Применение метода проектов на уроках географии
статья по теме

Бизина Светлана Владимировна

Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного географического материала и создании конкретного продукта, что позволяет учащимся пережить ситуацию успеха, самореализации. В статье описывается значение метода проектов, типы и этапы проектов, конкретные примеры использования на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_metoda_proektov_na_urokah_geografii.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение метода проектов на уроках географии

                                                                             Скажи мне, и я забуду,

                                                                             Покажи мне, и я запомню,

                                                                             Дай мне действовать самому,

                                                                             И я научусь.

                                                                                        Древнекитайская мудрость 

      В последние годы все заметнее спад интереса учащихся к школе – учитель перестал быть единственным источником знаний. С экрана телевизоров, со страниц книг, журналов, газет на детей обрушивается мощный поток самой разнообразной информации. И надо заметить, информации яркой, запоминающейся, интересной. А для учителя географии ситуация осложняется еще и тем, что на фоне других предметов география нередко проигрывает, школьники изменяют свое отношение к изучаемым в школе предметам – усиливается активность по профильным предметам тех учебных заведений, куда они решили поступать, и усиливается пассивность и безразличие к другим – нередко к ним относится и география.

     Таким образом, основной задачей становится активизация познавательного интереса учащихся. География сама по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Но для активизации познавательной деятельности необходимо стремиться, чтобы учащимся были интересны не только географическая информация, но и сам процесс ее получения. Поэтому в своей деятельности я решила использовать метод проектов.

      В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов. Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного географического материала и создании конкретного продукта, что позволяет учащимся пережить ситуацию успеха, самореализации.

     Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился в США в 20-е гг. ХХ в. Этот метод еще называли проблемным и связывали с идеями гуманистического направления в педагогике. Один из основоположников метода У. Килпатрик считал проектом любую деятельность, выполняемую «от всего сердца» с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединенных в данный момент общим интересом. Другой основоположник этого метода американский ученый Дж. Дьюи  связывал метод проектов с целесообразной практической деятельностью учащихся, сообразуясь с их личным интересом. Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой. При этом самостоятельное добывание знаний, необходимых школьникам в данный момент, делает процесс обучения географии активным и личностно значимым.

      В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. Проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого. В 30-е гг. ХХ в. метод проектов активно применялся в географии. Однако вследствие того, что данный метод внедрялся в школу недостаточно продуманно и последовательно, без должного учебно-методического обеспечения, он в конце 30-х гг. ХХ в. стал считаться «непедагогическим». Лишь в последние годы в связи с модернизацией географического образования к проектному обучению возник интерес у учителей географии и ученых-методистов.

      Цель использования метода проектов – самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся. Данный метод предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок, макетов, карт, схем, а также конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды, изучению и описанию объектов и процессов природы. Важно, что дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема (экологическая, историческая, социально-экономическая, краеведческая и т.п.). Таким образом, проблема и пути ее решения приобретают контуры проектной деятельности.

      При решении проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания всегда присутствует эмоционально-ценностная (личностная), деятельностная и творческая стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.

      Работая над проектом в учебном процессе по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.

      Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, контекстность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов.

      Организация обучения географии по методу проектов предполагает превращение учащихся в субъектов деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива. Работа в таком

коллективе позволяет учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности, воспитывает обязанность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.

     Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступить в диалог как с собственным «Я», так и с другими. Диалог в методе проектов выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условия для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежнего, вследствие чего полученная географическая информация становится личностно значимой.

     Креативность связана с разрешением проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся вследствие того, что они обнаруживают противоречие между известным им географическим содержанием и невозможностью выявить новые факты и явления. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Любой проект – это всегда творчество учащихся.

     Контекстность в этом методе позволяет создать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознавать место географии в общей системе человеческого бытия. В этом смысле учебные географические проекты могут быть выполнены в контексте научно-познавательной, практико-преобразующей, коммуникативной, художественно-эстетической деятельности человека.

      Важно подчеркнуть, что конструирование учебного процесса, ориентированного на решение учащимися проектов, строится не в логике учебного предмета географии, а в логике исследовательской деятельности

исследовательской деятельности учащихся. Отсюда в проектном цикле допускаются информационные паузы для усвоения содержания нового материала, для переработки исходного плана. Выполнение проектов предлагается в индивидуальном темпе, нередко в виде опережающих самостоятельных заданий исследовательского, практического, творческого характера под руководством учителя на основе собственного выбора учащихся.

      Интегративность означает оптимальный синтез знаний для реализации учащимися изучаемой проблемы с привлечением содержания из других предметов. Интегративность обусловлена свойствами географии.

      Технологичность связана с организацией познавательной деятельности учащихся по определенным этапам проектной деятельности.  

      При выборе тем проекта для выполнения учащимися в ходе изучения курса географии учитель руководствуется следующими критериями:

  • значимость данной информации для учащихся;
  • социальная значимость проекта;
  • наличие в проекте воспитательного потенциала;
  • связь с изучаемыми темами курса географии;
  • возможность постановки проблемы;
  • время, отводимое на изучение данного раздела и темы;
  • возможность реализации межпредметных связей;

      В настоящее  время существуют различные классификации проектов, используемые в географии.

                                                                                                                  Таблица 1

                                               Классификация типов проектов

              Критерии

                                    Типы проектов

Содержание

Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические

Уровень интеграции

Монопредметные (выполняются на материале географии)

Межпредметные (несколько предметов)

Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу)

Продолжительность выполнения проекта

Мини-проект (несколько дней или недель)

Средней продолжительности (несколько месяцев)

Долгосрочный (в течение года)

Количество участников

Индивидуальные, групповые, коллективные

Способ преобладающей деятельности

Познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские

Использование средств обучения

Классические традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические)

Информационные и коммуникативные средства

Включенность проектов в тематический план

Текущие

Итоговые

   

      Среди школьников особенно популярны проекты по историко-географической, экологической, краеведческой, комплексно-географической тематике.

                                                                                                                  Таблица 2

                                                    Этапы работы над проектом

     Этапы

         Деятельность учителя

       Деятельность учащихся

1. Ценностно-ориентированный

Мотивация проектной деятельности: организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости

Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы

2. Конструктивный

Объединение учащихся в группы;

консультация учащихся; стимулирование поисковой деятельности учащихся; подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы

Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально;

составление плана работы;

сбор материалов, поиск литературы;

выбор формы реализации проекта  

                                                                                                         

 

                                                                                                             Продолжение таблицы 2

3. Оценочно-рефлексивный

Стимулирование и консультирование учащихся

Самооценка своей деятельности;

оформление проекта в выбранной форме

4. Презентативный

Подготовка экспертов;

проектирование формы презентации;

организация дискуссии по обсуждению проекта;

организация самооценки учащихся

Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме;

включение в дискуссию;

отстаивание своей позиции; самооценка собственной деятельности

 

      Проектная технология включает промежуточную и итоговую оценки и осуществляется либо учителем, либо независимыми экспертами из числа учащихся. Оценка результатов работы должна быть такой, чтобы учащиеся пережили ситуацию успеха. С этой целью организуется совместное обсуждение проекта учителем и учащимися.

      Моя цель – вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, развивать умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

      При планировании на учебный год я намечаю несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Для эффективной организации работы над учебными проектами использую небольшие рекомендации, инструкции, где указывается необходимая дополнительная литература, требования к качеству проекта, алгоритм проектирования. Стараюсь организовать работу так, чтобы ученики учились:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения;
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусматривать последствия выбора;
  • действовать самостоятельно;
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

     Проектный метод может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, надо начинать эту работу значительно раньше. Именно поэтому я начала использовать метод проектов с 5-х классов. Это оправдано и возрастными особенностями детей подвижных, любознательных: им интересно не пересказывать параграфы, а пробовать, сочинять, моделировать.

     Примером может служить подготовка и защита проектов по географии в 5 классе при изучении темы «Суша планеты». Детям было дано задание не просто прочитать статьи в учебнике, а попробовать себя в роли туристических агентов. Работая в группах, учащимся нужно было придумать рекламу какого-либо материка, чтобы привлечь как можно больше туристов (т.е. осветить те особенности природы, которые делают данный материк привлекательным, уникальным). Используя учебник и дополнительную литературу, ученики приготовили разные проекты. Особое внимание было уделено защите проектов, ведь при этом решается одна из главных задач курсов природоведения и географии – развитие устной речи учащихся.

     Другим примером исследовательских проектов детей, где раскрываются их способности и возможности, является конференция учащихся «Спасем воду!» в 6 классе, направленная на формирование у ребят экологического мышления, развитие креативных и коммуникативных умений. Очень важным было то, что ученики прочувствовали актуальность, важность проблемы и это создало у них положительную мотивацию. Учащиеся выступали со своими проектами, формы которых были различны: доклады, плакаты, раскладные книжки. Каждое выступление заканчивалось выводом и предложением мер по спасению водных объектов.

     Шестиклассники охотно работают над творческими проектами, например, составить план местности, на которой происходит действие сказки. Начинать надо с несложного задания, к примеру с составления плана местности по сказке «Гуси-лебеди». Несмотря на кажущуюся шутливость задания, речь идет о формировании у учащихся пространственных представлений. Напомню краткое содержание сказки.

     Жили-были муж и жена. У них была дочка да сынок маленький… Отец с матерью уехали, а дочка посадила братца на травку под окошко. Сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь – братца нет. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Бросилась девочка догонять их. Бежала-бежала, видит – стоит печь…Побежала девочка дальше – стоит яблоня. Побежала еще дальше. Течет молочная речка в кисельных берегах… Долго она бегала по полям и лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках…Вошла девочка в избушку: «Здравствуй, бабушка!» – «Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?» – «Я по мхам, по болотам ходила, пришла погреться…». Забрала девочка братца и побежала. 

     Первые варианты бывают готовы уже через несколько минут и, как правило, не отличаются ни разнообразием, ни сложностью. Вдоль прямой тропинки с севера на юг через поле последовательно стоят волшебная печь, за ней яблонька, а с запада на восток течет молочная речка в кисельных берегах. За рекой темнеет лес. Вопрос: Разве девочка переходила или переплывала реку?"»-–заставляет ребят задуматься над местоположением реки. Постепенно, по мере размышления, представления об изображаемой местности меняются, становятся более сложными. Ученики могут объяснить местоположение объектов, например, почему избушка не на поляне (она за деревьями в лесу, ведь девочка не видела ее издалека, она увидела ее вдруг) или почему обозначено болото (она ведь сказала Бабе Яге, что по мхам, по болотам ходила, значит, она по лесу бегала и в разные болота попадала; см. приложение.)  

     Семиклассникам под силу уже другие проекты, которые могут строиться на основе туризма и путешествий. Одна из тем, которые я предлагаю – составление памятки туриста, отправляющегося, например, в Австралию, в десяти пунктах которой требуется кратко изложить необходимые сведения о материке.

     Еще одна тема проектов – составление маршрутов туристических экспедиций. Десять лет назад творческое задание по составлению «Туристической карты Антарктиды» выглядело бы необычным. Сегодня же многочисленные турфирмы предлагают коллективные и индивидуальные во все уголки земного шара. И учащимся есть, где проявить свои знания и фантазию. Привожу пример заданий в рамках проекта «Туризм в Антарктиде».

  1. Составьте краткое описание маршрута туристического путешествия, учитывая, что маршрут должен:

- показать разнообразие природных условий шестого континента;

- включать не более пяти объектов или достопримечательностей Антарктиды, в том числе полярных станций.

Необходимо также рассчитать примерную протяженность маршрута, расстояние между отдельными пунктами, указать рекомендуемое время года и средство передвижения.

  1. Составьте специальное «Руководство для туристов», правила, определяющие их поведение на материке.
  2. Придумайте плакат в защиту антарктической природы.

Проектные задания можно предлагать и в качестве домашней работы, например:

  • вылепить из пластилина модель вулкана, модель Солнечной системы;
  • составить кроссворд;
  • сочинить небольшой рассказ от первого лица («В гостях у Коперника», «Путешествие на Луну» и др.).

Такие задания дают возможность мечтать, фантазировать и самим придумывать детали своего «путешествия», для чего обязательно знание реальных фактов (явлений, событий).

     Однако, используя в работе метод проектов, я столкнулась с некоторыми трудностями:

  • иногда бывает сложно организовать групповую проектную деятельность на уроке (возникает шум, споры);
  • есть ученики, которые вообще отказываются от выполнения проекта;
  • для отдельных учащихся характерен низкий уровень самостоятельности, они не могут организовать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов на уроке технологии.

ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ! "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения : Может применяться на уроке и во внеурочное в...

Применение метода проектов на уроках истории

В работе представлен опыт организации работы учащихся по реализации учебного проекта "Все для фронта.Все для победы! Книга памяти."...

"Применение метода проектов на уроках математике и во внеклассной работе по предмету", статья

Данная статья о возможности  использования метода проектов на уроках математики и во внеклассной работе по предмету. Использование проектной технологии на уроках математики позволяет расширить ин...

Статья Применение метода проекта на уроках химии

Статья содержит небольшой теоретический материал о плюсах проектоног метода обучения, предложен способ из личноо опыта применеия данного метода на уроках химии, данные о результатах применеия метода п...

Из опыта работы. Применение метода проектов на уроке технологии

Технология в школе традиционно представлена такими направлениями, как технический,обслуживающий и сельскохозяйственный труд.Учащиеся обучаются в группах по одному из трех этих направлений. В последнее...

Доклад-выступление по английскому языку по теме "Использование и практическое применение метода проекта на уроках английского языка"

В данном докладе можно узнать обо всех особенностях, этапах использования метода проекта на отдельно взятом уроке английского языка. Пример работы проекта представлен по учебнику Тимофеева В.Г "Up &am...