Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край родной» для 7 класса
рабочая программа по географии (7, 8 класс)

 В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, комплексного  изучения своей «малой родины».

Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Сармаковской земле и Кабардино-Балкарии в целом.  Сегодня все больше регионов  России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей «малой родине», отчему краю.

Данная программа является результатом  обобщения многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в МКОУ «СОШ №3» села Сармаково, Зольского района, КБР.

 Новизна  программы состоит в том, что  здесь нет дублирования школьной программы по краеведению, она   построена на местном материале.  По этой программе обучающиеся знакомятся с историей, природой своего края, людьми, прославившими свой край. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_moy_kray_rodnoy.docx42.45 КБ

Предварительный просмотр:

Извлечение

из основной образовательной программы ООО

МКОУ «СОШ №3» с. п. Сармаково,

утвержденной приказом № 124 от #1075;.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мой край родной»

для 7 класса (ФГОС ООО)

на 2024-2025 учебный год

с.п. Сармаково

2024 г

Мой край родной

Аннотация

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Приказ Минобрнауки РФ от № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М: «Просвещение», 2010.
  3. Письмо Минобрнауки России от № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
  4. Письмо Минобрнауки России от № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".
  5. Постановление Главного санитарного врача РФ от № 189 "Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН ).
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М: Просвещение, 2010.
  7. Письмо Министерства образования РФ от г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».\
  8. Закон Кабардино-Балкарской Республики от #1075;. №23-РЗ «Об образовании».
  9. План внеурочной деятельности МКОУ «СОШ №3» на 2024-2025 учебный год.
  10. Устав МКОУ «СОШ №3» с.п.Сармаково.





Пояснительная записка

“Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать”.
Д. С. Лихачев
.

Актуальность программы:

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, комплексного изучения своей «малой родины». Неоспорима мысль о том, что «малая родина», отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Сармаковской земле и Кабардино-Балкарии в целом. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей «малой родине», отчему краю.

Данная программа является результатом обобщения многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в МКОУ «СОШ №3» села Сармаково, Зольского района, КБР.

Новизна программы состоит в том, что здесь нет дублирования школьной программы по краеведению, она построена на местном материале. По этой программе обучающиеся знакомятся с историей, природой своего края, людьми, прославившими свой край. Занятия кружковцев проводятся в игровой форме, в форме лекции, экскурсии, викторины, конференции, а также в форме различных воспитательных мероприятий.

Цель программы:

Целью является комплексное изучение своего родного края, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских навыков.

Задачи программы

Предметные:

- расширить, углубить, конкретизировать знания по природе Сармаково;

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

- ознакомление с историей, географией и современной жизнью своего населенного пункта.

Метапредметные:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование толерантности и толерантного поведения; укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей

Личностные:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.

Особенности программы:

Программа кружка «Мой край родной» относится к туристко - краеведческой направленности.

Основными объектами изучения краеведения являются природное, социально-экономическое и культурное развитие своего края.

Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков, изучения многообразных источников по истории и географии края.

5. Формы и виды деятельности:

Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения.

Также применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ролевая игра, викторины, воспитательные мероприятия, экскурсии и другие.

Используются современные педагогические технологии:

  • проблемное обучение;
  • проектные методы в обучении;
  • здоровье сберегающие технологии;
  • использование исследовательского метода в обучении;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • технология «Развитие критического мышления» и др.

6. Примерные темы творческих работ учащихся.

1. «Эльбрус – самая высокая вершина России».

2. «Водоемы и их роль в жизни республики и села».

3. «Земля – главное богатство нашего края».

4. «Рассказы о родном крае».

5. «Люди нашего края».

6. «История села – частица истории Отечества».

7. «Мой край родной».

8. «До сих пор нам поют эти струны».

9. «Улица названа в честь ветерана» и др.

7. Предполагаемые результаты курса:

В результате изучения краеведения ученик должен:

Знать/понимать
• Историю становления и развития села в контексте основных исторических событий;

Природу своего края;

• Производства и промыслы, издавна развивавшиеся на территории села, современное состояние промышленности и сельского хозяйства;

• Основные исторические события, происходившие на территории в годы Великой Отечественной войны;

• Поэтов и писателей - уроженцев села;

• Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Уметь:

• Описывать основные этапы жизни села;

• Систематизировать знания о родном крае;

• Анализировать основные этапы развития села, соотносить его с основными историческими событиями;

• Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться ей для выполнения творческих заданий;

• Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

  • Возрастет интерес к истории, краеведению.
  • Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;
  • Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
  • Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.

Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Раздел 1. Введение

2

1-2

Введение в тематику. Краеведение – наука о родном крае. Техника безопасности.

2

1

1

Раздел 2. Символы

3

3

Россия – Родина моя. История присоединения КБР к России.

1

1

4

Символы государства РФ: герб, гимн, флаг

1

1

5

КБР – моя малая Родина. Символы малой Родины: герб, гимн, флаг

1

1

Раздел 4. Мой край – частица России

4

6

Республика КБР – частица России

1

1

7-8

Географическое положение КБР. Где мы находимся: в Европе или в Азии?

2

1

1

9

Границы моей республики

1

1

Раздел 5. Природа края

12

10

Горы КБР. Вершины – пятитысячники

1

1

11-12

Эльбрус – самая высокая вершина Кавказа и России. Игра «Поле чудес» по горам

2

1

1

13-14

Полезные ископаемые республики и села

Игра «Поле чудес» по полезным ископаемым

2

1

1

15-17

Водоемы края. Реки и озера КБР, села.

Игра «Поле чудес» по водоемам.

3

2

1

18-19

Погода. Можно ли предсказать ее? Анализ розы ветров для разных территории республики. Работа с диаграммами

2

1

1

20

Эндемики КБР

Растения Красной книги

1

1

21

Животные Красной книги

1

1

Раздел 6. Мое Сармаково – моя малая Родина

13

22-23

История села с момента основания до наших дней.

2

1

1

24-25

Развитие культуры – особое место в истории села. Сармаковский оркестр народных инструментов.

2

1

1

26

Географическое положение села

1

1

1

27-28

Топонимика села

2

1

1

29-30

Выходцы из села – участники ВОВ

2

1

1

31-32

Люди, прославившие село, республику

2

1

1

33-34

Конференция. Защита проектов

2

2

Всего

34

21

13

Содержание программы:

Раздел 1. Введение -2ч.

Введение в тематику. Знакомство с краеведением. Россия – Родина моя - Теория. Знакомство с техникой безопасности, основными целями и задачами.

Практические работы:

Просмотр видеоролика.

Подготовка рефератов и сообщений по теме занятия.

Раздел 2. Символы -3ч.

Россия – Родина моя. История присоединения КБР к России.

Символы государства РФ: герб, гимн, флаг.

КБР – моя малая Родина. Символы малой Родины: герб, гимн, флаг.

Практические работы:

Просмотр видеоролика о селе.

Рисование герба, флага.

Прослушивание гимна РФ, КБР и Зольского района.

Раздел 4. Мой край – частица России – 4ч.

Республика КБР – частица России. Географическое положение КБР. Где мы находимся: в Европе или в Азии? Границы моей республики.

Практические работы:

Просмотр видеоролика.

Раздел 5. Природа края – 12 ч.

Горы КБР. Вершины – пятитысячники. Эльбрус – самая высокая вершина Кавказа и России» по горам. Фотопутешествие по горам КБР.

Полезные ископаемые республики и села.

Игра «Поле чудес» по полезным ископаемым. Водоемы края. Реки и озера КБР, села.

Игра «Поле чудес» по водоемам. Погода. Можно ли предсказать ее? Анализ розы ветров для разных территории республики. Работа с диаграммами. Эндемики КБР. Растения Красной книги.

Животные Красной книги.

Практические работы:

Викторина «Знатоки природы».

Просмотр видеоролика о растений и животных Красной книги КБР.

Игра «Поле чудес» по водоемам, по полезным ископаемым, по горам.

Фотопутешествие по горам КБР.

Раздел 6. Мое Сармаково – моя малая Родина – 13ч.

История села с момента основания до наших дней. Развитие культуры – особое место в истории села. Сармаковский оркестр народных инструментов. Географическое положение села. Топонимика села. Выходцы из села – участники ВОВ. Люди, прославившие село, республику. Конференция. Защита проектов.

Практические работы:

Просмотр видеоролика об участниках ВОВ.

Прослушивание песен в исполнении оркестра «Юные музыканты».

Защита проектов.

Литература:

Для педагога:

1. Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2013г.

2. Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и ответах. Нальчик, 2014.

3. Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР» Нальчик 2014г.

4. Карданова М.М. и др. Контрольно-измерительные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР. 8-11 кл. Нальчик, 2013.

5. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014

6. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992г.

7. Видеоматериалы.

6. Архивные материалы.

Для обучающихся:

1. Мамбетов Г.Х. Учебник. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик,

2. Бекалдиев М.Д. «История Кабардино-Балкарии 8-9 классы». Нальчик: Эльбрус, 2008.

3. Бекалдиев М.Д. «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2008.

4. Мамбетов Г.Х. Учебник. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик,

5. Аталиков М.В. «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004.

6. Емузова Л.З. « Физическая география КБР», Нальчик, 2014.

7. «Что? Где? Когда?».

8. Атлас по географии КБР.

9. Настенные карты по КБР и России.

Интернет источники:

1. Сайт Мемориала.

2. #1057;айт Национального музея КБР.

5. Сайт КБР. Рубрика «Истории КБР»

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Дата

План

Факт

1

Раздел 1. Введение

2

1-2

Введение в тематику. Краеведение – наука о родном крае. Техника безопасности.

2

1

1

Раздел 2. Символы

3

3

Россия – Родина моя. История присоединения КБР к России.

1

1

4

Символы государства РФ: герб, гимн, флаг

1

1

5

КБР – моя малая Родина. Символы малой Родины: герб, гимн, флаг

1

1

Раздел 4. Мой край – частица России

4

6

Республика КБР – частица России

1

1

7-8

Географическое положение КБР. Где мы находимся: в Европе или в Азии?

2

1

1

9

Границы моей республики

1

1

Раздел 5. Природа края

12

10

Горы КБР. Вершины – пятитысячники

1

1

11-12

Эльбрус – самая высокая вершина Кавказа и России. Игра «Поле чудес» по горам

2

1

1

13-14

Полезные ископаемые республики и села

Игра «Поле чудес» по полезным ископаемым

2

1

1

15-17

Водоемы края. Реки и озера КБР, села.

Игра «Поле чудес» по водоемам.

3

2

1

18-19

Погода. Можно ли предсказать ее? Анализ розы ветров для разных территории республики. Работа с диаграммами

2

1

1

20

Эндемики КБР

Растения Красной книги

1

1

21

Животные Красной книги

1

1

Раздел 6. Мое Сармаково – моя малая Родина

13

22-23

История села с момента основания до наших дней.

2

1

1

24-25

Развитие культуры – особое место в истории села. Сармаковский оркестр народных инструментов.

2

1

1

26

Географическое положение села

1

1

1

27-28

Топонимика села

2

1

1

29-30

Выходцы из села – участники ВОВ

2

1

1

31-32

Люди, прославившие село, республику

2

1

1

33-34

Конференция. Защита проектов

2

2

Всего

34

21

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс

Программа  внеурочной деятельности  “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...

Рабочая программа элективного курса "Мой край родной" 6 класс

Возрождение духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения  невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к "Малой Родине"....

Программа внеурочной деятельности «Наш край родной»

Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.Содержание программы соответствует цели внеурочной деятельности...

Программа курса внеурочной деятельности "Наш край родной"

Программа внеурочной деятельности для школьников 5 класса  «Наш край родной» предназначена для использования в учебно-воспитательном процессе основного общего образования образователь...

Классный час: Горжусь Тобой, Мой Край Родной (6 класс)

Классный час: Горжусь Тобой, Мой Край Родной  (Тюмень)...