Рабочая программа по географии 10-11 класс "Полярная звезда"
рабочая программа по географии (10 класс)

Наливайкина Анастасия Евгеньевна

Задачи данного курса: дать учащимся представление о современном мире на глобальном, региональном, субрегиональном и страноведческом уровне. Выявить сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и результат длительного исторического развития изучаемого региона. Современная география рассматривает изучаемые явления и процессы в экономическом, политическом, культурном и практическом аспектах, что позволяет раскрыть всю многогранность географических проблем.

  • Планируемый результат обучения: овладение учащимися системой социально-экономических, экологических, картографических, политических знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у учащихся социальных, коммуникативных, географических компетенций.
  • Изменения в содержании рабочей программы незначительно отличается от примерной и авторской программ.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

  Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 10— 11 классов линии «Полярная звезда» Ю. Н. Гладкого и В. В. Николиной.

 Рабочая программа по географии составлена на основе:

·  фундаментального ядра содержания общего образования;

·  требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования второго поколения;

·  примерной программы среднего общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

·  программы развития и формирования универсальных учебных действий;

·  программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего и основного общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. География является единственным предметом, содержание которого одновременно охватывает в единстве и взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарного научных знаний.

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Задачи данного курса: дать учащимся представление о современном мире на глобальном, региональном, субрегиональном и страноведческом уровне. Выявить сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и результат длительного исторического развития изучаемого региона. Современная география рассматривает изучаемые явления и процессы в экономическом, политическом, культурном и практическом аспектах, что позволяет раскрыть всю многогранность географических проблем.

  • Планируемый результат обучения: овладение учащимися системой социально-экономических, экологических, картографических, политических знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у учащихся социальных, коммуникативных, географических компетенций.
  • Изменения в содержании рабочей программы незначительно отличается от примерной и авторской программ.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

  Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений на изучение предмета «География» в 10-11 классах выделено 1 час в неделю (всего 34 часа в год).

Планируемые результаты освоения курса географии

Личностные результаты:

1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край;

2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;

4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;

5) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

6) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, обучающимися старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

7) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

 8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

9) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

10) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;

11) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

12) сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной деятельности.

Метапредметными результатами:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

 6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

7) умение использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами деятельности;

 8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.

Предметные результаты:

1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации географической информации;

 7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

 8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

В результате освоения программы:

Человек и ресурсы Земли

Выпускник научится:  

- различать этапы освоения Земли человеком;  

- понимать изменение характера связей человека с природой;  

- оценивать важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;  

- определять обеспеченность стран отдельными видами природных ресурсов;  

- различать понятия «рациональное природопользование» и «нерациональное природопользование»;  

- оценивать роль ресурсов Мирового океана, земельных, водных, лесных, агроклиматических, рекреационных, ресурсов альтернативной энергетики мира на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;  

- использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную среду в реальной жизни.  

Выпускник получит возможность научиться:  

- оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду;  

- выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и

- общества, - объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в мире.  

Политическая карта мира

Выпускник научится:  

- понимать этапы формирования политической карты мира;  

- анализировать количественные и качественные сдвиги на политической карте мира;  

- прогнозировать изменения на политической карте мира в результате международных событий, процессов и явлений;  

- оценивать формы правления, государственный строй, типологию стран;  

- различать понятия «политическая география», «политико-географическое положение», «геополитика».  

Выпускник получит возможность научиться:  

- анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;  

- оценивать современное геополитическое положение стран и регионов.  

География населения

Выпускник научится:  

- различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения отдельных регионов и стран мира;  

- прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;  

- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения отдельных стран мира; определять общие черты и различия в воспроизводстве населения регионов и стран мира;  

- анализировать основные направления демографической политики в различных странах мира;  

- определять этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;  

- выявлять занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения; крупнейшие города и агломерации мира; причины и виды миграций; направления современных миграций населения;  

- оценивать влияние миграций на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;  

- объяснять различия в темпе и уровне урбанизации отдельных стран мира;  

- анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений.  

Выпускник получит возможность научиться:  

- приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;  

- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.  

География культуры, религий, цивилизаций

Выпускник научится:  

- различать культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;  

- объяснять динамику культурно-цивилизационного развития человечества.  

Выпускник получит возможность научиться:  

- находить информацию, необходимую для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. География мировой экономики Выпускник научится:  

- объяснять устройство и динамику развития мирового хозяйства;  

- оценивать влияние научно-технической революции на все стороны жизни общества - науку, производство, характер труда, культуру, быт людей;  

- оценивать технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;  

- понимать значение понятия «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;  

- выявлять особенности отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства, роль отдельных секторов в хозяйстве страны;  

- характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;  

- определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности; · объяснять значение и структуру сельского хозяйства мира, географию производства основных видов сельскохозяйственной продукции;  

- выявлять изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и стран;  

- определять страны, являющиеся крупнейшими экспортёрами и импортёрами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;  

- составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран.  

- анализировать состояние современного мирового хозяйства и экономики отдельных стран.  

Регионы и страны

Выпускник научится:  

- понимать принцип строения культурно-исторических регионов;  

- определять крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, численность населения, этнический и религиозный состав населения, особенности развития и размещения хозяйства отдельных регионов и стран мира;  

- выявлять специфику крупных регионов и стран мира;  

- выявлять главные центры экономической мощи современного мира, сравнивать экономическую мощь отдельных стран на основе анализа статистических данных;  

- составлять комплексные географические характеристики регионов и стран мира;  

- сопоставлять географические карты различной тематики;  

- прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических явлений и процессов на основе картографических источников информации;  

- строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;  

- использовать средства информационных технологий для поиска необходимой учебной информации и статистических данных.  

Выпускник получит возможность научиться:  

- создавать простейшие модели социально-экономических объектов, явлений и процессов;  

- оценивать географические аспекты устойчивого развития регионов и стран;  

- интерпретировать природные и социально-экономические характеристики различных регионов и стран на основе картографической информации;  

- проводить географическую экспертизу социально-экономических процессов в регионах и странах мира.  

Глобальные проблемы человечества

Выпускник научится:  

- понимать причины возникновения глобальных проблем человечества;  

- выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;  

- прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;  

- устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических процессов и явлений;  

- выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных и экологических процессов;  

- проводить географическую экспертизу природных и экологических процессов;  

- прогнозировать закономерности и тенденции развития экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации.  

Выпускник получит возможность научиться:  

- формулировать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества;  

- создавать простейшие модели природных и геоэкологических объектов, явлений и процессов;  

- интерпретировать экологические характеристики различных территорий на основе картографической информации.  

 

Содержание учебного предмета «География» 

 

10 класс

Тема 1. Человек и ресурсы Земли  

Почему надо знать географию прошлого. Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Природа и цивилизация.  

Круговорот вещества и ресурсные проблемы. Природные ресурсы, их основные виды, размещение и крупнейшие месторождения. Природноресурсный потенциал. Роль природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность стран мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии.  

Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими различных стран и регионов.  

Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.  

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.  

Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость. Лесопользование и лесовосстановление.  

Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана.  

Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Агроклиматические, рекреационные ресурсы. Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.  

Практические работы:  

1) Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов.  

2) Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов).  

3) Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану).  

 

Тема 2. Политическая карта мира  

Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший периоды. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира.  

Государство - главный объект политической карты. Формы правления: монархическая и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное.  

Типы государств. Главные критерии типологии.  

Политическая география и геополитика.  

Практические работы:  

4) Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства.  

5) Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира.  

 

Тема 3. География населения  

Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая политика. Типы воспроизводства населения.  

Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и многонациональные государства. Основные очаги этнических конфликтов.  

Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения. Занятость населения.  

Географические особенности размещения населения. Плотность населения.  

Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный процесс. Основные причины и типы миграций в мире.  

Практические работы:  

6) Прогнозирование изменения численности населения мира.  

7) Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле.  

8) Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.  

 

Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций  

Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный ландшафт. Основные линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.  

География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии. Христианство, ислам, буддизм.  

Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская, японская, негро-африканская.  

Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.  

Практические работы:  

9) Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира. 

 

Тема 5. География мировой экономики  

Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики. Научно-техническая революция на современном этапе.  

Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики.  

География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.  

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность.  

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения. Земледелие. Зерновые и технические культуры. «Зелёная революция». Животноводство.  

Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные международные магистрали и транспортные узлы.  

Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция. География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.  

Практические работы:  

10) Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда.  

11) Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору).  

12) Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира.  

 

11 класс

Тема 1. Регионы и страны  

Регион. Региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.  

Практическая работа:  

1) Характеристика одной из международных организаций (по выбору).  

Англо-Саксонская Америка.  

Соединённые Штаты Америки. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США.  

Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.  

Практические работы:  

2) Характеристика одной из отраслей экономики США.  

Латинская Америка.  

Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности их развития.  

Практические работы:  

3) Характеристика одного из регионов Латинской Америки (по выбору).  

Западная Европа.  

Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.  

Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.  

Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.  

Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.  

Италия. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.  

Практические работы:  

4) Характеристика одного из регионов Германия или Великобритании (по выбору). 

5) Характеристика одной из отраслей хозяйства Италии.  

Центрально-Восточная Европа.  

Состав региона. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.  

Постсоветский регион.  

Географическое положение. Образование СНГ. Белоруссия и Молдавия. Страны Закавказья.  

Центральноазиатский регион. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства стран СНГ.  

Практические работы:  

6) Характеристика одной из отраслей экономики Белоруссии.  

Зарубежная Азия.  

Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы. Население.  

Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая политика. Экономика. Внутренние различия. Крупнейшие экономические зоны.  

Япония. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.  

Практические работы:  

7) Характеристика одной из отраслей экономики Китая.  

Юго-Восточная Азия.  

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Типично промышленные и типично аграрные государства.  

Южная Азия.  

Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.  

Юго-Западная Азия и Северная Африка.  

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние различия.  

Тропическая Африка и ЮАР.  

Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии.  

Южно-Африканская Республика - единственное экономически развитое государство Африки.  

Практическая работа:  

8) Экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической Африки.  

Австралия и Океания.  

Природа. Население. Экономика. Внутренние различия.  

Океания: обособленный мир островов. Население, экономика и внутренние различия. Новая Зеландия.  

Тема 2. Глобальные проблемы человечества  

Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы и география. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Пути решения проблем. Кризис взаимоотношений общества и природы. Деградация глобальной экологической среды.  

Практические работы:  

10) Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем человечества.  

 

Тематическое планирование 

Общее количество часов с 10 по 11 классы составляет 68 часов: 

в 10 классе – 1 час в неделю, 34 часа в год; 

в 11 классе – 1 час в неделю, 34 часа в год. 

 

10 класс 

№ п/п 

Наименование раздела, темы 

Кол-во часов 

Количество работ

Практических

Контрольных

Человек и ресурсы Земли

10

3

Политическая карта мира 

5

2

География населения 

5

3

География культуры, религий, цивилизации 

5

1

География мировой экономики 

8

3

6

Итоговое занятие

1

1

 

ИТОГО 

34 

12

1

 

11 класс 

№ п/п 

Наименование раздела, темы 

Кол-во часов 

Количество работ

Практических

Контрольных

Регионы и страны 

26

9

Глобальные проблемы человечества 

6

1

Повторение итоговое занятие

2

1

 

ИТОГО 

34

10

1

Резервное время 5 часов в 11 классе : 1 час тема «Западная Европа», 1 час «Зарубежная Азия» 1 час «Глобальные проблемы человечества»  , 1 час «Повторение», 1 час «Итоговое занятие»

Календарно – тематическое планирование по

Географии 10 класс

 

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Традиционные и новые методы исследований в географии. Источники географической информации

1

[[]]

2

Элементы географической культуры. Их значимость для представителей разных профессий

1

[[]]

3

Географическая среда как геосистема. Географическая и окружающая среда

1

[[]]

4

Естественный и антропогенный ландшафты. Практическая работа "Классификация ландшафтов с использованием источников географической информации"

1

0.5

[[]]

5

Проблемы взаимодействия человека и природы.Опасные природные явления, климатические изменения, их последствия

1

[[]]

6

Стратегия устойчивого развития. ООПТ. Объекты Всемирного природного и культурного наследия. Практическая работа "Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или) загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения/исследования"

1

0.5

[[]]

7

Природные ресурсы и их виды. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Практическая работа "Оценка природно-ресурсного капитала [[одной из стран (по выбору)]] по источникам географической информации"

1

0.5

[[]]

8

Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы. Практическая работа "Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных ресурсов"

1

0.5

[[]]

9

 Обобщение знаний по Разделам "География как наука. Природопользование и геоэкология

1

1

[[]]

10

Теоретические основы геополитики как науки. Политическая география и геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая многополярная модель политического мироустройства. ПГП. Специфика России как евразийского и приарктического государства

1

[[]]

11

Основные типы стран: критерии их выделения

1

[[]]

12

Формы правления государств мира, унитарное и федеративное устройство.

1

[[]]

13

Численность населения мира. Теория демографического перехода. Воспроизводство населения, его типы. Практическая работа "Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности населения стран, регионов мира"

1

1

[[]]

14

Демографическая политика и её направления. Теория демографического перехода. Практическая работа "Объяснение особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения"

1

1

[[]]

15

Возрастной и половой состав населения мира. Практическая работа "Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид"

1

1

[[]]

16

Структура занятости населения. Этнический и религиозный состав населения. Религии. География культуры в системе географических наук. Практическая работа "Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации"

1

1

[[]]

17

Географические особенности размещения населения и факторы, его определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления.

1

[[]]

18

Расселение населения: типы и формы. Урбанизация. Городские агломерации и мегалополисы мира. Практическая работа "Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных"

1

1

[[]]

19

Качество жизни населения, показатели. ИЧР. Практическая работа "Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации"

1

1

[[]]

20

Мировое хозяйство: определение и состав. Отраслевая, территориальная и функциональная структура

1

[[]]

21

МГРТ. Отрасли международной специализации. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в МГРТ. Практическая работа "Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран".

1

1

[[]]

22

МЭИ. Крупнейшие международные отраслевые и региональные интеграционные группировки. Роль ТНК в современной мировой экономике

1

[[]]

23

Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля

1

[[]]

24

ТЭК мира: основные этапы развития, «энергопереход». География отраслей топливной промышленности

1

[[]]

25

Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её географические особенности. Роль России. Практическая работа "Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов и структуры производства электроэнергии в мире"

1

1

[[]]

26

Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции чёрных и цветных металлов

1

[[]]

27

Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники

1

[[]]

28

Химическая промышленность. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции. Лесопромышленный комплекс мира. Ведущие страны - производители продукции и влияние химической и лесной промышленности на окружающую среду

1

[[]]

29

Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития отрасли. Органическое сельское хозяйство

1

[[]]

30

Растениеводство и животноводство. География. Ведущие экспортёры и импортёры. Влияние на окружающую среду. Практическая работа "Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа статистических материалов и создание карты "Основные экспортёры и импортёры продовольствия"

1

1

[[]]

31

Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль разных видов транспорта в современном мире. Основные международные магистрали и транспортные узлы

1

[[]]

32

Промежуточная аттестация по географии за курс 10 класса

1

1

[[]]

33

Мировая система НИОКР. Международные экономические отношения: основные формы и факторы, влияющие на их развитие. География международных финансовых центров. Мировая торговля и туризм

1

[[]]

34

Контрольная работа по теме "География главных отраслей мирового хозяйства"

1

1

[[]]

34

1

6.5

11 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Многообразие подходов к выделению регионов мира. Зарубежная Европа: состав, общая характеристика. Геополитические проблемы региона

1

[[]]

2

Западная Европа. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегиона

1

[[]]

3

Северная Европа: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона

1

[[]]

4

Южная Европа: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона

1

[[]]

5

Восточная Европа: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона

1

[[]]

6

Практическая работа "Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных субрегионов зарубежной Европы с использованием источников географической информации"

1

[[]]

7

Зарубежная Азия: состав, общая экономико-географическая характеристика. Юго-Западная Азия. Иран: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы

1

[[]]

8

Южная Азия. Индия: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы

1

[[]]

9

Центральная Азия: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона. Современные проблемы

1

[[]]

10

Юго-Восточная Азия: общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегиона. Современные проблемы

1

[[]]

11

Восточная Азия. Китай: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы. Практическая работа "Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных видов продукции"

1

0.5

[[]]

12

Восточная Азия. Япония: общая экономико-географическая характеристика. Современные проблемы

1

[[]]

13

 Современные экономические отношения России со странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии). Обобщение по темам: Зарубежная Европа. Зарубежная Азия

1

[[]]

14

Америка. Субрегионы: Северная Америка, Латинская Америка: общая экономико-географическая характеристика

1

[[]]

15

Субрегионы Америки. Особенности природно-ресурсного капитала, населенизя и хозяйства

1

[[]]

16

США: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы

1

1

[[]]

17

Канада: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы

1

[[]]

18

Мексика: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы

1

[[]]

19

Бразилия: особенности ЭГП, природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства, современные проблемы. Практическая работа "Особенности территориальной структуры хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа географических карт"

1

0.5

[[]]

20

Африка: состав (субрегионы), общая экономико-географическая характеристика. Особенности. Экономические и социальные проблемы субрегионов. Последствия колониализма в экономике Африке.

1

[[]]

21

Северная Африка. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства Алжира и Египта

1

[[]]

22

Южная Африка. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства ЮАР

1

[[]]

23

Западная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства Нигерии. Практическая работа "Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии"

1

0.5

[[]]

24

Обобщающее повторение по темам: Америка, Африка

1

1

[[]]

25

Австралия и Океания: особенности ГП Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Место в МГРТ

1

[[]]

26

Океания: особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в МГРТ

1

[[]]

27

Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале. Особенности интеграции России в мировое сообщество

1

[[]]

28

Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития экономики России

1

[[]]

29

Практическая работа по теме "Изменение направления международных экономических связей России в новых геоэкономических и геополитических условиях"

1

1

[[]]

30

Группы глобальных проблем. Геополитические проблемы

1

[[]]

31

Геоэкология — фокус глобальных проблем человечества

1

[[]]

32

Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека

1

[[]]

33

Взаимосвязь глобальных проблем и проблем народонаселения. Возможные пути решения. Роль России в их решении. Практическая работа "Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников географической информации и участия России в их решении"

1

0.5

[[]]

34

 Обобщение по теме: Глобальные проблемы человечества

1

[[]]

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

4

                 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1) Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина "География (базовый уровень). 10 класс". - М.: Просвещение; 2024

2) Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина "География (базовый уровень). 11 класс". - М.: Просвещение;2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии 6 класс Полярная звезда

рабочая программа по географии. Полярная звезда...

рабочая программа по географии 7 класса " Полярная звезда"

Рабочая программа по географии "Стран и континентов", составленная на основе авторской программы (В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина). Пояснительная записка, тематическое поурочное планирова...

Рабочая программа по географии 6 класс "Полярная звезда"

Данная рабочая программа составлена на основании: Программы общеобразовательных учреждений по географии для  6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николин...

Рабочая программа по географии 7 класс "Полярная звезда"

Рабочая программа составлена на основании: Программа для общеобразовательных учреждений. География. «Полярная звезда». А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина Москва. Просвещение. 2009 годУчебник...

рабочая программа по географии 9 класса " Полярная звезда"

рабочая программа по географии 9 класса " Полярная звезда"...

рабочая программа по географии 8 класса " Полярная звезда"

рабочая программа по географии 8 класса " Полярная звезда"...

Рабочая программа по географии 7 класс. Полярная звезда

рабочая программа составлена для УМК "Полярная звезда"...