Рабочая программа учебного курса по географии: «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс»
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Буркин Евгений Игоревич

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 5 – 9 классов (И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, М., Дрофа, 2016 г.) и ориентирована на использование учебника «География России. Хозяйство и географические районы». 9 кл. В. П. Дронова, И. И. Бариновой, В. Я. Рома; под ред.: В. П. Дронова, М., Дрофа, 2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9a_klass.docx43.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РАССМОТРЕНО

на Методическом совете

Протокол №1 от 31.08.2017 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ А. В. Соболева

«___»_________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №3»

__________ Е. В. Михалёва

«____»_________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по географии: «География России. Хозяйство и географические районы»

                             

9 «А» класс

Составитель: Буркин Е. И., учитель географии

2017 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  2. Государственных образовательных стандартов основного общего образования (ГОС ООО);
  3. государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»;
  4. Примерной образовательной программы основного общего образования по географии;
  5. авторской программы для 5 – 9 классов (И. И. Баринова и др., М., Дрофа, 2016 г.);
  6. учебного плана школы на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 5 – 9 классов (И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, М., Дрофа, 2016 г.) и ориентирована на использование учебника «География России. Хозяйство и географические районы». 9 кл. В. П. Дронова, И. И. Бариновой, В. Я. Рома; под ред.: В. П. Дронова, М., Дрофа, 2014 г.

Согласно учебному плану школы на 2017-2018 учебный год освоение данной образовательной программы осуществляется в объёме 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

При разработке рабочей программы в авторскую были внесены лишь незначительные изменения, связанные с формулированием тем практических работ. Внесённые изменения обусловлены психо-физиологическими особенностями обучающихся данного класса.

Курс «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» занимает центральное место в системе школьной географии. Именно он завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Основными целями курса являются:

  • формирование целостного представления об особенностях хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
  • воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих её народов;
  • формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи курса:

  • формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
  • формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
  • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
  • создание образа своего родного края.

В свою очередь, содержание данного курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии выпускник основной школы должен знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины;
  • различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  • географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
  • связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
  • особенности природы РФ, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
  • меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

В результате изучения географии выпускник основной школы должен уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов;
  • районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
  • определять географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
  • представлять результаты измерений в разной форме;
  • выявлять на вышеназванной основе эмпирические зависимости;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности и проведения съемок её участков;
  • определять поясное время;
  • читать карты различного содержания;
  • учитывать фенологические изменения в природе своей местности;
  • проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценивать их последствия;
  • наблюдать за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  • определять комфортные и дискомфортные параметры природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решать практические задачи по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;
  • принимать необходимые меры в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проводить самостоятельный поиск географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных материалов.

На основе вышеперечисленных требований к уровню подготовки выпускника основной школы главными формами и видами контроля являются:

  • практические работы, которые ориентированы на закрепление образовательных результатов конкретного урока через описания географического положения района России, отрасли специализации и т. п.;
  • самостоятельные работы, с помощью которых осуществляется проверка усвоения знаний и умений по конкретному разделу;
  • работы с атласом и контурной картой, которые являются основными средствами обучения в географии, поскольку выполняют важную функцию – помогают обучающимся выявлять взаимосвязи исследуемых явлений и процессов.

Для оценивания результатов на этапе контроля используется следующая дополнительная учебная литература:

  • «География. 9 класс. Атлас. ФГОС». М., Дрофа, 2017 г.;
  • «География. 9 класс. Контурные карты. ФГОС». М., Дрофа, 2017 г.;
  • «Тесты по географии: 8 – 9 классы: к учебнику под ред. В. П. Дронова “География России. 8 – 9 классы”». В. И. Евдокимов, М., Экзамен, 2009 г.;
  • «Контрольно-измерительные материалы. География. 9 класс». Е. А. Жижина, М., ВАКО, 2013 г.

Для помощи обучающимся, которые в 2017-2018 учебном году примут решение сдавать Основной государственный экзамен (ОГЭ) по географии, применяется следующая учебная литература:

  • «ОГЭ 2018. География. Комплекс материалов для подготовки учащихся». В. В. Барабанов, М., Интеллект-Центр, 2017 г.;
  • «ОГЭ. География. Типовые экзаменационные варианты. 20 вариантов». С. Е. Дюкова, В. В. Барабанов, Э. М. Амбарцумова; под ред. Э. М. Амбарцумовой, М., Национальное образование, 2018 г.

Содержание учебного курса

Введение

Повторение и обобщение знаний о хозяйстве России, полученных в курсе географии 8 класса.

Часть IV. Хозяйство России (продолжение)

Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Что такое топливно-энергетический комплекс. Для чего и как составляется топливно-энергетический баланс. Каковы проблемы развития российского ТЭК.

Нефтяная промышленность. Сколько нефти добывается в России. Где расположены основные нефтяные базы страны. Куда транспортируют и где перерабатывают российскую нефть. Как нефтяная промышленность влияет на окружающую среду.

Газовая промышленность. Сколько природного газа добывают в России. Где в России расположены основные базы добычи газа. Куда транспортируют российский газ. Как газовая промышленность влияет на окружающую среду.

Угольная промышленность. Сколько угля добывается в России. Где находятся основные базы добычи угля. Как угольная промышленность влияет на окружающую среду.

Электроэнергетика. Сколько электроэнергии производится в России. Как размещаются электростанции различных типов. Как в России используются нетрадиционные источники энергии. Что такое энергосистемы и для чего они нужны. Как электроэнергетика влияет на окружающую среду.

Металлургия. География черной металлургии. Что такое металлургия. Сколько черных металлов производится в России. Как размещаются металлургические предприятия. Где находятся основные районы производства черных металлов. Как черная металлургия влияет на окружающую среду.

География цветной металлургии. Сколько цветных металлов производится в России. Где размещаются предприятия цветной металлургии. Где находятся основные районы производства цветных металлов. Как цветная металлургия влияет на окружающую среду.

Химическая промышленность. Что производит химическая промышленность. Чем химическая промышленность отличается от других отраслей. География химической промышленности. Как размещаются предприятия химической промышленности. Где находятся основные районы химической промышленности. Как химическая промышленность влияет на окружающую среду.

Лесная промышленность. Сколько продукции лесной промышленности производится в России. Как размещаются предприятия лесной промышленности. Где находятся основные районы лесной промышленности. Как лесная промышленность влияет на окружающую среду.

Машиностроение. Сколько машин производится в России. Как размещаются предприятия машиностроения. Где находятся основные районы машиностроения. Как машиностроение влияет на окружающую среду.

Пищевая и легкая промышленность. Чем пищевая и легкая промышленность отличаются от других отраслей хозяйства. Как размещаются предприятия пищевой и легкой промышленности. Где находятся основные районы пищевой и легкой промышленности. Как пищевая и легкая промышленность влияют на окружающую среду.

Практическая работа № 1 «Характеристика одного из нефтяных бассейнов России по картам и статистическим материалам».

Практическая работа № 2 «Характеристика по картам и статистическим материалам одной из баз химической промышленности России».

Самостоятельная работа № 1 «Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). География металлургии».

Самостоятельная работа № 2 «Химическая и лесная промышленности».

Самостоятельная работа № 3 «Машиностроение и лёгкая промышленность».

Третичный сектор экономики – сфера услуг

Состав и значение сферы услуг. Что такое услуги и какими они бывают. Как устроена сфера услуг. Как развита в России сфера услуг.

Роль и значение транспорта. Что такое транспортная система. Как учитывается роль различных видов транспорта в транспортной системе.

Сухопутный транспорт. Какой вид транспорта ведущий в России. Почему автомобильный транспорт недостаточно развит в России. Как железнодорожный и автомобильный транспорт влияют на окружающую среду.

Водный транспорт. Каковы особенности морского транспорта России. Какой морской бассейн ведущий в морском транспорте страны. Что перевозят внутренним водным транспортом. Как водный транспорт влияет на окружающую среду.

Авиационный и трубопроводный транспорт. Связь. Каковы особенности авиационного транспорта России. Какова роль трубопроводного транспорта в транспортной системе. Как авиационный и трубопроводный транспорт влияют на окружающую среду. Какие бывают виды связи. Как в России развита связь.

Наука. Какова роль науки и образования в современном обществе. Какова география российской науки. Что такое наукограды.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Каковы особенности жилищного фонда России. Как россияне обеспечены жильем. Как жилой фонд размещен по территории страны. Что такое рекреационное хозяйство.

Практическая работа № 3 «Характеристика по картам Транссибирской магистрали».

Самостоятельная работа № 4 «Третичный сектор экономики».

Часть V. География крупных регионов России

Районирование России

Зачем районировать территорию страны. Что такое районирование. Как отличаются виды районирования.

Европейская Россия (Западный макрорегион)

Общая характеристика Европейской России. Что такое Европейская Россия и каково ее географическое положение. Каковы особенности природы Европейской России. Чем характеризуются природные ресурсы, население и хозяйство этой части страны.

Европейский Север. Географическое положение. Почему Европейский Север освоен слабее своих соседей. В чем выгоды приморского положения района. Как влияют на развитие района особенности соседского положения.

Природа Европейского Севера. Чем различается природа различных частей района. Чем богаты моря, омывающие Европейский Север.

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. Каковы особенности современного населения района. Как заселялся и осваивался Европейский Север.

Хозяйство Европейского Севера. В чем главные особенности хозяйства Европейского Севера. Каковы ведущие отрасли промышленности района. Каковы экологические проблемы района.

Северо-Западный район. Географическое положение. Каковы главные черты географического положения района. Как влияло на развитие района его столичное положение.

Природа Северо-Запада. С чем связаны особенности природы Северо-Запада. Какими природными ресурсами богат район.

Население и хозяйственное освоение Северо-Запада. Сколько людей проживает в Европейском Северо-Западе. Как заселялся и обживался район.

Хозяйство Северо-Запада. Как на хозяйство района влияет его приморское положение. Какую роль в хозяйстве страны играет промышленность Северо-Запада. Какая отрасль – ведущая в сельском хозяйстве района. Какова экологическая ситуация в районе.

Центральная Россия. Географическое положение. Каков состав Центральной России. Какова главная черта географического положения района. Как влияет на развитие района столичность положения.

Природа Центральной России. Как различаются природные условия в Центральной России. Какими природными ресурсами богат район.

Население и хозяйственное освоение Центральной России. Сколько людей живет в Центральной России. Как размещается городское и сельское население района. Какие народы населяют район. Как осваивался и заселялся район.

Хозяйство Центральной России. Чем отличается хозяйство Центральной России. Какие отрасли промышленности развиты в районе. Каково внутреннее различие сельского хозяйства Центральной России. Каковы экологические проблемы района.

Европейский Юг. Географическое положение. Каковы главные особенности географического положения района. Как влияют на природу и хозяйство Европейского Юга омывающие его моря.

Природа Европейского Юга. Чем определяются особенности природы Европейского Юга. Каково главное природное богатство района.

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. Почему население Европейского Юга быстро увеличивается. Где проживает большинство населения Европейского Юга. Какие народы проживают на Европейском Юге. В чем заключаются социальные проблемы Европейского Юга. Как заселялся и осваивался Европейский Юг.

Хозяйство Европейского Юга. В чем особенности хозяйства Европейского Юга. Какая отрасль – главная в хозяйстве района. Какие отрасли промышленности развиты на Европейском Юге. Почему Европейский Юг – главный курортный район страны. Каковы экологические проблемы района.

Поволжье. Географическое положение. В чем главные особенности физико-географического положения района. В чём главные особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения района.

Природа Поволжья. Как географическое положение влияет на природу Поволжья. Какие природные ресурсы Поволжья – наиболее ценные. Какие неблагоприятные природные явления характерны для Поволжья.

Население и хозяйственное освоение Поволжья. Сколько людей живет в Поволжье. Как размещено население по территории Поволжья. Какие народы заселяют Поволжье. Как заселялось и осваивалось Поволжье.

Хозяйство Поволжья. В чем особенности хозяйства Поволжья. Какие отрасли промышленности развиты в Поволжье. Что производит сельское хозяйство района. Каковы экологические проблемы района.

Урал. Географическое положение. Какова главная черта географического положения Урала. Как географическое положение влияет на развитие района.

Природа Урала. Как пограничность проявляется в особенностях природы Урала. Почему столь разнообразны природные ресурсы Урала.

Население и хозяйственное освоение Урала. Сколько людей живет на Урале. Как размещено население по территории Урала. Какие народы населяют Урал. Как заселялся и осваивался Урал.

Хозяйство Урала. Каковы особенности хозяйства Урала. Какие отрасли промышленности – ведущие в хозяйстве района. Как на Урале развито сельское хозяйство. Какова экологическая ситуация на Урале.

Практическая работа № 4 «Характеристика лесной промышленности Европейского Севера».

Практическая работа № 5 «Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга».

Практическая работа № 6 «Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения».

Самостоятельная работа № 5 «Европейский Север и Северо-Запад».

Самостоятельная работа № 6 «Центральная Россия».

Самостоятельная работа № 7 «Европейский Юг».

Самостоятельная работа № 8 «Поволжье».

Самостоятельная работа № 9 «Урал».

Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

Азиатская Россия. Географическое положение. Каковы особенности геополитического положения и природных условий Азиатской России. Какие природные ресурсы Азиатской России используются наиболее активно.

Западная Сибирь. Географическое положение. Как географическое положение влияет на ее природу и хозяйство. Чем определяется геополитическое положение района.

Природа Западной Сибири. Какой рельеф преобладает в Западной Сибири. Какие факторы влияют на климат района. Почему в Западной Сибири много болот. Сколько природных зон в Западной Сибири. Какими природными ресурсами богата Западная Сибирь.

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Сколько людей живет в Западной Сибири. Как осваивалась Западная Сибирь.

Хозяйство Западной Сибири. В чем особенности хозяйства Западной Сибири. Какие отрасли промышленности главные в хозяйстве района. Где производится основная часть сельскохозяйственной продукции района. Каковы экологические проблемы Западной Сибири.

Восточная Сибирь. Географическое положение. Каковы главные особенности физико-географического положения района. Как оценивается экономико-географическое и геополитическое положение района.

Природа Восточной Сибири. Каковы особенности рельефа Восточной Сибири. Почему в Восточной Сибири резко континентальный климат. Куда впадают реки Восточной Сибири. Сколько в районе природных зон. Какими природными ресурсами богата Восточная Сибирь.

Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири. Каково население района и как оно размещается. Какие народы проживают в Восточной Сибири. Как заселялась и осваивалась Восточная Сибирь.

Хозяйство Восточной Сибири. Каковы особенности хозяйства района. Какие отрасли промышленности развиты в Восточной Сибири. В чем особенности сельского хозяйства района. В каких частях района наиболее остры экологические проблемы.

Дальний Восток. Географическое положение. Каковы особенности физико-географического положения Дальнего Востока. Как географическое положение влияет на развитие Дальнего Востока.

Природа Дальнего Востока. Почему природа Дальнего Востока столь разнообразна. Каковы особенности морей, омывающих Дальний Восток. Какими природными ресурсами богат район.

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. Сколько людей живет на Дальнем Востоке. Сколько в районе городов. Какие народы населяют район. Как заселялся и осваивался Дальний Восток.

Хозяйство Дальнего Востока. В чем особенности хозяйства Дальнего Востока. Какие отрасли — ведущие в промышленности района. Почему сельское хозяйство не обеспечивает потребности района. Каковы экологические проблемы Дальнего Востока.

Практическая работа № 7 «Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов Западной Сибири».

Практическая работа № 8 «Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири».

Практическая работа № 9 «Нанесение на контурную карту крупных городов Дальнего Востока с описанием причин концентрации в них населения».

Самостоятельная работа № 10 «Западная Сибирь».

Самостоятельная работа № 11 «Восточная Сибирь».

Самостоятельная работа № 12 «Дальний Восток».

География Московской области

Географическое положение родного края. Особенности физико- и экономико-географического положения. Комплексная оценка географического положения области.

Население и трудовые ресурсы. Комплексная характеристика населения и трудовых ресурсов. Особенности национального состава, уровень урбанизации, размещение населения.

Хозяйство Московской области. Особенности формирования хозяйства области, отрасли специализации. Анализ хозяйственных условий области.

Россия в современном мире

Россия и страны СНГ. Место России среди государств СНГ и стран мира по площади и по численности населения.

Взаимодействие России с другими странами. Проблемы русского населения в странах ближнего зарубежья. Проблемы развития экономических связей России.

Геополитическое положение современной России. Понятие «геополитическое влияние». Влияние России на положение дел в мире. Изменение геополитического влияния России с XVI по XXI вв. Современное геополитическое положение России после политического кризиса на Украине (2013 – 2014 гг.).

Объекты мирового природного и культурного наследия. Памятники Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в России.

Повторение и обобщение

Основные понятия курса. Закономерности пространственного распределения по территории России объектов различных сфер экономики. ФГП и ЭГП районов в составе России. Особенности населения и хозяйства районов России. География Московской области. Россия на современной карте мира.

Самостоятельная работа № 13 «География России. Хозяйство и географические районы».

Тематическое планирование учебного курса

№ п/п

Наименование раздела, тема

Кол-во часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Введение

1

1

Часть IV. Хозяйство России (продолжение)

Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье

19

12

12

7

7

5

Третичный сектор экономики – сфера услуг

7

5

2

4.

Часть V. География крупных регионов России

Районирование России

39

1

24

1

15

5.

Европейская Россия (Западный макрорегион)

25

16

9

6.

Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

13

7

6

7.

География Московской области

3

3

8.

Россия в современном мире

4

4

9.

Повторение и обобщение

2

1

1

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Дата

Плановые сроки

Скорректированные сроки прохождения

Введение

1.

Введение.

Часть IV. Хозяйство России (продолжение)

Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье

2.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).

3.

Нефтяная промышленность.

Практическая работа № 1 «Характеристика одного из нефтяных бассейнов России по картам и статистическим материалам».

4.

Газовая промышленность.

5.

Угольная промышленность.

6.

Электроэнергетика.

7.

Металлургия. География чёрной металлургии.

8.

География цветной металлургии.

Самостоятельная работа № 1 «Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). География металлургии».

9.

Химическая промышленность.

10.

География химической промышленности.

Практическая работа № 2 «Характеристика по картам и статистическим материалам одной из баз химической промышленности России».

11.

Лесная промышленность.

Самостоятельная работа № 2 «Химическая и лесная промышленности».

12.

Машиностроение.

13.

Пищевая и лёгкая промышленность.

Самостоятельная работа № 3 «Машиностроение и лёгкая промышленность».

Третичный сектор экономики – сфера услуг

14.

Состав и значение сферы услуг.

15.

Роль и значение транспорта.

16.

Сухопутный транспорт.

17.

Водный транспорт.

18.

Авиационный и трубопроводный транспорт. Связь.

Практическая работа № 3 «Характеристика по картам Транссибирской магистрали».

19.

Наука.

20.

Жилищное и рекреационное хозяйство.

Самостоятельная работа № 4 «Третичный сектор экономики».

Часть V. География крупных регионов России

Районирование России

21.

Зачем районировать территорию страны.

Европейская Россия (Западный макрорегион)

22.

Общая характеристика Европейской России.

23.

Европейский Север. Географическое положение.

24.

Природа Европейского Севера.

25.

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера.

26.

Хозяйство Европейского Севера.

Практическая работа № 4 «Характеристика лесной промышленности Европейского Севера».

27.

Северо-Западный район. Географическое положение.

28.

Природа Северо-Запада.

29.

Население и хозяйственное освоение Северо-Запада.

30.

Хозяйство Северо-Запада.

Самостоятельная работа № 5 «Европейский Север и Северо-Запад».

31.

Центральная Россия. Географическое положение.

32.

Природа Центральной России.

33.

Население и хозяйственное освоение Центральной России.

Практическая работа № 5 «Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга».

34.

Хозяйство Центральной России.

Самостоятельная работа № 6 «Центральная Россия».

35.

Европейский Юг. Географическое положение.

36.

Природа Европейского Юга.

37.

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

38.

Хозяйство Европейского Юга.

Самостоятельная работа № 7 «Европейский Юг».

39.

Поволжье. Географическое положение.

40.

Природа Поволжья.

Практическая работа № 6 «Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения».

41.

Население и хозяйственное освоение Поволжья.

42.

Хозяйство Поволжья.

Самостоятельная работа № 8 «Поволжье».

43.

Урал. Географическое положение.

44.

Природа Урала.

45.

Население и хозяйственное освоение Урала.

46.

Хозяйство Урала.

Самостоятельная работа № 9 «Урал».

Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

47.

Азиатская Россия. Географическое положение.

48.

Западная Сибирь. Географическое положение.

Практическая работа № 7 «Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов Западной Сибири».

49.

Природа Западной Сибири.

50.

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

51.

Хозяйство Западной Сибири.

Самостоятельная работа № 10 «Западная Сибирь».

52.

Восточная Сибирь. Географическое положение.

Практическая работа № 8 «Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири».

53.

Природа Восточной Сибири.

54.

Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири.

55.

Хозяйство Восточной Сибири.

Самостоятельная работа № 11 «Восточная Сибирь».

56.

Дальний Восток. Географическое положение.

57.

Природа Дальнего Востока.

58.

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

Практическая работа № 9 «Нанесение на контурную карту крупных городов Дальнего Востока с описанием причин концентрации в них населения».

59.

Хозяйство Дальнего Востока.

Самостоятельная работа № 12 «Дальний Восток».

География Московской области

60.

Географическое положение родного края.

61.

Население и трудовые ресурсы.

62.

Хозяйство Московской области.

Россия в современном мире

63.

Россия и страны СНГ.

64.

Взаимодействие России с другими странами.

65.

Геополитическое положение современной России.

66.

Объекты мирового природного и культурного наследия.

Повторение и обобщение

67.

Основные понятия курса.

68.

Самостоятельная работа № 13 «География России. Хозяйство и географические районы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Технология" направление "Технология. Технический труд" для 5-9 классов.

Рабочая программа по технологии для 5-9 классов  рассчитана на 306 учебных часов, составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов....

Рабочая программа учебного курса «Искусство (Основы Мировой художественной культуры) » Для 8-9 классов

Пояснительная запискаДанная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство с элементами черчения» для 8-9 классов

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании»​ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 ...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство с элементами черчения» для 8-9 классов

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании»​ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 ...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Рабочая программа учебного курса секции общая физическая подготовка для учащихся 3 - 4 классов

Внеклассное воспитание призвано содействовать развитию способностей и склонностей детей школьного возраста, воспитанию социальной активности, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриотич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» (базовый уровень) Основное общее образование: 5 – 6 классы (ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы образовательного учр...