Профпробы как один из видов профориентационной работы на уроках географии.
методическая разработка по географии
Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей естественных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 809.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Профпробы как один из видов профориентационной работы
на уроках географии.
«Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу,
то счастье само отыщет вас».
К.Д. Ушинский.
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, поэтому особенно важно помочь ему сориентироваться в огромном мире профессий.
В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, в основе других - химия, в основе третьих - информатика. Есть ряд профессий, в основе которых лежит география. Никакой другой предмет не сравнится с географией по охвату жизненных сфер.(слайд 3)
География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Ее важнейший аспект — формирование мировоззрения, логики научного мышления, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста. У учащихся складывается целостное представление о природе, человеке, обществе и мире профессий.
На уроках географии обучающиеся основной школы знакомятся с множеством профессий, их вы видите на слайде: (слайд 4)
Класс | Профессии |
5 | Картограф, геодезист, океанолог, вулканолог, сейсмолог, спелеолог, геолог |
6 | Гидролог, синоптик, метеоролог, биогеограф, естествоиспытатель |
7 | Углубление знаний о профессиях, с которыми познакомились в 5-6 классах |
8 | Палеонтолог, археолог, гляциолог, геоморфолог, почвовед, агроном, селекционер, демограф, углубление знаний о профессиях из 5-7 классов |
9 | Профессии, связанные с отраслями промышленности, агропромышленного комплекса и сферы услуг. Мужские и женские профессии. |
Также они узнают о целом мире профессий, которым необходимы географические знания, тем самым понимая значимость самого предмета:
- в процессе изучения карты происходит знакомство с профессиями чертежника, художника, фотографа,
- умение ориентироваться на местности необходимо шоферу, экскурсоводу, путешественнику,
- знание темы «Масштаб» находит применение у таких профессий, как строитель, слесарь-инструментальщик, архитектор,
- умение определять координаты пригодится летчику, капитану корабля, спасателю,
- построение графиков и диаграмм понадобится инженеру, аналитику, климатологу, экономисту,
- при изучении темы «Гидросфера» учащиеся получают знания о профессии рыбака, моряка, океанолога, понимают их важность для строителя, бурильщика;
- знание темы «Климат» нужно врачу, комбайнеру, животноводу, агроному, механизатору.
Профориентационную работу я провожу и на уроках, и во внеурочной деятельности в разных формах. Хочу остановиться на профпробах.
Профессиональная проба (5 слайд) представляет собой профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида трудовой деятельности, имеющее завершенный вид и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.
Задача проведения профессиональных проб состоит в ознакомлении учащихся с содержанием, характером и условиями труда работников различных отраслей хозяйства; формировании допрофессиональных знаний, умений, навыков; развитии интереса к конкретной профессиональной сфере.
Оценка успешности выполнения пробы осуществляется по пятибалльной системе, так как задания профессиональных проб составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом и программными требованиями к знаниям и умениям учащихся по курсу географии. Поэтому у меня есть возможность оценить, с одной стороны, необходимый уровень предметных знаний и умений, с другой — успешность выполнения профессиональной пробы.
В ходе выполнения проб использую информационные карты пробы, в ходе работы с которыми у подростков появляется возможность самообучения и взаимообучения, когда работа организована в группах.
Первое знакомство шестиклассников с профессиональной пробой происходит на самом первом уроке, где учащиеся получают перспективное задание вести «Календарь погоды», а выполнение профессиональной пробы «Метеоролог и климатолог» (слайд 6) запланировано на 4 четверть, согласно логике учебного материала по географии, когда изучается раздел «Атмосфера». Проведение пробы осуществляется на основе анализа и обобщения школьниками опыта собственной деятельности (что делают метеорологи и климатологи, отслеживая различные климатические показатели в течение длительного времени): строится график изменения температуры воздуха в течение месяца, роза ветров, диаграмма облачности. Производятся вычисления среднемесячной температуры воздуха, амплитуды температур и т.д.(Слайд7)
В 7 классе изучаем тему «Особенности природы Евразии» через профпробы геолог, геоморфолог, климатолог, гидролог, биогеограф. За неделю класс делится на 5 групп, проводится жеребьёвка, и дети подбирают информацию о той профессии, которая им досталась. На уроке дети получают информационные карты проб, где прописаны задания для каждой группы. В течение 15 мин дети работают, потом представляют результаты своей совместной деятельности.(слайды
Предлагаю посмотреть видеосюжет с урока.
Информационная карта пробы (ИКП). (Слайд 8)
Профпроба | Задание | Тема |
Геоморфолог | Систематизировать информацию о рельефообразующих факторах в виде таблицы | Особенности рельефа Евразии. |
Геолог | Нанести на контурную карту Евразии основные бассейны полезных ископаемых. | Закономерности размещения полезных ископаемых на территории Евразии |
Климатолог | Отметить на контурной карте типы климата Евразии. | Разнообразие климата Евразии |
Гидролог | На контурной карте обозначить площадь бассейнов, к которым относятся реки Евразии. | Внутренние воды Евразии. |
Биогеограф | Составить таблицу по природным зонам Евразии | Закономерности размещения природных зон Евразии. |
Информационная карта пробы геоморфолог. (Слайд 9)
Особенности рельефа Евразии.
- На границе каких литосферных плит расположена Евразия? (Стр.34 рис.21)
- Заполните таблицу, установив соответствие (Стр.37 рис.26 + физическая карта Евразии в атласе)
№ | Тектонические структуры | Формы рельефа |
1 | Древние платформы | |
2 | Плиты молодых платформ | |
Складчатые области: | ||
3 | Раннепалеозойская (каледонская) | |
4 | Позднепалеозойская (герцинская) | |
5 | Мезозойская | |
6 | Кайнозойская |
Формы рельефа: Гималаи, Тянь-Шань, Восточно-Европейская равнина, Альпы, Алтай, Среднесибирское плоскогорье, Памир, Уральские горы, Верхоянский хребет, Великая Китайская равнина, Саяны, Западно-Сибирская равнина, плоскогорье Декан, Туранская низменность.
- Какие ещё факторы повлияли на формирование рельефа Евразии (Стр.191)
- Где в Евразии могут происходить землетрясения и извержения вулканов?
- Людям каких профессий необходимы знания о рельефе, о строении земной коры, о сейсмических поясах?
Информационная карта пробы геолог. (Слайд 10)
Закономерности размещения полезных ископаемых на территории Евразии
- Прочитайте информацию в учебнике стр.42-43
- Объясните размещение магматических (рудных) и осадочных (нерудных) полезных ископаемых в Евразии (стр.37 рис.26)
- С помощью условных знаков обозначьте на контурной карте крупные месторождения полезных ископаемых: нефти, природного газа, каменного угля, железной руды, медной, алюминиевой, оловянной руд, золота, алмазов.
- Что вы можете сказать о профессии геолога: нужная, интересная, трудная, хотели бы связать себя с этой профессией?
Информационная карта пробы климатолог. (Слайд 11)
Разнообразие климата Евразии
- По климатической карте определите, в каких климатических поясах расположена Евразия? (стр.56 рис.36) Какой климат занимает большую часть материка?
- Подпишите на контурной карте все типы климата Евразии.
- Обозначьте на контурной карте самое влажное и самое сухое, самое жаркое и самое холодное места, используя условные знаки.
- Прочитайте информацию в учебнике стр.193 и объясните, какие факторы влияют на климат Евразии?
- Определите тип климата по климатограмме.
- Людям каких профессий необходимы знания, предоставленные климатологами?
Информационная карта пробы гидролог. (Слайд 12)
Внутренние воды Евразии.
- Прочитайте информацию в учебнике стр. 194-195.
- К каким бассейнам относятся реки Евразии, приведите примеры крупных рек каждого бассейна.
- Режим – изменение состояния реки в течение года (когда замерзает, когда вскрывается ото льда, когда наступает половодье, когда межень). Используя рисунки 165 и 166 определите тип питания и режим рек: Енисей, Хуанхэ, По.
- Найдите и подпишите на карте крупные озёра Евразии, самое большое пресное и самое солёное озёра.
- Докажите, что профессия гидролога очень нужная для страны, и недооценка его рекомендаций может привести к большим бедствиям.
- В каких сферах деятельности необходимо применять информацию гидрологов?
Информационная карта пробы биогеограф. (Слайд 13)
Закономерности размещения природных зон Европы.
- Используя карты на стр. 204 и 205, а также климатическую и почвенную карты атласа заполните таблицу:
Природная зона | Климат | Почвы | Растения | Животные | Хозяйственная деятельность |
- Какому закону географической оболочки подчиняется смена природных зон на равнинах и в горах?
- В роли каких профессий вы сегодня поработали на уроке? Насколько эти профессии востребованы в наше время и где именно?
Время на подготовку 20 мин, после чего по одному – двум представителям защищают результаты своей работы; рассказывают об особенностях профессии, которую они представляют, оценивают собственные возможности освоения той или иной профессии.
В восьмом классе при изучении регионального компонента учащимся предлагается несколько профпроб: почвоведа, геоботаника, эколога. Это знакомство вытекает из опережающего летнего задания, которое ребята получают на каникулы после 7 класса.
Информационная карта пробы (ИКП). (Слайд 6)
Профпроба | Задание | Тема |
Почвовед | Собрать коллекцию | Почвы города Нижневартовска и пригорода. |
Геоботаник Ландшафтный дизайнер | Собрать гербарий | Деревья (кустарники) моего города. А у нас на даче. Парки моего города |
Эколог | Собрать материал из СМИ
| Экологические проблемы города Нижневартовска Экологические проблемы ХМАО-Югры |
В 9 классе изучение экономических районов России завершается двумя уроками, на которых учащиеся создают «Символический герб района». Организую профпробы профессии регионального имиджмейкера. (Имиджмейкер — это специалист, который создает, развивает и поддерживает образ личности или бренда).
Подготовительная работа: изучение характеристики района, отбор «символов района» как природных (реки, горя, озера, памятники природы), так и экономических (ресурсы, продукция отраслей специализации), а так же «лицо района»- люди, события.
Учащиеся разбиваются на группы. Проходит жеребьевка, каждая группа выбирает карточку с названием района. Они могут заранее обсудить макет герба, отобрать слоган.
Групповая работа на уроке. Ставится задача, и начинается творческий процесс. За 25 минут на листе А4 при помощи карандашей, красок, бумаги и клея рождается герб района.
Рекомендации по созданию продукта (Слайд 7)
1- На лицевой стороне листа герб (логотип района) , а на обратной стороне описание, подтверждение каждому символу герба.
3- В описании должны быть символы: географического положения, ресурсов, природы (рельеф, климат, животные, растительность), наиболее яркое, промышленно-сельскохозяйственная специализация.
4- Использовать не более 5 цветов.
5- Слоган района.
6- Герб (логотип) и слоган создается на листе А 4 ( всего 2 листа)
Предлагаемые варианты рабочего поля герба.
ВАМ ПОНАДОБИТСЯ:
2 листа А4, средства для разукрашивания (цветная бумага), средства крепления (магниты). А так же творчество и вдохновение.
Защита продукта. Прорекламировать свой продукт за 1,5минуты. Оценку работам дают ребята. Эту оценку я суммирую к своей и сообщаю результаты.
В заключении хочу сказать, что выбор профессии – это второе рождение человека, поэтому задача учителя, классного руководителя дать общую ориентировку в мире профессий и помочь разобраться в личных качествах, важных для выбора будущей специальности.
Определите тип климата по климатограмме.
Геолог
Геолог - это специалист, который изучает участки геосферы на предмет содержания в них минералов. Он проводит разведку и поиск залежей полезных ископаемых. На основе собранных геологом материалов проектируются и строятся фабрики и заводы по добыче и переработке полезных ископаемых.
В геологии существует несколько направлений, на которых могут специализироваться геологи.
Геолог-нефтяник изучает залежи нефти и газа. Он проводит разведку местности, готовит оборудование для пробного бурения, проводит лабораторные исследования, а уже после оценивает результаты работы, и если месторождение не найдено, определяют новую точку для исследования. Сейчас эта специальность очень востребована, так как Россия - основной экспортер нефти и газа в Европе.
Инженер-геолог – это специалист, который ведет инженерно-геологические изыскания в строительстве. Также он занимается отбором и испытаниями грунта при возведении зданий, обследует сооружения на предмет трещин, перекосов и разрывов сейсмопояса. Сейчас эта специальность очень актуальна, так как во всем мире непрерывно идет строительство многоквартирных домов, промышленных зданий и инфраструктурных сооружений.
Техник-геолог занимается изучением движения земной коры и исследованием недр Земли. Он анализирует местность, проверяя, могут ли быть на этом участке залежи полезных ископаемых, делает замеры, исследования и наблюдает за опытными образцами грунта и минералов, а также делает описание этих образцов.
Плюсы
О работе геолога говорят, что эта одна из самых романтичных профессий. С этим трудно поспорить, ведь один из плюсов профессии геолог - частые путешествия: в экспедициях геологи посещают множество уголков нашей необъятной планеты.
Романтизма профессии добавляют ответственность и выдержка. Работа в разных природных и климатических условиях помогает натренировать терпение, выдержку, ответственность и проверить себя на прочность.
Высокая оплата труда - еще один плюс профессии геолог. Заработная плата специалистов доходит до 150 тысяч рублей в месяц.
Один из плюсов профессии геолог - частые путешествия: в экспедициях геологи посещают множество уголков нашей необъятной планеты.
Минусы.
Несмотря на романтику, у профессии геолог есть свои минусы.
Отсутствие комфортных бытовых условий. В экспедициях геологи часто живут в лесу в палатках по несколько недель, поэтому тем, кто любит комфорт, в «полях» будет не комфортно.
Вахтовый метод работы. Не каждому он подойдет, тем более, если есть семья и дети.
Тяжелые условия труда. Нужно много ходить по лесу, по горам, по пересеченной местности с тяжелым оборудованием.
Геоморфолог — это специалист в области наук о Земле, который занимается изучением рельефа поверхности Земли, его формирования, развития и изменений. Геоморфологи исследуют процессы, влияющие на ландшафт, такие как эрозия, осадконакопление, тектонические движения и воздействие климатических факторов. Работа геоморфолога включает полевые исследования, картографирование, анализ спутниковых снимков и геологических данных. Результаты исследований геоморфологов имеют важное значение для планирования инфраструктуры и строительства, определения рисков связанных с природными катастрофами, добычи полезных ископаемых и управления землепользованием в сельском хозяйстве. Эта профессия требует глубоких знаний в геологии, географии и экологии, а также умения применять геоинформационные технологии и методы дистанционного зондирования.
Климатолог
— это специалист в области науки, изучающий климат и климатические явления на Земле. Он анализирует климатические данные, проводит исследования изменений климата в разные исторические периоды, а также прогнозирует возможные изменения в будущем. Климатологи изучают воздушные и морские течения, температуру, атмосферное давление, осадки и другие климатические параметры для более глубокого понимания климатических процессов на планете.
Биогеограф — это специалист, который занимается изучением распределения живых организмов на Земле, а также анализирует факторы и процессы, влияющие на это распределение. Профессия включает исследование взаимодействий между организмами и их окружающей средой, влияния климатических и географических изменений на распределение видов, а также изучение исторического развития и эволюции флоры и фауны в различных регионах мира. Биогеографы могут работать в академических исследованиях, охране природы, экологическом планировании и в областях, связанных с устойчивым использованием природных ресурсов.
Биолог — это специалист, изучающий живые организмы, их структуру, функции, эволюцию и взаимодействие с окружающей средой. Биологи проводят научные исследования на разных уровнях организации живой материи: от молекул и клеток до экосистем и биосферы в целом. Целью их работы является понимание закономерностей жизни, что позволяет разрабатывать новые методы в медицине, сельском хозяйстве, экологии и других областях.
Какие три профессии связаны с биологией?
Существует несколько направлений профессиональной деятельности, напрямую связанных с биологией.
Научная деятельность: учёные биологи, зоологи, ботаники, генетики, микробиологи, вирусологи
Лечебная деятельность: врачи, ветеринары
Сельскохозяйственная деятельность: агрономы, селекционеры, зоотехники
Исследовательская деятельность: антропологи, геологи
Защита окружающей среды: экологи
Смежные специальности, требующие познаний в различных научных областях: биофизики, биохимики, биоинженеры
Гидролог. Специалист, изучающий воды нашей планеты, их свойства, распространение и процессы, протекающие в них. Гидролог - это научный сотрудник, может работать в научно-исследовательских институтах и гидрографических службах, а также участвовать в разных проектах и строительстве. Исследует круговорот воды в природе, влияние на него деятельности человека и управление режимом водных объектов и водным режимом отдельных территорий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/12/picture-21955-1549952216.jpg)
Метод проектов, как один из видов самостоятельной работы
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону обучения. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного обра...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/22/picture-50475.jpg)
Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся
Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, восп...
Инновационные технологии и коррекционно-развивающие работы на уроках географии в школе VIII вида.
Применение инновационных технологий и коррекционно-развивающих упражнений в обучении детей с проблемами в интеллектуальной сфере создают необходимые условия для полноценного усвоения ими учебного мате...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-56826-1416850060.jpg)
Выездные концертные мероприятия в детские социальные учреждения как один из видов шефской работы учащихся коррекционной школы
Развитие творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка по средствам музыкально-ритмических движений...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/27/picture-1024951-1522150539.jpg)
"Просмотр видеоматериалов как один из видов использования ИКТ на уроках английского языка"
Использование видеоматериалов на уроках английского языка делают урок более живым, интересным, эмоциональным и повышает эффективность деятельности учителя во время урока. Просмотр видеоматериалов явля...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-442377-1425310215.jpg)
Профориентационная работа на уроках трудового обучения и СБО как один из путей формирования социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. И уроки трудового обучения и СБО (социально-бытова...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/24/picture-966911-1574601571.jpg)
Мультипликация, как один из видов ручных работ, применяемых во внеурочной деятельности с детьми с интеллектуальными нарушениями
Один из видов ручных работ во внеурочной деятельности в школе – мультипликация, главная ценность которой, является возможность комплексного развивающего обучения детей....