Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край родной» для 7 класса
рабочая программа по географии (7, 8 класс)
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, комплексного изучения своей «малой родины».
Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Сармаковской земле и Кабардино-Балкарии в целом. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей «малой родине», отчему краю.
Данная программа является результатом обобщения многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в МКОУ «СОШ №3» села Сармаково, Зольского района, КБР.
Новизна программы состоит в том, что здесь нет дублирования школьной программы по краеведению, она построена на местном материале. По этой программе обучающиеся знакомятся с историей, природой своего края, людьми, прославившими свой край.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_moy_kray_rodnoy.docx | 42.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Извлечение
из основной образовательной программы ООО
МКОУ «СОШ №3» с. п. Сармаково,
утвержденной приказом № 124 от #1075;.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мой край родной»
для 7 класса (ФГОС ООО)
на 2024-2025 учебный год
с.п. Сармаково
2024 г
Мой край родной
Аннотация
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности составлена на основании следующих нормативных документов:
- Приказ Минобрнауки РФ от № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М: «Просвещение», 2010.
- Письмо Минобрнауки России от № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
- Письмо Минобрнауки России от № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".
- Постановление Главного санитарного врача РФ от № 189 "Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН ).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М: Просвещение, 2010.
- Письмо Министерства образования РФ от г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».\
- Закон Кабардино-Балкарской Республики от #1075;. №23-РЗ «Об образовании».
- План внеурочной деятельности МКОУ «СОШ №3» на 2024-2025 учебный год.
- Устав МКОУ «СОШ №3» с.п.Сармаково.
Пояснительная записка
“Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать”.
Д. С. Лихачев.
Актуальность программы:
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, комплексного изучения своей «малой родины». Неоспорима мысль о том, что «малая родина», отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Сармаковской земле и Кабардино-Балкарии в целом. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей «малой родине», отчему краю.
Данная программа является результатом обобщения многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в МКОУ «СОШ №3» села Сармаково, Зольского района, КБР.
Новизна программы состоит в том, что здесь нет дублирования школьной программы по краеведению, она построена на местном материале. По этой программе обучающиеся знакомятся с историей, природой своего края, людьми, прославившими свой край. Занятия кружковцев проводятся в игровой форме, в форме лекции, экскурсии, викторины, конференции, а также в форме различных воспитательных мероприятий.
Цель программы:
Целью является комплексное изучение своего родного края, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских навыков.
Задачи программы
Предметные:
- расширить, углубить, конкретизировать знания по природе Сармаково;
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей, географией и современной жизнью своего населенного пункта.
Метапредметные:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование толерантности и толерантного поведения; укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей
Личностные:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Особенности программы:
Программа кружка «Мой край родной» относится к туристко - краеведческой направленности.
Основными объектами изучения краеведения являются природное, социально-экономическое и культурное развитие своего края.
Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков, изучения многообразных источников по истории и географии края.
5. Формы и виды деятельности:
Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения.
Также применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ролевая игра, викторины, воспитательные мероприятия, экскурсии и другие.
Используются современные педагогические технологии:
- проблемное обучение;
- проектные методы в обучении;
- здоровье сберегающие технологии;
- использование исследовательского метода в обучении;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- технология «Развитие критического мышления» и др.
6. Примерные темы творческих работ учащихся.
1. «Эльбрус – самая высокая вершина России».
2. «Водоемы и их роль в жизни республики и села».
3. «Земля – главное богатство нашего края».
4. «Рассказы о родном крае».
5. «Люди нашего края».
6. «История села – частица истории Отечества».
7. «Мой край родной».
8. «До сих пор нам поют эти струны».
9. «Улица названа в честь ветерана» и др.
7. Предполагаемые результаты курса:
В результате изучения краеведения ученик должен:
Знать/понимать
• Историю становления и развития села в контексте основных исторических событий;
Природу своего края;
• Производства и промыслы, издавна развивавшиеся на территории села, современное состояние промышленности и сельского хозяйства;
• Основные исторические события, происходившие на территории в годы Великой Отечественной войны;
• Поэтов и писателей - уроженцев села;
• Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Уметь:
• Описывать основные этапы жизни села;
• Систематизировать знания о родном крае;
• Анализировать основные этапы развития села, соотносить его с основными историческими событиями;
• Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться ей для выполнения творческих заданий;
• Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
- Возрастет интерес к истории, краеведению.
- Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;
- Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
- Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Введение | 2 | ||
1-2 | Введение в тематику. Краеведение – наука о родном крае. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 |
Раздел 2. Символы | 3 | |||
3 | Россия – Родина моя. История присоединения КБР к России. | 1 | 1 | |
4 | Символы государства РФ: герб, гимн, флаг | 1 | 1 | |
5 | КБР – моя малая Родина. Символы малой Родины: герб, гимн, флаг | 1 | 1 | |
Раздел 4. Мой край – частица России | 4 | |||
6 | Республика КБР – частица России | 1 | 1 | |
7-8 | Географическое положение КБР. Где мы находимся: в Европе или в Азии? | 2 | 1 | 1 |
9 | Границы моей республики | 1 | 1 | |
Раздел 5. Природа края | 12 | |||
10 | Горы КБР. Вершины – пятитысячники | 1 | 1 | |
11-12 | Эльбрус – самая высокая вершина Кавказа и России. Игра «Поле чудес» по горам | 2 | 1 | 1 |
13-14 | Полезные ископаемые республики и села Игра «Поле чудес» по полезным ископаемым | 2 | 1 | 1 |
15-17 | Водоемы края. Реки и озера КБР, села. Игра «Поле чудес» по водоемам. | 3 | 2 | 1 |
18-19 | Погода. Можно ли предсказать ее? Анализ розы ветров для разных территории республики. Работа с диаграммами | 2 | 1 | 1 |
20 | Эндемики КБР Растения Красной книги | 1 | 1 | |
21 | Животные Красной книги | 1 | 1 | |
Раздел 6. Мое Сармаково – моя малая Родина | 13 | |||
22-23 | История села с момента основания до наших дней. | 2 | 1 | 1 |
24-25 | Развитие культуры – особое место в истории села. Сармаковский оркестр народных инструментов. | 2 | 1 | 1 |
26 | Географическое положение села | 1 | 1 | 1 |
27-28 | Топонимика села | 2 | 1 | 1 |
29-30 | Выходцы из села – участники ВОВ | 2 | 1 | 1 |
31-32 | Люди, прославившие село, республику | 2 | 1 | 1 |
33-34 | Конференция. Защита проектов | 2 | 2 | |
Всего | 34 | 21 | 13 |
Содержание программы:
Раздел 1. Введение -2ч.
Введение в тематику. Знакомство с краеведением. Россия – Родина моя - Теория. Знакомство с техникой безопасности, основными целями и задачами.
Практические работы:
Просмотр видеоролика.
Подготовка рефератов и сообщений по теме занятия.
Раздел 2. Символы -3ч.
Россия – Родина моя. История присоединения КБР к России.
Символы государства РФ: герб, гимн, флаг.
КБР – моя малая Родина. Символы малой Родины: герб, гимн, флаг.
Практические работы:
Просмотр видеоролика о селе.
Рисование герба, флага.
Прослушивание гимна РФ, КБР и Зольского района.
Раздел 4. Мой край – частица России – 4ч.
Республика КБР – частица России. Географическое положение КБР. Где мы находимся: в Европе или в Азии? Границы моей республики.
Практические работы:
Просмотр видеоролика.
Раздел 5. Природа края – 12 ч.
Горы КБР. Вершины – пятитысячники. Эльбрус – самая высокая вершина Кавказа и России» по горам. Фотопутешествие по горам КБР.
Полезные ископаемые республики и села.
Игра «Поле чудес» по полезным ископаемым. Водоемы края. Реки и озера КБР, села.
Игра «Поле чудес» по водоемам. Погода. Можно ли предсказать ее? Анализ розы ветров для разных территории республики. Работа с диаграммами. Эндемики КБР. Растения Красной книги.
Животные Красной книги.
Практические работы:
Викторина «Знатоки природы».
Просмотр видеоролика о растений и животных Красной книги КБР.
Игра «Поле чудес» по водоемам, по полезным ископаемым, по горам.
Фотопутешествие по горам КБР.
Раздел 6. Мое Сармаково – моя малая Родина – 13ч.
История села с момента основания до наших дней. Развитие культуры – особое место в истории села. Сармаковский оркестр народных инструментов. Географическое положение села. Топонимика села. Выходцы из села – участники ВОВ. Люди, прославившие село, республику. Конференция. Защита проектов.
Практические работы:
Просмотр видеоролика об участниках ВОВ.
Прослушивание песен в исполнении оркестра «Юные музыканты».
Защита проектов.
Литература:
Для педагога:
1. Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2013г.
2. Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и ответах. Нальчик, 2014.
3. Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР» Нальчик 2014г.
4. Карданова М.М. и др. Контрольно-измерительные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР. 8-11 кл. Нальчик, 2013.
5. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014
6. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992г.
7. Видеоматериалы.
6. Архивные материалы.
Для обучающихся:
1. Мамбетов Г.Х. Учебник. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик,
2. Бекалдиев М.Д. «История Кабардино-Балкарии 8-9 классы». Нальчик: Эльбрус, 2008.
3. Бекалдиев М.Д. «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2008.
4. Мамбетов Г.Х. Учебник. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик,
5. Аталиков М.В. «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004.
6. Емузова Л.З. « Физическая география КБР», Нальчик, 2014.
7. «Что? Где? Когда?».
8. Атлас по географии КБР.
9. Настенные карты по КБР и России.
Интернет источники:
1. Сайт Мемориала.
2. #1057;айт Национального музея КБР.
5. Сайт КБР. Рубрика «Истории КБР»
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика | Дата | |
План | Факт | |||||
1 | Раздел 1. Введение | 2 | ||||
1-2 | Введение в тематику. Краеведение – наука о родном крае. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 | ||
Раздел 2. Символы | 3 | |||||
3 | Россия – Родина моя. История присоединения КБР к России. | 1 | 1 | |||
4 | Символы государства РФ: герб, гимн, флаг | 1 | 1 | |||
5 | КБР – моя малая Родина. Символы малой Родины: герб, гимн, флаг | 1 | 1 | |||
Раздел 4. Мой край – частица России | 4 | |||||
6 | Республика КБР – частица России | 1 | 1 | |||
7-8 | Географическое положение КБР. Где мы находимся: в Европе или в Азии? | 2 | 1 | 1 | ||
9 | Границы моей республики | 1 | 1 | |||
Раздел 5. Природа края | 12 | |||||
10 | Горы КБР. Вершины – пятитысячники | 1 | 1 | |||
11-12 | Эльбрус – самая высокая вершина Кавказа и России. Игра «Поле чудес» по горам | 2 | 1 | 1 | ||
13-14 | Полезные ископаемые республики и села Игра «Поле чудес» по полезным ископаемым | 2 | 1 | 1 | ||
15-17 | Водоемы края. Реки и озера КБР, села. Игра «Поле чудес» по водоемам. | 3 | 2 | 1 | ||
18-19 | Погода. Можно ли предсказать ее? Анализ розы ветров для разных территории республики. Работа с диаграммами | 2 | 1 | 1 | ||
20 | Эндемики КБР Растения Красной книги | 1 | 1 | |||
21 | Животные Красной книги | 1 | 1 | |||
Раздел 6. Мое Сармаково – моя малая Родина | 13 | |||||
22-23 | История села с момента основания до наших дней. | 2 | 1 | 1 | ||
24-25 | Развитие культуры – особое место в истории села. Сармаковский оркестр народных инструментов. | 2 | 1 | 1 | ||
26 | Географическое положение села | 1 | 1 | 1 | ||
27-28 | Топонимика села | 2 | 1 | 1 | ||
29-30 | Выходцы из села – участники ВОВ | 2 | 1 | 1 | ||
31-32 | Люди, прославившие село, республику | 2 | 1 | 1 | ||
33-34 | Конференция. Защита проектов | 2 | 2 | |||
Всего | 34 | 21 | 13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс
Программа внеурочной деятельности “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...
Рабочая программа элективного курса "Мой край родной" 6 класс
Возрождение духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к "Малой Родине"....
Программа внеурочной деятельности «Наш край родной»
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.Содержание программы соответствует цели внеурочной деятельности...
Методический материал по курсу внеурочной деятельности "Мой край" 1-8 классы.
Дидактические и развивающие игры и упражнения...
Контрольно-измерительные материалы по курсу внеурочной деятельности "Мой край" 1-4 классы.
Задания в картинках...
Программа курса внеурочной деятельности "Наш край родной"
Программа внеурочной деятельности для школьников 5 класса «Наш край родной» предназначена для использования в учебно-воспитательном процессе основного общего образования образователь...
Классный час: Горжусь Тобой, Мой Край Родной (6 класс)
Классный час: Горжусь Тобой, Мой Край Родной (Тюмень)...