Конспект урока географии СПО "Отрасли мирового хозяйства"
план-конспект урока по географии (10 класс)
По результатам данного урока обучающийся сможет самостоятельно, при помощи учебника, с учётом ранее составленных конспектов, выполненных работ, провести детальный комплексный сравнительный анализ отраслей мирового хозяйства на примере первичной, вторичной, третичной сфере мирового хозяйства; обучающийся научится формулировать содержание каждой из вышеуказанных отраслей, определять внутреннюю структуру подотраслей и давать их краткое описание, указывать регионы мира, которые лидируют в той или иной отрасли мирового хозяйства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 473.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии СПО
Тема урока: Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.
Цель: сформировать понятие о географии основных отраслей мирового хозяйства.
Задачи:
Образовательная: раскрыть основу знаний о географии основных отраслей мирового хозяйства.
Развивающая: помочь осознать необходимость изучения географии основных отраслей мирового хозяйства.
Воспитательная: воспитывать и укреплять моральную ответственность за окружающую среду.
Тип занятия: урок изучения нового учебного материала.
Вид занятия: комбинированный урок.
Межпредметная связь: биология.
Планируемые образовательные результаты УУД.
Предметные: раскрыть сущность географии основных отраслей мирового хозяйства.
Оборудование, дидактический материал: презентация к уроку, компьютер, карта мира, атлас 10-11 класс,
Ход урока
1. Организационный этап.
а) Проверка присутствия обучающихся на занятии.
б) Проверка готовности к занятию.
в) Запись темы в журнал.
2. Мотивационно - целевой этап. (слайд 3)
Преподаватель: Необходимой при изучении экономической и социальной географии является классификация (типология) стран по уровню социально-экономического развития.
Страны мира делятся на два типа в зависимости от уровня социально-экономического развития:
Экономически развитые страны. В эту группу входит около 40 стран. По значимости в мировой политике и экономике в ней выделяют шесть подгрупп.
Развивающиеся страны. К ним относятся остальные страны. В них проживает около 75% населения Земли. Это в основном бывшие колонии Азии, Африки, Латинской Америки и Океании.
Для чего нам надо это знать, ребята?
Ответ студенов: При таком делении стран учитываются экономические показатели, которые говорят о масштабах, структуре и состоянии экономики, уровне экономического развития, уровне жизни населения. Важнейшим показателем выступает ВВП (валовой внутренний продукт) в расчёте на душу населения.
3. Проверка ранее изученного учебного материала. (слайд 4)
Преподаватель: Что такое мировое хозяйство? Дайте определение.
Ответ студентов: Мировое хозяйство — это совокупность национальных народно-хозяйственных комплексов (экономик), связанных друг с другом в рамках системы международного разделения труда разнообразными экономическими, политическими, социально-культурными и иными отношениями.
Преподаватель: Что такое научно-техническая революция (НТР)? Каковы ее результаты?
Ответ студентов: Научно-техническая революция (НТР) — это осуществление прогрессивных преобразований в научном мире и технической сфере, реализуемых быстрыми темпами и приводящих к становлению науки производительной силой общества.
Основные социально-экономические результаты НТР:
-Глобализация экономических процессов.
-Открытие и применение принципиально новых видов энергии, электронное приборостроение, биотехнологии.
-Автоматизация производственных процессов.
- Изменения в трудовых отношениях, организации труда, системах управления производством и трудовыми процессами.
-Разработка системы международной экономической безопасности.
-Повышение уровня здравоохранения и образования.
-Повышение роли науки.
4. Актуализация знаний.
Преподаватель: Перечислите социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости.
Ответ студентов: к социально-экономическим причинам, вызывающим высокие показатели рождаемости, относятся: низкий уровень развития экономики, преобладание сельского хозяйства, низкий уровень урбанизации.
Преподаватель: Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?
Ответ студентов: При изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением, потому что численность населения является одним из главных факторов развития страны. В экономике любого государства человек выступает как главный производитель благ и их основной потребитель.
Кроме того, население — чрезвычайно динамичный объект, который постоянно меняется как во времени, так и в пространстве. Знание закономерностей динамики населения, в том числе его перемещений, позволяет прогнозировать возможные изменения и готовиться к ним заранее.
5.Изучение нового материала с записью в тетрадь. (слайд 5)
Преподаватель: Мировое хозяйство состоит из отраслей производственной (материальной) и непроизводственной (нематериальной) сферы.
Заходим на Яндекс (интернет) - находим определения и что входит в их состав, записываем в рабочую тетрадь.
Производственная сфера — совокупность всех видов производственной деятельности людей, создающих материальные блага. В её состав входят:
-промышленность (тяжёлая, лёгкая, пищевая);
-сельское хозяйство (растениеводство и животноводство);
-транспорт (сухопутный, водный, воздушный)
-строительство.
(стр.93, учебник Кузнецова А.П.) https://znanium.ru/read?id=437851
Непроизводственная сфера занимается удовлетворением потребностей населения в различных услугах. В её состав входят: наука и образование;
медицина; финансы; торговля; мобильная связь; Интернет; туризм и др.
слайд 6
Отраслевая структура хозяйства — совокупность его частей (отраслей и подотраслей), характеризующихся определёнными количественными соотношениями и взаимосвязями.
слайд 7
Отрасль хозяйства — совокупность предприятий (или учреждений), выпускающих однородную продукцию (или оказывающих одинаковые услуги).
Соотношение между отраслями определяет тип структуры хозяйства. При этом сельское хозяйство и добывающие отрасли промышленности относят к первичному сектору экономики; промышленность, строительство и обрабатывающая промышленность — ко вторичному, сферу услуг — к третичному.
Задание по группам: (работа с учебником)
Найдите информацию в учебнике на стр. 66 «Отраслевая структура МХ» и таблица 9 « Сферы и виды хозяйственной деятельности»- первичная сфера МХ-1й вариант , 2й вариант – вторичная сфера, 3й вариант – третичная сфера.
Вопрос: 1й вариант – назовите виды хозяйственной деятельности характерные для первичной сферы.
Ответ 1й группы: сельское и лесное хозяйство, лесозаготовка, рыболовство, горнодобывающая промышленность.
Вопрос: 2й вариант – назовите виды хозяйственной деятельности характерные для вторичной сферы.
Ответ 2й группы: обрабатывающая промышленность, строительство.
Вопрос: 3й вариант – назовите виды хозяйственной деятельности характерные для третичной сферы.
Ответ 3 группы: транспорт, торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.
Вопрос: Вы получите строительную профессию, к какой сфере она относится ?
Ответ студентов: Строительство относят к материальной сфере деятельности – вторичная.
слайд 8
Преподаватель: Какой сектор называют первичным?
Выступающий 1 группы. (слайд 9)
Если преобладает первичный сектор, такой тип структуры хозяйства называется аграрным. Он господствовал в мире вплоть до начала XVIII в. Сегодня представлен в наименее развитых странах Азии и Африки, где в экономике высока доля сельского хозяйства и смежных с ним отраслей.
Преподаватель: Какой сектор называют вторичным?
Выступающий 2 группы. (слайд 10)
Если преобладает вторичный сектор, такой тип структуры хозяйства называется индустриальным. Его формирование началось в XVIII в. в Европе с началом промышленной революции. До середины XX в. был характерен для всех экономически развитых стран. Но по мере развития науки и техники эти страны одна за другой расстались с индустриальным типом отраслевой структуры.
Преподаватель: Какой сектор называют третичным?
Выступающий 3 группы. (слайд 11)
Если преобладает третичный сектор, такой тип структуры хозяйства называется постиндустриальным (информационным).
Он начал формироваться во второй половине XX в. с началом эпохи научно-технической революции (НТР). По типу структуры мировое хозяйство является постиндустриальным.
Преподаватель:
Помимо высокоразвитых стран, постиндустриальную структуру хозяйства также имеют небольшие страны и микрогосударства, которые живут за счёт туризма и предоставления разного рода торгово-финансовых услуг. Их часто называют странами-«квартиросдатчиками». Примерами могут служить: Панама, Коста-Рика, Сальвадор, Иордания, Багамские и Сейшельские острова, Мальдивская Республика и др.
Работа с картой. (слайд 12)
Найти перечисленные страны на карте и показать их.
Высокоразвитые страны – США, Германия, Япония, Канада, Швеция, Австралия, Швейцария, Норвегия, Сингапур, Южная Корея.
Микрогосударства - Сан-Марино, Монако, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Доминика, Андорра, Сейшельские острова.
6.Закрепление материала по новой теме.
Преподаватель: Сегодня индустриальная структура хозяйства характерна для некоторых стран СНГ, стран Восточной Европы, отдельных нефтедобывающих стран и развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Но в них доля промышленности, как и доля сельского хозяйства, продолжает снижаться, уступая место непроизводственной сфере. Что этому процессу способствует?
ВЫВОД по теме: География отраслей мирового хозяйства формировалась на протяжении длительного времени под влиянием различных факторов. Она изменяется и в наши дни под действием НТР и потепления международного политического климата.
7. Рефлексия. Дополни утверждение. (слайд 13)
1) ___________________________ - руководитель современного производства, специалист по принятию взвешенных, грамотных, научно обоснованных решений.
2) Сельское хозяйство в эпоху НТР приобретает ____________________ характер вследствие внедрения новых технологий.
3)Крупные компании, имеющие разветвлённую сеть предприятий за пределами страны, называют ______________________________________________________ .
Ответ:
Менеджер - руководитель современного производства, специалист по принятию взвешенных, грамотных, научно обоснованных решений.
Сельское хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер вследствие внедрения новых технологий.
Крупные компании, имеющие разветвлённую сеть предприятий за пределами страны, называют транснациональными корпорациями.
8.Подведение итогов занятия.
Оценивание ответов с комментариями.
9. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению. (слайд 14)
Повторить конспект, знать определения, уметь показать государства на политической и экономической карте и давать описание основным отраслям экономики.
Ответить на вопросы учебника - Е.В. Баранчиков, «Академия», 2022г, стр. 72 - устно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по теме "География отраслей мирового хозяйства".
Используется после изучения темы "География отраслей мирового хозяйства"....

ТЕСТОВЫЙ ОПРОС В 10 КЛАССЕ НА ТЕМУ: « География отраслей мирового хозяйства. Промышленность»
Тест по теме: "География отраслей мирового хозяйства. Промышленность" для учащихся 10 класса по учебнику В.П. Максаковского...

План-конспект урока географии "Части Мирового океана"
План -конспект урока "Части Мирового океана"...

Элективный курс "География отраслей мирового хозяйства"
Данный курс предназначен для углубленного изучения структуры мирового хозяйства и географии его отраслей.Рекомендуется для прослушивания учащимися 10-х классов,ориентирующимся на географические и экон...
Урок «География отраслей мирового хозяйства»
Нетрадиционная форма урока - аукцион...
Конспект урока географии по теме "Хозяйство. Население зоны пустынь и полупустынь и его основные занятия".
Данный конспект урока может быть использован учителями географии, работающими с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Дидактический материал по географии для 10 класса "География отраслей мирового хозяйства"
Практическая работа....