами точек. Простейшие задачи в координатах. Угол между векторами. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос.
Контрольная работа №1по теме «Векторы»
Знать:
понятие прямоугольной системы координат в пространстве;
понятие координат вектора в прямоугольной системе координат;
понятие радиус-вектора произвольной точки пространства;
формулы координат середины отрезка, длины вектора через его координаты, расстояние между двумя точками;
понятие угла между векторами;
понятие скалярного произведения векторов;
формулу скалярного произведения в координатах;
свойства скалярного произведения;
понятие движения пространства и основные виды движения.
Уметь:
строить точки в прямоугольной системе координат по заданным её координатам и находить координаты точки в заданной системе координат;
выполнять действия над векторами с заданными координатами;
доказывать, что координаты точки равны соответствующим координатам её радиус-вектора, координаты любого вектора равны разностям соответствующих координат его конца и начала;
решать простейшие задачи в координатах;
вычислять скалярное произведение векторов и находить угол между векторами по их координатам;
вычислять углы между прямыми и плоскостям;
строить симметричные фигуры.
Глава Цилиндр, конус и шар(10 часов).
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усечённый конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости Касательная плоскость к сфере .Площадь сферы.
Контрольная работа №2 по теме «Цилиндр, конус и шар»
Знать:
понятие цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов(боковая поверхность, основания, образующие, ось, высота, радиус;
формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра;
понятие конической поверхности, конуса и его элементов(боковая поверхность, основание, вершина, образующая, ось, высота), усечённого конуса;
формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей конуса и усечённого конуса;
понятия сферы, шара и их элементов(центр, радиус, диаметр);
уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат;
взаимное расположение сферы и плоскости;
теоремы о касательной плоскости к сфере;
формулу площади сферы.
Уметь:
решать задачи на вычисление боковой и полной поверхностей цилиндра;
решать задачи на вычисление боковой и полной поверхностей конуса и усечённого конуса;
решать задачи на вычисление площади сферы.
Глава Объёмы тел (14 часов).
Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. Объём прямой призмы. Объём цилиндра. Вычисление объёмов тел с помощью определенного интеграла. Объём наклонной призмы. Объём пирамиды. Объём конуса. Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Площадь сферы.
Контрольная работа №3 по теме «Объёмы тел »
Знать:
понятие объёма, основные свойства объёма;
формулы нахождения объёмов призмы, в основании которой прямоугольный треугольник и прямоугольного параллелепипеда;
правило нахождения прямой призмы;
что такое призма, вписана и призма описана около цилиндра;
формулу для вычисления объёма цилиндра;
способ вычисления объёмов тел с помощью определённого интеграла, основную формулу для вычисления объёмов тел;
формулу нахождения объёма наклонной призмы;
формулы вычисления объёма пирамиды и усечённой пирамиды;
формулы вычисления объёмов конуса и усечённого конуса;
формулу объёма шара;
определения шарового слоя, шарового сегмента, шарового сектора, формулы для вычисления их объёмов;
формулу площади сферы.
Уметь:
Объяснять, что такое объём тела, перечислять его свойства и применять эти свойства в несложных ситуациях;
применять формулы нахождения объёмов призмы при решении задач;
решать задачи на вычисления объёма цилиндра;
воспроизводить способ вычисления объёмов тел с помощью определённого интеграла;
применять формулу нахождения объёма наклонной призмы при решении задач;
решать задачи на вычисление объёмов пирамиды и усечённой пирамиды;
применять формулы вычисления объёмов конуса и усечённого конуса при решении задач
применять формулу объёма шара при решении задач;
различать шаровой слой, сектор, сегмент и применять формулы для вычисления их объёмов в несложных задачах;
применять формулу площади сферы при решении задач.
Обобщающее повторение. Решение задач( 20 часов).
Угол между касательной и хордой. Две теоремы об отрезках связанных с окружностью. Углы с вершинами внутри и вне круга. Вписанный и описанный четырехугольник. Теоремы о медиане. Теорема о биссектрисе треугольника. Формулы площади треугольника. Формула Герона.
Многогранники. Метод координат в пространстве.
Цилиндр, конус и шар.
Знать:
основные определения и формулы, изученные в курсе геометрии.
Уметь:
применять формулы при решении задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 11 классе
В результате изучения курса геометрии 11 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-тематический план
№ п/п | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
| Кол-во часов | Лекции | Контрольные работы |
1 | Метод координат в пространстве. Векторы в пространстве | 10 | 2 | 1 |
2 | Цилиндр, конус и шар. | 10 | 3 | 1 |
3 | Объёмы тел. | 14 | 3 | 1 |
4 | Обобщающее повторение. Решение задач. | 20 | ||
Всего | 54 | 8 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
Геометрия 11 класс Л.С. Атанасян и др.
1,5 часа в неделю, всего 54 часов.
№ п\п | Наименование темы | Кол-во часов |
Глава . Метод координат в пространстве | 10 | |
1 | Прямоугольная система координат в пространстве | 1 |
2 | Координаты вектора | 1 |
3 | Связь между координатами векторов и координат точек. Простейшие задачи в координатах. | 1 |
4 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 |
5 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 |
6 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | 1 |
7 | Контрольная работа №1 | 1 |
8 | Центральная, осевая, зеркальная симметрия | 1 |
9 | Параллельный перенос | 1 |
10 | Обобщающий урок по теме: «Метод координат в пространстве» | 1 |
Глава Цилиндр, конус, шар | 10 | |
11-12 | Цилиндр | 2 |
13-14 | Конус. Усеченный конус | 2 |
15-18 | Сфера | 4 |
Контрольная работа № 2 по теме «Цилиндр, конус, шар» | 1 | |
20 | Обобщающий урок по теме: «Цилиндр, конус и шар» | 1 |
Глава Объемы тел | 14 | |
21 | Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда | 1 |
22 | Объем прямой призмы основанием которой является прямоугольный треугольник. | 1 |
23 | Объем прямой призмы | 1 |
24 | Объем цилиндра | 1 |
25 | Решение задач | 1 |
26 | Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла | 1 |
27 | Объем наклонной призмы | 1 |
28 | Объем пирамиды | 1 |
29 | Объем конуса | 1 |
30 | Объем шара | 1 |
31 | Объем шар. сегмента, шар.сектора и шар.слоя | 1 |
32 | Площадь сферы | 1 |
33 | Контрольная работа № 3 по теме «Объемы тел» | 1 |
34 | Обобщающий урок по теме: «Объемы тел» | 1 |
Обобщающее повторение | 20 | |
35 | Угол между касательной и хордой | 1 |
36 | Угол между касательной и хордой | 1 |
37 | Две теоремы об отрезках связанных с окружностью | 1 |
38 | Углы с вершинами внутри и вне круга. | 1 |
39 | Вписанный четырехугольник. | 1 |
40 | Вписанный четырехугольник. | 1 |
41 | Описанный четырехугольник | 1 |
42 | Описанный четырехугольник | 1 |
43 | Теорема о медиане | 1 |
44 | Теорема о медиане | 1 |
45 | Теорема о биссектрисе треугольника | 1 |
46 | Теорема о биссектрисе треугольника | 1 |
47 | Формулы площади треугольника | 1 |
48 | Формулы площади треугольника | 1 |
49 | Формула Герона | 1 |
50 | Формула Герона | 1 |
51 | Задача Эйлера | 1 |
52 | Многогранники. Решение задач. | 1 |
53 | Тела вращнния. Решение задач. | 1 |
54 | Обобщающий урок | 1 |
| Итого часов | 54 |
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа № 1 «Метод координат в пространстве»
Вариант №1.
10. Найдите координаты вектора , если А(5; -1; 3), В(2; -2; 4).
20. Даны векторы {3; 1; -2}, {1; 4; -3}. Найдите .
3. Дан куб АВСDА1В1С1D1. Найдите угол между прямыми АD1 и ВМ, где М – середина ребра DD1.
4. Вычислите скалярное произведение векторов и , если .
Вариант №2
10. Найдите координаты вектора , если А(6; 3; -2), В(2; 4; -5).
20. Даны векторы {5; -1; 2}, {3; 2; -4}. Найдите .
3. Дан куб АВСDА1В1С1D1. Найдите угол между прямыми АС и DС1.
4. Вычислите скалярное произведение векторов и , если .
Контрольная работа № «Цилиндр, конус и шар»
Вариант №1.
10. Осевое сечение цилиндра – квадрат. Площадь основания цилиндра равна. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
20. Высота конуса равна 6см. Угол при вершине осевого сечения равен .
а) Найти площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми равен .
б) Найти площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 2р. Через конец диаметра проведена плоскость под углом к нему. Найдите длину линии пересечения сферы этой плоскостью.
Вариант №2
10. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 4см. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
20. Радиус основания конуса равен 6см, а образующая наклонена к плоскости основания под углом .
а) Найти площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми равен .
б) Найти площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 4р. Через конец диаметра проведена плоскость под углом к нему. Найдите площадь сечения шара этой плоскостью.
Контрольная работа № 3 «Объёмы тел»
Вариант №1.
10. Диаметр шара равен высоте конуса, образующая которого составляет с плоскостью основания угол . Найдите отношение объёмов конуса и шара.
20. Объём цилиндра равен , площадь его осевого сечения . Найдите площадь сферы, описанной около цилиндра.
3. В конус вписана пирамида. Основанием пирамиды служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2р, а прилежащий угол равен . Боковая грань пирамиды, проходящая через данный катет, составляет с плоскостью основания угол . Найдите объём конуса.
Вариант №2.
10.В конус, осевое сечение которого есть правильный треугольник, вписан шар. Найдите отношение площади сферы к площади боковой поверхности конуса.
20. Диаметр шара равен высоте цилиндра, осевое сечение которого есть квадрат. Найдите отношение объёмов шара и цилиндра.
3. В цилиндр вписана призма. Основанием призмы служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2р, а прилежащий угол равен . Диагональ большей боковой грани призмы составляет с плоскостью её основания угол . Найдите объём цилиндра.
В каждой контрольной работе кружочком отмечены задания, соответствующие уровню обязательной подготовки.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Список литературы:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 10–11 классы, к учебному комплексу для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
- Геометрия: учеб, для 10—11 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2009.
- Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы для 11 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.
- О преподавании математики в 2010/2011 учебном году. Методическое письмо. Под ред. Ященко И.В., Семенова А.В. (2010, 240с.)
Дополнительная литература:
- Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
- Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2009.
Интернет-ресурс
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
5. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
7. www.shomtaya.ucoz.ru/ Персональный сайт - Шомахова Таисия Исмаиловна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дополнительные главы к изучению геометрии в 8 классе в свете концепции ФГОС.
Данный материал представляет собой попытку внести в содержание геометрии метапредметный компонент « Исследовательская деятельность, доказательства и аргументация», развивать универсальные учебные дейс...
Методические разработки по теме "Треугольники" по геометрии для 7 класса
В этом материале имеются вопросы к зачету, первый признак равенства треугольников, медиана и высоты, второй и третий признак равенства треугольников, кроссворд, тест, самостоятельная работа...
Методическая разработка для учителей математики по геометрии "Использование зачетных работ по геометрии для повторения изученного материала"
В этой разработке предлагаются вопрсы и задачи для учащихся по геометрии для повторения изученной главы. Цель: проверка знаний и умений в простой и доступной форме, повторение пройденного перед контро...
Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы по геометрии «Площадь» 8 класс
Геометрия –один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве, для развития пространственного воображения и интуиции, математическ...
Методическая разработка урока популярных знаний по геометрии в 8 классе "Золотая капель"
Урок популярных знаний "Золотая капель" по теме "Подобие" был дан в рамках предметной недели с целью популяризации математических знаний и является продуктом учебно-информационного проекта "Золо...
Методическая разработка раздела учебной программы по геометрии: тема «Треугольники», 7 класс (защита на 1 категорию)
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов...
Методическая разработка урока "Луч и угол" 7 класс геометрия к УМК Атанасян и др.
Методическая разработка урока "Луч и угол" 7 класс геометрия к УМК Атанасян и др....