Метод проектов на уроках географии
статья по географии (9 класс)
В работе приводится пример использования метода проектов на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов и его использование
в образовательном процессе
Окунева И.В.
Материалы по истории и географии Кемеровской области дают возможность использовать на уроках различные педагогические технологии. В частности, изучая в 8 классе тему «Население Кемеровской области», можно использовать метод проектов.
Метод проектов понимается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное в методе проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем. Технология метода проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
В начале урока перед учащимися ставится задача – разработать прогноз качественного и количественного изменения населения нашей области к 2020 году.
Первый этап работы – поиск материалов для выполнения проекта. Так как в условиях нашей школы учащимся затруднительно самостоятельно найти их, учитель предлагает для работы статистические таблицы по результатам переписи 2002 и 2010 годов (www.perepis2002.ru; www.perepis-2010.ru).
Второй этап – работа с этими таблицами. Класс делится на три группы. Первая группа – наиболее сильные учащиеся, они работают над более сложной проблемой, связанной с национальным составом населения Кемеровской области. Вторая группа изучает изменение количества городского и сельского населения, третья – распределение населения области по полу. В процессе работы над таблицами учащиеся должны сделать выводы об изменении количества населения по этим показателям с 2002 по 2010 годы, попытаться выявить причины этих изменений.
Третий, заключительный этап работы – составление прогноза изменения количества населения к 2020 году. Каждая группа представляет свой проект, объясняет, как изменится население нашей области и по каким причинам.
Как пример приведём работу с таблицей «Национальный состав населения Кемеровской области». В области проживают представители более 130 национальностей, но в таблице представлены наиболее многочисленные, численностью более 1 тыс. человек.
№ п/п | Национальность | Численность, чел. 2002 г. | Численность, чел. 2010 г. |
Общая численность | 2 899 000 | 2 763 000 | |
1. | Азербайджанцы | 7 250 | 6 057 |
2. | Армяне | 10 104 | 10 669 |
3. | Башкиры | 3 161 | 2 295 |
4. | Белорусы | 10 715 | 6 049 |
5. | Грузины | 1 347 | 850 |
6. | Евреи | 1 477 | 951 |
7. | Казахи | 1 919 | 1 701 |
8. | Киргизы | 1 281 | 2 364 |
9. | Марийцы | 1 548 | 1 044 |
10. | Молдаване | 1 491 | 1 071 |
11. | Мордва | 7 221 | 3 932 |
12. | Немцы | 35 965 | 23 125 |
13. | Поляки | 1 389 | 750 |
14. | Русские | 2 664 816 | 2 536 646 |
15. | Таджики | 4 474 | 5 646 |
16. | Татары | 51 030 | 40 229 |
17. | Телеуты | 2 534 | 2 520 |
18. | Удмурты | 2 665 | 1 611 |
19. | Узбеки | ок. 3 000 | 4 255 |
20. | Украинцы | 37 622 | 22 156 |
21. | Цыгане | 2 503 | 2 555 |
22. | Чеченцы | 1 480 | 1 123 |
23. | Чуваши | 15 480 | 9 301 |
24. | Шорцы | 11 554 | 11 672 |
25. | Лица, не указавшие национальность | 5 241 | 5 898 |
В процессе работы над этой таблицей учащиеся делают выводы о том, что численность населения Кемеровской области, как и в целом по стране, сократилась. При этом сократилась численность практически всех национальностей, но численность удмуртов, телеутов, шорцев, цыган осталась практически на том же уровне. А вот количество киргизов, таджиков, узбеков, армян увеличилось значительно. Учащиеся предлагают варианты причин, по которым сократилась численность одних национальностей и увеличилась численность других.
Рассмотрев динамику изменения национального состава, учащиеся разрабатывают свой прогноз – каким будет население области в 2020 году, в какой национальной и культурной среде мы будем жить.
Таким образом, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов
Метод проектов позволяет – формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:
1) Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
2) Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами.
3) У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это – верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
4) На этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме.
Ведущие педагогические цели метода проектов:
- намечать ведущие и текущие цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусмотреть последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс и результат проектирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в преподавании географии
Цель пректов - самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющиз жизненный смысл для учащихся. Материальным продуктом пректирования является учебный проект, который представляется в...

Методика использования метода проектов на уроках географии.
Выступление на РМО учителей географии, где описываются основные требования к использованию методв проектов....

Использование метода проектов на уроках географии
Сегодня возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, ...
Использование метода проектов на уроках географии
Большинство педагогов, хотя бы раз в своей практике задают себе вопрос: “В чем основное назначение учителя? Может быть, создание условий для развития личности?” Сущность проектной деятельности заключа...

Применение метода проектов на уроках географии
Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного географического материала и создании конкретного продукта, ч...

Метод проектов на уроках географии (из опыта моей педагогической деятельности)
В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. Переход от индустриального к постиндустриальному ...

Мастер класс для педагогов и обучающихся с использованием исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии
Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии»Цель:Показать актуальность знаний для педагогов о применении проектного мет...