Профпробы как один из видов профориентационной работы на уроках географии.
методическая разработка по географии

Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей естественных дисциплин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профпробы как один из видов профориентационной работы

на уроках географии.

«Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу,

то счастье само отыщет вас».

К.Д. Ушинский.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, поэтому особенно важно помочь ему сориентироваться в огромном мире профессий.

В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, в основе других - химия, в основе третьих - информатика. Есть ряд профессий, в основе которых лежит география. Никакой другой предмет не сравнится с географией по охвату жизненных сфер.(слайд 3)

География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Ее важнейший аспект — формирование мировоззрения, логики научного мышления, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста. У учащихся складывается целостное представление о природе, человеке, обществе и мире профессий.

На уроках географии обучающиеся основной школы знакомятся с множеством профессий, их вы видите на слайде: (слайд 4)

Класс

Профессии

5

Картограф, геодезист, океанолог, вулканолог, сейсмолог, спелеолог, геолог

6

Гидролог, синоптик, метеоролог, биогеограф, естествоиспытатель

7

Углубление знаний о профессиях, с которыми познакомились в 5-6 классах

8

Палеонтолог, археолог, гляциолог, геоморфолог, почвовед, агроном, селекционер, демограф, углубление знаний о профессиях из 5-7 классов

9

Профессии, связанные с отраслями промышленности, агропромышленного комплекса и сферы услуг. Мужские и женские профессии.

Также они узнают о целом мире профессий, которым необходимы географические знания, тем самым понимая значимость самого предмета:

- в процессе изучения карты происходит знакомство с профессиями чертежника, художника, фотографа,

- умение ориентироваться на местности необходимо шоферу, экскурсоводу, путешественнику,

- знание темы «Масштаб» находит применение у таких профессий, как строитель, слесарь-инструментальщик, архитектор,

- умение определять координаты пригодится летчику, капитану корабля, спасателю,

- построение графиков и диаграмм понадобится инженеру, аналитику, климатологу, экономисту,

- при изучении темы «Гидросфера» учащиеся получают знания о профессии рыбака, моряка, океанолога, понимают их важность для строителя, бурильщика;

- знание темы «Климат» нужно врачу, комбайнеру, животноводу, агроному, механизатору.

Профориентационную работу я провожу и на уроках, и во внеурочной деятельности в разных формах. Хочу остановиться на профпробах.

Профессиональная проба (5 слайд) представляет собой профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида трудовой деятельности, имеющее завершенный вид и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.

Задача проведения профессиональных проб состоит в ознакомлении учащихся с содержанием, характером и условиями труда работников различных отраслей хозяйства; формировании допрофессиональных знаний, умений, навыков; развитии интереса к конкретной профессиональной сфере.

Оценка успешности выполнения пробы осуществляется по пятибалльной системе, так как задания профессиональных проб составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом и программными требованиями к знаниям и умениям учащихся по курсу географии. Поэтому у меня есть возможность оценить, с одной стороны, необходимый уровень предметных знаний и умений, с другой — успешность выполнения профессиональной пробы.

В ходе выполнения проб использую информационные карты пробы, в ходе работы с которыми у подростков появляется возможность самообучения и взаимообучения, когда работа организована в группах.

Первое знакомство шестиклассников с профессиональной пробой происходит на самом первом уроке, где учащиеся получают перспективное задание вести «Календарь погоды», а выполнение профессиональной пробы «Метеоролог и климатолог» (слайд 6) запланировано на 4 четверть, согласно логике учебного материала по географии, когда изучается раздел «Атмосфера». Проведение пробы осуществляется на основе анализа и обобщения школьниками опыта собственной деятельности (что делают метеорологи и климатологи, отслеживая различные климатические показатели в течение длительного времени): строится график изменения температуры воздуха в течение месяца, роза ветров, диаграмма облачности. Производятся вычисления среднемесячной температуры воздуха, амплитуды температур и т.д.(Слайд7)

В 7 классе изучаем тему «Особенности природы Евразии» через профпробы геолог, геоморфолог, климатолог, гидролог, биогеограф. За неделю класс делится на 5 групп, проводится жеребьёвка, и дети подбирают информацию о той профессии, которая им досталась. На уроке дети получают информационные карты проб, где прописаны задания для каждой группы. В течение 15 мин дети работают, потом представляют результаты своей совместной деятельности.(слайды

Предлагаю посмотреть видеосюжет с урока.

Информационная карта пробы (ИКП). (Слайд 8)

Профпроба

Задание

Тема

Геоморфолог

Систематизировать информацию о рельефообразующих факторах в виде таблицы

Особенности рельефа Евразии.

Геолог

Нанести на контурную карту Евразии основные бассейны полезных ископаемых.

Закономерности размещения полезных ископаемых на территории Евразии

Климатолог

Отметить на контурной карте типы климата Евразии.

Разнообразие климата Евразии

Гидролог

На контурной карте обозначить площадь бассейнов, к которым относятся реки Евразии.

Внутренние воды Евразии.

Биогеограф

Составить таблицу по природным зонам Евразии

Закономерности размещения природных зон Евразии.

Информационная карта пробы геоморфолог. (Слайд 9)

Особенности рельефа Евразии.

  1. На границе каких литосферных плит расположена Евразия? (Стр.34 рис.21)
  2. Заполните таблицу, установив соответствие (Стр.37 рис.26 + физическая карта Евразии в атласе)

Тектонические структуры

Формы рельефа

1

Древние платформы

2

Плиты молодых платформ

Складчатые области:

3

Раннепалеозойская (каледонская)

4

Позднепалеозойская (герцинская)

5

Мезозойская

6

Кайнозойская

Формы рельефа: Гималаи, Тянь-Шань, Восточно-Европейская равнина, Альпы, Алтай, Среднесибирское плоскогорье, Памир, Уральские горы, Верхоянский хребет, Великая Китайская равнина, Саяны, Западно-Сибирская равнина, плоскогорье Декан, Туранская низменность.

  1. Какие ещё факторы повлияли на формирование рельефа Евразии (Стр.191)
  2. Где в Евразии могут происходить землетрясения и извержения вулканов?
  3. Людям каких профессий необходимы знания о рельефе, о строении земной коры, о сейсмических поясах?

Информационная карта пробы геолог. (Слайд 10)

Закономерности размещения полезных ископаемых на территории Евразии

  1. Прочитайте информацию в учебнике стр.42-43
  2. Объясните размещение магматических (рудных) и осадочных (нерудных) полезных ископаемых в Евразии (стр.37 рис.26)
  3. С помощью условных знаков обозначьте на контурной карте крупные месторождения полезных ископаемых: нефти, природного газа, каменного угля, железной руды, медной, алюминиевой, оловянной руд, золота, алмазов.
  4. Что вы можете сказать о профессии геолога: нужная, интересная, трудная, хотели бы связать себя с этой профессией?

Информационная карта пробы климатолог. (Слайд 11)

Разнообразие климата Евразии

  1. По климатической карте определите, в каких климатических поясах расположена Евразия? (стр.56 рис.36) Какой климат занимает большую часть материка?
  2. Подпишите на контурной карте все типы климата Евразии.
  3. Обозначьте на контурной карте самое влажное и самое сухое, самое жаркое и самое холодное места, используя условные знаки.
  4. Прочитайте информацию в учебнике стр.193 и объясните, какие факторы влияют на климат Евразии?
  5. Определите тип климата по климатограмме.
  6. Людям каких профессий необходимы знания, предоставленные климатологами?

Информационная карта пробы гидролог. (Слайд 12)

Внутренние воды Евразии.

  1. Прочитайте информацию в учебнике стр. 194-195.
  2. К каким бассейнам относятся реки Евразии, приведите примеры крупных рек каждого бассейна.
  3. Режим – изменение состояния реки в течение года (когда замерзает, когда вскрывается ото льда, когда наступает половодье, когда межень). Используя рисунки 165 и 166 определите тип питания и режим рек: Енисей, Хуанхэ, По.
  4. Найдите и подпишите на карте крупные озёра Евразии, самое большое пресное и самое солёное озёра.
  5. Докажите, что профессия гидролога очень нужная для страны, и недооценка его рекомендаций может привести к большим бедствиям.
  6. В каких сферах деятельности необходимо применять информацию гидрологов?

Информационная карта пробы биогеограф. (Слайд 13)

Закономерности размещения природных зон Европы.

  1. Используя карты на стр. 204 и 205, а также климатическую и почвенную карты атласа заполните таблицу:

Природная зона

Климат

Почвы

Растения

Животные

Хозяйственная деятельность

  1. Какому закону географической оболочки подчиняется смена природных зон на равнинах и в горах?
  2. В роли каких профессий вы сегодня поработали на уроке? Насколько эти профессии востребованы в наше время и где именно?

Время на подготовку 20 мин, после чего по одному – двум представителям защищают результаты своей работы; рассказывают об особенностях профессии, которую они представляют, оценивают собственные возможности освоения той или иной профессии.

В восьмом классе при изучении регионального компонента учащимся предлагается несколько профпроб: почвоведа, геоботаника, эколога. Это знакомство вытекает из опережающего летнего задания, которое ребята получают на каникулы после 7 класса.

Информационная карта пробы (ИКП). (Слайд 6)

Профпроба

Задание

Тема

Почвовед

Собрать коллекцию

Почвы города Нижневартовска и пригорода.

Геоботаник

Ландшафтный дизайнер

Собрать гербарий

Деревья (кустарники) моего города.

А у нас на даче.

Парки моего города

Эколог

Собрать материал из СМИ

Экологические проблемы города Нижневартовска

Экологические проблемы ХМАО-Югры

В 9 классе изучение экономических районов России завершается двумя уроками, на которых учащиеся создают «Символический герб района». Организую профпробы профессии регионального имиджмейкера. (Имиджмейкер — это специалист, который создает, развивает и поддерживает образ личности или бренда).

Подготовительная работа: изучение характеристики района, отбор «символов района» как природных (реки, горя, озера, памятники природы), так и экономических (ресурсы, продукция отраслей специализации), а так же «лицо района»- люди, события.

Учащиеся разбиваются на группы. Проходит жеребьевка, каждая группа выбирает карточку с названием района. Они могут заранее обсудить макет герба, отобрать слоган.

Групповая работа на уроке. Ставится задача, и начинается творческий процесс. За 25 минут на листе А4 при помощи карандашей, красок, бумаги и клея рождается герб района.

Рекомендации по созданию продукта (Слайд 7)

1- На лицевой стороне листа герб (логотип района) , а на обратной стороне описание, подтверждение каждому символу герба.

3- В описании должны быть символы: географического положения, ресурсов, природы (рельеф, климат, животные, растительность), наиболее яркое, промышленно-сельскохозяйственная специализация.

4- Использовать не более 5 цветов.

5- Слоган района.

6- Герб (логотип) и слоган создается на листе А 4 ( всего 2 листа)

Предлагаемые варианты рабочего поля герба.

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ:

2 листа А4, средства для разукрашивания (цветная бумага), средства крепления (магниты). А так же творчество и вдохновение.

Защита продукта. Прорекламировать свой продукт за 1,5минуты. Оценку работам дают ребята. Эту оценку я суммирую к своей и сообщаю результаты.

В заключении хочу сказать, что выбор профессии – это второе рождение человека, поэтому задача учителя, классного руководителя дать общую ориентировку в мире профессий и помочь разобраться в личных качествах, важных для выбора будущей специальности.


Определите тип климата по климатограмме.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\РисунокC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок


Геолог

Геолог - это специалист, который изучает участки геосферы на предмет содержания в них минералов. Он проводит разведку и поиск залежей полезных ископаемых. На основе собранных геологом материалов проектируются и строятся фабрики и заводы по добыче и переработке полезных ископаемых.

В геологии существует несколько направлений, на которых могут специализироваться геологи.

Геолог-нефтяник изучает залежи нефти и газа. Он проводит разведку местности, готовит оборудование для пробного бурения, проводит лабораторные исследования, а уже после оценивает результаты работы, и если месторождение не найдено, определяют новую точку для исследования. Сейчас эта специальность очень востребована, так как Россия - основной экспортер нефти и газа в Европе.

Инженер-геолог – это специалист, который ведет инженерно-геологические изыскания в строительстве. Также он занимается отбором и испытаниями грунта при возведении зданий, обследует сооружения на предмет трещин, перекосов и разрывов сейсмопояса. Сейчас эта специальность очень актуальна, так как во всем мире непрерывно идет строительство многоквартирных домов, промышленных зданий и инфраструктурных сооружений.

Техник-геолог занимается изучением движения земной коры и исследованием недр Земли. Он анализирует местность, проверяя, могут ли быть на этом участке залежи полезных ископаемых, делает замеры, исследования и наблюдает за опытными образцами грунта и минералов, а также делает описание этих образцов.

Плюсы

О работе геолога говорят, что эта одна из самых романтичных профессий. С этим трудно поспорить, ведь один из плюсов профессии геолог - частые путешествия: в экспедициях геологи посещают множество уголков нашей необъятной планеты.

Романтизма профессии добавляют ответственность и выдержка. Работа в разных природных и климатических условиях помогает натренировать терпение, выдержку, ответственность и проверить себя на прочность.

Высокая оплата труда - еще один плюс профессии геолог. Заработная плата специалистов доходит до 150 тысяч рублей в месяц.

Один из плюсов профессии геолог - частые путешествия: в экспедициях геологи посещают множество уголков нашей необъятной планеты.

Минусы.

Несмотря на романтику, у профессии геолог есть свои минусы.

Отсутствие комфортных бытовых условий. В экспедициях геологи часто живут в лесу в палатках по несколько недель, поэтому тем, кто любит комфорт, в «полях» будет не комфортно.

Вахтовый метод работы. Не каждому он подойдет, тем более, если есть семья и дети.

Тяжелые условия труда. Нужно много ходить по лесу, по горам, по пересеченной местности с тяжелым оборудованием.

Геоморфолог — это специалист в области наук о Земле, который занимается изучением рельефа поверхности Земли, его формирования, развития и изменений. Геоморфологи исследуют процессы, влияющие на ландшафт, такие как эрозия, осадконакопление, тектонические движения и воздействие климатических факторов. Работа геоморфолога включает полевые исследования, картографирование, анализ спутниковых снимков и геологических данных. Результаты исследований геоморфологов имеют важное значение для планирования инфраструктуры и строительства, определения рисков связанных с природными катастрофами, добычи полезных ископаемых и управления землепользованием в сельском хозяйстве. Эта профессия требует глубоких знаний в геологии, географии и экологии, а также умения применять геоинформационные технологии и методы дистанционного зондирования.

Климатолог

— это специалист в области науки, изучающий климат и климатические явления на Земле. Он анализирует климатические данные, проводит исследования изменений климата в разные исторические периоды, а также прогнозирует возможные изменения в будущем. Климатологи изучают воздушные и морские течения, температуру, атмосферное давление, осадки и другие климатические параметры для более глубокого понимания климатических процессов на планете.

Биогеограф — это специалист, который занимается изучением распределения живых организмов на Земле, а также анализирует факторы и процессы, влияющие на это распределение. Профессия включает исследование взаимодействий между организмами и их окружающей средой, влияния климатических и географических изменений на распределение видов, а также изучение исторического развития и эволюции флоры и фауны в различных регионах мира. Биогеографы могут работать в академических исследованиях, охране природы, экологическом планировании и в областях, связанных с устойчивым использованием природных ресурсов.

Биолог — это специалист, изучающий живые организмы, их структуру, функции, эволюцию и взаимодействие с окружающей средой. Биологи проводят научные исследования на разных уровнях организации живой материи: от молекул и клеток до экосистем и биосферы в целом. Целью их работы является понимание закономерностей жизни, что позволяет разрабатывать новые методы в медицине, сельском хозяйстве, экологии и других областях.

Какие три профессии связаны с биологией?

Существует несколько направлений профессиональной деятельности, напрямую связанных с биологией.

Научная деятельность: учёные биологи, зоологи, ботаники, генетики, микробиологи, вирусологи

Лечебная деятельность: врачи, ветеринары

Сельскохозяйственная деятельность: агрономы, селекционеры, зоотехники

Исследовательская деятельность: антропологи, геологи

Защита окружающей среды: экологи

Смежные специальности, требующие познаний в различных научных областях: биофизики, биохимики, биоинженеры

Гидролог. Специалист, изучающий воды нашей планеты, их свойства, распространение и процессы, протекающие в них. Гидролог - это научный сотрудник, может работать в научно-исследовательских институтах и гидрографических службах, а также участвовать в разных проектах и строительстве. Исследует круговорот воды в природе, влияние на него деятельности человека и управление режимом водных объектов и водным режимом отдельных территорий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как один из видов самостоятельной работы

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону обучения. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного обра...

Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся

Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, восп...

Инновационные технологии и коррекционно-развивающие работы на уроках географии в школе VIII вида.

Применение инновационных технологий и коррекционно-развивающих упражнений в обучении детей с проблемами в интеллектуальной сфере создают необходимые условия для полноценного усвоения ими учебного мате...

Выездные концертные мероприятия в детские социальные учреждения как один из видов шефской работы учащихся коррекционной школы

Развитие творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка по средствам музыкально-ритмических  движений...

"Просмотр видеоматериалов как один из видов использования ИКТ на уроках английского языка"

Использование видеоматериалов на уроках английского языка делают урок более живым, интересным, эмоциональным и повышает эффективность деятельности учителя во время урока. Просмотр видеоматериалов явля...

Профориентационная работа на уроках трудового обучения и СБО как один из путей формирования социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. И уроки трудового обучения и СБО (социально-бытова...

Мультипликация, как один из видов ручных работ, применяемых во внеурочной деятельности с детьми с интеллектуальными нарушениями

Один из видов ручных работ во внеурочной деятельности в школе – мультипликация, главная ценность которой, является возможность комплексного развивающего обучения детей....