Рабочая программа учебного курса по географии: «География. Начальный курс. 5 класс»
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 5 – 9 классов (И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М., Дрофа, 2017 г.) и ориентирована на использование учебника «География. Начальный курс». 5 кл. И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сониной, М., Дрофа, 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5a_klass.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РАССМОТРЕНО на Методическом совете Протокол №1 от 31.08.2017 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ А. В. Соболева «___»_________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №3» __________ Е. В. Михалёва «____»_________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по географии: «География. Начальный курс»
5 «А» класс
Составитель: Буркин Е. И., учитель географии
2017 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
- государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»;
- Примерной образовательной программы основного общего образования по географии;
- авторской программы для 5 – 9 классов (И. И. Баринова и др., М., Дрофа, 2017 г.);
- учебного плана школы на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 5 – 9 классов (И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М., Дрофа, 2017 г.) и ориентирована на использование учебника «География. Начальный курс». 5 кл. И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сониной, М., Дрофа, 2014 г.
Согласно учебному плану школы на 2017-2018 учебный год освоение данной образовательной программы осуществляется в объёме 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
При разработке рабочей программы в авторскую были внесены лишь незначительные изменения, связанные с формулированием тем практических работ. Внесённые изменения обусловлены психо-физиологическими особенностями обучающихся данного класса.
Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. Это – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируется представление о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; обучающиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения пользоваться источниками географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Основными целями курса являются:
- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека;
- пробуждение у обучающихся интереса к естественным наукам и к географии в частности;
- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- актуализировать знания и умения обучающихся, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- знакомство с одним из интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к нему;
- развить познавательный интерес обучающихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира;
- формировать у обучающихся умения применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- развить у обучающихся способность устанавливать связи в системе географических знаний;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
В процессе изучения курса «География. Начальный курс. 5 класс» используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут, которые полностью соответствуют ФГОС.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные:
- ответственное отношение к учёбе;
- опыт участия в социально значимом труде;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
- основы экологической культуры.
Предметные.
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;
- овладеть примерами практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Метапредметные результаты основаны на формировании универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона мира и России);
- осознание значимости общности и глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять цели и задачи деятельности;
- выбирать необходимые средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре или группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. п.).
На основе вышеперечисленных планируемых результатов основными формами и видами контроля являются:
- практические работы, которые ориентированы на закрепление предметных результатов конкретного урока через различное географическое описание;
- самостоятельные работы, с помощью которых осуществляется проверка усвоения знаний и умений по конкретному разделу;
- работы с атласом и контурной картой, которые являются основными средствами обучения в географии, поскольку выполняют важную функцию – помогают обучающимся выявлять взаимосвязи исследуемых явлений и процессов.
Для оценивания результатов на этапе контроля используется следующая дополнительная учебная литература:
- «География. 5 класс. Атлас. ФГОС». М., Дрофа, 2017 г.;
- «География. 5 класс. Контурные карты. ФГОС». М., Дрофа, 2017 г.;
- «География. 5 класс. Диагностические работы к учебнику И. И. Бариновой и др. Вертикаль. ФГОС» И. И. Баринова, М. С. Соловьёв, М., Дрофа, 2017 г.
Содержание учебного курса
Что изучает география
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География – наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география – два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Практическая работа № 1 «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы».
Как люди открывали Землю
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Географические открытия и исследования в XX – XXI вв. Исследования полярных областей Земли. Космический экологический мониторинг.
Самостоятельная работа № 1 «Как люди открывали Землю».
Земля во Вселенной
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли – Ю. А. Гагарин.
Самостоятельная работа № 2 «Земля во Вселенной».
Виды изображений поверхности Земли
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практическая работа № 2 «Определение по карте направлений и расстояний».
Самостоятельная работа № 3 «Виды изображений поверхности Земли».
Природа Земли
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Землетрясения и вулканы. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Жизнь в океанах и на суше. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Распространение живых организмов по планете. Лесная зона и безлесные пространства.
Почва – особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек – часть биосферы. Охрана природы. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Практическая работа № 3 «Моделирование на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов».
Практическая работа № 4 «Моделирование на контурной карте районов стихийных природных явлений».
Самостоятельная работа № 4 «Природа Земли».
Население Земли
Расселение человека по планете. Численность населения Земли. Страны на карте мира. Расселение человека. Образование рас. Этносы. Языковые семьи. Изменение численности населения Земли. Страны мира на политической карте.
Повторение и обобщение
Основные понятия курса. Что такое география? Методы исследования в географии. Вселенная и Земля. План и карта. Материк и океан. Литосфера, атмосфера и гидросфера. Почва и биосфера. Человечество на Земле.
Самостоятельная работа № 5 «География. Начальный курс».
Тематическое планирование учебного курса
№ п/п | Наименование раздела, тема | Кол-во часов | Теоретическая часть | Практическая часть |
Что изучает география | 5 | 4 | 1 | |
Как люди открывали Землю | 5 | 4 | 1 | |
Земля во Вселенной | 9 | 8 | 1 | |
4. | Виды изображений поверхности Земли | 4 | 2 | 2 |
5. | Природа Земли | 9 | 6 | 3 |
6. | Население Земли | 1 | 1 | |
7. | Повторение и обобщение | 2 | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Дата | |
Плановые сроки | Скорректированные сроки прохождения | ||
Что изучает география | |||
1 | Мир, в котором мы живём. | ||
2 | Науки о природе. | ||
3 | География – наука о Земле. Практическая работа № 1 «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы». | ||
4 | Методы географических исследований. | ||
5 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Что изучает география». | ||
Как люди открывали Землю | |||
6 | Географические открытия древности и Средневековья. | ||
7 | Важнейшие географические открытия. | ||
8 | Открытия русских путешественников. | ||
9 | Географические открытия и исследования в XX – XXI вв. | ||
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Как люди открывали Землю». Самостоятельная работа № 1 «Как люди открывали Землю». | ||
Земля во Вселенной | |||
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | ||
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | ||
13 | Соседи Солнца. | ||
14 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | ||
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | ||
16 | Мир звёзд. | ||
17 | Уникальная планета – Земля. | ||
18 | Современные исследования космоса. | ||
19 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Земля во Вселенной». Самостоятельная работа № 2 «Земля во Вселенной». | ||
Виды изображений поверхности Земли | |||
20 | Стороны горизонта. | ||
21 | Ориентирование. Практическая работа № 2 «Определение по карте направлений и расстояний». | ||
22 | План местности и географическая карта. | ||
23 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Виды изображений поверхности Земли». Самостоятельная работа № 3 «Виды изображений поверхности Земли». | ||
Природа Земли | |||
24 | Как возникла Земля. Внутреннее строение Земли. | ||
25 | Землетрясения и вулканы. Практическая работа № 3 «Моделирование на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов». | ||
26 | Путешествие по материкам. | ||
27 | Вода на Земле. | ||
28 | Воздушная одежда Земли. Практическая работа № 4 «Моделирование на контурной карте районов стихийных природных явлений». | ||
29 | Живая оболочка Земли. Жизнь в океанах и на суше. | ||
30 | Почва – особое природное тело. | ||
31 | Человек – часть биосферы. Охрана природы. | ||
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Природа Земли». Самостоятельная работа № 4 «Природа Земли». | ||
Население Земли | |||
33 | Расселение человека по планете. Численность населения Земли. Страны на карте мира. | ||
Повторение и обобщение | |||
34 | Основные понятия курса. | ||
35 | Самостоятельная работа № 5 «География. Начальный курс». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учителя физической культуры
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учитель физической культуры
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 7-9 класса (базовый курс)
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 7-9 класса (базовый курс)...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс)
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс)...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 География
Рабочая программа для групп СПО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 География программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 География разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования, феде...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 География по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 "География" по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование....