Конспект урока географии СПО "Отрасли мирового хозяйства"
план-конспект урока по географии (10 класс)

Елена Ивановна Уелина

По результатам данного урока обучающийся сможет  самостоятельно, при помощи учебника, с учётом ранее составленных конспектов, выполненных работ, провести детальный комплексный сравнительный анализ отраслей мирового хозяйства на примере первичной, вторичной, третичной сфере мирового хозяйства; обучающийся научится формулировать содержание каждой из вышеуказанных отраслей, определять внутреннюю структуру подотраслей и давать их краткое описание, указывать регионы мира, которые лидируют в той или иной отрасли мирового хозяйства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по географии473.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии СПО

Тема урока: Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.

Цель: сформировать понятие о географии основных отраслей мирового хозяйства.

Задачи:

Образовательная: раскрыть основу знаний о географии основных отраслей мирового хозяйства. 

Развивающая: помочь осознать необходимость изучения географии основных отраслей мирового хозяйства.

Воспитательная: воспитывать и укреплять моральную ответственность за  окружающую среду.

Тип занятия: урок изучения нового учебного материала.

Вид занятия: комбинированный  урок.

Межпредметная связь: биология.

Планируемые образовательные результаты УУД.

Предметные: раскрыть сущность географии основных отраслей мирового хозяйства.

Оборудование, дидактический материал: презентация к уроку, компьютер, карта мира, атлас 10-11 класс,

Ход урока

1. Организационный этап.

а) Проверка присутствия обучающихся на занятии.

б) Проверка готовности к занятию.

в) Запись темы в журнал.

2. Мотивационно - целевой этап. (слайд 3)

Преподаватель: Необходимой  при изучении экономической и социальной географии является классификация (типология) стран по уровню социально-экономического развития.

Страны мира делятся на два типа в зависимости от уровня социально-экономического развития:

Экономически развитые страны. В эту группу входит около 40 стран. По значимости в мировой политике и экономике в ней выделяют  шесть подгрупп.

Развивающиеся страны. К ним относятся остальные страны. В них проживает около 75% населения Земли. Это в основном бывшие колонии Азии, Африки, Латинской Америки и Океании.

Для чего нам надо это знать, ребята?

Ответ студенов: При таком делении стран учитываются экономические показатели, которые говорят о  масштабах, структуре и состоянии экономики, уровне экономического развития, уровне жизни населения. Важнейшим показателем выступает ВВП (валовой внутренний продукт) в расчёте на душу населения.

3. Проверка ранее изученного учебного материала. (слайд 4)

Преподаватель: Что такое мировое хозяйство? Дайте определение.

Ответ студентов: Мировое хозяйство — это совокупность национальных народно-хозяйственных комплексов (экономик), связанных друг с другом в рамках системы международного разделения труда разнообразными экономическими, политическими, социально-культурными и иными отношениями.

Преподаватель: Что такое научно-техническая революция (НТР)? Каковы  ее результаты?

Ответ студентов: Научно-техническая революция (НТР) — это осуществление прогрессивных преобразований в научном мире и технической сфере, реализуемых быстрыми темпами и приводящих к становлению науки производительной силой общества.

 Основные социально-экономические результаты НТР:

-Глобализация экономических процессов.

-Открытие и применение принципиально новых видов энергии, электронное приборостроение, биотехнологии.

-Автоматизация производственных процессов.

- Изменения  в трудовых отношениях, организации труда, системах управления производством и трудовыми процессами.

-Разработка системы международной экономической безопасности.

-Повышение уровня здравоохранения и образования.

-Повышение роли науки.

4. Актуализация знаний.

Преподаватель: Перечислите социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости.

Ответ студентов: к социально-экономическим причинам, вызывающим высокие показатели рождаемости, относятся: низкий уровень развития экономики, преобладание сельского хозяйства, низкий уровень урбанизации.

Преподаватель: Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?

Ответ студентов: При изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением, потому что численность населения является одним из главных факторов развития страны. В экономике любого государства человек выступает как главный производитель благ и их основной потребитель. 

Кроме того, население — чрезвычайно динамичный объект, который постоянно меняется как во времени, так и в пространстве. Знание закономерностей динамики населения, в том числе его перемещений, позволяет прогнозировать возможные изменения и готовиться к ним заранее.

5.Изучение нового материала с записью в тетрадь. (слайд 5)

Преподаватель: Мировое хозяйство состоит из отраслей производственной (материальной) и непроизводственной (нематериальной) сферы.

Заходим на Яндекс  (интернет) -   находим определения и что входит в их состав,  записываем в рабочую тетрадь.

Производственная сфера — совокупность всех видов производственной деятельности людей, создающих материальные блага. В её состав входят:

-промышленность (тяжёлая, лёгкая, пищевая);

-сельское хозяйство (растениеводство и животноводство); 

-транспорт (сухопутный, водный, воздушный)

-строительство.

(стр.93, учебник Кузнецова А.П.) https://znanium.ru/read?id=437851

Непроизводственная сфера занимается удовлетворением потребностей населения в различных услугах. В её состав входят: наука и образование;

медицина; финансы; торговля; мобильная связь; Интернет; туризм и др.

 слайд 6

Отраслевая структура хозяйства — совокупность его частей (отраслей и подотраслей), характеризующихся определёнными количественными соотношениями и взаимосвязями.

   слайд 7

Отрасль хозяйства — совокупность предприятий (или учреждений), выпускающих однородную продукцию (или оказывающих одинаковые услуги).

Соотношение между отраслями определяет тип структуры хозяйства. При этом сельское хозяйство и добывающие отрасли промышленности относят к первичному сектору экономики; промышленность, строительство и обрабатывающая  промышленность — ко вторичному, сферу услуг — к третичному.

Задание по группам: (работа с учебником)

Найдите информацию в учебнике на стр. 66 «Отраслевая структура МХ» и таблица 9  « Сферы и виды хозяйственной деятельности»- первичная сфера МХ-1й вариант , 2й вариант – вторичная сфера,  3й вариант – третичная сфера.

Вопрос: 1й вариант – назовите виды хозяйственной деятельности характерные для первичной сферы.

Ответ 1й группы: сельское и лесное хозяйство, лесозаготовка, рыболовство, горнодобывающая промышленность.

  Вопрос: 2й вариант – назовите виды хозяйственной деятельности характерные для вторичной сферы.

Ответ 2й группы: обрабатывающая промышленность, строительство.

Вопрос: 3й вариант – назовите виды хозяйственной деятельности характерные для третичной сферы.

Ответ 3 группы: транспорт, торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

Вопрос: Вы получите строительную профессию, к какой сфере она относится ?

Ответ студентов: Строительство относят к материальной сфере деятельности – вторичная.

 слайд 8

Преподаватель: Какой сектор называют первичным?

Выступающий 1 группы. (слайд 9)

Если преобладает первичный сектор, такой тип структуры хозяйства называется аграрным. Он господствовал в мире вплоть до начала XVIII в. Сегодня представлен в наименее развитых странах Азии и Африки, где в экономике высока доля сельского хозяйства и смежных с ним отраслей.

Преподаватель: Какой сектор называют вторичным?

Выступающий 2 группы. (слайд 10)

Если преобладает вторичный сектор, такой тип структуры хозяйства называется индустриальным.  Его формирование началось в XVIII в. в Европе с началом промышленной революции. До середины XX в. был характерен для всех экономически развитых стран. Но по мере развития науки и техники эти страны одна за другой расстались с индустриальным типом отраслевой структуры.

Преподаватель: Какой сектор называют третичным?

Выступающий 3 группы. (слайд 11)

Если преобладает третичный сектор, такой тип структуры хозяйства называется постиндустриальным (информационным).  

Он начал формироваться во второй половине XX в. с началом эпохи научно-технической революции (НТР). По типу структуры мировое хозяйство является постиндустриальным.

Преподаватель:

Помимо высокоразвитых стран, постиндустриальную структуру хозяйства также имеют небольшие страны и микрогосударства, которые живут за счёт туризма и предоставления разного рода торгово-финансовых услуг. Их часто называют странами-«квартиросдатчиками». Примерами могут служить: Панама, Коста-Рика, Сальвадор, Иордания, Багамские и Сейшельские острова, Мальдивская Республика и др.

Работа с картой. (слайд 12)

Найти перечисленные страны на карте и показать их.

Высокоразвитые страны – США,  Германия, Япония,  Канада,  Швеция,  Австралия, Швейцария, Норвегия,  Сингапур,  Южная Корея. 

Микрогосударства - Сан-Марино, Монако, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Доминика, Андорра, Сейшельские острова.

6.Закрепление материала по новой теме.

Преподаватель: Сегодня индустриальная структура хозяйства характерна для некоторых стран СНГ, стран Восточной Европы, отдельных нефтедобывающих стран и развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Но в них доля промышленности, как и доля сельского хозяйства, продолжает снижаться, уступая место непроизводственной сфере. Что этому процессу способствует?

ВЫВОД по теме: География отраслей мирового хозяйства формировалась на протяжении длительного времени под влиянием различных факторов. Она изменяется и в наши дни под действием НТР и потепления международного политического климата.

7. Рефлексия. Дополни утверждение. (слайд 13)

1) ___________________________ - руководитель современного производства, специалист по принятию взвешенных, грамотных, научно обоснованных решений.

2) Сельское хозяйство в эпоху НТР приобретает ____________________ характер вследствие внедрения новых технологий.

 3)Крупные компании, имеющие разветвлённую сеть предприятий за пределами страны, называют ______________________________________________________ .

Ответ:

Менеджер - руководитель современного производства, специалист по принятию взвешенных, грамотных, научно обоснованных решений.

Сельское хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер вследствие внедрения новых технологий.

 Крупные компании, имеющие разветвлённую сеть предприятий за пределами страны, называют транснациональными корпорациями.

8.Подведение итогов занятия.  

Оценивание ответов с комментариями.      

9. Домашнее  задание, инструктаж по его выполнению. (слайд 14)

Повторить конспект, знать определения, уметь показать государства на политической и экономической карте и давать описание основным отраслям экономики. 

Ответить на вопросы учебника - Е.В. Баранчиков, «Академия», 2022г,  стр. 72  - устно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по теме "География отраслей мирового хозяйства".

Используется после изучения темы "География отраслей мирового хозяйства"....

ТЕСТОВЫЙ ОПРОС В 10 КЛАССЕ НА ТЕМУ: « География отраслей мирового хозяйства. Промышленность»

Тест по теме: "География отраслей мирового хозяйства. Промышленность" для учащихся 10 класса по учебнику В.П. Максаковского...

План-конспект урока географии "Части Мирового океана"

План -конспект урока "Части Мирового океана"...

Элективный курс "География отраслей мирового хозяйства"

Данный курс предназначен для углубленного изучения структуры мирового хозяйства и географии его отраслей.Рекомендуется для прослушивания учащимися 10-х классов,ориентирующимся на географические и экон...

Урок «География отраслей мирового хозяйства»

Нетрадиционная форма урока - аукцион...

Конспект урока географии по теме "Хозяйство. Население зоны пустынь и полупустынь и его основные занятия".

Данный конспект урока может быть использован учителями географии, работающими с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....