Метод проектов в преподавании географии
статья по географии (6 класс) по теме
Цель пректов - самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющиз жизненный смысл для учащихся. Материальным продуктом пректирования является учебный проект, который представляется в виде разработок, макетов, схем, карт.Описывается поэтапная работа над проектом. Приводится примерный план работы над проетом "Путешествие на воздушном шаре".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_sokolova.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя школа № 40» г. Саранска
Выступление на тему:
«Метод проектов в географическом образовании»
Подготовила: учитель географии
Соколова Ирина Германовна
САРСНСК 2012
Экономические, социальные, экологические изменения в России, информатизация общества ставят перед географическим образованием задачи, связанные с развитием творческого мышления, продуктивной созидательной деятельности школьников как условиями их самореализации в жизни.
Решение проблем развития у учащихся самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению на протяжении на протяжении всей жизни возлагается на метод проектов, т.е. внедрение учебных проектов в учебный процесс. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов. Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного географического материала и создании конкретного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился в США в 20 – е годы XX века. Но не будем углубляться в историю создания метод. Итак, цель использования метода проектов – самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся. Данный метод предполагает «проживание « учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материальным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется, самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок, макетов, карт, схем, а также конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды, изучению и описанию объектов и процессов природы.
Работа по методу проектов строится в несколько этапов.
1 этап. Проектирование.
- Сообщение детям предварительной информации – «вводный текст».
- Формулировка учителем и учащимися исследовательской проблемы (коллективного проекта), для решения которой необходимы объединенные усилия всего коллектива.
- Предложение «индивидуальных проектов» мини – группам (2 – 3 чел.), проработка которых поможет всему классу приблизиться к решению общей проблемы.
Вопросы могут быть двух уровней.
I – информативный (сбор информации, пересказ).
II – аналитический. После того , как учащиеся сделают сообщения по информативным вопросам, им предлагаются вопросы второго уровня, ответы на которые можно найти в результате анализа представленной информации по вопросам первого уровня, а также из других источников.
Вопросы записываются на карточках, рядом с вопросами указана литератураЭ необходимая для поиска ответов.
II этап. Подготовка к мастерской.
Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы «индивидуальных проектов»
III этап. Мастерская.
Это семинар, на котором сначала заслушиваются информационные сообщения (вопросы I уровня). На основании этих сообщений составляется опорная схема, содержащая информацию, необходимую для запоминания и перехода к вопросам второго уровня. Далее заслушиваются сообщения аналитического плана.
Вывод, который делается на завершающем этапе мастерской , становится результатом синтеза отдельных сообщений.
IV этап. Игра.
При подготовке к игре ученики изучают дополнительную литературу и готовят текст сообщения по заданной проблеме. Игра – это выполнение задачи, поставленной на этапе проектирования: каждый ученик (или представитель мини – группы) делает сообщение, после чего следует дискуссия и выносится коллективное решение. Затем результаты работы оформляются в виде отчета.
V этап. Оценка результатов и процесса.
«Жанры» проектов:
- Путевые записки, письма, дневники, написанные либо от лица исторического персонажа, либо от самого себя – после путешествия в другую эпоху.
- «Ситуация решения», когда ученик должен сыграть роль определенного исторического персонажа и сообразно собственным убеждениям принять решение, имеющее значение для хода истории.
- «Диалоги»: ситуации, когда ученики имеют возможность вступить в диалог по важным мировоззренческим вопросам с кем – либо из реальных лиц истории.
Примерный план разработки проекта «Путешествие на воздушном шаре»
I этап. Индивидуальные задания.
- Строение атмосферы
- Состав и свойства атмосферы
- Атмосферные явления
- Погода и климат
- Законы воздухоплавания
- Конструирование воздушного шара
- История создания летательных аппаратов
- «Дневник путешествия»
II этап. Работа с литературой по заданиям.
III этап. Семинар, на котором заслушиваются подготовленные материалы.
При подготовке к последнему этапу специально выбрана группа пишет дневник ( с участием представителей других групп).
IV этап. Игра – путешествие по дневнику.
Проект
«Путешествие на воздушном шаре»
Паспорт проекта
Данный проект адресован учащимся 6 класса в курсе географии при изучении темы «Атмосфера» ( уроки: атмосфера и ее строение, атмосферное давление, температура воздуха, годовой ход температуры воздуха, ветер, водяной пар и облака, атмосферные осадки).
Цель данного проекта – усвоение программного материала по теме «Атмосфера» через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности.
Последовательность действий
учителя и учащихся
I этап. Вводный.
- Вступительное слово учителя, преследующее цель побуждения интереса учащихся к данной проблеме и желания включиться в работу над проектом.
Можно продемонстрировать картину В.М. Васнецова «Ковер – самолет»; вызвать детей на беседу об известном стремлении человека подняться над землей, об отражении этой мечты в сказках, рассказах; о полете на воздушном шаре А.И. Куприна, который он совершил в 1911 г.
Перу А.И. Куприна принадлежат слова: «Авиация никогда не перестанет занимать, восхищать и снова удивлять свободные умы. Вот они высоко в воздухе проплывают над нами с поражающим гулом, волшебные плащи – мерлены, сундуки – самолеты, летающие ковры, ручные орлы, драконы – самая смелая сказка человечества, символ свободы духа и победы над тяжестью Земли…»
- Формулировка исследовательской проблемы.
Конечно, каждому из нас хотелось бы подняться над землей, чтобы с высоты птичьего полета посмотреть на свой дом, улицу, школу, лес, поле, луг, реку… У нас сейчас нет возможности осуществить реальный полет, но мы можем сделать это заочно в своем воображении. Мы запишем все, что увидим в дневнике нашего путешествия, а потом прочитаем сами и расскажем другим, что нам удалось испытать.
Но прежде чем отправиться в полет, к нему надо подготовиться и много узнать об атмосфере и ее свойствах, ведь без необходимых знаний легко угодить в неприятную историю. Так, 1862 г. Естествоиспытатель Джейм Глейшер и его друг Коксуэл путешествовали на воздушном шаре. Они отправились в путь в одних пиджаках, не взяв с собой теплой одежды, - бесстрашные исследователи не ожидали, что на большой высоте будет так холодно. Они поднялись на высоту 11 километров. Воздух там сильно разрежен, дышать очень трудно, а температура его равнялась, как показал минимальный термометр в момент приземления воздушного шара, - 25 градусов. Путешественники потеряли сознание и сильно обморозились.
- Предложение заданий мини – группам.
Задание 1.
- Космонавты говорят, что атмосфера очень красива. Голубоватой нежной дымкой она как бы окутывает Землю.
А вы знаете, что такое атмосфера? Найдите ответ на этот вопрос в указанной ниже литературе.
- Люди всегда стремились к тому, чтобы познать атмосферу.
Изучите ее и вы:
А) начертите схему строения атмосферы;
Б) охарактеризуйте особенности разных слоев атмосферы;
В) постройте круговую диаграмму «Состав воздуха тропосферы».
3. расскажите одноклассникам, какие знания из полученного вами материала будут необходимы при подготовке к путешествию на воздушном шаре.
Для выполнения задания обратитесь к следующей литературе.
- Герасимов Т.Г. и др. География , 6 класс. М., 2012
- Плешаков А.А. Природоведение, 5 кл, М., 2011
- Энциклопедический словарь юного географа – краеведа. Сост. Г.В. Карпов. – М., 2006
Задание 2.
- Представьте, что мы поднялись на воздушном шаре на высоту15 000м над уровнем моря. Чему равна температура воздуха и атмосферное давление на этой высоье, если у поверхности земли температура воздуха равна 17 грамусам, а давление 760 мм рт. ст.?
Чтобы решить эту задачу вам необходимо узнать:
А) что такое атмосферное давление.
Б) как изменяются температура воздуха и атмосферное давление в зависимости от высоты над уровнем моря.
2. почему температура воздуха и атмосферное давление уменьшаются с высотой?
3. как влияет самочувствие человека, по мере поднятия над землей, изменение температуры и атмосферного давления? Расскажи своим одноклассникам, как следует использовать полученные знания при подготовке к полету?
Задание 3.
- В полете нам будет необходим барометр. Выясните предназначение этого прибора, его устройство и принцип действия.
- При полете на воздушном шаре необходимо постоянно контролировать высоту подъема. Это можно сделать с помощью барометра. Выясните, как можно определить высоту с помощью барометра.
Попробуйте решить задачу.
На какую высоту поднялся воздушный шар, если у поверхности земли давление равнялось 740 мм р.т. ст., через 3 часа полета оно уменьшилось до 540 мм?
Чтобы решить эту задачу, вам необходимо узнать, на какую высоту надо подняться, чтобы давление изменилось на 1 мм рт. ст?
3.Выясните, как называют прибор, с помощью которого можно определять высоту без математических расчетов. Расскажите одноклассникам, как работает этот прибор, его возможности. Покажите его.
Задание 4.
- Успех полета на воздушном шаре во многом зависит от погодных условий. Погода, в свою очередь, определяется изменениями температур воздуха тропосферы.
Во время подготовки к полету проведите наблюдения за изменениями температуры воздуха в течение суток ( 8ч., 12 ч.. 16.ч., 20 ч., 24 ч.)
Почему температура меняется в течение суток?
По результатам наблюдений постройте график суточного хода температуры, с которым вы познакомились на уроках математики.
Проанализируйте построенный график. В какое время температура была самой высокой? Самой низкой?
Рассчитайте среднюю суточную температуру воздуха. Определите амплитуду температур.
- Узнайте у учителя данные средних суточных температур воздуха ха месяц.
- А теперь познакомьтесь с приведенными в таблице значениями средних месячных температур воздуха для г. Саранска.
Постройте по данным таблицы график годового года температуры.
Объясните изменения температуры воздуха в течение года. Запомните, в каком месяце температура самая высокая, а в каком самая низкая.
Месяц | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII |
Средняя температура | - 12 | -11,9 | -6 | 4,4 | 13 | 17,2 | 19,1 | 17,3 | 11,13,8 | 3,8 | -3,1 | -8,9 |
Задание 5.
- Воздушный океан никогда не бывает спокойным, воздух находится в постоянном движении.
Вы, конечно, сразу догадаетесь, о каком атмосферном явлении писал С. Маршак.
Сегодня старый ясень сам не свой, -
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему – никто сказать не может.
А что вы ответите на это «почему»?
Найдите и запомните, как называется горизонтальное перемещение воздуха.
Выясните причину возникновения ветра.
- Подумайте и объясните, в каком направлении будет лететь воздушный шар, если он поднимется из точки А, где давление равно 750 мм рт. ст.?
∙В 755 мм ∙ С 765мм
∙ А 750мм
Покажите стрелками направление ветра между пунктами. В каком случае сила ветра будет больше? Почему?
Узнайте, как называется прибор для определения направления ветра.
- Познакомьтесь с приемом построения графика, который называется розой ветров и постройте такой график для города Саранска по следующим данным.
Повторяемость направления ветра за год:
С – 6 дня
Ю – 1
С – З – 10
З – 12
Ю –З -2
В каких направлениях вероятнее всего полетит шар, поднимающийся в городе Саранске?
Задание 6
- Красота и причудливость облаков всегда вызывали восхищение людей, будоражили их воображение.
Очень красиво написал об облаках замечательный русский поэт В. Брюсов:
Облака опять поставили
Паруса свои.
В зыбь небес свой бег направили
Белые ладьи.
Тихо, плавно. Без насилия
Вдаль без берегов
Вышла дружная флотилия
Сказочных пловцов.
- Почему В.И. Даль в своем толковом словаре дал такое определение облаку: «Облако – туман на высоте»?
- Составьте схему разнообразия видов облаков, запомните их особенности.
- Какие опасности могут подстерегать путешественников на воздушном шаре при встрече с кучево-дождевыми облаками? Какие меры предосторожности стоит соблюдать?
Задние 7.
- С этими атмосферными явлениями мы встречаемся в течение всей жизни.
Отгадайте загадку:
Шел долговяз, в сыру землю увяз. Что это? Догадались?
А теперь найдите другие загадки, пословицы об осадках.
- Ученые говорят; «Дождь идее от того, что солнце светит!» - что чистая павда. Найдите объяснение данному утверждению.
Какие виды осадков в вашей местности характерны для теплого и холодного времени года?
- Познакомьтесь с приемами построения диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Постройте такую диаграмму для г. Саранска по данным таблицы.
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | Год |
47 мм | 41 мм | 36 мм | 37 мм | 50 мм | 59 мм | 70 мм | 60 мм | 56 мм | 55 мм | 47 мм | 62 мм | 620 мм |
Объясните распределение осадков в течение года.
Почему в народе говорят: «Много снега – много хлеба»? как влияют осадки на урожайность наших полей и садов?
II этап. Самостоятельная работа мини – групп
III этап. Творческая лаборатория.
Подготовка к полету.
Для проведения заседания творческой лаборатории целесообразно проводить сдвоенные уроки в течение трех дней одной недели.
В процессе ответов мини – групп учащиеся фиксируют в тетради сведения, необходимые при подготовке к путешествию на воздушном шаре в виде:
А) записей;
Б) схем («Строение атмосферы», «Виды облаков» и др.);
В) таблиц («Характеристика слоев атмосферы»);
Г) графиков («Суточный ход температуры», «Повторяемость направления ветра»)
Д) диаграмм ( «Состав воздуха», «Распределение осадков в течение года»).
IV этап. Путешествие.
Класс делится на 3 группы – экипажа. Каждый экипаж выбирает название своему воздушному шару. Задания экипажам:
- Совершая воображаемое путешествие , оформите свои записи о полете в дневнике.
- Проанализируйте трудности, встречающиеся в путешествии, разработайте инструкции пассажиру воздушного шара.
- Опишите экстремальную ситуацию, в которой вы оказались во время полета. Разработайте модели поведения экипажа в данной ситуации.
Оформляя отчетные материалы о путешествии, постарайтесь написать яркий, интересный, захватывающий рассказ .Для этого познакомьтесь с приключениями литературных героев, совершивших полет на воздушном шаре.
V этап. Игра – соревнование на лучшее описание путешествия.
Перед игрой выбирается жюри, в состав которого можно включить родителей,
старшеклассников, учителя литературы и др. Предварительно жюри знакомится с письменными материалами экипажей. Во время игры каждый экипаж представляет творческий отчет о полете, отвечает на вопросы жюри, зрителей.
Жюри оценивает каждую группу, принимая во внимание яркость, эмоциональность, содержательную насыщенность выступлений; качество оформления письменных материалов; участие в работе каждого из членов экипажа.
Завершается игра награждением победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода проектов в преподавании информатики
В статье раскрывается методика применения метода проектов в процессе преподавания предмета «Информатика». Уделяется внимание этапам работы над проектом, раскрываются результаты деятельности. На конкре...
Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики
Метод проектов активно вводится в школьный курс «Информатика и информационно- коммуникационные технологии и является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овла...
Использование метода проектов в преподавании физики
Проектная деятельность становится частью учебного процесса образовательных учреждений....
Применение метода проектов в преподавании физики
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных пробле...
Статья - Метод проектов в преподавании предмета "Технология" (Кулинария) "По школьным ступеням развития к самостоятельной деятельности"
Использование метода проектов в преподавании предмета "Технология" на примере раздела "Кулинария"....
Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся
Школа всегда выполняла свою основную функцию – формировала всесторонне развитую личность. Но каждый период времени диктует свои требования к тому, какой должна быть эта личность. Традицион...
Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся
Дана характеристика методов обучения, используемых на уроках географии, с учетом уровня познавательной деятельности учащихся....