Урок "Япония: территория, границы, население и хозяйство"
методическая разработка по географии (11 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Забайкальский транспортный техникум»
Открытый урок по учебной дисциплине
«География» на тему:
«Япония: территория, границы, население, хозяйство»
Разработала:
преподаватель Мезенцева А.А.
Чита, 2019г
Цели: достижение результатов:
личностных:
Л4 сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Л5 сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Л7 критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
метапредметных:
М2 умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
М4 осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
М5 умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы.
предметных:
П2 владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
П3 сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
П6 владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
П7 владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.
Задачи:
- Образовательная: сформировать представление о территории, основных чертах ЭГП, населении и хозяйстве страны; выявить особенности социально – экономического развития экономики. Рассмотреть явление, получившее название в литературе «японское чудо».
- Развивающая: развивать умения составлять экономико-географическую характеристику страны, использовать различные источники географической информации.
- Воспитательная: способствовать формированию нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Межпредметные связи: история
Наглядность и ТСО: карты, атласы, учебники, видео.
Ход урока:
- Организационная часть
- Актуализация знаний
Географический диктант:
- Китай по численности населения занимает место…
- Китай по площади занимает место…
- Площадь Китая….
- Китай омывается….
- Число пограничных государств Китая…
- Столица Китая…
- На территории Китая проживает народов….
- Китай богат…
- Водные ресурсы распределены по территории Китая…
- Крупными судоходными реками Китая являются….
- Ведущую роль в обществе имеет политическая партия….
- Основными с/х культурами Китая являются…
- В животноводстве Китая преобладает….
- Мотивация и стимулирование познавательной деятельности
Звучит японская музыка, читается стихотворение:
На островах в солёных водах
Лежала древняя страна.
От государств других районов
Так отличалась она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалась культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые –
Не умирало никогда.
Страна восходящего солнца
Назвали соседи её.
Встаёт из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.
- Как вы думаете, ребята, какую страну Зарубежной Азии мы сегодня будем изучать? Японию
Демонстрация видео «Япония – страна наоборот»
В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине справой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
- Сообщение темы и цели урока
Тема урока «Япония: территория, границы, население, хозяйство»
Давайте попробуем составить план изучения государства
- Сообщение учебного материала
План
- ЭГП страны.
- Особенности населения. Демографическая политика.
- Природно-ресурсный потенциал
- Экономика и хозяйство. «Японское чудо»
Государственный флаг - белое полотно с большим красным кругом в середине, олицетворяющем восходящее солнце. Древнее название страны – Ямато. Сами японцы с древних времен называют свою страну Ниппон или Нихон. Это название состоит из двух иероглифов «солнце» и «основа». Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок Японии) на государственном гербе также символизируют восходящее солнце.
Государственно-политическое устройство. Япония — конституционная монархия. Согласно Конституции, вступившей в силу 3 мая 1947 года, император Японии — «символ государства и единства народа», все государственные назначения и решения он производит по представлению кабинета министров, который и несёт за них ответственность. На дипломатических встречах он играет роль главы государства. С 1989 года императором Японии является Акихито.
Из истории:
Дата основания 660 г. до н.э.
Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года) — два единственных в истории человечества примера боевого применения ядерного оружия. Осуществлены Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны с целью ускорить капитуляцию Японии в рамках тихоокеанского театра военных действий Второй мировой войны.
ЭГП
Задание: используя карты атласа, дайте характеристику ЭГП Японии. Выявите положительные и отрицательные черты географического положения.
Япония расположена на четырех крупных островах (Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю) и более четырех тысяч мелких островов. Это целый островной мир! Крупные инженерные сооружения (подводные тоннели, мосты) способствуют связям между главными островами страны. Находится в Тихом океане к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи, России. Занимает территорию от Охотского моря на севере, до Восточно-Китайского моря и о.Тайвань на юге страны.
Японские острова никогда не подвергались успешному вторжению чужеземных войск. Корейский пролив, отделяющий «страну восходящего солнца» от азиатского материка для древних завоевателей был серьезной преградой.
Острова находятся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое положение открывает очень большие возможности для участия страны в международном географическом разделении труда, в том числе и с Россией. Недаром японская поговорка гласит: «Близкий сосед важнее дальнего родственника». Однако развитию японо-российских отношений мешают территориальные претензии на часть Курильских островов.
Положительные черты | Отрицательные черты |
Большая протяженность побережья Расположение в центре АТР. | Удаленность от развитых стран Европы Положение в сейсмически активной зоне. |
Население
Задание: используя карты атласа и статистические материалы, заполните таблицу.
1.Численность населения | 127 110 047 чел. |
2. Тип воспроизводства населения. | Современный |
3. Продолжительность жизни. | Средняя: 83,7 ж:80,5 м:86,8 |
4. Демографическая политика. | Направлена на увеличение рождаемости (беременным разрешался переход на более легкую работу и возможность полного отказа от сверхурочной занятости. Также женщинам гарантировался 12 недельный отпуск (в 1986 г. увеличен до 14 недель) по беременности и родам с 60% компенсацией заработной платы) |
5. Национальный состав населения. | 99% японцы |
6. Государственный язык. | Японский язык очень специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложная и система японской письменности. Еще в глубокой древности японцы позаимствовали китайскую письменность. Обучение в 9-летней обязательной школе дает знания 1200 иероглифов, а всего их нужно знать около 2000. Японские тексты читаются сверху вниз и справа налево. |
7. Религии. | Буддизм и синтоизм (объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших) |
9. Плотность населения. (Карта атласа) | Япония занимает одно из первых мест в мире – 336 человек на км2. Но фактическая плотность населения выше, поскольку все население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек. |
10. Уровень урбанизации. | Япония отличается высоким уровнем урбанизации – 76% населения живет в городах. В стране более 200 больших городов, 12 из них города миллионеры. (Токио, Осака, Нагоя, Иокогама, Хиросима, Сендай) – рис.175 стр.239 |
Японцы с особой любовью и очень бережно относятся к родной земле. Поэтичным символом Японии стала гора Фудзияма - самая высокая вершина страны, достигающая 3776 метров. Большая часть Японии расположена в теплой климатической зоне с ярко выраженными временами года. Японцы любят и тонко чувствуют природу, и в каждом из четырех сезонов они находят неповторимую прелесть и поэзию.
Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай.
Природно-ресурсный потенциал
Япония располагает полезными ископаемыми, но ресурсы их столь, незначительны, что освоение многих видов практически прекратилось. В основном полная зависимость страны от импорта минерального сырья важнейшая проблема Японии.
Собственные запасы топливных ресурсов:
угля - 8,7 мирл т- о. Хоккайдо (бассейны Исикари и Юбари). о КЮСЮ (биссейн Тикухо); о. Хонсю (бассейн Дзебаи)
нефти - 200 млн т прифектура Акита и Ниигата.
Нефтегазоносная зона тянется вдоль берега Японского моря до 37 с.ш.
газа - около 30 млрд м3
Черная металлургия:
• железная руда - 0,2 млрд т - северо-восток о. Хонсю (рудник Каманси, Хоккайдо);
• марганцевые руды - 4,5 млн т - недалеко от о. Киото;
• хромиты - 0,4 млн т - на юге о. Хопсю
Цветная металлургия: Все расположено на о. Хонсю и Сикоку
• медные руды - около 1,5 млн т;
• свинцовые руды- 1,9 млн т;
• цинковые руды - 7.8 млн т;
• оловянные руды
• ртутные руды - о. Хоккайдо.
Кроме того, есть руды молибденовые, ванадиевые, сурьмяные, полиметаллические. Неметаллорудное сырье представлено ресурсами пиритов (10 млн т), имеются известняки, каолины и некоторые другие строительные материалы
Экономика и хозяйство. «Японское чудо»
Япония – один из лидеров современного мира. По производству целого ряда промышленных товаров (автомобилей, судов, видеомагнитофонов, промышленных роботов, металлообрабатывающих станков) страна занимает ведущие позиции в мире. Япония является крупнейшим финансовым центром мира, ее банки «Токио–Мицубиси» и «Мицуи» входят в десятку крупнейших банков в мире. Это единственная страна, которая тратит на научно-исследовательскую деятельность более 3% внутреннего валового продукта. По национальному доходу на душу населения Япония вышла на 3 место в мире после Швейцарии и Люксембурга. В стране работают 20 атомных электростанций. Располагая крайне ограниченными земельными ресурсами самообеспеченность сельскохозяйственной продукцией, достигает почти 50%. Хотя уровень заработной платы японского рабочего в 4 раза ниже, чем в развитых странах. Сегодня японский рабочий один из самых «дорогих» рабочих в мире, образ жизни японца отличается широким проникновением электронной и компьютерной техники в быт, а также высокой степенью автомобилизации.
Задание: используя текст учебника ответить на вопрос «Чем же обусловлено японское «экономическое чудо»? Что представляет собой «японская модель» развития экономики?
· внедрение новых открытий исследовательских разработок в производство за счет приобретений лицензий и патентов;
· высокая степень эксплуатации труда;
· высокая квалификация рабочих;
· выпуск продукции, которая пользуется большим спросом на мировом рынке;
· высокий уровень технологического производства и быстрая смена оборудования.
Экономическая модель Японии
Работа с рис.174 стр.238
- Закрепление материала
Закончи предложение:
- Вулкан - гордость японцев….
- Гигантские волны, вызванные землетрясением на дне океана…
- Денежная единица…(иена)
- Искусство составления букетов..
- Национальная одежда…
- Самый большой остров…
- Столица…
- Национальный состав - … японцы.
- Основные отрасли промышленности Японии
- Обобщение материала
Составление кластера
- Подведение итогов урока
- Выдача домашних заданий
Параграф 40
Дополнительный материал
… в древности японцы ловили рыбу с помощью прирученных бакланов?
Ночью рыбаки зажигали в лодке факелы, привлекая тем самым рыбу. Затем с каждой лодки выпускали по дюжине бакланов, привязанных на длинных верёвках. У каждой птицы шея была перехвачена гибким воротником, не позволявшим бакланам глотать схваченную рыбу. Бакланы быстро набирали свои зобы, и рыбак вытаскивал птицу в лодку, где собирал улов. Каждая птица получала своё вознаграждение и выпускалась на очередной тур охоты за рыбой.
Принципы: саби – красота и естественность, ваби – простота, сибуй – красота простоты, минимальная обработка материала, югэн – недоговоренность.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку на тему:" Япония: территория, границы, население" в 11 классе.
Призентация представляетт основное содержание материала по теме "Япония"...
Разработка урока "США. Территория, границы, население" 11 класс
Урок - практикум проводился при изучении нового материала по теме "США" в 11 классе...
Презентация урока "Япония: территория, границы, население, традиции".
Презентация "Япония: территория, границы, население, традиции" - 11 класс....
План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».
План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....
Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство.
Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство. Используются видеофрагменты и презентация....
Япония: территория, границы, положение. Население. Значение Токио
Конспект урока в 11 классе!...
Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."
Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."разработана для учащихся 7 класса по учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина, А. Я. То...