Технологическая карта урока "Суточное вращение Земли"
план-конспект урока по географии (5 класс)
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_sutochnoe_vrashchenie_zemli.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Суточное вращение Земли.
Цель урока: Развитие знаний о движении Земли.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- формировать понятия о поясах освещённости Земли;
- создать условия для формирования представлений о суточном движении Земли;
- формировать умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси;
2. Развивающая:
- развивать навыки работы в группе, в парах;
- развивать умение работать с учебником и картой (атласом) – читать, анализировать, обобщать информацию;
- развивать интерес к предмету, образное мышление;
3. Воспитательная:
- воспитывать коммуникационную культуру при групповых формах работы;
- способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);
- способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: учебник, Дневник географа-следопыта, карта полушарий, компьютер, проектор, индивидуальные задания.
Структура и ход урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
I. Организационный этап – 1 мин | - Прозвенел звонок веселый. Вы начать урок готовы? - Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! | - Да | Соблюдение норм и правил поведения на уроке. | ||
II. Мотивационный этап – 4 мин. | 1. Учитель включает видеофрагмент «Смена дня и ночи». 2. О чём мы будем говорить сегодня? 3. Чему равен один поворот Земли? | 1. Внимательно просматривают 2. О вращении Земли вокруг себя. 3. Одному дню. | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде. | Умение анализировать и выделять главное. | Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи. |
III. Актуализация знаний – 10 мин | Чтобы ответить на вопрос урока, давайте вспомним, о чём мы говорили на предыдущем уроке. Задания на карточках: 1 группа: 2 группа: Что такое Северный полярный круг; Южный полярный круг; день осеннего равноденствия; день зимнего солнцестояния. А) Укажите градусную меру угла наклона земной оси к плоскости орбиты. Б) Дополните предложения: - земная ось сохраняет постоянное направление, её северный конец направлен на _______ звезду; - точки пересечения земной оси с поверхностью Земли называют географическими _______. 4 группа: Покажите на карте: полюса, полярные круги, тропики, экватор. | Учащиеся делятся на группы и выполняют задания на проверку домашнего задания. Обговаривание ответов идёт 2 мин. После каждая группа оглашает свои ответы. | Применение ранее полученных знаний. | Картографическая грамотность. Умение давать определения географических понятий. | Способность к сотрудничеству и коммуникации |
IV. Динамическая пауза – 1 мин | Презентация с физкультминуткой. | Ребята у своих мест выполняют упражнения | |||
V. Первичное усвоение новых знаний – 10 мин | - Положение Земли на околосолнечной орбите и постоянство наклона земной оси приводят к тому, что высота Солнца над горизонтом меняется, при этом выделяются пояса освещенности. Работа с текстом учебника Учитель раздаёт на парты шаблоны таблицы Приложение № 2 | Учащиеся согласно шаблона таблицы Приложение № 2 заполняют таблицу в тетради, работая в парах. Выполнив задание, работу проверяют с помощью слайда на экране. | Готовность к самообразова-нию и саморазвитию | Овладение навыками работы с учебником. | Планировать способы и пути достижения учебных задач. |
VI. Первичная проверка понимания – 2 мин | На экране два вопроса: Выбери верные утверждения: а) осенью улетают птицы на юг и тает снег; б) зимой в холодном поясе наблюдается полярный день; в) в Антарктиде в июне начинается зима; г) в холодном поясе солнце бывает низко над горизонтом; д) в жарком поясе зимой прохладнее, чем летом. 2. В каком поясе освещённости земная поверхность получает от полуденного солнца прямые лучи и зимой и летом а) холодном; б) умеренном; в) жарком. | Работа в парах Учащиеся читают задание и выбирают верные ответы. | Осознание единства географичес-кого пространства. | Закрепление полученных на уроке знаний.
Умение анализировать и выделять главное. | Контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность. |
VII. Первичное усвоение новых знаний –6 мин | «Полярный день и полярная ночь»» Учитель предлагает просмотреть видео сюжет и ответить на ряд вопросов: 1. В каком направление происходит вращение Земли? 2. В какой стороне происходит восход и заход солнца? 3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными? 4. Какую воображаемую линию образуют эти точки? 5. Как происходит смена дня и ночи? 6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси? 7. Что называется долготой дня? | Работа в группах Учащиеся внимательно просматривают материал, после чего дают ответы на вопросы. 1. Вращение Земли происходит с запада на восток. 2. Восход солнца на востоке; заход – на западе. 3. Неподвижными точками являются Северный и Южный полюса. 4. Воображаемая линия называется Земная ось. 5. При вращении Земли вокруг своей оси солнечные лучи освещают ту часть, которая к нему повёрнута. 6. Один оборот вокруг оси равен 24 часам, т.е. суткам. 7. Промежуток между восходом и заходом Солнца называют долготой дня. | Готовность к самообразованию и саморазвитию | Формирование системы знаний о вращении Земли Умение выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений. | Познавательные, регулятивные и коммуникативные результаты: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. |
IX. Первичное закрепление - 7 мин | Дневник географа-следопыта Стр. 12 Практическая работа № 4. | Индивидуальнаяработа. | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде. | Овладение навыками работы с текстом. учебника Закрепление полученных на уроке знаний и умений. | Оценивать правильность выполнения заданий. |
XI. Домашнее задание – 2 мин | 1. Параграф 5. 2. Дневник географа следопыта с. 14 3. Составить презентацию о полярном дне или полярной ночи. | Умение выполнять разно- уровневые задания. | |||
XII. Рефлексия – 2 мин | 1. Что из сегодняшнего материала вам было уже знакомо? 2. Что нового вы сегодня узнали? 3. Как считаете, продуктивно вы сегодня поработали? 4. Как вращение Земли влияет на человека? | Учащиеся отвечают на вопросы. | Умение самостоятельно выразить свои мнения по достижении цели, оценивать свои достижения. | Умение давать качественные характеристики географических объектов. | Умение аргументироватьсвою точку зрения Оценивать правильность выполнения заданий. |
Приложение №1
Карточка №1
1 группа:
Что такое: географический полюс; день весеннего равноденствия; день летнего солнцестояния; тропик.
Карточка №1
2 группа:
Что такое Северный полярный круг; Южный полярный круг; день осеннего равноденствия; день зимнего солнцестояния.
Карточка №1
3 группа:
А) Укажите градусную меру угла наклона земной оси к плоскости орбиты.
Б) Дополните предложения:
- земная ось сохраняет постоянное направление, её северный конец направлен на _______ звезду;
- точки пересечения земной оси с поверхностью Земли называют географическими _______.
Карточка №1
4 группа:
Покажите на карте: полюса, полярные круги, тропики, экватор.
Приложение № 2
Пояса освещенности и их характеристика.
Умеренный | Жаркий | Холодный |
1. Где располагается | 1. Где располагается | 1. Где располагается |
2. Состояние солнца | 2. Состояние солнца | 2. Состояние солнца |
3. Температурный режим | 3. Температурный режим | 3. Температурный режим |
Пояса освещенности и их характеристика.
ответы:
Умеренный | Жаркий | Холодный |
Располагается между тропиком и полярным кругом внутри полушария. Солнце никогда не бывает в зените. В течение года угол падения солнечных лучей сильно изменяется, поэтому выделяют термические сезоны года (лето, осень, зима, весна). Температуры лета и зимы сильно отличаются. | Располагается между северным и южным тропиками. Солнце 2 раза в год бывает в зените. Круглый год поверхность очень хорошо прогревается, нет разницы между летними и зимними температурами. В течение года продолжительность светового дня меняется незначительно. | Располагается внутри полярного круга каждого полушария.
Зимой Солнце вообще не восходит над горизонтом – явление Полярной ночи. Летом Солнце, наоборот, не заходит за горизонт – явление Полярного дня. Угол падения солнечных лучей даже летом очень маленький, поэтому нагревание поверхности очень слабое. |
Приложение № 3
Вопросы к видеофильму
1. В каком направление происходит вращение Земли?
2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?
3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?
4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?
5. Как происходит смена дня и ночи?
6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?
7. Что называется долготой дня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орбитальное вращение Земли
Разработка урока с использованием УМК "Сферы"...
урок по географии 6 класс Вращение Земли
урок по географии 6 класс Вращение Земли...
Технологическая карта урока геометрии по теме: "Тела вращения, площади их поверхностей и объемы"
Урок геометрии, проведенный на 1 курсе СПО.За неделю до урока группа разбивается на команды, каждая из которых получает задание от преподавателя подготовить материал по конкретному телу вращения....
Технологическая карта урока "Строение Земли.Горные породы"
Технологическая карта урока "Строение Земли.Горные породы" для 5 класса...
Технологическая карта урока Осевое вращение Земли 5 класс ФГОС
Технологическая карта урока Осевое вращение Земли 5 класс ФГОС...
Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс
Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс...
Технологическая карта урока на тему: "Земля - планета Солнечной системы. Гипотезы возникновения Земли. Формы и размеры земли. Их географические следствия"
технологическая карта урока на тему: "Земля - планета солнечной системы. Гипотезы о возникновении Земли. Формы и размеры Земли. Их географические следствия"...