Методическая разработка раздела учебной программы по геометрии: тема «Треугольники», 7 класс (защита на 1 категорию)
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии; развить логическое мышление и речь – умения логически обосновать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать словесный, символический, графический языки математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Одна из важнейших задач школы состоит в том, чтобы привить учащимся умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, политической и другой информации. Поэтому необходимо давать им не простую сумму знаний, а их систему.
В данной работе представлена методическая разработка второй главы по теме «Треугольники», представлена система уроков по данной теме (учебник «Геометрия 7-9 кл», авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.), рассмотрены теоретические основы построения урока обобщения и систематизации, разработан урок такого типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyovina_g.e._-_metodicheskaya_razrabotka_temy_treugolniki.doc | 1.34 МБ |
prezentatsiya_dlya_zashchity-lyovina_ge.ppt | 2.35 МБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Одна из важнейших задач школы состоит в том, чтобы привить учащимся умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, политической и другой информации. Поэтому необходимо давать им не простую сумму знаний, а их систему .
В данной работе представлена методическая разработка второй главы по теме «Треугольники», представлена система уроков по данной теме, рассмотрены теоретические основы построения урока обобщения и систематизации, разработан урок такого типа. Учебник «Геометрия 7-9 кл», авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.
Специфика восприятия и освоения учебного материала Геометрия в 7 классе изучается с первой четверти. Основные геометрические понятия и свойства геометрических фигур вводятся на основе наглядных представлений (зрительное восприятие) учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 5-6 классов геометрических фактов. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме (слуховое восприятие). Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.
Цели и задачи раздела Цель: изучить признаки равенства треугольников и сформировать умения у школьников доказывать равенство треугольников, находить длины сторон и меры углов треугольников; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки. Задачи: 1. Познавательная : а) ввести понятие теоремы; б) выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; в) ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки. 2. Развивающая : а) интеллектуальное развитие, т.е. формирование ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления; б) формирование элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений способности к преодолению трудностей. 3. Воспитательная : развить пространственные представления и изобразительные умения для эстетического воспитания учащихся.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы Ученик применяет: - приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии; решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир). Ученик знает : - определение треугольника и его элементов - определение теоремы - теоремы о первом, втором и третьем признаках равенства треугольников - определение перпендикуляра к прямой и теорему о нем - определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника - определение равнобедренного треугольника и его свойства - определение окружности; хорды, радиуса и диаметра окружности - определение дуги окружности - определение круга - задачи: о построении угла, равного данному; о построении биссектрисы угла; о построении перпендикулярных прямых; о построении середины отрезка. Ученик умеет: - пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира - изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи - вычислять значения геометрических величин (длин, углов) - решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними - проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя различные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.
Формы организации деятельности учащихся Образовательные технологии: - проблемное обучение, - развивающее обучение, - репродуктивное обучение. Формы деятельности: - индивидуальная, - групповая, - фронтальная. Методы: а) опроса: устный, самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, диктант; б) сообщения нового материала: рассказ, беседа, эвристическая беседа, дискуссия, проблемное изложение, диспут; в) закрепления: упражнение, задача, графическая работа, повторение, обобщение.
Система знаний Общенаучные знания и законы Знания из определенной научной области Фундаментальные знания из конкретной предметной области Треугольник Перпендикуляр к прямой Медиана Биссектриса Высота Равные фигуры Построение прямой Построение отрезка Построение окружности Признаки равенства треугольников Свойства равнобедренного треугольника
Система деятельности - Познавательная : а) мыслительные операции (анализ, синтез, аналогия, обобщение); б) постановка проблемы; в) выдвижение гипотезы; г) интуиция и озарение; д) построение причинно-следственных связей. - Преобразующая: а) постановка проблемных и наводящих вопросов; б) постановка проблемы нахождения и доказательства равенства треугольников; в) графический и логический методы решения задач. - Общеучебная деятельность: а) организация учебного места: учебник, тетрадь, чертежные инструменты б) способы поиска информации: анализ текста в) навыки общения: монолог, диалог, дискуссия г) методы взаимообучения: работа в группе, взаимооценка, самооценка.
Поурочное планирование темы «Треугольники» № п/п Название Количество часов Глава 2. Треугольники. 17+1 п.14 Треугольник 1 п.15 Первый признак равенства треугольников 3 п.16,17 Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника 2 п.18 Свойства равнобедренного треугольника 3 п.19 Второй признак равенства треугольников 2 п.20 Третий признак равенства треугольников 2 п.21-23 Задачи на построение 2 Урок обобщения и систематизации 1 Контрольная работа № 2 1 Анализ ошибок контрольной работы (если требуется) 1
Система уроков по теме «Треугольники» № п/п Тема. Дидактические единицы. Тип (вид) урока. Основные цели 1 Треугольник и его элементы. Равные треугольники. Следствия из определения равных треугольников (урок изучения нового). На основе конкретизации общего определения равных фигур «открыть» определение равных треугольников. Обучать учащихся общелогическим действиям «выведение следствий» и «подведение под понятие». 2 Первый признак равенства треугольников (урок изучения нового). Выявить необходимость нахождения нового способа доказательства равенства треугольников, «открыть» его опытным путем, доказать, усвоить прием «применения» теоремы к решению задач. 3 Первый признак равенства треугольников (комбинированный урок: усвоение теории и решение трех ключевых задач) Выявить основные виды задач на применение первого признака равенства треугольников (ключевые задачи) и способы их решения. 4 Первый признак равенства треугольников (урок отработки решения ключевых задач). Формирование умений решать комплексные задачи по изученному материалу (включая определения и свойства смежных и вертикальных углов). 5 Второй признак равенства треугольников (урок изучения нового). Найти новый способ доказательства равенства треугольников – второй признак. Найти его доказательство по аналогии с первым признаком. 6 Второй признак равенства треугольников (урок отработки решения ключевых задач). Спрогнозировать на основе аналогии с первым признаком виды задач, решаемых с помощью второго признака равенства треугольников. Спрогнозировать на основе аналогии способы их решения.
Система уроков по теме «Треугольники» № п/п Тема. Дидактические единицы. Тип (вид) урока. Основные цели 7 Решение задач на применение первого и второго признака равенства треугольников (урок-практикум: в конце урока – самостоятельная работа контролирующего характера). Формировать умения и навыки в решении задач комплексного характера, в том числе и проблемно-развивающих. 8 Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника (урок изучения нового). Выдвинуть гипотезу о существовании третьего признака равенства треугольников и обосновать необходимость введения новых понятий для проведения его доказательства. 9 Равнобедренный треугольник (урок изучения нового). Выявить опытным путем существование трех видов треугольников в зависимости от соотношения сторон, дать им определения. Найти свойства равнобедренного треугольника. 10 Равнобедренный треугольник (комбинированный урок: усвоение теоремы и решение задач). Формировать умения и навыки в построении, распознавании элементов равнобедренного треугольника и его свойств в применении изученного для решения задач. 11 Третий признак равенства треугольников (урок изучения нового). Найти доказательство третьего признака равенства треугольников и спрогнозировать виды задач на его применение, «проговорить» способы их решения.
Система уроков по теме «Треугольники» № п/п Тема. Дидактические единицы. Тип (вид) урока. Основные цели 12-13 Признаки равенства треугольников (уроки-практикумы). Формировать умения и навыки в решении основных видов задач комплексного характера, в том числе и проблемно-развивающих. 14-15 Задачи на построение (урок решения ключевых задач и их отработки). Осознание учеником нового типа задач (на построение), выявление основных задач на построение, способов их решения, формирование соответствующих умений. 16 Равенство треугольников (урок обобщения и систематизации). Выделить основной теоретический материал темы, установить связи между его компонентами, обобщить основные (ключевые) задачи темы, способы их решения. 17 Контрольная работа. Контроль обобщающего характера по теме.
Разработка урока обобщения и систематизации Тема урока: Равенство треугольников. Тип урока: урок обобщения и систематизации. Цели урока: обобщение и систематизация знаний о треугольнике, о равенстве треугольников; отработка навыков решения задач на равенство треугольников. Задачи урока: - актуализировать опорные знания по теме «Треугольники» - закрепить материал через решение задач по готовым чертежам - совершенствовать навыки решения задач по теме «Признаки равенства треугольников» - способствовать развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения; способствовать повышению активности учащихся на уроке, повышению грамотности устной и письменной речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Треугольник . Виды треугольника. P ∆ABC = AB+BC+AC MN=NK Свойства:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Методическая разработка раздела учебной программы по технологии 6 класс на категорию.
Методическая разработка раздела "технология создания изделий из древесины.элементы машиноведения". Разработка для учителей технологии, сдающих на категорию. Материал представлен по 6 классу....
Методическая разработка раздела учебной программы по технологии 6 класс на категорию.
РАЗРАБОТКА БЛОКА ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ....
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии « Клетка», 10 класс
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии« Клетка», 10 класс...
Презентация " Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка» 10 класс"
Презентация " Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка» 10 класс"...
Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы по геометрии «Площадь» 8 класс
Геометрия –один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве, для развития пространственного воображения и интуиции, математическ...
Методическая разработка раздела учебной программы 7 кл.Тема"Школы в Англии"
В разработке представлен раздел программы "Шолы в Англии"....