Разработка урока по теме Южная Америка ( проектный метод)
методическая разработка по географии (7 класс)

Елена Николаевна Песчанская

Оценка правильности определения цели урока.

Цели урока направлены на мотивацию к их достижению, способствуют созданию ситуации успеха. Ученики зрительно воспринимают цели на слайде: им предана четкая структура  для более быстрого и эффективного восприятия и осмысления.

Рациональность структурного построения занятий и целесообразность распределения времени по его элементам.

Структура этапов урока включает мотивированную направленность учебного поведения, целеполагание, выявления промежуточных знаний и приобщение детей к содержанию новых знаний, обеспечение их прочности за счет грамотного включения в урок игровых моментов (географическая разминка), проблемных географических задач, форм работы с различными источниками информации, интерактивных форм работы.

Оптимальность отбора содержания учебного материала, выделение главного и вторичного.

Учитель при планировании данного урока ориентировался на учет следующих факторов:

  • Создание условий для продуктивного коммуникативного общения

(работа в группах),

  • Создание активной информационной среды урока,
  • Использование компьютерной техники,
  • Выполнение мини- проекта в группах, представление результатов совместной деятельности.
  • Формы работы предполагают не просто обработку учебной информации  и формирование учебных навыков (повторение, закрепление, изучение…), но и  создание развивающего пространства.

Оценка эффективности выбора методов и приемов обучения, способов формирования и развития познавательного интереса и учебной мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектного метода на уроках географии

Тема : Природа южной Америки

Цель: 1. Познакомить с характерными для материка природными

Зонами,

2. Сформировать представление о растительном и животном

мире Южной Америки,

Задачи: 1. Проверить степень усвоенности ранее изученной темы

в процессе решения логических задач по карте,

2. Определить состав и расположение ПЗ с помощью карты

«Природные зоны Южной Америки»,

3. Дать комплексную характеристику ПЗ материка

используя интерактивные формы работы,

4. продолжить формирование навыков использования

информационных технологий в изучении географии.

Воспитательная задача: 1. формирование навыков командной работы.

2. Формирование целостного представления о

природе Земли

Организационная форма урока – работа в группах, выполнение мини- проекта.

Этапы урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята, уважаемые гости.

Сегодня на уроке нам предстоит выполнить необычную задачу: Гармонично объединив свои знания и умения сразу по 3 дисциплинам географии, информатике и ОПД, познакомиться с природой удивительного материка ЮА.

Для этого нам понадобиться:

- применение техники и информационных технологий,

-несомненно, помощь учителя информатики ,

- и конечно умение работать в команде, для большей результативности

Золотое правило помним? «от результата работы каждого зависит успех всей команды» ( предполагаемый ответ )

  1. Актуализация ранее полученных знаний

1)Наше знакомство с Южной Америкой продолжается – материком природных диковинок, природных контрастов и природных рекордов. Чтобы убедиться в этом предлагаю отметить на карте объекты природы с приставкой самый цветными флажками. Начинаем географическую разминку:

Ученики называют рекорды материка, помечая объект на карте красным флажком, рекорды органического мира и животного мира - зеленым

Ребята, думаю такое количество флажков не оставляет сомнений в уникальности природы, но сегодня мы наверняка узнаем о новых рекордах…

2) Но не только природными рекордами интересен этот материк, немало и природных загадок, ответ на которые требует последовательных логических рассуждений.

Предлагаю вам одну из них, внимание на экран.

( работа с загадками по карте слайд 2)

  1. Изучение нового материала

1) В процессе логического решения этой задачи мы увидели влияние рельефа на такой компонент природы как? ( предполагаемый ответ) климат, а климат является в свою очередь важнейшим фактором для таких компонентов как почвы, растительный и животный мир, внутренние воды, которые при тесном взаимодействии образуют ? (предполагаемый ответ природный комплекс )

Тема нашего урока – Природные зоны Южной Америки (слайд 3)

Наша задача в ближайшие полчаса с помощью карт атласа, дополнительных материалов и видеоматериалов дать комплексную характеристику основных природных зон материка и представить ее с помощью электронной презентации (слайд 4)

2)Прежде всего нам необходимо определить состав и расположение природных зон. Работаем с картой « Природных зон « и блоком 1 ОК

( на парте заготовка схемы опорного конспекта)

?? Какие ПЗ представлены на материке?

Заполнение ОК дублируется учителем на доске

?? Прослеживается ли на материке широтное расположение ПЗ? ( да)

?? Какой из факторов можно назвать азональным ( горы Анды)

3) Интересно то, что практически все природные зоны ЮА имеют свои необычные названия на местном наречии

На ОК обозначаются местные названия ПЗ

4) План комплексной характеристики ПЗ нам хорошо знаком по предыдущим материкам, поэтому каждая группа получает пакет с заданиями, распределите их между собой с учетом уровня знаний вами данного вопроса, для этого, сначала внимательно прочитайте каждое задание, помните « Золотое правило команды».

Обращаю внимание на то, что у каждой команды есть лист взаимооценки, не забудьте заполнить его по результатам работы.

Я думаю вам понадобиться не более 15 минут чтобы справиться с задачей.

С группами работает учитель информатики,

идет процесс консультирования

Я вижу, процесс вашей активной творческой работы подходит к концу, не забудьте скопировать работу на съемный носитель, приготовьтесь к презентации.

Начнем представление природных зон от экватора: зона влажных экваториальных лесов.

Все три группы по очереди представляют свои работы

Спасибо, а сейчас я хочу вернуться к мысли о том, что природа материка очень контрастна, кроме степей, саванн и влажных лесов, о которых мы сегодня очень много узнали, в Южной Америке расположена одна из самых сухих пустынь мира – Атакама и полупустынные районы Патагонии, обратите внимание на задание в конце ОК, я думаю дома вы продолжите творческий процесс познания и следующее занятие мы начнем с характеристики этих природных зон.

Ребята как вы считаете, каждая группа справилась с поставленной задачей?

Что касается географии я могу смело оценить работу на отлично, а вот ваше мастерство работы с техникой прокомментирует Ирина Михайловна

Учитель информатики дает оценку работы учащихся

Спасибо за урок.

Не забудьте заполнить лист взвимооценки

Задание 1

С помощью карты определите географическое положение влажных экваториальных лесов Южной Америки, заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте разместите карту в электронной презентации.

Задание 2

Определите средние температуры зимы и лета характерные для зоны влажных экваториальных лесов, определите среднее количество осадков заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте подготовьте информацию для сопровождения презентации.

Задание 3

Из текста учебника и дополнительных печатных материалов выберите представителей растительного мира зоны влажных экваториальных лесов заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте подготовьте материал для сопровождения электронной презентации.

Задание 4

Из текста учебника и дополнительных печатных материалов выберите представителей животного мира зоны влажных экваториальных лесов заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте подготовьте материал для сопровождения электронной презентации.

Задание 5

По данным таблицы выберите из видеоряда представителей растительного и животного мира зоны влажных экваториальных лесов создайте мини- презентацию 6- 7 слайдов (без настройки анимации)

Задание 1

С помощью карты определите географическое положение зоны саванн Южной Америки, заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте и в электронной презентации.

Задание 2

Определите средние температуры зимы и лета характерные для зоны саванн, определите среднее количество осадков заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте и в электронной презентации.

Задание 3

Из текста учебника и дополнительных печатных материалов выберите представителей растительного мира саванн заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте и в электронной презентации.

Задание 4

Из текста учебника и дополнительных печатных материалов выберите представителей животного мира зоны саванн заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте и в электронной презентации.

Задание 5

По данным таблицы выберите из видеоряда представителей растительного и животного мира зоны саванн создайте мини- презентацию 5- 6 слайдов (без настройки анимации)

Задание 1

С помощью карты определите географическое положение зоны степей Южной Америки, заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте и в электронной презентации.

Задание 2

Определите средние температуры зимы и лета характерные для зоны степей, определите среднее количество осадков заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте и в электронной презентации.

Задание 3

Из текста учебника и дополнительных печатных материалов выберите представителей растительного мира степей заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте и в электронной презентации.

Задание 4

Из текста учебника и дополнительных печатных материалов выберите представителей животного мира зоны степей заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте и в электронной презентации.

Задание 5

По данным таблицы выберите из видеоряда представителей растительного и животного мира зоны степей создайте мини- презентацию 5- 6 слайдов (без настройки анимации)

Лист взаимной оценки

ФИО учащегося

Номер задания

Критерии оценки

Оценка членов команды

Устный ответ

Общий балл

( ставит учитель)

Задание выполнено быстро, без ошибок –«5»

Команда потеряла время на этом задании - «4»

Задание выполнено с ошибкой - «3»

Лист взаимной оценки

ФИО учащегося

Номер задания

Критерии оценки

Оценка членов команды

Устный ответ

Общий балл

( ставит учитель)

Задание выполнено быстро, без ошибок –«5»

Команда потеряла время на этом задании - «4»

Задание выполнено с ошибкой - «3»

Лист взаимной оценки

ФИО учащегося

Номер задания

Критерии оценки

Оценка членов команды

Устный ответ

Общий балл

( ставит учитель)

Задание выполнено быстро, без ошибок –«5»

Команда потеряла время на этом задании - «4»

Задание выполнено с ошибкой - «3»



Предварительный просмотр:

Распределите задания между членами группы:

Задание 1

С помощью карты определите географическое положение влажных экваториальных лесов Южной Америки, заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте разместите карту в электронной презентации.

Задание 2

Определите средние температуры зимы и лета характерные для зоны влажных экваториальных лесов, определите среднее количество осадков заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте подготовьте информацию для сопровождения презентации.

Задание 3

Из текста учебника и дополнительных печатных материалов выберите представителей растительного мира зоны влажных экваториальных лесов заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте подготовьте материал для сопровождения электронной презентации.

Задание 4

Из текста учебника и дополнительных печатных материалов выберите представителей животного мира зоны влажных экваториальных лесов заполните соответствующую графу таблицы, в опорном конспекте подготовьте материал для сопровождения электронной презентации.

Задание 5

По данным таблицы выберите из видеоряда представителей растительного и животного мира зоны влажных экваториальных лесов создайте мини- презентацию 6- 7 слайдов (без настройки анимации)

Не забудьте заполнить лист самооценки



Предварительный просмотр:

ОК - Природные зоны Южной Америки

Блок 1 Состав расположение природных зон

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\ C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\

___________________________

__________________________________

___________________________

____________________________________

Блок 2 Комплексная характеристика ПЗ материка

Название ПЗ

Физико- географическое положение

t° зимы

t°лета

Коли

чество

осадков

Растительность

Животный мир

Д/З. текст учебника стр 174-178.

Подготовить сообщение на тему «Природа Патагонии» ( объем не более 1 стр)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Голованева Н.Г., учитель географии МОУ «СОШ №8 города Петровска Саратовской области» Природные зоны Южной Америки

Слайд 2

Цифровой диктант «Климатические пояса Южной Америки» Типы климата Субтропический сухой Субтропический влажный Тропический влажный Субэкваториальный Экваториальный

Слайд 3

В каком климатическом поясе: Находится Оринокская низменность и Гвианское нагорье? Зимой и летом высокая температура (+25 º ,+27 º С), осадки бывают на протяжении года? Летом жарко (+25 º ,+27 º С), зимой тепло (+16 º ,+21 º С), осадки равномерны на протяжении года (1000-1080 мм)? 4. Лето жаркое (+22 º ,+24 º С), зима теплая (+8 º ,+16 º С), осадки в основном зимой (600-800мм)? 5. Разница между летними и зимними температурами и незначительна, однако характерно сезонное выпадение осадков- сухой зимний период и влажный летний? Ответы: 4,5,3,1,4

Слайд 4

Какая река: 1.Вторая в мире по длине и самая большая по площади бассейна? 2.Течет с севера на юг и собирает воду с южных склонов Бразильского нагорья и внутренних равнин, однако уровень воды в ней непостоянен и колеблется по сезонам? 3. Течет с юга на север и собирает воду с северных склонов Гвианского нагорья и Оринокской низменности? Амазонка,Парана,Ориноко

Слайд 5

Образ природы Южной Америки

Слайд 6

Самое большое водное растение, диаметр листьев достигает 2м-Виктория Регия

Слайд 7

Самая маленькая птица(вес-1,6-1,8г, длина -5,5см)-колибри

Слайд 8

Гоацин - единственная птица, чьи птенцы имеют 2 пальца на концах крыльев

Слайд 9

Самый большой паук – Птицеед - достигает в длину 28 см

Слайд 10

Самый большой жук в мире -Жук- геркулес , длина его тела – до 20 см

Слайд 11

Анаконда –самая большая змея. Она достигает длины 8, 5 м и весит до 250 кг

Слайд 12

Самая опасная рыба Амазонки - пиранья

Слайд 13

Самый большой грызун - капибара-весом до 100кг и длиной до 1 м

Слайд 14

Самая маленькая обезьяна - карликовая игрунка - 50-75г и до 30см в длину

Слайд 15

Самое медленное млекопитающееся - ленивец. Скорость его передвижения 2,5м/сек

Слайд 16

1 2 3 4 Природные зоны Южной Америки 1.Влажный экваториальный лес 2.Саванна 3.Пустыня 4. Пампа

Слайд 17

П/Р Составление характеристики природных зон Природные условия и природные компоненты Влажные экваториаль - ные леса Саванны Пампа Пустыни 1.Географичес кое положение 2.Климат 3. Почвы 4.Внутренние воды 5.Раститель- ность 6. Животный мир Работа в группах

Слайд 18

Сельва Отчет 1 группы

Слайд 19

Саванна Отчет 2 группы

Слайд 20

Пампа Отчет 3 группы

Слайд 21

Пустыня Отчет 4 группы

Слайд 22

Что такое? Кто такой? сельва кампос льянос пампа Патагония

Слайд 23

Домашнее задание § 44,задание 2

Слайд 24

Иллюстрации http://fotki.yandex.ru/users/eklekta-amon/view/25868/?page=5 -сельва http://radiuscity.ru/files/articles/issue111/article1049/3.jpg -пустыни http://ru.trinixy.ru/pics2/20071219/kapibara_36.jpg -капибара http://m-o-x-i.livejournal.com/216039.html -ленивец http://photofile.ru/photo/vitalypol/2579420/48549081.jpg -саванна http://s08.radikal.ru/i181/0909/5e/56196356c78b.jpg -пампа http://foto.rambler.ru/users/wikosha/10/?p=8&sort=sort - виктория регия http://www.25hour.ru/photogallery/hotels/2751058939_472e5751c4.jpg -гоацин http://s55.radikal.ru/i149/0907/16/a4d8cd7d1a74.jpg -колибри http://1nsk.ru/data/foto/48/600/9b5d568e3d.jpg -анаконда http://www.floranimal.ru/pages/animal/zh/2995.jpg -жук геркулес http://www.tarantulas.ru/photo/Theraphosa_blondi_3_foto.jpg-паук птицеед http://geoman.ru/news/item/f00/s02/n0000278/pic/000000.jpg -пиранья http://www.monkeyworld.ru/wp-content/uploads/2009/09/2292247048-6b60f58d4a.jpg -игрунка http://www.internet-school.ru/@@129228 –карта природных зон http://krasnoe.ucoz.ru/board -карта климатических поясов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока Природные зоны Южной Америки

Природные зоны Южной Америки. Цель урока: знать: особенности природных зон материка, характерных представителей растительного и животного мира.уметь: объяснять своеобразие природы материка; характериз...

Разработка урока "Природные зоны Южной Америки"

Интегрированный урок географии и информатики, с использованием технологии проектной деятельности, применением мультимедийных и ИОР...

Разработка урока "Природные зоны Южной Америки"

Интегрированный урок географии и информатики, с использованием технологии проектной деятельности, применением мультимедийных и ИОР...

Разработка урока "Природные зоны Южной Америки"

Разработка урока "Природные Зоны Южной Америки" учебник географии 7 класс. В.А. Коринская, И.В. Душина...

Тема урока: Обобщение темы «Южная Америка»

Тема урока: Обобщение темы «Южная Америка» (география материков и океанов, 7 класс)...

Методическая разработка урока по теме "Южная Америка", 7 класс

В данной методической разработке представлен конспект урока по теме "Климат Южной Америки" с описанием всех этапов урока, а также возможность применения инструктивной карты к уроку....

Разработка урока на тему "Южная Америка: образ материка"

Данный урок разработан для активации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся, формирует умение работать в группах, сравнивать и обобщать....