Конспект урока географии по теме "Хозяйство. Население зоны пустынь и полупустынь и его основные занятия".
план-конспект урока по географии (7 класс)
Данный конспект урока может быть использован учителями географии, работающими с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hozyaystvo_pustyn.docx | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
Хозяйство. Население зоны пустынь и полупустынь и его основные занятия. (Слайд 1)
Цели: сформировать у учащихся представления о хозяйстве, населении зоны пустынь и полупустынь и его основных занятиях. Закрепить знания о животном мире зоны пустынь и полупустынь.
Задачи:
1. Формирование у учащихся представления о хозяйстве, населении зоны пустынь и полупустынь и его основных занятиях. Формирование представления о зависимости природных условий и занятии населения на основе работы с презентацией.
2. Развитие мыслительные операции (анализ, синтез), умение устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы на основе рассказа учителя и иллюстративного материала.
3. Воспитание у учащихся умение работать в коллективе, оказание помощь своим товарищам, закрепление владения обще-учебными навыками. Воспитание мотивации к учению, любви к Родине.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Но, что, друзья, начнём урок?!
Учитель:
- Вам тепло? (Да.)
- Вам светло? (Да.)
- Прозвенел звонок? (Да.)
- Уже закончился урок? (Нет.)
- Хотите учиться? (Да.)
- Можете садиться и на уроке не лениться.
2. Проверка домашнего задания.
- Какую природную зону России мы с вами сейчас изучаем?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно отгадать ребус. (Слайд 2)
Покажите эту природную зону на карте природных зон.
Какой климат в зоне полупустынь и пустынь?
Давайте, вспомним какие животные обитают в этой природной зоне. А
помогут нам загадки.
1. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет… (Черепаха) (Слайд 3)
2. По пескам гуляет,
Насекомых жалит,
Хвост изогнутый он свой,
Ядом наполняет! ( Скорпион) (Слайд 4)
3. Обойдите всю Европу-
не найдёте антилопу!
Но довольны мы вполне-
в нашей есть она стране!
Не догнать её никак!
Дети, это кто-... ( Сайгак) (Слайд 5)
4. По пустыне я иду
И с собой везу еду.
Хоть не жадный я совсем,
Но не поделюсь ни с кем.
Даже с тем, с кем я дружу,
Я — в горбах ее вожу. (Верблюд) (Слайд 6)
Ребята, а что вы знаете о верблюде?
Задание на карточках.
Задания на карточках.
1) Название какого животного лишнее в каждом ряду? Подчеркни его. Лисица, черепаха, волк, медведь.
Тушканчик, лемминг, верблюд, варан.
Белый медведь, песец, кулан, тюлень.
2) Запиши правильный ответ.
1. Самая крупная птица зоны степей и полупустынь - __________
2. Самое крупное животное пустынь — ___________________________
3. Самая крупная хищная ящерица пустынь — _________________
Слабые учащиеся находят изображения животных в Лепбуке.
3. Новый материал.
Объяснение учителя.
Сегодня мы продолжим изучать зону полупустынь и пустынь. Тема нашего урока «Хозяйство. Население зоны пустынь и полупустынь и его основные занятия». Запишем ее в тетради. (Слайд 7)
-Ребята, а как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
-Скажите, на всей территории будет проживать население? Почему?
Правильно, население в зоне полупустынь и пустынь размещено неравномерно, оно сосредоточено вдоль рек, в более обеспеченных водой районах.
-Какая крупная река протекает в зоне полупустынь и пустынь?
-Покажите ее на карте.
-Чем будет заниматься население этой природной зоны?
Чтобы ответить на этот вопрос откроем учебники стр. 140 и прочитаем (2 абзац)
По ходу чтения учащиеся в тетради чертят схему:
Занятия населения
Земледелие Животноводство Рыболовство
Физкультминутка.
- Вы, наверное, устали?
- Да!
- И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И, как змеи зашипели.
Пошипели, помолчали,
Как тушканчик поскакали.
Поскакали, поскакали,
За барханом мы пропали.
-Ребята, а как вы думаете, люди каких национальностей проживают в зоне полупустынь и пустынь?
Правильно. Это, конечно, русские. (Слайд 8)
Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь.
А так же в зоне полупустынь и пустынь проживают калмыки. (Слайд 9)
В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве. Национальная одежда калмыков состоит из халата или однобортного бешмета, похожего на длинный пиджак. Бешмет стягивают на талии поясом с металлической пряжкой. На голове четырехугольная шапка-тулья.
Женская одежда.
Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы — киляг — и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья — хутцтан.
Женские летние кафтаны — цегдег — от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).
Под кафтаны калмычки надевали платье — терлег — из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик — халат с длинными и очень широкими рукавами.
4. Закрепление.
1) Назовите основные занятия жителей полупустынь и пустынь
2) Что выращивают в оазисах между Волгой и Ахтубой?
3) Задание на карточках.
Допиши названия культур, выращиваемых в зоне полупустынь.
Зерновые: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Бахчевые: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Овощные: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Плодово-ягодные: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справки: кукуруза, арбуз, помидоры, ячмень, просо, яблоки, дыни, горчица, вишня, пшеница, рис, виноград. (Для слабых учащихся)
Слабые учащиеся выбирают раскраску жителей полупустынь и пустынь из Лепбука.
5. Рефлексия.
На доске вывешивается заранее заготовленное дерево.
- Прикрепите, пожалуйста, к дереву цветочки. Кому всё было понятно на уроке – красного цвета, если возникли какие-либо трудности - жёлтого цвета. Посмотрите, какое у нас получилось дерево «Успеха». Это результат вашей работы на уроке.
К концу подходит наш урок!
Давайте подведем итог?
Мы потрудились все на славу
И в этом убедились сами.
Сегодня лучшим ставлю «пять».
А остальным не унывать!
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание. (Слайд 10)
Стр. 140 – 142, ? 1-4.
Спасибо за урок… (Слайд 11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока естествознания 4кл. Моделирование природной зоны пустынь.
Урок проводится в классе обучающихся по системе Эльконина Давыдова....
Конспект урока географии по теме:" Природные зоны Африка".
формирование представления о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки...
План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"
Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изм...
Зона пустынь и полупустынь.
Презентация по теме Россия....
Конспект урока географии для 7 класса. Зона тундры. Растительный мир.
Урок географии для 7 класса....
Конспект урока географии для СПО "География населения и хозяйства Африки"
Данный урок разработан в соответствии с темой и учтены возрастные особенности обучающихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной р...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ АВТРАЛИИ»
Аннотация: Данное практическое занятие направленно на самостоятельное изучение природных зон Австралии. Задания направлены на формирование облика и представления о природных зонах Австралии, на закреп...