Япония: территория, границы, положение. Население. Значение Токио
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему
Конспект урока в 11 классе!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yaponiya_territoriya_granitsy_polozhenie._naselenie._znachenie_tokio.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Япония: территория, границы, положение. Население. Значение Токио
Цель: изучение состава территории, экономико-географического положения, природных ресурсов и населения Японии
Задачи урока:
1) образовательная – усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых, национальном составе, размещении населения;
2) развивающая – развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации;
3) воспитательная – формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты.
Ход урока
- Организационный момент
- Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «Страна-наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
О какой стране идет речь?
Вы догадались. Это Япония
А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут наши экскурсоводы, к их помощи мы обратимся по ходу урока.
- Итак, тема нашего урока «Япония. Территория, границы, положение, население. Значение Токио»
- А достичь мы должны следующей цели:
- изучить основные черты ЭГП Японии;
- проблемы использования территории, природных и сырьевых ресурсов;
- особенности естественного движения, национального состава и размещения населения.
- План урока
- состав территории;
- экономико-географическое и политико-географическое положение Японии;
- природные ресурсы и их использование;
- население: особенности естественного движения, национального движения, национального состава и размещения.
- Изучение нового материала
- Состав территории.
- национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – Солнцем в середине.
- древнее название страны – Ямато, японцы называют её Ниппон или Нихон, т.е страна восходящего солнца;
- площадь Японии составляет 377,7 тыс. км²
- Япония – страна-архипелаг в Восточной Азии.
- Япония расположена на четырёх крупных островах: о. Хоккайдо, о. Хонсю, о. Сикоку и о. Кюсю и почти на четырех тысячах мелких островов в Тихом океане.
Задания:
- Найдите эти крупные острова на карте в атласе
- Кто может их показать всем у доски?
- Какой из островов самый большой по площади?
- Обозначьте четыре крупных острова на контурной карте
- Определите столицу Японии
- На каком острове находится г. Токио?
- Обозначьте столицу на контурной карте
- Итак, какой вопрос мы сейчас изучили?
- ЭГП и ПГП Японии.
- ПГП территории, его изменение во времени
- Япония – древнее государство. Однако длительный период её изоляций привёл к тому, что вплоть до XX века она как бы «спрятана» от глаз европейцев. Данный факт повлиял на многие особенности государства, в том числе и на культуру. Существенные изменения на политической карте этого региона происходили в разные периоды. Вспомните из курса истории, что Япония с конца XIXвека встала на путь территориальных захватов: после войны с Китаем отторгла от него о.Тайвань, после Русско-Японской войны 1904-1905 гг. –Южный Сахалин. Россия получила Сахалин в своё полное владение, взамен уступив все Курильские острова. И лишь после Второй Мировой войны эти острова были возвращены России.
- Япония входит в «большую семёрку»
Вопросы и задания:
- Вспомните и покажите по карте, какие страны её образуют?
- Оцените положение Японии по отношению к развитым странам.
- ЭГП Японии определяется прежде всего тем, что дуга островов, на которой она располагается, протягивается на 3,5 тыс. км на стыке материка Евразия и Тихого океана и находится в центре АТР.
- Определите положение Японии по отношению к морям и океанам ее омывающим:
- на севере
- на юге
- на западе
- на востоке
- Определите, с какими странами граничит Япония?
- Есть ли у Японии сухопутные соседи?
- Тогда определите, с какими странами Япония имеет морские границы?
- Давайте сделаем вывод по данному вопросу, выявим положительные и отрицательные черты ЭГП.
- Природные ресурсы
- несмотря на свою высокоразвитую промышленность Япония – бедная на полезные ископаемые страна. Однако и здесь добывают ряд полезных ископаемых.
(используя карту в атласе, определите какие полезные ископаемые добывают в Японии)
- Япония бедная на полезные ископаемые страна
- минеральные ресурсы: уголь, сера, золото; руды: ртутные, серебряные, хромовые, медные, цинковые, свинцовые, марганцевые, железные.
- их запасы крайне скудны.
- минеральные ресурсы не обеспечивают в полной мере японскую промышленность, поэтому сырьё используется, в основном, привозное.
- зато особое значение приобретают другие природные ресурсы.
- лесные ресурсы. 60% площади страны покрыто лесами.
- водные ресурсы. Обилие рек, озёр, подземных вод, которыми щедро награждена Япония, оказывает благоприятное развитие с/х и промышленности, короткие порожистые реки – источники гидроэнергии и воды для орошения полей.
- агроклиматические ресурсы благоприятны и позволяют снимать по два урожая риса и овощей в год.
- фауна богата и разнообразна.
Упорным трудом японцев природа этой страны сильно изменена. Великолепные природные пейзажи соседствуют рядом с индустриальными и с/х ландшафтами.
75 % Японии занимают горы. Япония расположена на пути движения тайфунов. Они нередко приносят ощутимый экономический ущерб стране.
- Население
- численность – 127 млн. чел.;
- по атласу определите плотность населения Японии
- определите, к странам с каким типом воспроизводства населения относится Япония?
- чем характеризуется I тип воспроизводства населения?
- назовите формулу естественного прироста.
- определите состав населения по полу.
- какие народы населяют Японию?
- по атласу определите религии верующего населения
- вспомните, что такое урбанизация?
- определите удельный вес городского населения.
- определите уровень урбанизации в Японии
- определите крупнейшие городские агломерации
Городское население составляет 77, 6%, здесь более 200 городов. Самые крупные агломерации: Токио, Нагоя, Осака. Они образовали мегалополис – Токайдо – 56% населения.
- что представляет собой японский тип города (учебник стр. 218)
- определите государственную форму правления (форзац первый в учебнике)
- определите форму территориального устройства.
Япония – это нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире (4 человека на 1000, в России – 18 на 1000)и с самым высоким уровнем продолжительности жизни.
IV.Закрепление изученного материала
На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли значительных высот. Проверим, как вы усвоили материал (учащиеся кратко отвечают на вопросы):
- Столица Японии
- На каком острове располагается г. Токио
- Пролив, отделяющий Хоккайдо от Сахалина
- Тип воспроизводства населения
- Какие формы рельефа занимают 75 % площади страны?
- Глава государства
- Выращивание карликовых деревьев
- Ураганы, приходящие во время осенней смены муссонов
- Мегалополис, протянувшийся от Токийского до Осакского залива
- Искусство составления цветов.
- Домашнее задание:
§3. с.254-257
- Подведение итогов урока
- Рефлексия:
- Перед нами вами рефлексивный экран, на котором изображены солнце, горы, плоская равнина и река
- С какой картинкой ассоциируется ваше впечатление от урока? (eчащиеся делятся впечатлениями)
- Есть у японцев еще одна хорошая традиция, когда уходят гости, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку-журавлика. Считается, что он принесет счастье (ученики дарят друг другу и присутствующим гостям оригами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока:«Япония: территория, население, традиции" ( 9 класс, СКОУ VIII вид)
Тема урока:"Япония: территория, население, традиции"( 9 класс)Ребята, мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно - «Страна - наоборот». И для этого есть все основания...
Презентация к уроку на тему:" Япония: территория, границы, население" в 11 классе.
Призентация представляетт основное содержание материала по теме "Япония"...
Разработка урока "США. Территория, границы, население" 11 класс
Урок - практикум проводился при изучении нового материала по теме "США" в 11 классе...
Презентация урока "Япония: территория, границы, население, традиции".
Презентация "Япония: территория, границы, население, традиции" - 11 класс....
План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».
План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....
Япония: территория, население, экономика
Конспект урока на тему: Япония: территория, население, экономика....
Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство.
Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство. Используются видеофрагменты и презентация....