Технологическая карта "Урок обобщающего повторения по теме "Южная Америка"
план-конспект урока по географии (7 класс)
Урок является составной частью темы «Южная Америка» и проводится в конце изучения темы.
Цель урока: обобщение, повторение и систематизация знаний по теме «Южная Америка», их применение на практике.
Задачи урока:
Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по изучаемой теме.
Развивающие : развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач.
Воспитывающая: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в паре.
Оборудование и ТСО: ноутбук, экран, проектор, настенные карты – «Физическая карта Южной Америки», презентация «Своя игра».
Рабочие материалы для обучающихся: задания на отдельных листах для станций, контурные карты Южной Америки, маршрутные листы «Высотная поясность», гексы (шестиугольники), смайлики.
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 7
Тема урока: Урок обобщающего повторения по теме «Южная Америка».
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Цель урока: обобщение, повторение и систематизация знаний по теме «Южная Америка», их применение на практике.
Задачи урока:
Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по изученной теме.
Развивающие : развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач.
Воспитывающая: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в паре.
Оборудование и ТСО: ноутбук, экран, проектор, настенные карты – «Физическая карта Южной Америки», презентация «Своя игра».
Рабочие материалы для обучающихся: задания на отдельных листах для станций, маршрутные листы «Высотная поясность», гексы (шестиугольники), смайлики.
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся обобщать и систематизировать информацию и применять имеющиеся знания по теме «Южная Америка» в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач.
Метапредметные:
- регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, формулировать тему и цели урока, оценивать свою работу и работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.
- познавательные: вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Автор учебника: А.И. Алексеев, В.В. Николина,Е.К. Липкина, С.И. Болысов, А.С. Фетисов, Г.Ю. Кузнецова
Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент (1 мин) | Приветствие. Подготовка к основному этапу урока. Сегодня у нас особенный урок. Присутствуют гости и форма проведения урока необычная. Но несмотря на волнение, вы сегодня, в очередной раз докажете, что вы - молодцы. И всё у нас получится! | Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Ребята, какой материк мы с вами изучали на протяжении последних нескольких уроков? (Южная Америка) Сегодня для нашего урока я выбрала в качестве эпиграфа пословицу «Повторенье – мать ученья». Как вы думаете, почему? Какая сегодня будет тема урока? Ответы детей: повторение пройденного материала, закрепление. Мы будем не просто повторять пройденный материал, а применять имеющиеся знания по теме «Южная Америка» при решении различных заданий. Ведь лучшее повторение – это применение. Как вы думаете, какая сегодня цель урока? Целью нашего урока является обобщение, повторение и систематизация полученных знаний и их применение на практике. «Голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет» (Великий русский педагог - К.Д. Ушинский) | Формулируют тему и цель урока |
3 . Актуализация знаний. (2 мин) | А начать я хочу с легенды о вожде индейского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. «Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги»,- говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии». Ребята, почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы? (Идет обсуждение вопроса) Ответ: В Андах с высоты 4500 метров отсутствует растительность, лишь только каменистые пустоши, голые скалы, снега и ледники. А море, которое он видел – возможно, это высокогорное озеро Хорконес, с неповторимым голубоватым оттенком. Учитель: Сегодня каждому из вас предстоит подняться на свою вершину. Перед вами одна из горных вершин (маршрутный лист с горой и высотными поясами). Мы будем путешествовать по высотным поясам этой горы. Высотные пояса - это станции с заданиями, которые вам предстоит выполнить. Оценивать себя будете сами (вписывать в кружок оценку). С каждым выполненным заданием вы поднимаетесь на тысячу метров. И я вам желаю успешно выполнить все задания и оказаться на вершине горы, и пусть в ваших глазах будет сиять победа. И ещё одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь! | Слушают, вспоминают нужную информацию, отвечают на вопрос. Изучают маршрутные листы. |
Обобщение и систематизация знаний. Воспроизведение на новом уровне. Применение знаний и умений в новой ситуации (35 мин) | 1. Станция «Картографическая» Путь всегда начинается с карты. С карты начинаем и мы, проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру береговой линии Южной Америки. На партах лежит контурная карта Южной Америки, на которой цифрами обозначены элементы береговой линии материка. Задание: Написать названия элементов береговой линии Южной Америки; 1. Карибское море 2. Пролив Дрейка 3. Архипелаг Огненная Земля 4. Магелланов пролив 5. Мыс Фроуард 6. Тихий океан 7. Атлантический океан 8 Мыс Гальинас 9.Мыс Париньяс 10. Мыс Кабу-Бранку Самопроверка ( по атласу) Самооценка в маршрутном листе. Поднимаемся на схемах на следующий пояс. 2. Станция «Историческая» Задание «Реставратор». Перед нами фрагмент древней книги, но часть текста утеряна. Ваша задача восстановить содержание утерянного фрагмента. ( на место пропусков вставить слова) Официальным первооткрывателем Америки считается испанский мореплаватель Христофор Колумб. Отправившись через Атлантический океан на запад в поисках морского пути в Индию, он был уверен в том, что, обогнув земной шар, он непременно попадёт в богатую экзотическими товарами страну. Первым, кто заявил, что Христофор Колумб открыл не побережье Азии, а новую часть света был итальянец Америго Веспуччи. И в 1507 году его именем была названа Южная Америка. Впрочем, Христофор Колумб тоже не остался без внимания – его именем названа одна из южно-американских стран – Колумбия. Среди самых первых исследователей Южной Америки был также Александр Гумбольдт. Узнав о том, что испанским мореплавателем были открыты новые земли, туда хлынул поток любителей легкой наживы. Таких людей – захватчиков из Португалии или Испании – называли конкистадорами. (Взаимопроверка) Вопросы: 1. Так почему Америка получила своё название в честь Америго Веспуччи, а не Х. Колумба? 2. Почему коренное население Америки назвали «индейцы»? Самооценка в маршрутном листе. Поднимаемся на схемах на следующий пояс. 3. Станция «По горам да по равнинам» И поговорим мы о рельефе Южной Америки Определение рельефа. Формы рельефа. (горы и равнины)
Вопрос 1. Какие формы рельефа преобладают в Южной Америке? (равнины). Показать на карте. Вопрос 2. Чем можно объяснить преобладание равнинного рельефа? ( Строением земной коры. Большая часть материка расположена на платформе – устойчивом участке земной коры) Вопрос 2. В какой части материка расположены горы? Название, показать на карте, самая высокая точка. Вопрос 3. Почему они здесь образовались? (район столкновения литосферных плит – Тихоокеанской и Южноамериканской) Вопрос 4. Процессы горообразования продолжаются в Андах? Что является доказательством этого? Да, продолжаются. Землетрясения и вулканизм. Вопрос 5. Возможны ли землетрясения и извержения вулканов на равнинах Южной Америки? Нет., т.к. в основании равнин лежит платформа. Вопрос 6. Богата ли Южная Америка полезными ископаемыми? Да, богата. Используя карту атласа, назвать полезные ископаемые.
Самооценка в маршрутном листе. Поднимается на схемах ещё на следующий пояс. 4. Станция «Климатическая» Вопрос 1. Мы с вами привыкли к тому, что у нас на севере холодно, а на юге тепло. А в ЮА в северной или в южной части материка теплее? В северной. А почему? (северная часть - в экваториальном поясе, а южная – в умеренном) Вопрос 2. - Нужен ли нам зонт при посещении этого материка? (Да, на материке Южная Америка выпадает очень много атмосферных осадков). влажный материк? Верно Вопрос 4. Почему Ю.А является самым влажным материком на Земле? Назовите не менее 3-х причин. (Во-первых, основная часть материка находится в экваториальных широтах, где всегда жарко и влажно, вследствие низкого давления и большого испарения, во-вторых, пассаты – ветра, идущие с Атлантического океана приносят на материк много влаги, не имея на своём пути никаких преград – высоких гор, они доходят до предгорий Анд, в – третьих, обильное количество осадков приносят тёплые Гвианское и Бразильское течения, воздух над которыми постоянно влажный, в- четвёртых, западные ветры приносят с Тихого океана влажные воздушные массы на юго-запад материка). Вопрос 5. Мы знаем, что на западном побережье материка находится самая засушливая пустыня в мире? Какая? Атакама. Назовите причины образования этой пустыни (холодное Перуанское течение, Анды задерживают влажные воздушные массы с Атлантического океана, тропический климатический пояс, область высокого атмосферного давления) Вопрос 6. Какая пустыня похожа на пустыню Атакама? Намиб. На каком материке она находится? Африка Вопрос 7. Как бы изменился климат Ю.А, если бы Анды находились на востоке материка? (Анды задерживали бы юго-восточные пассаты с Атлантики, следовательно, восточное побережье было бы сильно увлажнено, в центре и на западном побережье образовались пустыни, из-за воздействия холодного Перуанского течения) Задание. Определите, какому климатическому поясу соответствует климатограмма. Объяснить свой выбор Самооценка в маршрутном листе. Поднимаемся на схемах на следующий пояс. Физкультминутка ( один ученик у доски показывает движения) 5. Станция «Водная» Работа в парах. Задание 1. Вписанный в шестиугольники (гексы) учебный материал по теме «Внутренние воды Южной Америки» раздается учащимся, задача которых – собрать пазл. Прокомментировать: реки – 1-я пара, озёра – 2-я пара.
Маракайбо← Озёра ← Внутренние воды → Реки ↓ ↓ Титикака Амазонка, Парана, Ориноко Маракайбо – уникальное озеро-лагуна – здесь находятся богатейшие месторождения нефти – озеро находится на севере материка – озеро расположено на территории страны Венесуэлы. Титикака – самое высокогорное из крупных судоходных озёр – озеро находится в Андах – озеро находится на границе Перу и Боливии. Амазонка – самая длинная и самая полноводная река в мире – в этой реке есть хищные рыбы пираньи – в этой реке распространена гигантская кувшинка виктория-регия – одно из удивительных явлений в нижнем течении реки – поророка. Парана – река берёт начало на Бразильском плоскогорье – на одном из притоков находится водопад Игуасу – самый крупный приток реки Парагвай – на реке построена одна из крупнейших в мире ГЭС «Итайпу». Ориноко – река берёт начало на Гвианском плоскогорье – на одном из притоков находится самый высокий в мире водопад Анхель – река протекает на севере материка. Задание 2. Показать указанные в шестиугольниках водные объекты на карте. Самооценка в маршрутном листе. Поднимаемся на схемах на следующий пояс. 6. Станция «Флора и фауна» Вопрос 1. Какие природные зоны есть в Южной Америке? Вопрос 2. Какие из них занимают большую площадь? Задание. «Лови ошибку» Найди ошибку в описании природных зон. По обе стороны от экватора простираются постоянно влажные экваториальные леса, которые в Южной Америке называют пампой , по-португальски «лес». Здесь растут гевеи, пальмы, сейба, дынное дерево, лиана, орхидея. А также много кактусов. Животные - обезьяна-ревун, ленивец, муравьед, тапир, ягуар, попугаи, колибри. Влажные экваториальные леса сменяются к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами. Саванны Бразильского плоскогорья называют кампос («равнина»). Здесь распространены саванны с сухолюбивыми травянистыми растениями, кактусами, молочаями. На Оринокской низменности саванны называют «льянос» (ровные). Льянос – это высокотравные саванны с рощами из пальм и акаций. В саванне обитает самая крупная змея в мире – водяной удав анаконда, пекари, муравьеды, броненосцы, ягуары, пумы, страус нанду. На юге материка расположены степи. Степи в Южной Америке называют сельвой. Сельва – это сочетание злаков и разнотравья. И ещё здесь растёт железное дерево «кебрачо» с чрезвычайно твёрдой древесиной. Здесь водятся пампасный олень, лама, нутрия, броненосец, пампасная кошка. Зона полупустынь представлена природной областью – Патагонией. Узкая полоса в пределах тропического климатического пояса на западе занята самой засушливой пустыней в мире Калахари. Самооценка в маршрутном листе. Поднимаемся на схемах на следующий пояс. Чёрный ящик (если будет время) Внимание черный ящик!
7. Станция «Страноведческая» Своя игра (презентация - интерактивная игра) Страны и народы 10 — Как называют коренное население Южной Америки (индейцы) 20 — Как называют потомков испанцев и португальцев (креолы) 30 — Как называют потомков от браков между европейцами и индейцами. (метисы) 40 - Как называют потомков от браков между европейцами и чернокожими африканцами. (мулаты) 50 - Как называют потомков от браков между чернокожими африканцами и индейцами. (самбо) 10 - Узнай страну: Территория этой страны узкой полосой вытянута вдоль побережья Тихого океана. В переводе с индейского название страны означает «снег», «холодно». Столицу назвали в честь покровителя Испании Святого Якова. (Чили) 20 - Страна входит в число самых крупных государств мира по площади и по населению. Государственный язык – португальский. Главный праздник – карнавал (Бразилия) 30 — В этой стране существует праздник День Антарктиды. Название страны на латыни звучит «серебряная». Четверть территории страны занимает зона полупустынь – Патагония (Аргентина) 40 — Эта страна расположена на экваторе. Название страны происходит от латинского слова «уравнивать». Столица названа в честь племен индейцев, которые здесь жили Китос. (Эквадор) 50 — Это страна древнейших цивилизаций. Здесь находится город инков Мачу-Пикчу, изображения животных и геометрических фигур пустыни Наска. Название страны происходит от искажённого индейского слова «биру» – река. (Перу) Самооценка в маршрутном листе. Поднимаемся на схемах на следующий пояс. | Обучающиеся выполняют задания в контурных картах Самопроверка ( по атласу) Дети заполняют пропуски в тексте задания на раздаточных листах. Обмениваются листами. Взаимопроверка. Отвечают на вопросы. Работают у карты. Отвечают на вопросы. Работают с климатограммой. Выполняют движения Работают в парах. Выполняют задание (собирают пазл) Работают у карты. Работают с текстом, исправляют ошибки. Отвечают на вопросы игры. |
8. Рефлексия и оценивание. (4 мин) | Итак, мы преодолели все высотные пояса. Мы на вершине горы. Ребята, я думаю, у вас сформировался образ Южной Америки. И запомнится он вам надолго. Рефлексия Синквейн 1 строка - одно существительное, выражающее главную тему; 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы 3 лицо; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Например:
А сейчас поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению. Карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Весёлое – было интересно и всё понятно, нейтрального – было интересно, но что- то осталось непонятным, грустное – мне было сложно, много непонятного. | Составляют синквейн. Оценивают своё настроение. |
8 Домашнее задание (1 мин) | Составить кроссворд по Южной Америке | Фиксируют домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщающего повторения по теме Южные материки
Урок проходит в виде аукциона знаний. Представлена инсценировка рекламы урока, занимательные вопросы и задания...
Разработка урока обобщающего повторения по теме "Южные материки" по географии
Конспект урока для 7 класса по теме "Южные материки", урок обощающего повторения....
Урок обобщающего повторения по теме "Северная Америка"-7 кл. Урок-путешествие -исследование+ Презентация
Урок разработан в помощь учителям географии...
Технологическая карта урока "Обобщающее повторение по теме «Обособление определений и приложений»"
Технологическая карта....

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Технологическая карта урока общеметодологической направленности по теме "Символы Америки"
Урок разработан к УМК И. Н. Верещагиной, О. В. Афанасьевой для 4 класса. Урок соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС ОО. Урок организован в соответствии с принципами системно - деяте...

Технологическая карта урока английского языка по теме “IS IT POSSIBLE TO DO WITHOUT THEM?" ( обобщающее повторение темы "Технологии")
Составление технологической карты урокапредставляет определенную сложность. Тем не менее, работа с такой картой имеет много преимуществ так как прописывается каждый этам урока. Данный урок является об...