Разработка урока "США. Территория, границы, население" 11 класс
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме
Урок - практикум проводился при изучении нового материала по теме "США" в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ssha.doc | 271 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: США. Территория, границы, население
Цели:
- Расширить знания обучающихся об истории формирования территории страны, а также о современных США.
- Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об особенностях ЭГП и ПГП Соединенных Штатов Америки.
- Рассмотреть основные черты населения США и его размещения.
- Продолжить формирование умений с различными источниками информации.
Оборудование:
Политическая карта, учебник, атласы, раздаточные материалы, ИКТ.
Тип урока: урок – практикум, изучение нового материала.
Ход урока.
I. Изучение нового материала
С опорой на уже имеющиеся знания по теме.
Вводное слово учителя.
Если в физико-географическом отношении Америка подразделяется на Северную и Южную, то в общественных науках чаще оперируют другими понятиями – англоязычная и Латинская Америка. Это два крупных историко-культурных региона, границей между которыми, является государственная граница между США и Мексикой.
Изучение англоязычной Америки мы начнём с характеристики одного их мощнейших государств современного мира – США
(Объявление целей урока)
Но прежде чем приступить к изучению новой темы давайте проведём небольшую разминку и ответим на вопросы блиц-опроса, касающиеся страны, о которой нам предстоит вести сегодня речь.
1) Фронтальный опрос по Северной Америке.
1. Территория современных США была открыта в 1497 году английским мореплавателем. Назовите его имя. (Джон Кабот)
2. За создание первых русских поселений в Америке и содействие исследования и освоения Аляски, его называли российским Колумбом. Назовите его и место его рождения. (наш земляк - Г.И. Шелихов. г.Рыльск Курской губернии)
3. Какое происхождение на севере материка имеют такие формы рельефа, как моренные гряды, троговые долины, озовые гряды, камы? (ледниковые)
4. Горная система протянувшаяся вдоль побережья Тихого океана. (Кордильеры)
5. Крупный залив на юге материка. Здесь берет начало Гольфстрим. (Мексиканский)
6. Самая крупная река Северной Америки. (Миссисипи)
7. Водопад, который расположен на территории двух государств Канады и США. (Ниагарский водопад)
8. Невысокие полуразрушенные горы на востоке материка. (Аппалачи)
9. Перечислите названия Великих Американских озер. (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио)
10. Дерево, самое высокое на земле, а семена одни из самых мелких среди представителей растительного мира /секвойя/
11. Название какого полуострова Северной Америки переводится как «цветущий»? (Флорида)
12. Назовите государства, с которыми США имеет общую сухопутную границу. (Канада, Мексика)
13. Какая страна является самым близким «заморским» соседом США? (Россия)
14. Острова в Тихом океане, являющиеся частью страны. (Гавайские)
15. Самая высокая точка материка. (гора Мак-Кинли)
16. В каком году царское правительство продало Аляску США? (в 1867 г.)
17. В каком проливе проходит морская граница США и России? (Беринговом)
18. Природа создала его на реке Колорадо. Величайший на Земле он имеет глубину до 1800 метров. О чём идет речь? (о каньоне)
Объявление темы урока. (Слайд 1) (запись в тетрадь)
История формирования страны (сообщения учащихся)
К концу 19 века формирование территории государства завершилось, Какое же положение занимает страна на карте мира. Каково ее физико- и экономико-географическое положение?
(Работа с картой и учебником § 1 Тема 9. стр. 295)
2) Характеристика экономико-географического положения страны
США – государство, занимающее большую территорию в центральной части материка Северной Америки. Столица – Вашингтон. Граничит на севере с Канадой, на юге с Мексикой. Омывается на западе водами Тихого, на востоке – водами Атлантического океана. Страна располагается в умеренном и субтропическом климатических поясах. Площадь страны составляет более 9,4 млн км2, ( 9 363 200 км2 (площадь суши - 9 166 600 км2)), по площади страна занимает четвертое место в мире (после России, Канады, Китая). Общая протяженность границы 12 248 км, длина береговой линии - 19 924 км)
В состав страны входят три части:
1) основная территория США, имеющая форму четырёхугольника, протягивающегося с востока на запад почти на 4,7 тыс. км, а с севера на юг на 3 тыс. км
2) Аляска
3) Гавайские острова в Тихом океане
Дайте оценку ЭГП США. Является ли оно выгодным для страны и почему вы так думаете?
(Возможные ответы учащихся)
Выгодным является:
1) выход сразу к двум океанам (а если брать во внимание Аляску, то на севере страна омывается ещё и Северным Ледовитым океаном). Это издавна облегчало торговые связи с заокеанскими странами и в настоящее время также способствует развитию межконтинентальных связей.
2) соседское положение с Канадой и Мексикой, границы с которыми проходят по условным линиям, рекам и озерам, способствуя развитию торгово-экономических связей. Эти государства являются основными торговыми партнерами страны и наряду с США являются членами экономического таможенного союза НАФТА.
(Мексика и страны Латинской Америки экономически менее развиты, за счет этого монополии США с большой прибылью для себя эксплуатируют их природные и трудовые ресурсы).
3) отдаленность от очагов международной напряженности (от регионов политических конфликтов) в Европе, Азии издавна гарантировало безопасность. На территории страны более 100 лет не было ни одной разрушительной войны, как в других частях света. Ей не надо было поднимать из руин разрушенное войной хозяйство, как это пришлось делать странам Европы после Второй Мировой войны.
4) Благоприятные природные условия. Климатические условия позволяют культивировать не только растения умеренного пояса, но и многие субтропические и даже тропические растения. Обильны и разнообразны водные ресурсы, большим плодородием обладают почвы прерий и центральных частей страны. Значительны запасы лесных ресурсов, особенно на Аляске и в Кордильерах.
И, конечно, благодаря положению страны на разнообразных тектонических структурах и большой площади территории США прекрасно обеспечены практически всеми минеральными ресурсами.
Вывод: США занимает очень выгодное ЭГП, как для экономического и социального развития страны, так и для оказания экономического и политического влияния на другие страны.
Очень благоприятное положение молодого государства позволило ему успешно развиваться на протяжении нескольких столетий. Что представляет собой сейчас страна под названием Соединенные Штаты Америки?
3) Общая характеристика страны. (Слайд 2,3)
Политическое устройство страны
- По государственному строю США - федеративная республика, состоящая из 50 штатов.
- Глава государства – президент, избираемый на 4 года.
- Высший законодательный орган – конгресс (палата представителей и сенат)
- Каждый штат имеет свою конституцию , свои законодательные и исполнительные органы власти, выборного губернатора, а также свою символику.
- Кроме того, отдельно выделяется Федеральный округ Колумбия, на территории которого расположена столица страны – Вашингтон.
Пожалуй, не так много найдется в мире стран, которые бы настолько трепетно относились к своим национальным символам, придавали бы им такое исключительное значение. О символах США можно рассказывать бесконечно долго, каждый из них имеет собственную героическую историю и по-своему способен охарактеризовать американцев как нацию.
Символы страны (Слайд 4,5) (сообщения учащихся о символах США – флаге, гербе, гимне, Статуе свободы и др.)
Чего добилась страна за время своего развития? Что вам известно о стране из курса 10 класса, из средств массовой информации?
(примерные ответы обучающихся)
- США – один из главных центров Мирового хозяйства;
- США являются участниками различных международных интеграций (НАФТА, АТЭС, НАТО, ООН)
- занимает I место в мире по числу ученых и инженеров
- лидеры по использованию альтернативных источников энергии: геотермальной, ветровой, солнечной;
- I место по размерам автопарка;
- I место в мире по размерам авиаперевозок и т.д.
Вывод: С точки зрения экономики, военно-промышленного комплекса и политики США являются одной из самых мощных стран в мире.
Но, что такое государство? Государство – это, прежде всего, люди, его граждане, со своей культурой, взглядами, образом жизни. Люди, от которых зависит не только настоящее государства, но и его будущее…
4) Характеристика населения страны по плану (Приложение 1)
Работа с учебником с. 295-297
1. Численность (298,4 млн чел) – 3-е место в мире
Тип воспроизводства
Страна находится на стадии демографического перехода, на его третьем этапе /Тема 3 учебника с.64)
Тем не менее, в стране наблюдается прирост населения.
Благодаря чему обеспечивается этот прирост? (благодаря иммиграции, притоку населения в страну извне)
Демографическая политика США.
Демографическая ситуация в США выглядит сегодня более благоприятной, чем в остальных развитых странах мира. Это объясняется доминирующим положением страны в мире, привлекательностью для мигрантов и возможностями их отбора в интересах страны.
Основная масса иммигрантов – люди в трудоспособном и детородном возрасте.
В результате миграционных вливаний в последние 20 лет уровень рождаемости в США растет и США лидирует по этому показателю среди индустриально развитых стран, обеспечивая расширенное воспроизводство населения. Здесь менее остра, чем в Европе, проблема старения населения.
В сложившихся условиях США могут позволить себе не спешить с принятием нового законодательства о семье и не заботиться специальными мерами о повышении рождаемости.
В итоге социальная политика в США сводится, в значительной степени, к социальной поддержке самых нуждающихся.
2. Возрастно-половой структура населения США (с.298 учебника, рис.79 Возрастно-половая пирамида США - анализ)
Занятость населения. (Приложение 2)
3. Национальный (этнический) состав населения.
США - многонациональная страна Как формировалась американская нация?
(современная американская нация – это результат смешения и слияния переселенцев из разных частей света и в особенности из Европы и Африки).
История формирования американской нации.
Периоды наибольшего наплыва иммигрантов.
(Сообщает учитель)
США называют страной иммиграции, и это действительно так. Во времена формирования территории и наращивания площади, страна нуждалась в людях, которые бы эти земли осваивали. Кроме этого вспышки голода и религиозные гонения в Европе, а также развитие судоходства способствовали увеличению миграционного притока в США. Но всё-таки миграционный приток не всегда был одинаков. Принято выделять волны миграции.
На первом этапе основную массу мигрантов составляли выходцы из Великобритании и Ирландии. Они представляли собой совершенно разные социальные ветви. Если шотландци и ирландцы в основной своей массе были крестьянами и ремесленниками, то англичане представляли собой аристократическое сословие и являлись роялистами. Колонисты-англичане привозили с собой крестьян, которые должны были отработать свой проезд и бытовое устройство. Но когда рабочей силы стало не хватать, начался завоз негров-рабов.
Первая партия негров прибыла в Джеймстаун в 1619 году. Уже в начале 18 века на континенте было 10 тысяч рабов, в середине 18 века – 100 тысяч рабов, а в 1860 году – 4,5 млн (25% населения страны).
В 19 веке стали прибывать выходцы из Германии и Ирландии. Причиной эмиграции из Ирландии стал картофельный голод, а из Германии – тяжелое экономическое положение. Увеличились потоки из скандинавских стран.
Проанализируйте структуру потоков иммигрантов в США в ХХ веке.
(Приложение 3)
Среди латиноамериканских мигрантов в последние годы преобладают мексиканцы. Как называют нелегальных рабочих из Мексики?
(«брасерос» - «люди, предлагающие свои руки»)
Какая структура сложилась в иммиграционных потоках к началу третьего тысячелетия? (с.296 учебника)
В США живут представители более ста этносов, их объединяют в три главные этнические группы: (Слайд 6)
1 – американцы США (потомки переселенцев разных национальностей)
2 - переходные мигранты (переселившиеся в США в последнее время)
3 - аборигены (коренное население – индейцы, эскимосы, алеуты)
На данный момент 9/10 всего населения страны – это американцы США. Они называют себя «янки». Если проследить по переписи населения, 80 % всех живущих в США – это выходцы из Европы:
46 млн – англичане, 49,2 – немцы, 40,2 – ирландцы, 12,9 – французы, 12,2 – итальянцы, 2,8 – русские.
Свыше 12 % - американцы африканского происхождения, которые вплоть до 30-х годов ХХ века, как и во времена рабства были заняты преимущественно в сельском хозяйстве южных штатов. Теперь большинство негров живёт в городах, где выполняют неквалифицированную работу в промышленности и сфере обслуживания (грузчики, лифтеры, прислуга и т.п.)
Назовите штаты, где проживает наибольшее число афроамериканцев.
(учебник рис.80 с.298)
Третье место занимают американцы латиноамериканского происхождения. Их доля особенно велика в населении штатов Техас, Калифорния, Нью-Мексико, Колорадо.
На четвертом месте – американцы азиатско-тихоокеанского происхождения
(2,9 %). Проживают в основном в западных штатах.
Около 0,6 % населения – аборигены (индейцы, алеуты и эскимосы (Слайды 7-9).
В результате европейской колонизации Америки многие племена целиком или частично были истреблены, оттеснены в другие районы. Большая часть индейцев продолжает жить в резервациях, созданных правительством на ранних этапах колонизации. Говорят на индейских языках, а живущие в городах – на английском.
Религиозный состав населения.
Как с национальным составом связан его религиозный состав?
(Приложение 4)
4. Социально-классовый состав населения.
Положение расово-этнических группировок в американском обществе неодинаково. Доминирующее положение занимают белые американцы. Высшие чиновники страны, наиболее влиятельные финансисты и главы фирм представлены преимущественно этой группой населения. Прочие расово-этнические группы занимают подчинительное положение.
Расовая дискриминация в отношении "черных" и "цветных" американцев проявляется в пониженной оплате труда по сравнению с белыми американцами, в наличии городских кварталов, предназначенных для жительства этих групп населения и во многом другом.
Некоторые из них, например афроамериканцы, прежде сталкивались с открытой дискриминацией. Очень часто эта политика социального неравенства имела форму сегрегации, то есть раздельного проживания, трудоустройства и обслуживания белого и негритянского населения.
5. Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение.
По показателю средней плотности населения СЩА занимает 18-е место в мире – 31 человек на 1 км2
Какие различия характерны для размещения населения в пределах страны?
( Почти 70 % жителей США проживает на 12 % общей площади страны. Особенно велики различия между приморскими (приозёрными) и горными штатами: от 350-400 до 2-5 человек на 1 км2 ).
Какие причины оказывают влияние на размещение населения в стране?
Причины влияющие на размещение населения:
1. Природные условия
2. Исторические особенности
3.Современная стадия демографического перехода
4. Уровень развития, преобладающая структура хозяйства
5. Внутренние миграции
6. Урбанизация
Всего в стране проживает 298,4 млн человек
В городах - ¾ населения.
Определите уровень урбанизации в стране.
Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполните модуль:
(Приложение 4)
(Официально городом в США считается населенный пункт с численностью жителей не менее
2,5 тыс)
США - типичная страна городских агломераций. (Слайд 10-11)
Сросшиеся между собой агломерации образуют самые крупные на сегодняшний день типы поселений – супергорода - мегаполисы.
Во второй половине ХХ века американские географы отметили формирование в США мегаполисов. Ныне в стране таких мегаполисов три: (рис. 85 с.299)
1) Северо-Восточный
2) Приозерный
3) Калифорнийский
(с.299 учебника, Приложение 5)
Иногда в США выделяют еще два мегаполиса, находящиеся на стадии формирования. Это мегаполис побережья Мексиканского залива (от Хьюстона до Нового Орлеана) и Флоридский (на территории штата Флорида).
Вспомните, какой еще процесс в последние десятилетия оказывает все большее влияние на размещение населения? (субурбанизация)
Что такое субурбанизация?
Что является причиной субурбанизации в США?
На первых порах пригородные зоны формировались как чисто жилые образования с расчетом на маятниковую миграцию, т. е. работу их жителей в центральных частях городов, где находятся учреждения, да и промышленные предприятия.
Но со временем промышленность начала уходить из центров городов в (пригороды). В еще большей мере это относилось к различного рода офисам, научным, проектно-конструкторским организациям, технологическим паркам, университетским комплексам, почти 3/5 которых теперь находятся за пределами городских центров. Так, по выражению известного географа-урбаниста Г. М. Лаппо (выпускника нашей школы) – пригороды превратились в более или менее самостоятельные «пригородные города».
Все эти причины привели к гигантскому стихийному разрастанию пригородных зон. Именно поэтому крупные города США как бы расползаются вширь.
Теперь в такой «одноэтажной» Америке живёт 2/3 всех американских семей.
(Слайд 12)
Около 25 % населения является сельским. (Слайд 13)
Какая форма расселения характерна для США?
Вывод: Формирование современной американской нации – это, прежде всего, результат этнического смешения и слияния переселенцев из разных частей света, и в особенности из Европы и Африки, а в последующем из Латинской Америки и Азии. Различные экономико-географические условия способствовали тому, что территория США заселена неравномерно. Большая часть населения проживает на благоприятных для ведения хозяйства территориях. Городской образ жизни господствует в стране.
В настоящее время страна обеспечена трудовыми ресурсами, за счет притока мигрантов. Но по прогнозам американских демографов, в скором будущем США столкнуться с серьезными социально-экономическими последствиями, связанными с процессами старения американского населения, ростом числа пенсионеров, а также падением качества и степени подготовленности рабочих кадров на рынке труда.
II. Подведение итогов урока.
III. Домашнее задание (Слайд 14)
- Стр. 295-300 учебника
- Подготовить сообщения в виде презентаций по одному из штатов США (по выбору уч-ся)
- Работа по контурной карте: выделить первые 13 штатов, давших начало формированию государства, обозначить крупнейшие мегаполисы.
Приложение 1
ПЛАН-ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ
1. Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика.
2. Возрастно-половой состав населения, занятость населения.
3. Национальный (этнический) состав населения. Религиозный состав населения.
4. Социально-классовый состав населения.
5. Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение.
6. Уровни, темпы и формы урбанизации, главные города и городские агломерации.
7. Сельское расселение.
8. Общий вывод. Перспективы роста населения и обеспеченности трудовыми ресурсами.
Приложение 2
Занятость населения по отраслям хозяйства:
- оказание услуг (питание, гостиничное хозяйство и т. д.): 116 160 000;
- правительство и государственные должности: 22 335 000 (в феврале 2008 года)
- производство товаров: 21 833 000 человек;
- образование, здравоохранение: 18 647 000;
- профессиональные или бизнес услуги: 18 102 000;
- розничная продажа: 15 454 000
- промышленность: 13 689 000;
- отдых и гостиничный бизнес: 13 667 000;
- строительство: 7 401 000.
Приложение 3
Структура потоков иммигрантов в США
Приложение 3. Заполните таблицу
Религиозный состав населения.
Доля приверженцев | 53% | 23% | 2% | 1,5% | 0,8% | 0,4% |
религия | ||||||
мигрировала из стран и регионов | Великобритания скандинавские страны | Испания Италия Польша | Центр.Европа Вост. Европа Испания Португалия Сев.Африка | Африка Пакистан юг Азии | Вост. Азия (Китай, Япония, Корея) | Россия Греция |
протестантство | католицизм | иудаизм | ислам | буддизм | православие |
Приложение 4
Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполните модуль:
1) Определите процент городского населения в США - ______________
2) Укажите количество городов - «миллионеров» в стране - ____________________________
агломераций - «миллионеров» - ________________________________
3) Назовите города с численностью более 10 млн человек: - ___________________________
___________________________
с численностью более 5 млн человек: _____________________________
_________________________________
________________________________
4) Определите черты североамериканского города.
а) планировка - ____________________________________________________________________
б) этажность - _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
в) даунтаун -_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
г) стрит, авеню - ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________ (Улицы (Авеню - по-французски, Стрит - по-английски.
Авеню идут с юга на север, улицы - с запада на восток).
Приложение 5
Характеристика мегаполисов.
Мегаполис | Размещение | Численность населения (млн чел) | Плотность населения (чел на 1 км2) | Агломерации в составе | |
Кол-во (всего) | крупнейшие | ||||
«Босваш» | |||||
«Чипитс» | |||||
«Сан-Сан» |
Проверь свои знания.
1. Территория США состоит из 50 штатов. Последняя территория, получившая статус штата, - это
а) Аляска; б) Гавайские острова; в) Калифорния; г) Багамские острова.
2. США имеют морские границы с
а) Канадой, Мексикой, Россией; в) Канадой, Кубой, Мексикой;
б) Багамскими о-вами; г) Кубой, Мексикой, Россией.
3. Главной чертой выгодного ЭГП США являются (-ется)
а) протяженные сухопутные границы с Канадой и Мексикой;
б) положение основной территории между Атлантическим и Тихим океанами;
в) наличие хороших гаваней;
г) большая протяженность основной территории с запада на восток, чем с севера на юг.
4. Столица США расположена на территории
а) штата Вашингтон; в) штата Нью-Джерси;
б) штата Нью-Йорк; г) Федерального округа Колумбия.
5. Средняя плотность населения США на 1 км2 равна
а) 3 чел.; б) 31 чел.; в) 120 чел.; 350 чел.
6. Динамика численности населения США обеспечивалась в большей степени
а) эмиграцией; б) иммиграцией; в) внутренними миграциями.
7. Половина населения США проживает в
а) крупных городах; в) мегаполисах;
б) городах-миллионерах; г) агломерациях-миллионерах.
8. Доля жителей-аборигенов в численности населения США составляет
а) 1 % ; б) 10 % ; в) 30 % ; г) 56 % .
9. Доля негритянского населения в численности населения США составляет
а) 1 % ; б) 12 % ; в) 36 % ; г) 56 % .
10. Какое описание соответствует североамериканскому типу города?
а ) ядром города служит центральная площадь с ратушей, собором и административными зданиями, от нее под прямым углом расходятся улицы, включающие современную застройку;
б) в прямоугольной планировке выделяется деловой район с органами управления и обслуживания, с небоскребами, в остальной части города малоэтажные застройки;
в) прослеживается четкое деление на старую и новую часть, в старой части центром является базар с прилегающими торговыми улицами, а в новой части города преобладают современные многоэтажные дома;
г) в центре города располагается площадь с ратушей и собором, от нее расходятся радиусом улицы с магазинами и домами зажиточных горожан, с архитектурными и историческими достопримечательностями, остальная часть города застроена современными зданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку на тему:" Япония: территория, границы, население" в 11 классе.
Призентация представляетт основное содержание материала по теме "Япония"...
Конспект урока "Географическое положение, территория, границы Мостовского района."
Данный конспект урока может использоваться при ведении регионального компонента в 8 классе....
Презентация урока "Япония: территория, границы, население, традиции".
Презентация "Япония: территория, границы, население, традиции" - 11 класс....
План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».
План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....
Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство.
Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство. Используются видеофрагменты и презентация....
Япония: территория, границы, положение. Население. Значение Токио
Конспект урока в 11 классе!...
Технологическая карта урока географии по теме Государственная территория России. Типы российских границ ( 8 класс)
Технологическая карта урока географии по теме Государственная территория России. Типы российских границ ( 8 класс)...