Урок "Япония: территория, границы, население и хозяйство"
методическая разработка по географии (11 класс)

Ретенгер  Анна  Андреевна

Методическая разработка урока географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yaponiya.docx389.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Забайкальский транспортный техникум»

Открытый урок по учебной дисциплине

«География» на тему:

«Япония: территория, границы, население, хозяйство»

https://shareslide.ru/img/thumbs/144abc56f4fad2c28f2f77a20f966102-800x.jpg

Разработала:

преподаватель Мезенцева А.А.

Чита, 2019г

Цели: достижение результатов:

личностных:

Л4 сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

Л5 сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Л7 критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

метапредметных:

М2 умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

М4 осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

М5 умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы.

предметных:

П2 владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

П3 сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

П6 владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

П7 владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать представление о территории, основных чертах  ЭГП,  населении и хозяйстве страны; выявить особенности социально – экономического развития экономики. Рассмотреть явление, получившее название в литературе «японское чудо».
  • Развивающая: развивать умения составлять экономико-географическую характеристику страны, использовать различные источники географической информации.
  • Воспитательная: способствовать формированию  нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Межпредметные связи: история

Наглядность и ТСО: карты, атласы, учебники, видео.

Ход урока:

  1. Организационная часть
  2. Актуализация знаний

Географический диктант:

  1. Китай по численности населения занимает место…
  2. Китай по площади занимает место…
  3. Площадь Китая….
  4. Китай омывается….
  5. Число пограничных государств  Китая…
  6. Столица Китая…
  7. На территории Китая проживает народов….
  8. Китай богат…
  9. Водные ресурсы распределены по территории Китая…
  10. Крупными судоходными реками Китая являются….
  11. Ведущую роль в обществе имеет политическая партия….
  12. Основными с/х культурами Китая являются…
  13. В животноводстве Китая преобладает….
  1. Мотивация и стимулирование познавательной деятельности

Звучит японская музыка, читается стихотворение:

На островах в солёных водах

Лежала древняя страна.

От государств других районов

Так отличалась она.

Цунами берег разрушали,

И ежегодно много раз

Земля внезапно содрогалась,

И люди гибли в тот же час.

Там развивалась культура,

Веками строились дома.

И что рождалось здесь впервые –

Не умирало никогда.

Страна восходящего солнца

Назвали соседи её.

Встаёт из-за моря здесь солнце,

За горы садится оно.

- Как вы думаете, ребята, какую страну Зарубежной Азии мы сегодня будем изучать? Японию

Демонстрация видео «Япония – страна наоборот»

В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине справой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

  1. Сообщение темы и цели урока

Тема урока «Япония: территория, границы, население, хозяйство»

Давайте попробуем составить план изучения государства

  1. Сообщение учебного материала

План

  1. ЭГП  страны.
  2. Особенности населения. Демографическая политика.
  3. Природно-ресурсный потенциал
  4. Экономика и хозяйство. «Японское чудо»

Государственный флаг - белое полотно с большим красным кругом в середине, олицетворяющем восходящее солнце. Древнее название страны – Ямато. Сами японцы с древних времен называют свою страну Ниппон или Нихон. Это название состоит из двух иероглифов «солнце» и «основа». Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок Японии) на государственном гербе также символизируют восходящее солнце.

Государственно-политическое устройство. Япония — конституционная монархия. Согласно Конституции, вступившей в силу 3 мая 1947 года, император Японии — «символ государства и единства народа», все государственные назначения и решения он производит по представлению кабинета министров, который и несёт за них ответственность. На дипломатических встречах он играет роль главы государства. С 1989 года императором Японии является Акихито.

Из истории: 

Дата основания 660 г. до н.э.

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года) — два единственных в истории человечества примера боевого применения ядерного оружия. Осуществлены Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны с целью ускорить капитуляцию Японии в рамках тихоокеанского театра военных действий Второй мировой войны.

ЭГП

Задание: используя карты атласа, дайте характеристику ЭГП Японии. Выявите положительные и отрицательные черты географического положения.

Япония расположена на четырех крупных островах (Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю) и более четырех тысяч мелких островов. Это целый островной мир! Крупные инженерные сооружения (подводные тоннели, мосты) способствуют связям между главными островами страны. Находится в Тихом океане к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи, России. Занимает территорию от Охотского моря на севере, до Восточно-Китайского моря и о.Тайвань  на юге страны.

Японские острова никогда не подвергались успешному вторжению чужеземных войск. Корейский пролив, отделяющий «страну восходящего солнца» от азиатского материка для древних завоевателей был серьезной преградой.

Острова находятся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое положение открывает очень большие возможности для участия страны в международном географическом разделении труда, в том числе и с Россией. Недаром японская поговорка гласит: «Близкий сосед важнее дальнего родственника». Однако развитию японо-российских отношений мешают территориальные претензии на часть Курильских островов.

Положительные черты

Отрицательные черты

Большая протяженность побережья

Расположение в центре АТР.

Удаленность от развитых стран Европы

Положение в сейсмически активной зоне.

Население

Задание: используя карты атласа и статистические материалы, заполните  таблицу.

1.Численность населения

127 110 047 чел.

2. Тип воспроизводства населения.

Современный

3. Продолжительность жизни.

Средняя: 83,7        ж:80,5        м:86,8

4. Демографическая политика.

Направлена на увеличение рождаемости (беременным разрешался переход на более легкую работу и возможность полного отказа от сверхурочной занятости. Также женщинам гарантировался 12 недельный отпуск (в 1986 г. увеличен до 14 недель) по беременности и родам с 60% компенсацией заработной платы)

5. Национальный состав населения.

99% японцы

6. Государственный язык.

Японский язык очень специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложная и система японской письменности. Еще в глубокой древности японцы позаимствовали китайскую письменность. Обучение в 9-летней обязательной школе дает знания 1200 иероглифов, а всего их нужно знать около 2000. Японские тексты читаются сверху вниз и справа налево.

7. Религии.

Буддизм и синтоизм (объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших)

9. Плотность населения. (Карта атласа)

Япония занимает одно из первых мест в мире – 336 человек на км2. Но фактическая плотность населения выше, поскольку все население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.

10.  Уровень урбанизации.

Япония отличается высоким уровнем урбанизации – 76% населения живет в городах. В стране более 200 больших городов, 12 из них города миллионеры.

(Токио, Осака, Нагоя, Иокогама, Хиросима, Сендай) – рис.175 стр.239

Японцы с особой любовью и очень бережно относятся к родной земле. Поэтичным символом Японии стала гора Фудзияма - самая высокая вершина страны, достигающая 3776 метров. Большая часть Японии расположена в теплой климатической зоне с ярко выраженными временами года. Японцы любят и тонко чувствуют природу, и в каждом из четырех сезонов они находят неповторимую прелесть и поэзию.

Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай.

Природно-ресурсный потенциал

Япония располагает полезными  ископаемыми, но ресурсы их столь, незначительны, что освоение многих видов практически прекратилось. В основном полная зависимость страны от импорта минерального сырья важнейшая проблема Японии.

Собственные запасы топливных ресурсов:

угля - 8,7 мирл т- о. Хоккайдо (бассейны Исикари и Юбари). о КЮСЮ (биссейн Тикухо); о. Хонсю (бассейн Дзебаи)

нефти - 200 млн т прифектура Акита и Ниигата.

Нефтегазоносная зона тянется вдоль берега Японского моря до 37 с.ш.

газа - около 30 млрд м3

Черная  металлургия:

•        железная руда - 0,2 млрд т - северо-восток о. Хонсю (рудник Каманси, Хоккайдо);

•        марганцевые руды - 4,5 млн т - недалеко от о. Киото;

•        хромиты - 0,4 млн т - на юге о. Хопсю

Цветная металлургия:                       Все расположено на о. Хонсю и Сикоку

•        медные руды - около 1,5 млн т;

•        свинцовые руды- 1,9 млн т;                      

•        цинковые руды -   7.8 млн т;

•        оловянные руды            

•        ртутные руды - о. Хоккайдо.

Кроме того, есть руды молибденовые, ванадиевые, сурьмяные,    полиметаллические.   Неметаллорудное сырье представлено ресурсами пиритов (10 млн т), имеются известняки, каолины и некоторые другие строительные материалы

Экономика и хозяйство. «Японское чудо»

Япония – один из лидеров современного мира. По производству целого ряда промышленных товаров (автомобилей, судов, видеомагнитофонов, промышленных роботов, металлообрабатывающих станков) страна занимает ведущие позиции в мире. Япония является крупнейшим финансовым центром мира, ее банки «Токио–Мицубиси» и «Мицуи» входят в десятку крупнейших банков в мире. Это единственная страна, которая тратит на научно-исследовательскую деятельность более 3% внутреннего валового продукта. По национальному доходу на душу населения Япония вышла на 3 место в мире после Швейцарии и Люксембурга. В стране работают 20 атомных электростанций. Располагая крайне ограниченными земельными ресурсами самообеспеченность сельскохозяйственной продукцией, достигает почти 50%. Хотя уровень заработной платы японского рабочего в 4 раза ниже, чем в развитых странах. Сегодня японский рабочий один из самых «дорогих» рабочих в мире, образ жизни японца отличается широким проникновением электронной и компьютерной техники в быт, а также высокой степенью автомобилизации.

Задание: используя текст учебника ответить на вопрос «Чем же обусловлено японское «экономическое чудо»? Что представляет собой «японская модель» развития экономики?

·       внедрение новых открытий исследовательских разработок в производство за счет приобретений лицензий и патентов;

·       высокая степень эксплуатации труда;

·       высокая квалификация рабочих;

·       выпуск продукции, которая пользуется большим спросом на мировом рынке;

·       высокий уровень технологического производства и быстрая смена оборудования.

Экономическая модель Японии

Работа с рис.174 стр.238

  1. Закрепление материала

Закончи предложение:

  1. Вулкан - гордость японцев….
  2. Гигантские волны, вызванные землетрясением на дне океана…
  3. Денежная единица…(иена)
  4. Искусство составления букетов..
  5. Национальная одежда…
  6. Самый большой остров…
  7. Столица…
  8. Национальный состав - … японцы.
  9. Основные отрасли промышленности Японии

  1. Обобщение материала

Составление кластера

  1. Подведение итогов урока
  2. Выдача домашних заданий

Параграф 40

Дополнительный материал

… в древности японцы ловили рыбу с помощью прирученных бакланов?

Ночью рыбаки зажигали в лодке факелы, привлекая тем самым рыбу. Затем с каждой лодки выпускали по дюжине бакланов, привязанных на длинных верёвках. У каждой птицы шея была перехвачена гибким воротником, не позволявшим бакланам глотать схваченную рыбу. Бакланы быстро набирали свои зобы, и рыбак вытаскивал птицу в лодку, где собирал улов. Каждая птица получала своё вознаграждение и выпускалась на очередной тур охоты за рыбой.

Принципы: саби – красота и естественность, ваби – простота, сибуй – красота простоты, минимальная обработка материала, югэн – недоговоренность.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку на тему:" Япония: территория, границы, население" в 11 классе.

Призентация представляетт основное содержание материала по теме  "Япония"...

Разработка урока "США. Территория, границы, население" 11 класс

Урок - практикум проводился при изучении нового материала по теме "США"  в 11 классе...

Презентация урока "Япония: территория, границы, население, традиции".

Презентация "Япония: территория, границы, население, традиции" - 11 класс....

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....

Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство.

Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство. Используются видеофрагменты и презентация....

Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."

Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."разработана для учащихся 7 класса по учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина, А. Я. То...