Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."разработана для учащихся 7 класса по учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина, А. Я. Токаревой «История России», содержание которого соответствует требованиям Историко-культурного стан-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn._karta_territoriya_naselenie_i_hoz-vo_r._v_n._16_v._7_kl.docx | 38.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Фамилия, имя, отчество учителя | Витязева Вера Алексеевна |
Предмет | История России |
Класс | 7 |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Тема | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. |
Цель | |
Задачи | Образовательные: охарактеризовать географическое положение, занятия населения и особенности управления в новгородской земле Развивающие: совершенствовать навыки работы с текстом учебника и историческими источниками |
План урока | 1. Земледелие. Крестьянство. 2. Казачество. 3. Города и горожане. 4. Ремесло. 5. Объединение горожан в купеческие организации. 6. Торговля. 7. Денежная система. |
УУД | ЛичностныеУУД: Способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся. Регулятивные УУД: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; логические – установление причинно-следственных связей |
Планируемые результаты | Предметные: Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран. Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками, иллюстрациями. Личностные: Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, формирование коммуникативной компетентности. |
Основные понятия | Роль природно-географического фактора в истории, зона рискованного земледелия, яровые и озимые культуры, внутренний рынок, слобода, ярмарки |
Межпредметные связи | |
Ресурсы:
| Учебник истории (авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева), карта |
Формы работы | Фронтальная, групповая, в парах |
Технология | Технология развития критического мышления, проблемное обучение |
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные, метапредметные, личностные | УУД | ||||
Организационный момент | Подготовка к работе. | Создает рабочий настрой через приветствие, просит вспомнить изученный на прошлом уроке материал. | |||
Проверка домашнего задания | Отвечают на вопросы, показывают по карте княжества | Задает вопросы и дает задания: - В каких основных направлениях (север, юг, с-з и т. д.) двигались русские первооткрыватели? - С чем это было связано? - Какое событие из описанных в параграфе можно считать важнейшим географическим открытием для России в 15-16 вв.? | Ответить на вопрос, показать на карте, высказать мнение | Личностные: формирование коммуникативной компетентности | Познавательные : общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; логические – установление причинно-следственных связей |
Изучение нового материала 1. «Вызов» 2. «Осмысление» | 1. Высказываются о том, почему тема урока сформулирована необычно. 2. Отвечают на вопрос о том, что такое республика. Высказывают свои мысли. 3. Составляют вместе с учителем примерный план изучения материала: - богатства края («Территория Новгородской земли»; - удачные походы, войны («Занятия новгородцев» ; - богатства жителей («Основные категории населения Новгорода»); - другая система управления («Политические особенности Новгородской земли») и т.д. 4. Принимают учебную задачу. А) По группам выясняют отличительные особенности территории и связанных с этим занятий, характеризуют основные категории населения. Выступают с сообщениями, задают вопросы, делают краткие записи. Б) В парах составляют схему, демонстрируют ее классу, выбирают наиболее удачный вариант. В) Работают с документом на с. 122 «Из Ипатьевской летописи», отвечают на вопросы к документы. Г) Работают с картой, показывают границы Новгородской земли, торговые пути. Доказывают, Новгород действительно располагался на пути «Из варяг в греки». | 1.Предлагает прочитать пункты плана: о чем сегодня узнаем? 2. Обращает внимание на название параграфа учебника «Новгородская республика». Задает вопросы: - Что значит «республика»? - Чем ещё, кроме формы правления, может быть вызвано название «Господин Великий Новгород»? 3. На основе высказываний учащихся составляется план изучения темы. 4. Формулирует проблемный вопрос: Почему в Новгородской земле, в отличие от других русских земель, сложилась республиканская система управления? А) Предлагает по группам ознакомиться с пунктами 1-2, 3, 4 в параграфе и подготовить краткое сообщение. Оказывает помощь при подготовке. Б) После выступления 3-й группы предлагает составить схему управления Новгородской землей (в парах) В) Предлагает поработать с историческим источником. Г) Дает задание: на карте показать границы Новгородской земли, торговые пути; доказать, что Новгород действительно располагался на пути «Из варяг в греки». | Проанализировать формулировку темы, высказать мнение, предположение Ознакомиться с текстом, отобрать нужную информацию, подготовить сообщение, сделать краткие записи Сделать записи Составить схему Анализ исторического источника Изучить карту, показать границы, торговые пути, сделать выводы | Метапредметные: умение отбирать информацию, формулировать мысль, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; представление информации в сжатом виде (схема). Предметные: Знать особенности развития Новгородской земли. Уметь - искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, определять и аргументировать своё отношение к ней. Личностные: расширение представлений учащихся о развитии нашей страны, формирование коммуникативной компетентности | Регулятивные УУД: умение развивать мотивы познавательной деятельности -выдвижение гипотез Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи; умение работать в группе и паре, находить общее решение Познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; логические – установление причинно-следственных связей; изложение полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; критическое осмысление содержания текста |
Закрепление нового материала | Отвечают на вопросы 1-5 на с. 121 | Предлагает вспомнить изученное на уроке и с помощью учебника ответить на вопросы. | Ответить на вопросы, в т. ч. и на проблемный. На основе анализа изученного материала высказать свое мнение. | Метапредметные: умение отбирать информацию, формулировать мысль | Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания |
Итоги урока, домашнее задание Время: 3 мин | Записывают в дневники | Оценивает работу учащихся на уроке. Дает домашнее задание: прочитать параграф 14, поработать над заданиями рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». Индивидуальные задания: сообщения о культуре Новгородской земли. | Прочитать, выполнить задания, подготовить сообщение. | Метапредметные: умение отбирать информацию | Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания |
Цель урока
образовательная
воспитательная
развивающая
Развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Российского государства и Всеобщей истории: патриотизма, мужества, мудрости. Воспитание уважения к культурному наследию.
Доказать необходимость углубления централизации государства, развития торговли, проведения реформ( городского самоуправления и денежной). Проследить эволюцию землепользования и её последствия. Развивать познавательные умения.
.
Тип урока
Урок открытия нового знания
Материально-техническое обеспечение
Учебник «История России. 7 класс».
Авторы: Н.М. Арсентьев. А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева.
ПК, проектор.
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
Знать основные занятия крестьянства и городских жителей, объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран. Как процесс централизации государства повлиял на развитие городов, торговли. продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.
Личностные: сформирована полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
Регулятивные: планируют, контролируют и выполняют действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищают промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинают и заканчивают действие в нужный момент.
Познавательные: овладеют базовыми понятиями, умеют находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; определяют основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные: охотно ведут диалог с собеседником с соблюдением норм и правил поведения, выслушивают собеседника, выражают свои взгляды с эмоцианальной окраской, умеют организовать общение.
Основные понятия
Роль природно-географического фактора в истории. Зона рискованного земледелия.Подсечно-огневая система. Трёхпольный севооборот. Яровые и озимые культуры. Казачество.Казачий круг. Внутренний рынок. Слобода. Ярмарка. Реформа.
Организация пространства
Метапредметные связи
Формы работы
Ресурсы
География, экономика.
Индивидуальная, групповая.
- учебник;
- презентация в программе «Power Point», разработанная к данному уроку.
Этапы урока
Формируемые способы
деятельности
«Организационный этап и Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.»
Приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой на изучение новой темы. Настроить детей на работу.
Знакомятся с планом, принимают участие в беседе, формулируют задачи
Планируют путь достижения цели, ставят познавательные задачи.
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.
Слушают собеседника, высказывают свою точку зрения
Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности.
Умеют планировать
свою деятельность в
соответствии с целевой
установкой, высказывают
своё мнение по существу
полученного задания.
«Актуализация знаний, Первичное усвоение новых знаний, Первичная проверка понимания, Первичное закрепление»
Излагает большой объём материала с привлечением средств обучения: презентация, историческая карта. Закладывает основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой.
Основные вопросы изучения материала:
1)Земледелие. Крестьянство.
2) Казачество.
3) Города и горожане.
4) Ремесло.
5) Городское самоуправление и купеческие организации.
6) Торговля.
7) Денежная система.
Отвечают на вопросы учителя. Ставят проблемный вопрос, побуждающий интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом. В течение всего урока составляют в тетради опорный конспект (с помощью учителя).
Осуществляют актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.
Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решении.
Выражают свои мысли в соответствии с поставленным вопросом.
Отстаивают сою позицию, соблюдая нормы и правила при общении с окружающими, придавая своей речи эмоциональную окраску.
«ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА»
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
Объясняет сущность домашнего задания.
Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации:
1 уровень – прочитать текст учебника, ответить на вопросы в конце параграфа, изучить опорный конспект, составленный на уроке.
2 уровень (повышенный) –
составить рассказ от лица крестьянина или горожанина .
Заполнить таблицу.
Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания
Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения.
Работают дома с заданиями.
Смысловое чтение.
Планируют свои действия в соответствии с самооценкой.
Адекватно осуществлять самооценку.
«Рефлексия»
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели.
Отвечают на поставленные вопросы.
Осуществляют комплексный анализ своей деятельности. Подводят итоги, анализируют опорный конспект.
Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели.
Адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности.
Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивают ответы,
оценивают уровень собственного
эмоционального состояния на уроке.
Умение
самостоятельно находить и
исправлять
ошибки, определять
степень успешности
решения
задачи. Проявляется в
устных высказываниях
детей и в
результатах
письменных работ.
Осуществлять итоговый
и пошаговый контроль по результату.
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой | Подумайте, что означает понятие «зона рискованного земледелия». Почему в начале XVI в. Россия оставалась земледельческой страной? В каких сферах российской экономики в начале XVI в. происходили изменения? | Пояснять значение терминов и понятий. Ставить учебную задачу под руководством учителя | Работа с текстом. Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) | Известному российскому историку XIX в. С. М. Соловьёву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Как вы понимаете данное сравнение? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами | Комментировать с помощью примеров точку зрения учёного-историка. Использовать изученный материал по различным предметам, курсам (география, биология, история Древнего мира и др.) | Беседа |
Содержательно-операционный | Проследите по карте, где складывались казачьи вольницы. Каким образом государство могло использовать казаков в своих интересах? Проанализируйте пословицы и поговорки россиян, посвящённые хозяйственной деятельности: «На Егорья мороз — будет просо и овёс»; «Кукушка до Егорья — к неурожаю и падёжу скота»; «Май холодный — год хлебородный». Приведите собственные примеры. Какие выводы можно сделать? Как характеризуют роль общины (мира) в жизни крестьянина следующие поговорки: «На миру и смерть красна»; «Мир — большой человек»; «Мир — всему голова»? Используя материалы параграфа, проанализируйте структуру городского самоуправления в русских городах в начале XVI в. Какие слои населения входили в её состав? Как вы думаете, какое значение для хозяйственной жизни страны имела проведённая в 1530-е гг. денежная реформа? В чём её суть? Докажите взаимосвязь денежной реформы с ростом торговли | Использовать карту как источник информации. Приводить примеры, как труд влиял на развитие человека. Самостоятельно извлекать и комментировать информацию из исторических источников (фольклор), аргументировать выводы примерами из собственного жизненного опыта. Прояснять смысл исторического явления. Описывать структуру городского самоуправления в русских городах в начале XVI в. Доказать вывод, обосновать суждение на основе систематизации информации | Беседа. Работа с учебником, картой |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) | Из текста параграфа выберите цитаты, которые носят спорный характер, с точки зрения историков. Сделайте выводы, свой ответ аргументируйте. Оцените, смогли ли мы в полной мере ответить на этот главный вопрос нашего урока. Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют дополнительного освещения? | Использовать изученный материал для аргументации вывода. Участвовать в контрольно-оценочной, рефлексивной деятельности. Планировать с помощью учителя свою дальнейшую познавательную деятельность по изучаемой теме | Работа с учебником. Дискуссия |
Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...
Территория, население и хозяйство России в начале 16 века
Научатся определять термины: мелкотоварное производство, таможенные пошлиныПолучат возможность научиться: давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности р...
мультимедийная презентация "Территория, население и хозяйство России в начале ХVIв."
Познакомить с территорией и хозяйством России в начале XVI в., особенностями состава населения российского государства; характеризовать особенности развития России в начале XVI в....
Технологическая карта урока Территория, население и хозяйство России в начале XVI в
Технологическая карта урока Территория, население и хозяйство России в начале XVI в...
Территория, население и хозяйство России в начале XVI.
Презентация разработана для учебника "История России" в 2-х ч. под ред. А.В. Торкунова по пар. 2...
Технологическая карта урока. Тема: «Территория, население и хозяйство России в начале XVI в».
Тип урока: комбинированныйВид урока: исследование...
Технологическая карта урока + план-конспект "Народы России в начале XIX в."
Технологическая карта урока и план-конспект урока ршения частной учебной задачи по теме "Народы России в начале XIX в.". При разработке урока использовались положения ФГОС ООО, Концепции пре...