Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Витязева Вера Алексеевна

Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."разработана для учащихся 7 класса по учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина, А. Я. Токаревой «История России», содержание которого соответствует требованиям Историко-культурного стан-

дарта и Федерального государственного образовательногостандарта основного общего образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока

Фамилия, имя, отчество учителя

Витязева Вера Алексеевна

Предмет

История России

Класс

7

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Цель

Задачи

Образовательные: охарактеризовать географическое положение, занятия населения и особенности управления в новгородской земле

Развивающие: совершенствовать навыки работы с текстом учебника  и историческими источниками
Воспитательные: способствовать формированию целостного мировоззрения учащихся

План урока

1. Земледелие. Крестьянство.

2. Казачество.

3. Города и горожане.

4. Ремесло.

5. Объединение горожан в купеческие организации.

6. Торговля.

7. Денежная система.

УУД

ЛичностныеУУД:  Способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.

Регулятивные УУД: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи

Познавательные УУД:  общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

логические – установление причинно-следственных связей

Планируемые результаты

Предметные: Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран. Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками, иллюстрациями.

Личностные:  Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  формирование коммуникативной компетентности.
Метапредметные: Формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы

Основные понятия

Роль природно-географического фактора в истории, зона рискованного земледелия, яровые и озимые культуры, внутренний рынок, слобода, ярмарки

Межпредметные связи

Ресурсы:

 

Учебник истории (авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева),

карта

Формы работы

 Фронтальная, групповая, в парах

Технология

Технология развития  критического мышления, проблемное обучение

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные, метапредметные, личностные

УУД

Организационный момент
Время: 2 мин

Подготовка к работе.

Создает рабочий настрой через приветствие, просит вспомнить изученный на прошлом уроке материал.

Проверка домашнего задания
Время: 5 мин

Отвечают на вопросы, показывают по карте княжества

Задает вопросы и дает задания:

- В каких основных направлениях (север, юг, с-з и т. д.) двигались русские первооткрыватели?

- С чем это было связано?

- Какое событие из описанных в параграфе можно считать важнейшим географическим открытием для России в 15-16 вв.?

Ответить на вопрос, показать на карте, высказать мнение

Личностные: формирование коммуникативной компетентности

Познавательные : общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

логические – установление причинно-следственных связей

Изучение нового материала
Время: 25 мин
Этапы:

1. «Вызов»

2. «Осмысление»

1. Высказываются о том, почему тема урока сформулирована необычно.  

2. Отвечают на вопрос о том, что такое республика. Высказывают свои мысли.

3. Составляют вместе с учителем примерный план изучения материала:

- богатства края («Территория Новгородской земли»;

- удачные походы, войны («Занятия новгородцев» ;

- богатства жителей («Основные категории населения Новгорода»);

- другая система управления («Политические особенности Новгородской земли»)

 и т.д.

4. Принимают учебную задачу.

А) По группам выясняют отличительные особенности территории и связанных с этим  занятий, характеризуют основные категории населения.

Выступают с сообщениями, задают вопросы, делают краткие записи.

Б) В парах составляют схему, демонстрируют ее классу, выбирают наиболее удачный вариант.

В) Работают с документом на с. 122 «Из Ипатьевской летописи», отвечают на вопросы к документы.

Г) Работают с картой, показывают границы Новгородской земли, торговые пути. Доказывают, Новгород действительно располагался на пути «Из варяг в греки».

1.Предлагает прочитать пункты плана: о чем сегодня узнаем?

2. Обращает внимание на название параграфа учебника «Новгородская республика».

Задает вопросы:

- Что значит «республика»?

- Чем ещё, кроме формы правления, может быть вызвано название «Господин Великий Новгород»?

3. На основе высказываний учащихся составляется план изучения темы.

4. Формулирует проблемный вопрос: Почему в Новгородской земле, в отличие от других русских земель, сложилась республиканская система управления?

А) Предлагает по группам ознакомиться с пунктами 1-2, 3, 4 в параграфе и подготовить краткое сообщение. Оказывает помощь при подготовке.

Б) После выступления 3-й группы предлагает составить схему управления Новгородской землей (в парах)

В) Предлагает поработать с историческим источником.

Г) Дает задание: на  карте показать  границы Новгородской земли, торговые пути; доказать, что Новгород действительно располагался на пути «Из варяг в греки».

Проанализировать формулировку темы, высказать мнение, предположение

Ознакомиться с текстом, отобрать нужную информацию, подготовить сообщение, сделать краткие записи

Сделать записи

Составить схему

Анализ исторического источника

Изучить карту,  показать границы, торговые пути, сделать выводы

Метапредметные: умение отбирать  информацию, формулировать мысль, умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

представление информации в сжатом виде (схема).

Предметные: Знать  особенности развития Новгородской земли.

Уметь - искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, определять и аргументировать  своё 

отношение к ней.

Личностные: расширение представлений учащихся о развитии нашей страны, формирование коммуникативной компетентности

Регулятивные УУД: умение развивать мотивы познавательной деятельности -выдвижение гипотез

Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи; умение работать в группе и паре, находить общее решение

Познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

логические – установление причинно-следственных связей;

изложение полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; критическое осмысление содержания текста

Закрепление нового материала
Время: 5 мин
3. «Рефлексия»

Отвечают на вопросы 1-5 на с. 121

Предлагает вспомнить изученное на уроке и с помощью учебника ответить на вопросы.

Ответить на вопросы, в т. ч. и на проблемный.

На основе анализа изученного материала высказать свое мнение.

Метапредметные: умение отбирать  информацию, формулировать мысль

Личностные:  нравственно-этическая ориентация,  оценивание усваиваемого содержания

Итоги урока, домашнее задание

Время: 3 мин

Записывают в дневники

Оценивает работу учащихся на уроке.

Дает домашнее задание: прочитать параграф 14, поработать над заданиями рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

Индивидуальные  задания: сообщения о культуре Новгородской земли.

Прочитать, выполнить задания, подготовить сообщение.

Метапредметные: умение отбирать  информацию

Личностные:  нравственно-этическая ориентация,  оценивание усваиваемого содержания








Цель урока

образовательная

воспитательная

развивающая

Развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Российского государства и Всеобщей истории: патриотизма, мужества, мудрости. Воспитание уважения к культурному наследию.

Доказать необходимость углубления централизации государства, развития торговли, проведения реформ( городского самоуправления и денежной). Проследить эволюцию землепользования и её последствия. Развивать познавательные умения.

.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Материально-техническое обеспечение

Учебник «История России. 7 класс».

Авторы: Н.М. Арсентьев. А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева.

ПК, проектор.


Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Знать основные занятия крестьянства и городских жителей, объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран. Как процесс централизации государства повлиял на развитие городов, торговли. продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.

Личностные:  сформирована полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.       

Регулятивные: планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент.

Познавательные: овладеют базовыми понятиями, умеют находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; определяют основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные: охотно ведут диалог с собеседником с соблюдением норм и правил поведения, выслушивают собеседника, выражают свои взгляды с эмоцианальной окраской, умеют организовать общение.

Основные понятия

Роль природно-географического фактора в истории. Зона рискованного земледелия.Подсечно-огневая система. Трёхпольный севооборот. Яровые и озимые культуры. Казачество.Казачий круг. Внутренний рынок. Слобода. Ярмарка. Реформа.

Организация пространства

Метапредметные связи

Формы работы

Ресурсы

География, экономика.

Индивидуальная, групповая.

- учебник;

- презентация в программе «Power Point», разработанная к данному уроку.

Этапы урока

Формируемые способы

деятельности

«Организационный этап и Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.»

Приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой на изучение новой темы. Настроить детей на работу.

Знакомятся с планом, принимают участие в беседе, формулируют задачи

Планируют путь достижения цели, ставят познавательные задачи.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушают собеседника, высказывают свою точку зрения

Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности.

Умеют планировать

свою деятельность в

соответствии с целевой

установкой, высказывают

своё мнение по существу

полученного задания.

«Актуализация знаний, Первичное усвоение новых знаний, Первичная проверка понимания, Первичное закрепление»

Излагает большой объём материала с привлечением средств обучения: презентация, историческая карта. Закладывает основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой.

Основные вопросы изучения материала:

1)Земледелие. Крестьянство.

2) Казачество.

3) Города и горожане.

4) Ремесло.

5) Городское самоуправление и купеческие организации.

6) Торговля.

7) Денежная система.

Отвечают на вопросы учителя. Ставят проблемный вопрос, побуждающий интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом. В течение всего урока составляют в тетради опорный конспект (с помощью учителя).

Осуществляют актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.

Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решении.

Выражают свои мысли в соответствии с поставленным вопросом.

Отстаивают сою позицию, соблюдая нормы и правила при общении с окружающими, придавая своей речи эмоциональную окраску.


«ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА»

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Объясняет сущность домашнего задания.

Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации:

1 уровень – прочитать текст учебника, ответить на вопросы в конце параграфа, изучить опорный конспект, составленный на уроке.

2 уровень (повышенный) –

составить рассказ от лица крестьянина или горожанина .

Заполнить таблицу.

Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания

Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения.

Работают дома с заданиями.

Смысловое чтение.

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой.

Адекватно осуществлять самооценку.


«Рефлексия»

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели.

Отвечают на поставленные вопросы.

Осуществляют комплексный анализ своей деятельности. Подводят итоги, анализируют опорный конспект.

Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели.

Адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности.

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивают ответы,

оценивают уровень собственного

эмоционального состояния на уроке.

Умение

самостоятельно находить и

исправлять

ошибки, определять

степень успешности

решения

задачи. Проявляется в

устных высказываниях

детей и в

результатах

письменных работ.

Осуществлять итоговый



и пошаговый контроль по результату.

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Подумайте, что означает понятие «зона рискованного земледелия».

Почему в начале XVI в. Россия оставалась земледельческой страной? В каких сферах российской экономики в начале XVI в. происходили изменения?

Пояснять значение терминов и понятий.

Ставить учебную задачу под руководством учителя

Работа с текстом. Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Известному российскому историку XIX в. С. М. Соловьёву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Как вы понимаете данное сравнение? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами

Комментировать с помощью примеров точку зрения учёного-историка.

Использовать изученный материал по различным предметам, курсам (география, биология, история Древнего мира и др.)

Беседа

Содержательно-операционный

Проследите по карте, где складывались казачьи вольницы. Каким образом государство могло использовать казаков в своих интересах?

Проанализируйте пословицы и поговорки россиян, посвящённые хозяйственной деятельности: «На Егорья мороз — будет просо и овёс»; «Кукушка до Егорья — к неурожаю и падёжу скота»; «Май холодный — год хлебородный».

Приведите собственные примеры. Какие выводы можно сделать?

Как характеризуют роль общины (мира) в жизни крестьянина следующие поговорки: «На миру и смерть красна»; «Мир — большой человек»; «Мир — всему голова»?

Используя материалы параграфа, проанализируйте структуру городского самоуправления в русских городах в начале XVI в. Какие слои населения входили в её состав?

Как вы думаете, какое значение для хозяйственной жизни страны имела проведённая в 1530-е гг. денежная реформа? В чём её суть? Докажите взаимосвязь денежной реформы с ростом торговли

Использовать карту как источник информации.

Приводить примеры, как труд влиял на развитие человека.

Самостоятельно извлекать и комментировать информацию из исторических источников (фольклор), аргументировать выводы примерами из собственного жизненного опыта.

Прояснять смысл исторического явления.

Описывать структуру городского самоуправления в русских городах в начале XVI в.

Доказать вывод, обосновать суждение на основе систематизации информации

Беседа. Работа с учебником, картой

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Из текста параграфа выберите цитаты, которые носят спорный характер, с точки зрения историков. Сделайте выводы, свой ответ аргументируйте.

Оцените, смогли ли мы в полной мере ответить на этот главный вопрос нашего урока. Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют дополнительного освещения?

Использовать изученный материал для аргументации вывода.

Участвовать в контрольно-оценочной, рефлексивной деятельности.

Планировать с помощью учителя свою дальнейшую познавательную деятельность по изучаемой теме

Работа с учебником. Дискуссия


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...

Территория, население и хозяйство России в начале 16 века

Научатся определять термины: мелкотоварное производство, таможенные пошлиныПолучат возможность научиться: давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности р...

мультимедийная презентация "Территория, население и хозяйство России в начале ХVIв."

Познакомить с территорией и хозяйством Рос­сии в начале XVI в., особенностями состава населения россий­ского государства; характеризовать особенности развития России в начале XVI в....

Технологическая карта урока Территория, население и хозяйство России в начале XVI в

Технологическая карта урока Территория, население и хозяйство России в начале XVI в...

Территория, население и хозяйство России в начале XVI.

Презентация разработана для учебника "История России" в 2-х ч. под ред. А.В. Торкунова по пар. 2...

Технологическая карта урока + план-конспект "Народы России в начале XIX в."

Технологическая карта урока и план-конспект урока ршения частной учебной задачи по теме "Народы России в начале XIX в.". При разработке урока использовались положения ФГОС ООО, Концепции пре...