Рабочая программа по географии 10-11 класс "Полярная звезда"
рабочая программа по географии (10 класс)
Задачи данного курса: дать учащимся представление о современном мире на глобальном, региональном, субрегиональном и страноведческом уровне. Выявить сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и результат длительного исторического развития изучаемого региона. Современная география рассматривает изучаемые явления и процессы в экономическом, политическом, культурном и практическом аспектах, что позволяет раскрыть всю многогранность географических проблем.
- Планируемый результат обучения: овладение учащимися системой социально-экономических, экологических, картографических, политических знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у учащихся социальных, коммуникативных, географических компетенций.
- Изменения в содержании рабочей программы незначительно отличается от примерной и авторской программ.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 238.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 10— 11 классов линии «Полярная звезда» Ю. Н. Гладкого и В. В. Николиной.
Рабочая программа по географии составлена на основе:
· фундаментального ядра содержания общего образования;
· требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования второго поколения;
· примерной программы среднего общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
· программы развития и формирования универсальных учебных действий;
· программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего и основного общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. География является единственным предметом, содержание которого одновременно охватывает в единстве и взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарного научных знаний.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Задачи данного курса: дать учащимся представление о современном мире на глобальном, региональном, субрегиональном и страноведческом уровне. Выявить сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и результат длительного исторического развития изучаемого региона. Современная география рассматривает изучаемые явления и процессы в экономическом, политическом, культурном и практическом аспектах, что позволяет раскрыть всю многогранность географических проблем.
- Планируемый результат обучения: овладение учащимися системой социально-экономических, экологических, картографических, политических знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у учащихся социальных, коммуникативных, географических компетенций.
- Изменения в содержании рабочей программы незначительно отличается от примерной и авторской программ.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений на изучение предмета «География» в 10-11 классах выделено 1 час в неделю (всего 34 часа в год).
Планируемые результаты освоения курса географии
Личностные результаты:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;
5) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, обучающимися старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
7) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
9) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
11) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
12) сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной деятельности.
Метапредметными результатами:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) умение использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами деятельности;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.
Предметные результаты:
1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации географической информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
В результате освоения программы:
Человек и ресурсы Земли
Выпускник научится:
- различать этапы освоения Земли человеком;
- понимать изменение характера связей человека с природой;
- оценивать важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
- определять обеспеченность стран отдельными видами природных ресурсов;
- различать понятия «рациональное природопользование» и «нерациональное природопользование»;
- оценивать роль ресурсов Мирового океана, земельных, водных, лесных, агроклиматических, рекреационных, ресурсов альтернативной энергетики мира на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;
- использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную среду в реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
- выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и
- общества, - объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в мире.
Политическая карта мира
Выпускник научится:
- понимать этапы формирования политической карты мира;
- анализировать количественные и качественные сдвиги на политической карте мира;
- прогнозировать изменения на политической карте мира в результате международных событий, процессов и явлений;
- оценивать формы правления, государственный строй, типологию стран;
- различать понятия «политическая география», «политико-географическое положение», «геополитика».
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
- оценивать современное геополитическое положение стран и регионов.
География населения
Выпускник научится:
- различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения отдельных регионов и стран мира;
- прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения отдельных стран мира; определять общие черты и различия в воспроизводстве населения регионов и стран мира;
- анализировать основные направления демографической политики в различных странах мира;
- определять этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
- выявлять занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения; крупнейшие города и агломерации мира; причины и виды миграций; направления современных миграций населения;
- оценивать влияние миграций на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;
- объяснять различия в темпе и уровне урбанизации отдельных стран мира;
- анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений.
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
География культуры, религий, цивилизаций
Выпускник научится:
- различать культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
- объяснять динамику культурно-цивилизационного развития человечества.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию, необходимую для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. География мировой экономики Выпускник научится:
- объяснять устройство и динамику развития мирового хозяйства;
- оценивать влияние научно-технической революции на все стороны жизни общества - науку, производство, характер труда, культуру, быт людей;
- оценивать технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;
- понимать значение понятия «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
- выявлять особенности отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства, роль отдельных секторов в хозяйстве страны;
- характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
- определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности; · объяснять значение и структуру сельского хозяйства мира, географию производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
- выявлять изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и стран;
- определять страны, являющиеся крупнейшими экспортёрами и импортёрами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
- составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран.
- анализировать состояние современного мирового хозяйства и экономики отдельных стран.
Регионы и страны
Выпускник научится:
- понимать принцип строения культурно-исторических регионов;
- определять крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, численность населения, этнический и религиозный состав населения, особенности развития и размещения хозяйства отдельных регионов и стран мира;
- выявлять специфику крупных регионов и стран мира;
- выявлять главные центры экономической мощи современного мира, сравнивать экономическую мощь отдельных стран на основе анализа статистических данных;
- составлять комплексные географические характеристики регионов и стран мира;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
- прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических явлений и процессов на основе картографических источников информации;
- строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
- использовать средства информационных технологий для поиска необходимой учебной информации и статистических данных.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать простейшие модели социально-экономических объектов, явлений и процессов;
- оценивать географические аспекты устойчивого развития регионов и стран;
- интерпретировать природные и социально-экономические характеристики различных регионов и стран на основе картографической информации;
- проводить географическую экспертизу социально-экономических процессов в регионах и странах мира.
Глобальные проблемы человечества
Выпускник научится:
- понимать причины возникновения глобальных проблем человечества;
- выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
- прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
- устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических процессов и явлений;
- выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных и экологических процессов;
- проводить географическую экспертизу природных и экологических процессов;
- прогнозировать закономерности и тенденции развития экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации.
Выпускник получит возможность научиться:
- формулировать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества;
- создавать простейшие модели природных и геоэкологических объектов, явлений и процессов;
- интерпретировать экологические характеристики различных территорий на основе картографической информации.
Содержание учебного предмета «География»
10 класс
Тема 1. Человек и ресурсы Земли
Почему надо знать географию прошлого. Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Природа и цивилизация.
Круговорот вещества и ресурсные проблемы. Природные ресурсы, их основные виды, размещение и крупнейшие месторождения. Природноресурсный потенциал. Роль природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность стран мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии.
Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими различных стран и регионов.
Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.
Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость. Лесопользование и лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана.
Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Агроклиматические, рекреационные ресурсы. Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.
Практические работы:
1) Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов.
2) Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов).
3) Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану).
Тема 2. Политическая карта мира
Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший периоды. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира.
Государство - главный объект политической карты. Формы правления: монархическая и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное.
Типы государств. Главные критерии типологии.
Политическая география и геополитика.
Практические работы:
4) Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства.
5) Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира.
Тема 3. География населения
Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая политика. Типы воспроизводства населения.
Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и многонациональные государства. Основные очаги этнических конфликтов.
Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения. Занятость населения.
Географические особенности размещения населения. Плотность населения.
Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный процесс. Основные причины и типы миграций в мире.
Практические работы:
6) Прогнозирование изменения численности населения мира.
7) Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле.
8) Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций
Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный ландшафт. Основные линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии. Христианство, ислам, буддизм.
Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская, японская, негро-африканская.
Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.
Практические работы:
9) Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира.
Тема 5. География мировой экономики
Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики. Научно-техническая революция на современном этапе.
Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики.
География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.
Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения. Земледелие. Зерновые и технические культуры. «Зелёная революция». Животноводство.
Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные международные магистрали и транспортные узлы.
Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция. География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.
Практические работы:
10) Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда.
11) Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору).
12) Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира.
11 класс
Тема 1. Регионы и страны
Регион. Региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
Практическая работа:
1) Характеристика одной из международных организаций (по выбору).
Англо-Саксонская Америка.
Соединённые Штаты Америки. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США.
Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.
Практические работы:
2) Характеристика одной из отраслей экономики США.
Латинская Америка.
Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности их развития.
Практические работы:
3) Характеристика одного из регионов Латинской Америки (по выбору).
Западная Европа.
Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.
Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.
Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.
Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.
Италия. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.
Практические работы:
4) Характеристика одного из регионов Германия или Великобритании (по выбору).
5) Характеристика одной из отраслей хозяйства Италии.
Центрально-Восточная Европа.
Состав региона. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.
Постсоветский регион.
Географическое положение. Образование СНГ. Белоруссия и Молдавия. Страны Закавказья.
Центральноазиатский регион. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства стран СНГ.
Практические работы:
6) Характеристика одной из отраслей экономики Белоруссии.
Зарубежная Азия.
Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы. Население.
Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая политика. Экономика. Внутренние различия. Крупнейшие экономические зоны.
Япония. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.
Практические работы:
7) Характеристика одной из отраслей экономики Китая.
Юго-Восточная Азия.
Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Типично промышленные и типично аграрные государства.
Южная Азия.
Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.
Юго-Западная Азия и Северная Африка.
Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние различия.
Тропическая Африка и ЮАР.
Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии.
Южно-Африканская Республика - единственное экономически развитое государство Африки.
Практическая работа:
8) Экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической Африки.
Австралия и Океания.
Природа. Население. Экономика. Внутренние различия.
Океания: обособленный мир островов. Население, экономика и внутренние различия. Новая Зеландия.
Тема 2. Глобальные проблемы человечества
Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы и география. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Пути решения проблем. Кризис взаимоотношений общества и природы. Деградация глобальной экологической среды.
Практические работы:
10) Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем человечества.
Тематическое планирование
Общее количество часов с 10 по 11 классы составляет 68 часов:
в 10 классе – 1 час в неделю, 34 часа в год;
в 11 классе – 1 час в неделю, 34 часа в год.
10 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Количество работ | |
Практических | Контрольных | |||
1 | Человек и ресурсы Земли | 10 | 3 | |
2 | Политическая карта мира | 5 | 2 | |
3 | География населения | 5 | 3 | |
4 | География культуры, религий, цивилизации | 5 | 1 | |
5 | География мировой экономики | 8 | 3 | |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
| ИТОГО | 34 | 12 | 1 |
11 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Количество работ | |
Практических | Контрольных | |||
1 | Регионы и страны | 26 | 9 | |
2 | Глобальные проблемы человечества | 6 | 1 | |
3 | Повторение итоговое занятие | 2 | 1 | |
| ИТОГО | 34 | 10 | 1 |
Резервное время 5 часов в 11 классе : 1 час тема «Западная Европа», 1 час «Зарубежная Азия» 1 час «Глобальные проблемы человечества» , 1 час «Повторение», 1 час «Итоговое занятие»
Календарно – тематическое планирование по
Географии 10 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Традиционные и новые методы исследований в географии. Источники географической информации | 1 | [[]] | |||
2 | Элементы географической культуры. Их значимость для представителей разных профессий | 1 | [[]] | |||
3 | Географическая среда как геосистема. Географическая и окружающая среда | 1 | [[]] | |||
4 | Естественный и антропогенный ландшафты. Практическая работа "Классификация ландшафтов с использованием источников географической информации" | 1 | 0.5 | [[]] | ||
5 | Проблемы взаимодействия человека и природы.Опасные природные явления, климатические изменения, их последствия | 1 | [[]] | |||
6 | Стратегия устойчивого развития. ООПТ. Объекты Всемирного природного и культурного наследия. Практическая работа "Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или) загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения/исследования" | 1 | 0.5 | [[]] | ||
7 | Природные ресурсы и их виды. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Практическая работа "Оценка природно-ресурсного капитала [[одной из стран (по выбору)]] по источникам географической информации" | 1 | 0.5 | [[]] | ||
8 | Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы. Практическая работа "Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных ресурсов" | 1 | 0.5 | [[]] | ||
9 | Обобщение знаний по Разделам "География как наука. Природопользование и геоэкология | 1 | 1 | [[]] | ||
10 | Теоретические основы геополитики как науки. Политическая география и геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая многополярная модель политического мироустройства. ПГП. Специфика России как евразийского и приарктического государства | 1 | [[]] | |||
11 | Основные типы стран: критерии их выделения | 1 | [[]] | |||
12 | Формы правления государств мира, унитарное и федеративное устройство. | 1 | [[]] | |||
13 | Численность населения мира. Теория демографического перехода. Воспроизводство населения, его типы. Практическая работа "Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности населения стран, регионов мира" | 1 | 1 | [[]] | ||
14 | Демографическая политика и её направления. Теория демографического перехода. Практическая работа "Объяснение особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения" | 1 | 1 | [[]] | ||
15 | Возрастной и половой состав населения мира. Практическая работа "Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид" | 1 | 1 | [[]] | ||
16 | Структура занятости населения. Этнический и религиозный состав населения. Религии. География культуры в системе географических наук. Практическая работа "Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации" | 1 | 1 | [[]] | ||
17 | Географические особенности размещения населения и факторы, его определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления. | 1 | [[]] | |||
18 | Расселение населения: типы и формы. Урбанизация. Городские агломерации и мегалополисы мира. Практическая работа "Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных" | 1 | 1 | [[]] | ||
19 | Качество жизни населения, показатели. ИЧР. Практическая работа "Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации" | 1 | 1 | [[]] | ||
20 | Мировое хозяйство: определение и состав. Отраслевая, территориальная и функциональная структура | 1 | [[]] | |||
21 | МГРТ. Отрасли международной специализации. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в МГРТ. Практическая работа "Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран". | 1 | 1 | [[]] | ||
22 | МЭИ. Крупнейшие международные отраслевые и региональные интеграционные группировки. Роль ТНК в современной мировой экономике | 1 | [[]] | |||
23 | Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля | 1 | [[]] | |||
24 | ТЭК мира: основные этапы развития, «энергопереход». География отраслей топливной промышленности | 1 | [[]] | |||
25 | Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её географические особенности. Роль России. Практическая работа "Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов и структуры производства электроэнергии в мире" | 1 | 1 | [[]] | ||
26 | Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции чёрных и цветных металлов | 1 | [[]] | |||
27 | Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники | 1 | [[]] | |||
28 | Химическая промышленность. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции. Лесопромышленный комплекс мира. Ведущие страны - производители продукции и влияние химической и лесной промышленности на окружающую среду | 1 | [[]] | |||
29 | Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития отрасли. Органическое сельское хозяйство | 1 | [[]] | |||
30 | Растениеводство и животноводство. География. Ведущие экспортёры и импортёры. Влияние на окружающую среду. Практическая работа "Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа статистических материалов и создание карты "Основные экспортёры и импортёры продовольствия" | 1 | 1 | [[]] | ||
31 | Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль разных видов транспорта в современном мире. Основные международные магистрали и транспортные узлы | 1 | [[]] | |||
32 | Промежуточная аттестация по географии за курс 10 класса | 1 | 1 | [[]] | ||
33 | Мировая система НИОКР. Международные экономические отношения: основные формы и факторы, влияющие на их развитие. География международных финансовых центров. Мировая торговля и туризм | 1 | [[]] | |||
34 | Контрольная работа по теме "География главных отраслей мирового хозяйства" | 1 | 1 | [[]] | ||
34 | 1 | 6.5 |
11 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Многообразие подходов к выделению регионов мира. Зарубежная Европа: состав, общая характеристика. Геополитические проблемы региона | 1 | [[]] | |||
2 | Западная Европа. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегиона | 1 | [[]] | |||
3 | Северная Европа: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона | 1 | [[]] | |||
4 | Южная Европа: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона | 1 | [[]] | |||
5 | Восточная Европа: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона | 1 | [[]] | |||
6 | Практическая работа "Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных субрегионов зарубежной Европы с использованием источников географической информации" | 1 | [[]] | |||
7 | Зарубежная Азия: состав, общая экономико-географическая характеристика. Юго-Западная Азия. Иран: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы | 1 | [[]] | |||
8 | Южная Азия. Индия: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы | 1 | [[]] | |||
9 | Центральная Азия: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона. Современные проблемы | 1 | [[]] | |||
10 | Юго-Восточная Азия: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона. Современные проблемы | 1 | [[]] | |||
11 | Восточная Азия. Китай: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы. Практическая работа "Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных видов продукции" | 1 | 0.5 | [[]] | ||
12 | Восточная Азия. Япония: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы | 1 | [[]] | |||
13 | Современные экономические отношения России со странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии). Обобщение по темам: Зарубежная Европа. Зарубежная Азия | 1 | [[]] | |||
14 | Америка. Субрегионы: Северная Америка, Латинская Америка: общая экономико-географическая характеристика | 1 | [[]] | |||
15 | Субрегионы Америки. Особенности природно-ресурсного капитала, населенизя и хозяйства | 1 | [[]] | |||
16 | США: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы | 1 | 1 | [[]] | ||
17 | Канада: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы | 1 | [[]] | |||
18 | Мексика: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы | 1 | [[]] | |||
19 | Бразилия: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы. Практическая работа "Особенности территориальной структуры хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа географических карт" | 1 | 0.5 | [[]] | ||
20 | Африка: состав (субрегионы), общая экономико-географическая характеристика. Особенности. Экономические и социальные проблемы субрегионов. Последствия колониализма в экономике Африке. | 1 | [[]] | |||
21 | Северная Африка. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства Алжира и Египта | 1 | [[]] | |||
22 | Южная Африка. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства ЮАР | 1 | [[]] | |||
23 | Западная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства Нигерии. Практическая работа "Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии" | 1 | 0.5 | [[]] | ||
24 | Обобщающее повторение по темам: Америка, Африка | 1 | 1 | [[]] | ||
25 | Австралия и Океания: особенности ГП Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Место в МГРТ | 1 | [[]] | |||
26 | Океания: особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в МГРТ | 1 | [[]] | |||
27 | Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале. Особенности интеграции России в мировое сообщество | 1 | [[]] | |||
28 | Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития экономики России | 1 | [[]] | |||
29 | Практическая работа по теме "Изменение направления международных экономических связей России в новых геоэкономических и геополитических условиях" | 1 | 1 | [[]] | ||
30 | Группы глобальных проблем. Геополитические проблемы | 1 | [[]] | |||
31 | Геоэкология — фокус глобальных проблем человечества | 1 | [[]] | |||
32 | Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека | 1 | [[]] | |||
33 | Взаимосвязь глобальных проблем и проблем народонаселения. Возможные пути решения. Роль России в их решении. Практическая работа "Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников географической информации и участия России в их решении" | 1 | 0.5 | [[]] | ||
34 | Обобщение по теме: Глобальные проблемы человечества | 1 | [[]] | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 4 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1) Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина "География (базовый уровень). 10 класс". - М.: Просвещение; 2024
2) Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина "География (базовый уровень). 11 класс". - М.: Просвещение;2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии 6 класс Полярная звезда
рабочая программа по географии. Полярная звезда...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-482085-1410878506.jpg)
рабочая программа по географии 7 класса " Полярная звезда"
Рабочая программа по географии "Стран и континентов", составленная на основе авторской программы (В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина). Пояснительная записка, тематическое поурочное планирова...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553392-1418999199.jpg)
Рабочая программа по географии 6 класс "Полярная звезда"
Данная рабочая программа составлена на основании: Программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николин...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553392-1418999199.jpg)
Рабочая программа по географии 7 класс "Полярная звезда"
Рабочая программа составлена на основании: Программа для общеобразовательных учреждений. География. «Полярная звезда». А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина Москва. Просвещение. 2009 годУчебник...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-482085-1410878506.jpg)
рабочая программа по географии 9 класса " Полярная звезда"
рабочая программа по географии 9 класса " Полярная звезда"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-482085-1410878506.jpg)
рабочая программа по географии 8 класса " Полярная звезда"
рабочая программа по географии 8 класса " Полярная звезда"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/31/picture-217124-1522517416.jpg)
Рабочая программа по географии 7 класс. Полярная звезда
рабочая программа составлена для УМК "Полярная звезда"...