Рабочая программа учебного курса по географии в 7 классе "Материки, страны, народы"
рабочая программа по географии (7 класс)

Кундетова Инна Исуфовна

Цели и задачи курса:

- развитие и воспитание личности через систему комплексных социально ориентированных знаний;

- овладение ключевыми компетенциями: учебн-познавательными, информационными, коммуникативными;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей;

- развитие географической компетентности, способности и готовности к самостоятельному использованию географических знаний и умений;

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

- приобретение опыта разнообразной деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной), формирование    практических знаний и умений для повседневной жизни, опыта познания и самопознания;

- формирование общей культуры, необходимой каждому молодому человеку;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально – экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_kurs_po_geo_7_klass_gotov.docx46.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса по географии

«Материки, океаны, народы и страны»

( наименование учебного  курса)

Учебный курс: География. Материки, океаны, народы и страны.

Класс: 7 «А», 7 «Б»

Учебное пособие:  Душина И.В., Коринская В.А.,  Щенев В.А., География. Материки, океаны, народы и страны

7 класс, АО «Издательство «Дрофа».

Недельная нагрузка -1 н/ч.

Годовая учебная нагрузка -35 часов.

Составитель: учитель географии МОУ СОШ№4 с.п. Исламей

Кундетова И.И.

1.Пояснительная записка

Рабочая  программа  составлена:

-на основе  требований  Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной программы основного общего образования по географии 7 класс, автор В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенёв, География материков и океанов, 7 класс, АО «Издательство «Просвещение». 2021 г., в соответствии с  учебным планом. Номер учебного пособия  в федеральном перечне -  1.1.2.3.4.5.3.

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.№273-ФЗ).

- приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ООО» от 17 декабря 2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями).

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от  22 марта 2021 г. №115.

- приказ Министерство просвещения РФ «Об утверждении Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями  осуществляющими образовательную деятельность» от 20 мая 2020 г. №254.

- приказ Министерство образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» от 23 декабря 2020 г. №766.

Цели и задачи курса:

- развитие и воспитание личности через систему комплексных социально ориентированных знаний;

- овладение ключевыми компетенциями: учебн-познавательными, информационными, коммуникативными;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей;

- развитие географической компетентности, способности и готовности к самостоятельному использованию географических знаний и умений;

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

- приобретение опыта разнообразной деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной), формирование    практических знаний и умений для повседневной жизни, опыта познания и самопознания;

- формирование общей культуры, необходимой каждому молодому человеку;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально – экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

2. Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

- формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

- приобретение опыта участия в социально значимой деятельности;

- развитие потребностей и готовности к самообразованию;

- формирование экологического мышления; умение оценивать свою деятельность и поступи окружающих с точки зрения окружающей среды.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

- решать проблемные задачи; владеть основами исследовательской и проектной деятельностью;

- давать определение понятий, выделять наиболее существенные признаки объектов и явлений, обобщать, сравнивать, самостоятельно выбирать критерии для классификации;

- находить информацию в различных источниках, оценивать её достоверность;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

- развивать ИКТ – компетентность;

- строить логические рассуждения и заключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- работать с текстовым и нетекстовым компонентом;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

- осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей, для аргументации своей позиции;

- участвовать в дискуссиях, свободно высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- слушать и слышать другое мнение, уважительно и доброжелательно относится к другому человеку.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Ученик научится:

  • основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.
  • работать с основными источниками географической информации (географическими картами, схемами и т. д.)
  • объяснять значение ключевых понятий курса;
  • приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;
  • выявлять основные особенности хозяйственной деятельности населения различных стран и регионов 
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
  • приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации;
  • определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
  • чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
  • понимания географической специфики регионов и стран мира.
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.

Ученик получить возможность:

- решать проблемные задачи;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностей событий, событий, процессов, объектов;

- сопоставлять различные научные точки зрения о причинах глобального изменения климата;

- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата.

3. Содержание учебного кура.

Раздел I Введение (1 ч).

 Тема 1. Что изучают в курсе «Материков и океанов» .

Знания материков, океанов, их расположения на карте.

 Тема 2. Географическая карта — источник географических знаний.

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с     использованием карты.

Практическая работа. Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах.

Тема 3. Как люди открывали мир .

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических      открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.

Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.

Раздел II Главные особенности природы Земли. (5 ч) .

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли.

Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли.

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.

Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные    массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

     Тема 4.  Географическая оболочка.

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.

Тема 5. Население Земли.

Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.

    Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.

Радел 3 Материки и океаны (27часов).

Тема 1. Океаны.

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.        

Тема 2.  Африка.  

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Тема 3. Австралия и Океания.  

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.

Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Тема 4. Южная Америка.

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

Тема 5.  Антарктида.  

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.

Тема 6. Северная Америка.

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.

          Тема 7. Евразия .

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

Раздел IV. Земля — наш дом (2 часа )

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств, для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.

4. Тематическое планирование.

Разделы

Общее кол-во часов

Из них:

Кол-во контрольных  работ

Кол-во практических работ

1

Раздел 1. Введение

1

2

Раздел 2. Главные особенности природы Земли  

5

3

Раздел 3. Материки и океаны  

27

1

2

Раздел 4.Земля – наш дом  

2

1

Итого

35

2

2

II. Календарно-тематическое планирование  7 класс (35 часов)

Тема урока

Кол-во

Домашнее задание

Дата

проведения

часов

По  плану

Факт

Раздел 1. Введение (1-час)

1

Вводный инструктаж по ТБ. Как люди открывали и изучали Землю. Географическая карта – источник географических знаний.

1

П.1,2

Раздел 2. Главные особенности природы Земли  (5 часов)

2

Происхождение материков и океанов. Рельеф Земли.

1

П. 3,4

3

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Климатические пояса Земли.

1

П. 5,6

       4

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

1

П. 7,8

5

Строение и свойства географической оболочки. Природные комплексы суши и океана. Природная зональность.

1

П. 9,10,11

6

Численность населения Земли. Размещение населения. Народы и религии мира. Хозяйственная деятельность людей.

1

 П.12,13,14

Раздел 3. Материки и океаны  (27 часов)

7

Тихий океан. Индийский океан. Атлантический океан. Северный

Ледовитый океан.

1

П. 15,16

8

Практическая работа № 1 «Нанести на к/к течения в океанах»

1

9

Общие особенности природы южных материков. Исследования Африки. Географическое положение.

1

П. 17,18

10

Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды.

1

П. 19,20

11

Природные зоны. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.

1

П.21,22

12

Население .Страны северной Африки. Алжир. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия.

1

П.23, 24, 25

13

Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны южной Африки. ЮАР.

1

П.26 ,27

14

Географическое положение Австралии. История открытий. Рельеф и полезные ископаемые.

1

П. 28

15

Климат Австралии. Внутренние воды. Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира.

1

П.29, 30

16

Австралийский Союз. Океания. Природа, население и страны.

1

П. 31,32

17

Контрольная работа № 1 «Океаны. Африка»

1

18

Географическое положение. История открытий и исследований. Рельеф и полезные ископаемые.

1

П.33, 34

19

Климат. Внутренние воды. Природные зоны.

1

П.35, 36

20

Население. Страны востока материка. Бразилия. Страны Анд. Перу.

1

П. 37, 38, 39

21

Географическое положение. Открытия и исследование Природа Антарктиды..

1

П.40

22

Общие особенности природы северных материков. Географическое положение. История открытий и исследований материка.

1

П.41, 42

23

Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Население.

1

П. 43,44, 45

24

Канада. США. Средняя Америка. Мексика.

1

П.46, 47, 48

25

Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности рельефа, его развитие.

1

П. 49 ,50

26

Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Народы и страны Евразии.

1

П. 51, 52

27

Практическая работа № 2 «Нанесение на к\к ГП Евразии»

1

28

Страны Северной Европы. Страны западной Европы. Великобритания. Франция. Германия.

1

П. 53,54,55

29

Страны Восточной Европы. Страны южной Европы. Италия

1

П.56, 57,58

30

Страны Юго-Западной Азии. Страны Центральной Азии.

1

П. 59. 60

31

Страны Восточной Азии. Китай. Япония.

1

П. 61,62

32

Страны южной Азии. Индия.

1

П. 63

33

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

1

П. 64

Раздел 4.Земля – наш дом  (2часа)

34

Контрольная  работа № 2 «Материки и океаны»

1

П. 65, 66

35

Закономерности географической оболочки Взаимодействие природы и общества.

1

П. 65, 66

                                                       Средства обучения: 

Материально-технические ресурсы:

1.Политическая карта мира.

2.Физическая карта мира.

4.Модель Земли: глобус.

5.Программа основного общего образования по географии 5 – 9 классы М.: Дрофа, 2021

6. Базовое учебное пособие:  Душина И.В.,  Коринская В.А.,  Щенев В.А. География. 7 класс. Материки, океаны, народы и страны  –  М.: Дрофа, 2021г.

7. Географический атлас 7 класс, М.Дрофа 2021. 

8. Контурные карты по географии. – М.: Дрофа, 2020.

Интернет-ресурсы:

1. http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

2.http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

3.http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

4.Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28

5. Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/) http://interneturok.ru/

6.Мир карт (mirkart.ru). http://www.mirkart.ru/

7.Презентации по географии (ppt4web.ru/geografija) http://ppt4web.ru/geografija

8.России http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#2

9.Единая коллекция образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/

10.Российская Электронная библиотека http://elibrary.rsl.ru/

11.Федеральный центр электронных образовательных ресурсов http://eor.edu.ru/

12.Географический справочник http://geo.historic.ru/

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Глобальная география"

В данной программе рассматривается материал для работы с обучаемыми 10-х общеобразовательных  классов  по курсу "Глобальная география"...

Рабочая программа учебного курса по географии: «География. Начальный курс. 5 класс»

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 5 – 9 классов (И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М., Дрофа, 2017 г.) и ориентирована на использов...

Рабочая программа учебного курса по географии: «География. Начальный курс. 6 класс»

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 5 – 9 классов (И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М., Дрофа, 2017 г.) и ориентирована на использов...

Рабочая программа учебного курса по географии: «География материков и океанов. 7 класс»

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 5 – 9 классов (И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М., Дрофа, 2017 г.) и ориентирована на использов...

Рабочая программа учебного курса по географии: «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс»

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 5 – 9 классов (И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, М., Дрофа, 2016 г.) и ориентирована на использ...

Рабочая программа учебного курса по географии: «Экономическая и социальная география мира. 10 – 11 классы»

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 10 – 11 классов (В. П. Максаковский, М., Дрофа, 2008 г.) и ориентирована на использование учебника «Экономическая и ...

Рабочая программа учебного курса по географии для 6 класса «За страницами учебника географии»

Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению у...